Программа по математике «Теория решения изобретательных задач» (1 класс)

6
0
Материал опубликован 5 December 2016 в группе

                                    Программа

        «Теория решения изобретательных задач»

                 Программа рассчитана на детей 1 класса.

                 Срок реализации программы  1 год.

 

 

 

 

 

                                               Программа выполнена:

                                                 учителем начальных классов  Шатохиной И.Г

 

                                   Пояснительная записка

Важнейшее место в системе школьного образования отводится начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности. Данный курс обладает уникальным развивающим эффектом, способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.     Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.  В настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.  Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в данной программе,  основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Практическая значимость: программа направлена на

·        создание условий для развития ребенка;

·        развитие мотивации к познанию и творчеству;

·        обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

·        профилактику ассоциативного поведения;

·        интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

·        укрепление психического здоровья.

 

 

Программа модифицированная.

 

Цель:

 создание действенных условий для развития познавательной способности             и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого начала

Задачи:

Обучающие:

ü  обучить приемам логического мышления, анализа и синтеза;

ü  научить анализировать представленный объект невысокой степени сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части.

ü  создать прочную основу для дальнейшего обучения.

Воспитательные:

ü  воспитывать уверенность в своих силах, чувства радости, успеха в учении, умение работать в группе;

ü  формировать усидчивость, терпение.

ü  воспитывать интерес к предметам через занимательные упражнения.

ü  воспитать такие качества ума и речи как точность, чёткость и ясность;

Развивающие:

ü  Развивать  внимание, мышление, воображение, память;

ü  Развивать интеллектуальную, творческую личности.

Отличительные особенности программы «ТРИЗ» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

Сроки  реализации  программы:

Программа рассчитана  на 56 часов в год, два раза в неделю.  Продолжительность каждого занятия не должна превышать  35-40 минут.

                              Предполагаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

Ø овладеть способами исследовательской деятельности;

Ø формировать творческое мышление;

Ø способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Ученики будут знать:

·        способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Ученики будут уметь:

·        использовать знания для решения заданий;

·        анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

·        осуществлять самостоятельный поиск решений;

·          уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли;

·        уметь проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки, находить закономерности, проводить классификацию объектов;

·        уметь решать нестандартные задачи;

·        уметь строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, делать выводы;

·        уметь находить рациональные способы вычислений;

 Формы организации обучения детей – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия.

 

Модуль «Числовые задания и математические загадки» (4 часа)

Тема урока

Количество часов

1

Вводное занятие.

общее

теория

практика

4

1

 

2

Числовые ребусы с точками и звёздочками. Буквы, за которыми скрываются произвольные цифры.

 

 

1

2

 

Итого

4

2

2

Модуль «Комбинаторные задачи» (3  часа)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

Магические квадраты.

 

общее

теория

практика

3

1

1

2

Лабиринты.

 

 

 

1

 

Итого

3

1

2

 

Модуль «Задачи на непрерывное рисование» (2  часа)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

Приёмы вычерчивания фигур одним росчерком пера.

общее

теория

практика

2

1

1

 

Итого

2

1

1

Модуль «Задачи со спичками» (4  часа)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Выкладывание конфигураций. Перекладывание спичек.

общее

теория

практика

4

1

2

2

Изменение направления фигуры.

 

 

 

1

 

Итого

4

1

3

Модуль «Учимся отгадывать ребусы» (3  часа)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Секреты разгадывания ребусов.

общее

теория

практика

3

1

1

2

Ребусы из букв и цифр.

 

 

 

1

 

Итого

3

1

2

Модуль «Числовые головоломки» (5  часов)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Выражения с одинаковыми числами

общее

теория

практика

5

1

2

2

Головоломки с числами.

 

 

 

2

 

Итого

5

1

4

Модуль «Задачи с геометрическим содержанием» (5  часов)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Определение количества фигур. Перестановка сторон-палочек.

