Рабочая программа по информатике для 10–11 классов по УМК Л.Л. Босовой

4
0
Материал опубликован 8 September 2021

Приложение к основной образовательной

программе среднего общего образования


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

CРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИНФОРМАТИКЕ



составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Новочебоксарский кадетский лицей», авторской программы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика. Программа для основной школы 10-11 классы».







Учебники:

Босова Л.Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л.Л. Босова, А.Ю Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.


Босова Л.Л. Информатика. 11 класс : учебник / Л.Л. Босова, А.Ю Босова. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.


Учитель: Лунина Ольга Вячеславовна



Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты освоения основной образовательной программы СОО должны отражать:

российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы СОО должны отражать:


умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты по предмету "Информатика" (базовый уровень) - освоения базового курса информатики должны отражать:

сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;

владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;

владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;

владение стандартными приемами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); о способах хранения и простейшей обработке данных; понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;

владение компьютерными средствами представления и анализа данных;

сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.




Содержание учебного предмета


Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в основной школе определе­на тремя укрупненными разделами:

введение в информатику;

алгоритмы и начала программирования;

информационные и коммуникационные технологии.


Раздел 1. Введение в информатику

Информация. Информационный объект. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т. п.

Представление информации. Формы представления инфор­мации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Исторические примеры кодирования. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 256. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Возможность дискретного представления аудио-визуальных данных (рисунки, картины, фотографии, устная речь, музыка, кинофильмы). Стандарты хранения аудио-визуальной информации.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информа­ции. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и коли­чественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приемник информации. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

Модели и моделирование. Понятия натурной и информационной моделей объекта (предмета, процесса или явления). Модели в математике, физике, литературе, биологии и т. д. Использование моделей в практической деятельности. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.

Графы, деревья, списки и их применение при моделировании природных и общественных процессов и явлений.

Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле компьютерного моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели.

Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы ис­тинности.

Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд.

Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов.

Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы.

Этапы решения задачи на компьютере: моделирование — разработка алгоритма — запись программы — компьютерный эксперимент. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.


Раздел 3. Информационные и коммуникационные технологии

Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Программный принцип работы компьютера.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Правовые нормы использо­вания программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Стандартизация пользовательского интерфейса персонального компьютера.

Размер файла. Архивирование файлов.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Обработка текстов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный ин­тервал). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, ве­личина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Графическая информация. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Мультимедиа. Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуковая и видео информация.

Электронные (динамические) таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Выполнение расчетов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочении) данных.

Реляционные базы данных. Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных.

Коммуникационные технологии. Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в файловой системе, базе данных, Интернете. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Проблема достоверности полученной информация. Возможные неформальные подходы к оценке достоверности инфор­мации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.). Формальные подходы к доказательству достоверности полученной информации, предоставляемые современными ИКТ: электронная подпись, центры сертификации, сертифицированные сайты и документы и др.

Основы социальной информатики. Роль информации и ИКТ в жизни человека и общества. Примеры применения ИКТ: связь, информационные услуги, научно-технические исследования, управление производством и проектирование промыш­ленных изделий, анализ экспериментальных данных, образование (дистанционное обучение, образовательные источники).

Основные этапы развития ИКТ.

Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Возможные негативные последствия (медицинские, социальные) повсеместного применения ИКТ в современном обществе.







Тематическое планирование учебного предмета

10 класс


п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе:

контрольные работы

практические работы

1.

Введение

1



2.

Информация и информационные процессы

6

1

3

3.

Компьютер и его программное обеспечение

5

1

1

4.

Представление информации в компьютере

9

1

5

3.

Элементы теории множеств и алгебры логики

8

1

4

4.

Современные технологии создания и обработки информационных объектов

4

1

3

5.

Итоговое повторение

2

1


итого:

35

6

16


Номер
урока

Тема урока

Количество часов

Введение – 1 ч

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация. Информационная грамотность и информационная культура

1

Информация и информационные процессы – 6 часов

Подходы к измерению информации.

