Программа дополнительного образования для школьного музея (8–9 класс)

0
0
Материал опубликован 4 February 2018

Содержание

1.

Пояснительная записка

2

2.

Цель и задачи программы

7

3.

Содержание программы

8

 

1 год

8

 

2 год

13

4.

Планируемые результаты

19

5.

Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график.

22

6.

Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение

24

6.1.

Формы аттестации

24

6.2.

Оценочные материалы

24

6.3.

Методические материалы

25

6.4.

Список литературы

26

 

Приложение №1

27

 

Приложение №2

31

 

Приложение №3

32

 

Приложение №4

38

Пояснительная записка

Данная Программа составлена с учетом следующего комплексанормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических документаций:

Закон об образовании  в Российской Федерации.

Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1998 г. № 179" Об утверждении положений о музейном фонде Российской Федерации, о государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации"

Письмо Министерства образования РФ от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)».

Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г.  № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации  Концепции развития дополнительного образования детей».

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

Концепция развития музейной деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года от 07 февраля 2013 года №3.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Разъяснения к приказу Минобрнауки от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 25 февраля 2016 г. N 310 "О принятии Концепции гражданско-патриотического воспитания молодежи Челябинской области на 2016-2020 годы".

Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.

А так же внутренней документацией:

Приказ по МАОУ «СОШ № 78 г.Челябинска» «О назначении руководителя музея»

Устав «СОШ № 78 г.Челябинска».

Положение о музее образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся в «СОШ № 78 г.Челябинска».

Направленность программы

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся стало создание музея туристско-краеведческой направленности, экспозиции которого посвящены истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. Организация школьного музея - одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков, объединяющая не только членов кружка, но и широкие массы учащихся, их родителей.

Актуальность программы

В последние годы все больше внимания стало уделяться организации и функционированию школьных музеев как центров нравственного, историко-культурного, гражданско-патриотического воспитания. Общество проявляет большой интерес к музейной педагогике. Постоянно растет сеть школьных музеев, которые являются формой дополнительного образования, активным участником процесса социализации учащихся. Школьный музей помогает повысить общественную активность учащегося, способствует  творческим инициативам и самостоятельности в процессе работы с музейными фондами.

Любой музей – это проводник между прошлым, настоящим и будущим. В музее, как нигде, учащиеся учатся на примерах прошлого, могут прикоснуться к истории, почувствовать свою вовлеченность. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал, поэтому изучение музееведения становится особенно актуальным.

Отличительные особенности программы

Данная программа разработана в конкретных условиях деятельности Музея и рассчитана на решение конкретных задач школьного коллектива МОУ «СОШ №78г.Челябинска»: создание условий для стимулирования творческого и научно-исследовательского интерес школьников, реализации проектной деятельности, проведения исторических и краеведческих игр, фестивалей и встреч с интересными людьми нашего города. 

Кроме того, необходимость разработки программы объединения «Память» и её педагогическая целесообразность объясняется тем, что основное предназначение объединения «Память» на базе школьного музея– нести в себе высоконравственный, гуманистический, гражданско-патриотический заряд, что в значительной степени способствовало бы решению проблемы историко-краеведческого образования, развитию образовательных навыков, в том числе профессиональных навыков. В системе воспитательной работы школы объединение «Память»берёт на себя решение задачи повышения социальной значимости личности, является центром воспитательной работы школы и района.

Основными направлениями работы объединения кружок «Память» на базе школьного музея являются:

История Великой Отечественной войны в воспоминаниях ветеранов, проживающих на территории микрорайона школы. История города в предвоенные и военные годы. События трудового героизма южноуральцев, их судьбы.

Военная история родного края

История улиц района города

История школы.

Адресат программы

Члены объединения кружка «Память» на базе школьного музея входят в состав Совета музея. В кружке занимаются обучающиеся 8-9 класса, по желанию привлекаются дети 5-7 классов. Средний возраст детей от 14 до 16 лет, когда для детей актуально собственное становление как личности, реализации своего потенциала.

