Интервью «Профстандарт учителя и обязательный ЕГЭ по истории. Прогнозы по изменениям от экспертов»
Чтобы выяснить, какие громкие изменения скоро вступят в силу, а какие – так и останутся проектами, мы обратились к экспертам нашего журнала. Они прокомментировали нововведения и высказались об их судьбе.
ЕФОМ будет оценивать профессионализм учителей независимо от места проживания и конкретного места работы
«2020 год, вероятно, решит все вопросы по новому профстандарту учителя и новой модели аттестации педагогов»
Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики, психологии и переводоведения СПбУТУиЭ, к. п. н.
Какова вероятность, что изменения вступят в силу?
Вероятность очень высока. Думаю, что 2020 год решит все вопросы с новым профстандартом и моделью аттестации. Подтверждает это и активная реализация нацпроекта «Образование» и его подпроекта «Учитель будущего». Российская система образования нуждается в новых механизмах, с помощью которых будет оценивать учителя, его готовность к педагогической деятельности.
Какие проблемы решит новый профстандарт?
Одна из главных сложных задач – связать результаты оценки учителей с их зарплатой. Сейчас педагогов оценивают по образовательным результатам учеников. Но чей это результат? С ребятами, которые показывают хорошие баллы на ГИА и ВПР, занимаются репетиторы, родители. Поэтому встает вопрос об адекватности такой оценки. А вот новая система будет определять квалификацию педагога с помощью единых федеральных оценочных материалов – ЕФОМ. Они будут выявлять разные уровни владения профессиональными компетенциями у всех учителей, независимо от места проживания и конкретного места работы. И более того, система будет помогать ликвидировать профессиональные дефициты, которые выявила, строить индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития педагогов.
Как изменит новая система аттестации работу учителя?
Работа педагога станет сложнее, но интереснее. В новой системе аттестации у старшего и ведущего учителя появятся новые обязанности. Например, старший учитель должен будет разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания, развития, а также программы коррекционной работы. На ведущего учителя ляжет еще больше обязанностей. Он будет проектировать образовательные программы по ФГОС и обучать по ним учителей. Ему же придется координировать работу педагогов, психологов и дефектологов. Поэтому одно дело работать только с учениками, даже с трудными, совсем другое – с коллегами, разрабатывать новые программы и реализовывать их.
В 2022 году в пилотных регионах планируют провести обязательный ЕГЭ по истории
«ЕГЭ-онлайн, устная форма сдачи и искусственный интеллект – будущее единого государственного экзамена»
Елена Пуляева, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, к. ю. н.
Введут ли новые обязательные ЕГЭ?
Да, введут. В 2022 году планируют ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Ученик получит возможность выбрать один из пяти языков: китайский, французский, испанский, немецкий или английский.
Идею с обязательным экзаменом по истории периодически вспоминают потому, что школьники плохо знают историю своей страны. Поэтому в 2022 году в пилотных регионах планируют провести обязательный ЕГЭ по этому предмету.
Что Вы думаете об изменениях, которые происходят с ЕГЭ?
Главных изменений два. Первое – в помощь учителям начали публиковать методические рекомендации, в которых анализируют типичные ошибки. Также каждый год Рособрнадзор подводит итоги экзаменационной кампании, что позволяет совершенствовать ЕГЭ.
Второе изменение – в 2020 году задания для ЕГЭ и экзаменационные работы планируют передавать по защищенным каналам связи по интернету в более чем половину регионов России. Это, безусловно, повысит объективность процедуры.
Планируют ли изменить процедуру сдачи экзамена?
Прорабатывают возможность сдавать ЕГЭ онлайн. Но пока это отдаленная перспектива. Хотят внедрить и устную форму сдачи. Это позволит оценить широту и критический характер мышления, коммуникативность, умение работать в команде. Также уже сейчас используют искусственный интеллект, чтобы проверять творческие части работ выпускников. В 2019 году выявили, что в некоторых из них почерки не совпадают, и отдали их экспертам. Те подтвердили, что у половины почерки действительно разные. С этими данными теперь разбирается Следственный комитет.
Как Вы оцениваете предложение о допбаллах детям, которые окончили музыкальные, художественные школы?
Допбаллы за музыкальную или художественную школу, конечно, дадут поступающим преимущество. Но уже сейчас абитуриент может представить в творческий вуз портфолио индивидуальных достижений, которые дадут ему до 10 конкурсных баллов. Поэтому критерии, которые используют вузы, все-таки могут сыграть решающую роль.
Несомненно, принять на работу студента – непростая история для любой школы, но и большой ресурс
«Идея привлекать студентов сработает, если школам помогут, например, в рамках нацпроекта „Образование“»
Дмитрий Фишбейн, директор лицея ВШЭ
Как Вы считаете, останутся ли студенты педвузов в профессии, если поработают во время учебы в школе?
Привлекать студентов к работе в школе, пока они учатся, – хорошая идея. Если школа поможет студенту адаптироваться, чтобы ему понравилось, это точно положительно повлияет на его выбор. Тем более если он начнет работать с интересными, любознательными детьми. Но такая работа должна быть конкурентной по сравнению с другой работой, которую студент сможет найти. И если на ресепшене отеля смогут платить больше, чем в школе, за то же количество часов, тогда это будет молодому человеку не очень интересно.
Принять на работу студента – это, скорее, полезный опыт или головная боль для школы?
Несомненно, принять на работу студента – непростая история для школы, но и большой ресурс. Важно, чтобы школа выработала подход к тому, как это будет происходить. Например, мы определили, что студентам присваиваем статус – «учебный ассистент». Педагог может запросить у учебного центра такого ассистента. Он помогает проверять работы, присутствует на уроках, общается с преподавателем. Так учитель уменьшает свою нагрузку, а студент начинает разбираться, как устроен процесс, как реагируют дети. Этот статус сохраняется в течение года, затем мы предлагаем ассистенту создать и вести факультативное, необязательное занятие для ребят. И если мы видим положительную динамику, тогда студент может получить небольшое количество учебных часов. Если же студентом затыкать дыры в школе, то вряд ли это принесет успех.
Как Вы оцениваете перспективы нововведения?
На мой взгляд, для такого нововведения не хватает целевого финансирования. Нужна программа, которая помогла бы школе оплачивать труд студентов, пока они учатся в вузах. Иначе школа не сможет конкурировать с потенциальными работодателями для студента.