12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Наталья Владимировна7837
Россия

Чтобы выяснить, какие громкие изменения скоро вступят в силу, а какие – так и останутся проектами, мы обратились к экспертам нашего журнала. Они прокомментировали нововведения и высказались об их судьбе.

a41ltw.png
ysullf.png ЕФОМ будет оценивать профессионализм учителей независимо от места проживания и конкретного места работы mzw1y2.png


«2020 год, вероятно, решит все вопросы по новому профстандарту учителя и новой модели аттестации педагогов»

Марина Лазарева, доцент кафедры педагогики, психологии и переводоведения СПбУТУиЭ, к. п. н.


Какова вероятность, что изменения вступят в силу?


Вероятность очень высока. Думаю, что 2020 год решит все вопросы с новым профстандартом и моделью аттестации. Подтверждает это и активная реализация нацпроекта «Образование» и его подпроекта «Учитель будущего». Российская система образования нуждается в новых механизмах, с помощью которых будет оценивать учителя, его готовность к педагогической деятельности.


Какие проблемы решит новый профстандарт?


Одна из главных сложных задач – связать результаты оценки учителей с их зарплатой. Сейчас педагогов оценивают по образовательным результатам учеников. Но чей это результат? С ребятами, которые показывают хорошие баллы на ГИА и ВПР, занимаются репетиторы, родители. Поэтому встает вопрос об адекватности такой оценки. А вот новая система будет определять квалификацию педагога с помощью единых федеральных оценочных материалов – ЕФОМ. Они будут выявлять разные уровни владения профессиональными компетенциями у всех учителей, независимо от места проживания и конкретного места работы. И более того, система будет помогать ликвидировать профессиональные дефициты, которые выявила, строить индивидуальные образовательные маршруты профессионального развития педагогов.


Как изменит новая система аттестации работу учителя?


Работа педагога станет сложнее, но интереснее. В новой системе аттестации у старшего и ведущего учителя появятся новые обязанности. Например, старший учитель должен будет разрабатывать индивидуальные программы обучения, воспитания, развития, а также программы коррекционной работы. На ведущего учителя ляжет еще больше обязанностей. Он будет проектировать образовательные программы по ФГОС и обучать по ним учителей. Ему же придется координировать работу педагогов, психологов и дефектологов. Поэтому одно дело работать только с учениками, даже с трудными, совсем другое – с коллегами, разрабатывать новые программы и реализовывать их.

yxvb2q.png
ysullf.png В 2022 году в пилотных регионах планируют провести обязательный ЕГЭ по историиmzw1y2.png


«ЕГЭ-онлайн, устная форма сдачи и искусственный интеллект – будущее единого государственного экзамена»

Елена Пуляева, старший преподаватель Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, к. ю. н.


Введут ли новые обязательные ЕГЭ?


Да, введут. В 2022 году планируют ввести обязательный экзамен по иностранному языку. Ученик получит возможность выбрать один из пяти языков: китайский, французский, испанский, немецкий или английский.


Идею с обязательным экзаменом по истории периодически вспоминают потому, что школьники плохо знают историю своей страны. Поэтому в 2022 году в пилотных регионах планируют провести обязательный ЕГЭ по этому предмету.


Что Вы думаете об изменениях, которые происходят с ЕГЭ?


Главных изменений два. Первое – в помощь учителям начали публиковать методические рекомендации, в которых анализируют типичные ошибки. Также каждый год Рособрнадзор подводит итоги экзаменационной кампании, что позволяет совершенствовать ЕГЭ.


Второе изменение – в 2020 году задания для ЕГЭ и экзаменационные работы планируют передавать по защищенным каналам связи по интернету в более чем половину регионов России. Это, безусловно, повысит объективность процедуры.


Планируют ли изменить процедуру сдачи экзамена?


Прорабатывают возможность сдавать ЕГЭ онлайн. Но пока это отдаленная перспектива. Хотят внедрить и устную форму сдачи. Это позволит оценить широту и критический характер мышления, коммуникативность, умение работать в команде. Также уже сейчас используют искусственный интеллект, чтобы проверять творческие части работ выпускников. В 2019 году выявили, что в некоторых из них почерки не совпадают, и отдали их экспертам. Те подтвердили, что у половины почерки действительно разные. С этими данными теперь разбирается Следственный комитет.


Как Вы оцениваете предложение о допбаллах детям, которые окончили музыкальные, художественные школы?


Допбаллы за музыкальную или художественную школу, конечно, дадут поступающим преимущество. Но уже сейчас абитуриент может представить в творческий вуз портфолио индивидуальных достижений, которые дадут ему до 10 конкурсных баллов. Поэтому критерии, которые используют вузы, все-таки могут сыграть решающую роль.

-6efuf.png
ysullf.png Несомненно, принять на работу студента – непростая история для любой школы, но и большой ресурсmzw1y2.png


«Идея привлекать студентов сработает, если школам помогут, например, в рамках нацпроекта „Образование“»

Дмитрий Фишбейн, директор лицея ВШЭ


Как Вы считаете, останутся ли студенты педвузов в профессии, если поработают во время учебы в школе?


Привлекать студентов к работе в школе, пока они учатся, – хорошая идея. Если школа поможет студенту адаптироваться, чтобы ему понравилось, это точно положительно повлияет на его выбор. Тем более если он начнет работать с интересными, любознательными детьми. Но такая работа должна быть конкурентной по сравнению с другой работой, которую студент сможет найти. И если на ресепшене отеля смогут платить больше, чем в школе, за то же количество часов, тогда это будет молодому человеку не очень интересно.


Принять на работу студента – это, скорее, полезный опыт или головная боль для школы?


Несомненно, принять на работу студента – непростая история для школы, но и большой ресурс. Важно, чтобы школа выработала подход к тому, как это будет происходить. Например, мы определили, что студентам присваиваем статус – «учебный ассистент». Педагог может запросить у учебного центра такого ассистента. Он помогает проверять работы, присутствует на уроках, общается с преподавателем. Так учитель уменьшает свою нагрузку, а студент начинает разбираться, как устроен процесс, как реагируют дети. Этот статус сохраняется в течение года, затем мы предлагаем ассистенту создать и вести факультативное, необязательное занятие для ребят. И если мы видим положительную динамику, тогда студент может получить небольшое количество учебных часов. Если же студентом затыкать дыры в школе, то вряд ли это принесет успех.


Как Вы оцениваете перспективы нововведения?

+

На мой взгляд, для такого нововведения не хватает целевого финансирования. Нужна программа, которая помогла бы школе оплачивать труд студентов, пока они учатся в вузах. Иначе школа не сможет конкурировать с потенциальными работодателями для студента.

Опубликовано в группе « ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по истории и обществознанию 2020-2021 г.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.