Программа по математике «Теория решения изобретательных задач» (1 класс)
Программа
«Теория решения изобретательных задач»
Программа рассчитана на детей 1 класса.
Срок реализации программы 1 год.
Программа выполнена:
учителем начальных классов Шатохиной И.Г
Пояснительная записка
Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Данный курс обладает уникальным развивающим эффектом, способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в данной программе, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Практическая значимость: программа направлена на
· создание условий для развития ребенка;
· развитие мотивации к познанию и творчеству;
· обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
· профилактику ассоциативного поведения;
· интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;
· укрепление психического здоровья.
Программа модифицированная.
Цель:
создание действенных условий для развития познавательной способности и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала
Задачи:
Обучающие:
ü обучить приемам логического мышления, анализа и синтеза;
ü научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части.
ü создать прочную основу для дальнейшего обучения.
Воспитательные:
ü воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение работать в группе;
ü формировать усидчивость, терпение.
ü воспитывать интерес к предметам через занимательные упражнения.
ü воспитать такие качества ума и речи как точность, чёткость и ясность;
Развивающие:
ü Развивать внимание, мышление, воображение, память;
ü Развивать интеллектуальную, творческую личности.
Отличительные особенности программы «ТРИЗ» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 56 часов в год, два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 35-40 минут.
Предполагаемые результаты:
Занятия должны помочь учащимся:
Ø овладеть способами исследовательской деятельности;
Ø формировать творческое мышление;
Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Ученики будут знать:
· способы решения головоломок, шарад, ребусов.
Ученики будут уметь:
· использовать знания для решения заданий;
· анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
· осуществлять самостоятельный поиск решений;
· уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;
· уметь проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;
· уметь решать нестандартные задачи;
· уметь строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, делать выводы;
· уметь находить рациональные способы вычислений;
Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Модуль «Числовые задания и математические загадки» (4 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1 |
Вводное занятие. |
общее |
теория |
практика |
4 |
1 |
|
||
2 |
Числовые ребусы с точками и звёздочками. Буквы, за которыми скрываются произвольные цифры.
|
|
1 |
2 |
|
Итого |
4 |
2 |
2 |
Модуль «Комбинаторные задачи» (3 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1 |
Магические квадраты.
|
общее |
теория |
практика |
3 |
1 |
1 |
||
2 |
Лабиринты.
|
|
|
1 |
|
Итого |
3 |
1 |
2 |
Модуль «Задачи на непрерывное рисование» (2 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1 |
Приёмы вычерчивания фигур одним росчерком пера. |
общее |
теория |
практика |
2 |
1 |
1 |
||
|
Итого |
2 |
1 |
1 |
Модуль «Задачи со спичками» (4 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Выкладывание конфигураций. Перекладывание спичек. |
общее |
теория |
практика |
4 |
1 |
2 |
||
2 |
Изменение направления фигуры.
|
|
|
1 |
|
Итого |
4 |
1 |
3 |
Модуль «Учимся отгадывать ребусы» (3 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Секреты разгадывания ребусов. |
общее |
теория |
практика |
3 |
1 |
1 |
||
2 |
Ребусы из букв и цифр.
|
|
|
1 |
|
Итого |
3 |
1 |
2 |
Модуль «Числовые головоломки» (5 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Выражения с одинаковыми числами |
общее |
теория |
практика |
5 |
1 |
2 |
||
2 |
Головоломки с числами.