1

Практическая работа № 1 «Измерение информации»

1

Информационные связи в системах различной природы

1

Обработка информации. Практическая работа № 2 «Обработка информации»

1

Передача и хранение информации. Практическая работа № 3 «Передача информации»

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Контрольная работа № 1

1

Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов

История развития вычислительной техники

1

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1

Программное обеспечение компьютера Практическая работа № 4 «Программное обеспечение»

1

Файловая система компьютера

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» Тест «Компьютер и его программное обеспечение»

1

Представление информации в компьютере – 9 часов

Представление чисел в позиционных системах счисления

1

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

1

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления Практическая работа № 5 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

1

Арифметические операции в позиционных системах счисления Практическая работа № 6 «Арифметические операции в позиционных системах счисления»

1

Представление чисел в компьютере

1

Кодирование текстовой информации Практическая работа № 7 «Кодирование текстовой информации»

1

Кодирование графической информации. Практическая работа № 8 «Кодирование графической информации»

1

Кодирование звуковой информации. Практическая работа № 9 «Кодирование звуковой информации»

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» Контрольная работа № 2

1

Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов

Некоторые сведения из теории множеств

1

Алгебра логики

1

Таблицы истинности. Практическая работа № 10 «Составление таблиц истинности»

1

Основные законы алгебры логики

1

Преобразование логических выражений. Практическая работа № 11 «Преобразование логических выражений»

1

Элементы схемотехники. Практическая работа № 12 «Логические схемы»

1

Логические задачи и способы их решения Практическая работа № 13 «Решение логических задач»

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» (урок-семинар или проверочная работа)

1

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 4 часа

Текстовые документы. Практическая работа № 14 «Текстовые документы»

1

Объекты компьютерной графики. Практическая работа № 15 «Компьютерная графика»

1

Компьютерные презентации. Практическая работа № 16 «Компьютерные презентации»

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов». Выполнение итогового мини-проекта.

1

Итоговое повторение – 2 часа

Основные идеи и понятия курса

1

Итоговая контрольная работа

1


Воспитательные задачи

урока

Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

1

Воспитание бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь;

1,2

Способствование осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношению к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

2,31

Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

9

Создание условий для готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10

Способствование формированию гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

8,32


11 класс


п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе:

контрольные работы

практические работы

1.

Обработка информации в электронных таблицах

6

1

4

2.

Алгоритмы и элементы программирования

9

1

4

3.

Информационное моделирование

8

1

3

4.

Сетевые информационные технологии

5

1

3

5.

Основы социальной информатики

4

1


6.

Итоговое повторение

2

1


итого:

34

6

14


Номер
урока

Тема урока

Количество часов

Обработка информации в электронных таблицах – 6 часов

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места. Табличный процессор. Основные сведения

1

Практическая работа № 1 «Редактирование и форматирование в табличном процессоре»

1

Практическая работа № 2 «Встроенные функции и их использование»

1

Практическая работа № 3 «Логические функции»

1

Практическая работа № 4 «Инструменты анализа данных»

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах». Практическая контрольная работа.

1

Алгоритмы и элементы программирования – 9 часов

Основные сведения об алгоритмах

1

Алгоритмические структуры

1

Практическая работа № 5 «Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль»

1

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

1

Функциональный подход к анализу программ

1

Практическая работа № 6 «Структурированные типы данных. Массивы»

1

Практическая работа № 7 «Структурное программирование»

1

Практическая работа № 8 «Рекурсивные алгоритмы»

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования». Контрольная работа № 2.

1

Информационное моделирование – 8 часов

Модели и моделирование

1

Практическая работа № 9 «Моделирование на графах»

1

Знакомство с теорией игр

1

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

1

Системы управления базами данных. Практическая работа № 10 «Проектирование и разработка базы данных»

1

Практическая работа № 11 «Поиск и выбор в базах данных».

1

Практическая работа № 12 «Создание форм, запросов и отчетов в СУБД».

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование». Контрольная работа № 3.

1

Сетевые информационные технологии – 5 часов

Основы построения компьютерных сетей. Как устроен Интернет

1

Практическая работа № 13 «Службы Интернета»

1

Практическая работа № 14 "Разработка веб-сайта с использование интернет-приложений"

1

Интернет как глобальная информационная система

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа)

1

Основы социальной информатики – 4 часа

Информационное общество

1

Информационное право

1

Информационная безопасность

1

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Основы социальной информатики». Тестирование.

1

Итоговое повторение

Основные идеи и понятия курса

1

Итоговое тестирование

1


Воспитательные задачи

урока

Развитие экологическое мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

1

Воспитание ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятия вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

1

Создание условий для формирования основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

29

Формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

26,30

Воспитание толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

25,29

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

24,31

Формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн);

21

Воспитание готовности к служению Отечеству, его защите;

26

Развитие эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

26

Формирование нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей

27,31

Привитие бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умения оказывать первую помощь

31





Использованные источники :

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.