общее

теория

практика

5

1

2

2

Черчение линий через определённое количество точек. Игра «Получи другую фигуру»

 

 

2

 

Итого

5

1

4

Модуль «Алгоритмические задачи» (5  часов)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

 Алгоритмические задачи

общее

теория

практика

5

1

4

 

Итого

5

1

4

 

Модуль «Числовые построения» (6  часов)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Головоломные размещения.

общее

теория

практика

6

1

2

2

Занимательные перестановки.

 

 

3

 

Итого

6

1

5

Модуль «Фокусы и игры» (4  часа)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Неожиданные подсчёты

общее

теория

практика

4

1

2

2

Обманы зрения

 

 

1

 

Итого

4

1

3

 

Модуль «Задачи на планирование действий» (5  часов)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Задачи на переливание.

общее

теория

практика

5

1

1

2

Задачи на перевоз героев.

 

 

1

3

Задачи на перекладывание

 

 

2

 

Итого

5

1

4

Модуль «Пространственно-комбинаторные задачи» (10 часов)

Тема урока

Количество часов

 

1

 

 

Задачи на разрезание.

общее

теория

практика

10

1

2

2

Задачи на расстановку цифр

 

 

2

3

Домино

 

 

1

4

Подумай и реши

 

 

2

5

Газета любознательных

 

 

2

 

Итого

10

1

9

 

                                            

                           

 

                                   Содержание    программы:

I. Числовые задания и математические загадки -Числовые ребусы с точками и звёздочками. Буквы, за которыми скрываются произвольные цифры.

II. Комбинаторные задачи- Магические квадраты. Лабиринты.

III. Задачи на непрерывное рисование- Приёмы вычерчивания фигур одним росчерком пера.

IV. Задачи со спичками- Выкладывание конфигурации. Перекладывание спичек.

Изменение направления фигуры..

V. Учимся отгадывать ребусы- Секреты разгадывания ребусов. Ребусы из букв и цифр.

VI. Числовые головоломки- Числовые ребусы. Выражения с одинаковыми числами. Головоломки с числами.

VII. Задачи с геометрическим содержанием- Определение количества фигур. Черчение линий через определённое количество точек. Перестановка сторон-палочек. Игра «Получи другую фигуру».

VIII. Алгоритмические задачи.

IX. Числовые построения-. Головоломные размещения. Занимательные перестановки.

X. Фокусы и игры- Неожиданные подсчёты. Обманы зрения.

XI. Задачи на планирование действий- Задачи на переливание. Задачи на перевоз героев. Задачи на перекладывание

XII. Пространственно-комбинаторные задачи- Задачи на разрезание.

Математическое домино. Задачи на расстановку цифр. Подумай и реши Газета любознательных

 

 

                                        

     Литература для учителя

1.Л.В.Мещенкова «36 занятий для будущих отличников» рабочая тетрадь в 2х частях + методическое пособие

2.О.Холодова «Задания по развитию творческих способностей» рабочая тетрадь в 2х частях + методическое пособие

3.Л.Ф.Тихомирова «Логика 7-10 лет»

4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников»

5.И.К.Винокурова «Развитие способностей детей 1 класс» рабочая тетрадь + методическое пособие

6.Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»

7.СD  Наука без скуки

8. СD  Наука без скуки -2

9.Н.И.Узодова «Занимательная математика 1-4 класс»

10.Б.А.Вахновецкий  «Логическая математика для младших школьников» 1-4 часть

11.И.Ю.Матюгин «Магия памяти»

12.Сборник «Смекалка для малышей»

Литература для  учащихся и родителей:

1.Л.В.Мещенкова «36 занятий для будущих отличников» рабочая тетрадь в 2х частях

2.О.Холодова «Задания по развитию творческих способностей» рабочая тетрадь в 2х частях

3.Л.Ф.Тихомирова «Логика 7-10 лет»

4. Л.Ф.Тихомирова «Логика для младших школьников»

5.И.К.Винокурова «Развитие способностей детей 1 класс» рабочая тетрадь

6.Т.А.Быкова «Нестандартные задачи по математике 1 класс»

Комментарии
Комментариев пока нет.