|
|
|
2 |
|
Итого |
5 |
1 |
4 |
Модуль «Задачи с геометрическим содержанием» (5 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Определение количества фигур. Перестановка сторон-палочек. |
общее |
теория |
практика |
5 |
1 |
2 |
||
2 |
Черчение линий через определённое количество точек. Игра «Получи другую фигуру» |
|
|
2 |
|
Итого |
5 |
1 |
4 |
Модуль «Алгоритмические задачи» (5 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Алгоритмические задачи |
общее |
теория |
практика |
5 |
1 |
4 |
||
|
Итого |
5 |
1 |
4 |
Модуль «Числовые построения» (6 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Головоломные размещения. |
общее |
теория |
практика |
6 |
1 |
2 |
||
2 |
Занимательные перестановки. |
|
|
3 |
|
Итого |
6 |
1 |
5 |
Модуль «Фокусы и игры» (4 часа)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Неожиданные подсчёты |
общее |
теория |
практика |
4 |
1 |
2 |
||
2 |
Обманы зрения |
|
|
1 |
|
Итого |
4 |
1 |
3 |
Модуль «Задачи на планирование действий» (5 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Задачи на переливание. |
общее |
теория |
практика |
5 |
1 |
1 |
||
2 |
Задачи на перевоз героев. |
|
|
1 |
3 |
Задачи на перекладывание |
|
|
2 |
|
Итого |
5 |
1 |
4 |
Модуль «Пространственно-комбинаторные задачи» (10 часов)
№ |
Тема урока |
Количество часов |
||
1
|
Задачи на разрезание. |
общее |
теория |
практика |
10 |
1 |
2 |
||
2 |
Задачи на расстановку цифр |
|
|
2 |
3 |
Домино |
|
|
1 |
4 |
Подумай и реши |
|
|
2 |
5 |
Газета любознательных |
|
|
2 |
|
Итого |
10 |
1 |
9 |
Содержание программы:
I. Числовые задания и математические загадки -Числовые ребусы с точками и звёздочками. Буквы, за которыми скрываются произвольные цифры.
II. Комбинаторные задачи- Магические квадраты. Лабиринты.
III. Задачи на непрерывное рисование- Приёмы вычерчивания фигур одним росчерком пера.
IV. Задачи со спичками- Выкладывание конфигурации. Перекладывание спичек.
Изменение направления фигуры..
V. Учимся отгадывать ребусы- Секреты разгадывания ребусов. Ребусы из букв и цифр.
VI. Числовые головоломки- Числовые ребусы. Выражения с одинаковыми числами. Головоломки с числами.
VII. Задачи с геометрическим содержанием- Определение количества фигур. Черчение линий через определённое количество точек. Перестановка сторон-палочек. Игра «Получи другую фигуру».
VIII. Алгоритмические задачи.
IX. Числовые построения-. Головоломные размещения. Занимательные перестановки.
X. Фокусы и игры- Неожиданные подсчёты. Обманы зрения.
XI. Задачи на планирование действий- Задачи на переливание. Задачи на перевоз героев. Задачи на перекладывание
XII. Пространственно-комбинаторные задачи- Задачи на разрезание.
Математическое домино. Задачи на расстановку цифр. Подумай и реши Газета любознательных
Литература для учителя
1.Л.В.Мещенкова «36 занятий для будущих отличников» рабочая тетрадь в 2х частях + методическое пособие
2.О.Холодова «Задания по развитию творческих способностей» рабочая тетрадь в 2х частях + методическое пособие
3.Л.Ф.Тихомирова «Логика 7-10 лет»
4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников»
5.И.К.Винокурова «Развитие способностей детей 1 класс» рабочая тетрадь + методическое пособие
6.Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»
7.СD Наука без скуки
8. СD Наука без скуки -2
9.Н.И.Узодова «Занимательная математика 1-4 класс»
10.Б.А.Вахновецкий «Логическая математика для младших школьников» 1-4 часть
11.И.Ю.Матюгин «Магия памяти»
12.Сборник «Смекалка для малышей»
Литература для учащихся и родителей:
1.Л.В.Мещенкова «36 занятий для будущих отличников» рабочая тетрадь в 2х частях
2.О.Холодова «Задания по развитию творческих способностей» рабочая тетрадь в 2х частях
3.Л.Ф.Тихомирова «Логика 7-10 лет»
4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников»
5.И.К.Винокурова «Развитие способностей детей 1 класс» рабочая тетрадь
6.Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»