Объем программы

Распределение учебного времени по годам обучения:

Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

1 – ый год обучения

По 2 часа

2 раза в неделю

4,5 часа

144 часа

2 – ой год обучения

По 2 часа

3 раза в неделю

6 часов

216 часов

1 час в две недели выносится на научно-исследовательскую деятельность и подготовку к проектам и конкурсам.

Формы и виды организации образовательного процесса

Познавательно-исследовательская деятельность: конференция, экскурсия, интерактивная деятельность, исследовательская деятельность, киносеансы, виртуальная экскурсия и др.

Коммуникативная деятельность: лекции, круглый стол,беседа о прочитанном, проектная деятельность, интервьюирование, встречи с ветеранами войны и педагогического туда.

Игровая деятельность: праздник, литературные и исторические гостиные, концерты, сюжетно-ролевые игры.

Методы патриотического воспитания:

Беседы с целью воспитания у учащихся патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов соотечественников

Лекции и видеолекции по историческому прошлому родного края, города, Отечества.

Использование краеведческого материала в ходе мероприятий для формирования уважения и гордости за свой район и город; организация экскурсий и встреч с почётными жителями микрорайона

Проведение встреч с участниками Великой Отечественной, Афганской войн и Чеченских событий.

Приглашение воинов запаса, выпускников школы для участия в уроках мужества с целью формирования у молодёжи готовности к защите Отечества и службе в армии

Проведение военно-спортивных игр и конкурсов.

Конкурсы на лучший рисунок, стихотворение и песню военно-патриотического содержания.

Срок освоения программы

Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года

Режим занятий

Занятия объединения «Память» проводятся в свободное от уроков время, в первой половине дня два раза в неделю, с одной группой, состоящей из 15 человек.

Цель и задачи программы

Цель:

Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи:

Организация поиска материалов,связанных с историей семьи, школы, микрорайона, города, области,для пополнения музейного фонда, их систематизация.

Создание виртуального музея, где будет размещена подробная информация о музее «Память».

Учет и хранение собранных документов предметов, материалов, их научная проверка. Умение оформлять и экспонировать материалы.

Организация экскурсий для детей, как обзорных для группового посещения, так и индивидуальных. Проведение экскурсий для взрослых, посещающих школьный музей.

Организация научно-исследовательской работы в рамках знакомства обучающихся с историей Великой Отечественной войны.

Развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики.

3.Содержание программы

Учебно-тематический план (1 год обучения)

п/п

Название раздела темы

Кол-во

часов

Форма организации занятий

Формы
аттестации (контроля)

всего

Тео-рия

Пра-кти-ка

   

1.

Музееведение как специальная дисциплина

4

4

 

Лекция

минитестирование

2.

История развития музейного дела. Знаменитые музеи мира

36

6

30

   

 

Становление западного музееведения

2

2

 

Лекция

 

 

Отечественное музееведение

2

2

 

Лекция

стартовый контроль

 

Британский музей

2

 

2

виртуальная экскурсия

 

 

Лувр

2

 

2

виртуальная экскурсия

 

 

Государственный Русский музей

4

 

4

виртуальная экскурсия

Доклады

 

Эрмитаж

4

 

4

видеолекции

 

 

Музей Метрополитен в Нью-Йорке

2

 

2

видеолекции

 

 

Государственный музей в Амстердаме

2

 

2

видеолекции

 

 

Музей Ватикана

2

 

2

виртуальная экскурсия

 

 

Государственная Третьяковская галерея

4

 

4

виртуальная экскурсия

Презентации

 

Государственная оружейная палата

4

 

4

виртуальная экскурсия

 

 

Музей антропологи и этнографии имени Петра Великого - Кунсткамера

4

 

4

виртуальная экскурсия

Тестирование

 

Классификация и типология музеев

2

2

 

круглый стол

 

3.

Основные направления музейной деятельности

48

16

32

   

 

Научно-фондовая работа

4

4

 

Лекция

 

 

Комплектование фондов

4

4

 

Лекция

 

 

Учет экспонатов

6

 

4

интерактивная деятельность

 

 

Хранение

4

 

4

интерактивная деятельность

 

 

Экспозиционная деятельность

10

2

8

Беседы, практическое занятие

Работа с экспози-цией

 

Научно-исследовательская работа

8

2

6

исследовательская деятельность,конференция

Городской конкурс

 

Культурно-образовательная работа

4

4

 

круглый стол

 

 

Экскурсионная деятельность

10

 

10

экскурсия, праздник

Текущий контроль

4

Проектно-прикладная работа

54

4

50

   

1

Создание виртуального музея «Память»

16

4

12

лекция, практическое занятие

 

 

Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала

12

 

12

проектная деятельность

Оценивание материалов для сайта

 

Создание визитки музея

8

 

8

проектная деятельность

Публичное выступление

 

Проведение экскурсий в залах музея

10

 

10

Экскурсия, интерактивная деятельность

Оценка экскурсоводов

 

Основы работы музейного пресс-центра

8

 

8

интервьюирование

 

7.

Подведение итогов

4

2

2

 

Итоговый контроль

 

Итого:

144

32

120

   


 

Содержание I года обучения

Раздел 1. Музееведение как специальная дисциплина – 4 часа.

1. Вводный урок. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Структура музееведения.

2. Музейный предмет и его свойства. Объект, предмет и метод музееведения. Домашнее занятие:  Опираясь на материал лекции и информацию в сети Интернет, найдите основные законодательные акты, регламентирующие деятельность музеев в России.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Раздел 2. История развития музейного дела. Знаменитые музеи мира – 36 часов.

Становление западного музееведения. Предпосылки становления музея. История музейного дела: становление музея в XVII-XVIII вв. Западная Европа. Периодизация истории зарубежных музеев.

Отечественное музееведение: Основоположники отечественного музееведения. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Отечественный опыт организации и деятельности детских музеев. Домашнее задание:напишите эссе, поясняющее кластер и содержащее ответ на вопрос: «Зачем современному обществу нужны музеи?»

Британский музей. Виртуальная экскурсия по центральному историко-археологическому музею Великобритании, посвященному истории и культуре человечества.

Лувр. Рассказ о создании музея. Виртуальное знакомство с лучшим музеем Европы. Рассказ о вкладе Наполеона в восстановлении музея.

Государственный Русский музей: знакомство с историей возникновения музея, с коллекцией Русского музея, с экспозициями 4 великолепных дворцов, входящих в музейный комплекс. Домашнее задание: Доклад «История Русского музея в период начала 20 века» или «Домик Петра 1 как филиал Русского музея».

Эрмитаж: История, архитектура. Знаменитые экспонаты.

Государственный музей в Амстердаме. Знаменитые экспонаты.

Музей Ватикана: история создания архитектурно-художественного комплекса. Знаменитые экспонаты.

Государственная Третьяковская галерея. Рассказ о собирательской деятельности П.М.Третьякова. Достояние Третьяковки. Домашнее задание: создать презентацию: Виртуальное путешествие по залам Третьяковской галереи.

Государственная оружейная палата. Условия зарождения российского коллекционирования исторических и художественных раритетов. Оружейная палата- государева сокровищница XVI-XVII века.

Музей антропологи и этнографии имени Петра Великого – Кунсткамера: коллекционеры круга Петра I. Зарождение первых музеев в России. Кунсткамера. 

Классификация и типология музеев: основополагающий признак классификации музеев. Профильные группы музеев.Домашнее задание: составление собственной классификации музеев г.Челябинска.

Раздел 3. Основные направления музейной деятельности – 48 часов.

Научно-фондовая работа. Теоретические основы.Фонды музея, их структура и научная организация. Основной фонд музейных предметов и фонд научно-вспомогательных материалов. Структура основного фонда.Цель фондовой работы.

Домашнее задание: составьте легенду на предмет музейного значения из собственной домашней коллекции.

Комплектование фондов. Методы.Комплектование фондов: цель, принципы и правила комплектования фондов. Формы комплектования фондов: экспедиции (кустовые и маршрутные), научные командировки, покупка, дарение и пр.

Учет экспонатов. Акт приема-передачи. Инвентарная книга. Инвентарная карточка. Этапы учёта музейных предметов.

Хранение. Условия, способы.Единицы хранения.Требования к хранению музейных предметов, изготовленных из разных материалов.

Экспозиционная деятельность. Теоретические основы. Экспозиция. Экспозиционный пояс. Методы расположения экспонатов. Домашнее задание: подготовьте письменную работу, раскрывающую концепцию экспозиции посещенной вами выставки или музея.

Научно-исследовательская работа. Теоретические основы. НИРУ (Научно-исследовательская работа учащихся) на базе музея. Краеведческие проекты.

Культурно-образовательная работа.Базовые формы культурно-образовательной деятельности музея.

Экскурсионная деятельность. Экскурсионная деятельность в музее. Классификация экскурсий. Особенности музейной экскурсии. Методика подготовки экскурсий.

Воспитанники должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания.

Воспитанники должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с образовательными учреждениям, населением поселка, коллекционерами или другими музеями.

Раздел 4. Создание виртуального музея «Память»

Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Составление макета сайта. Дизайн. Разработка логотипа школьного музея.

Разработка рубрик сайта, подборка и систематизация материала. Отбор иллюстративного материала.

Создание визитки музея: теоретическая разработка визитки. Создание визитки с помощью компьютерных средств.

Проведение экскурсий в залах музея. Подготовка имеющегося материала для публикации в Интернете – описание экскурсий или видеоэкскурсия по экспозициям музея.

Основы работы музейного пресс-центра. Отчет о музейной работе на страницах сайта.

Раздел 5. Подведение итогов – 4 часа.

Осуществляют презентацию и защиту своих экскурсионных проектов. Защита возможна в виде реальной экскурсии или в форме компьютерной презентации.

Учебно-тематический план (2 год обучения)

п/п

Наименование мероприятий

Количество часов

Форма организации занятий

Формы
аттестации (контроля)

Все-го

Тео-рия

Практи-ка

   

1

Создание портфолио на ветеранов войны и труда

21

6

15

   

1.1.

Вопросы интервьюирования

3

3

 

Лекция, практическое занятие

 

1.2.

Нормы культуры поведения с пожилыми людьми

3

3

 

Беседа

тестирование

1.3.

Работа с документами о ветеранахмикрорайона

3

 

3

практическое занятие

стартовый контроль

1.4.

Посещение ветеранов на дому

3

 

3

практическое занятие

 

1.5

Концерт для ветеранов

3

 

3

Концерт

Концерт для ветеранов педагогического труда

1.6

Создание портфолио

3

 

3

практическое занятие

Оценка портпортпортфолио

1.7

Размещение информации в школьном музее «Память» и на виртуальном сайте

3

 

3

практическое занятие

 

2

Фондовая деятельность

18

12

6

   

2.1.

Атрибуция и экспертиза в музее

3

3

 

видеолекция

 

2.2.

Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям г. Челябинска

3

 

3

Экскурсия

видеоотчет

2.3.

Книга учёта – главный музейный документ

3

3

 

лекция

 

2.4.

Акт приёмки-сдачи. Заполнение акта.

3

 

3

интерактивная деятельность

практическая работа

2.5.

Виды карточек научного описания, их заполнение.

3

3

 

лекция

 

2.6.

Заполнение инвентарной книги

3

3

 

лекция

 

3

Экспозиционная деятельность

36

12

24

   

3.1.

Сбор и обработка новых поступлений

3

 

3

практическое занятие

 

3.2.

Экспозиция «Народы Южного Урала в начале ХХ века»

3

 

3

исследовательская деятельность

Доклад

3.3.

Подготовка экскурсовода для новой экспозиции

3

3

 

практическое занятие

 

3.4.

Текст в экспозиции

3

3

 

лекция

 

3.5.

Составление аннотаций

3

 

3

Лекция, практическое занятие

практическая работа

3.6.

Виды экскурсий

3

3

 

круглый стол

 

3.7.

Методика построения и проведения экскурсии

3

3

 

лекция

 

3.8.

Практическая работа экскурсоводов

6

 

6

проектная деятельность

Экскурсия

3.9.

Участие в научных конференциях

Сбор материала о ветеранах труда – учителей школы.

3

 

3

Публичное выступление

Публичное выступление на конференции

3.10

Интервьюирование ветеранов труда

3

 

3

интервьюирование

 

3.11

Оформление портфолио для пополнения фонда музея

3

 

3

практическое занятие

 

4

Экскурсионная деятельность

39

9

30

   

4.1.

История Танкограда

9

3

6

виртуальная экскурсия

Викторина

4.2.

Герои России – наши земляки

6

 

6

виртуальная экскурсия

Тест

4.3.

Судьба молодогвардейцев

6

3

3

виртуальная экскурсия

 

4.4.

Письма с фронта

6

 

6

проект

Проектная деятельность

4.5.

Предметы быта военного времени

3

 

3

Экскурсия

 

4.6.

Ордена и медали военного времени

6

3

3

Экскурсия

Работа с карточками

4.7.

Быт народов Южного Урала в начале ХХ века.

3

 

3

Экскурсия

Текущий контроль

5

Историко-патриотические мероприятия

30

6

24

   

5.1.

Конкурс на лучшее знание государственной символики

3

 

3

Конкурс

Конкурс

5.2.

День Героев Отечества

3

 

3

Концерт

Концерт

5.3.

Экскурсия: 52-Уральская танковая гвардейская дивизия

6

3

3

виртуальная экскурсия

Экскурсия

5.4.

Лекции: Блокада Ленинграда

3

3

 

Лекция с элементами исторической игры

 

5.5.

Встреча с воинами-интернационалистами

3

 

3

Встреча с воинами Афганистана

Фото отчет

5.6.

Фестиваль-конкурс «Инсценирование песни»

6

 

6

Фестиваль

Организация фестиваля

5.7.

Экскурсия: Памятники оружию войны

3

 

3

Экскурсия

Экскурсия

5.8.

Участие в викторинах, посвящённых дню Победы

3

 

3

Исторические игры

текущий контроль

6

Исследовательская работа

36

9

21

   

6.1.

«Секреты творчества Т.Михеевой – писателя-земляка»

9

 

9

исследовательская работа

 

6.2.

«Герои Отечества – наши земляки»

9

3

6

Конкурс

 

6.3.

Родословная моей семьи. История одной шинели.

9

3

6

исследовательская работа

 

6.4.

Жизненный путь участников Сталинградской битвы.

9

3

6

проектная деятельность

Проект-презентация

7

Поисковая работа

36

9

27

   

7.1.

Сбор материала о знаменитых жителях Челябинска

12

3

9

Поисковая деятельность

 

7.2.

Сбор материалов о промышленных предприятиях Челябинска

9

 

9

Поисковая деятельность

 

7.3.

Сбор материалов о старинных исторических памятниках Калининского района, охраняемых государством.

9

3

6

Поисковая деятельность

 

7.4.

Итоги года

6

3

3

Круглый стол

итоговый контроль

 

Всего:

216

23

49

   

Содержание II года обучения

Раздел 1. Создание портфолио на ветеранов войны и труда – 21 час

1.Вопросы интервьюирования. Виды исследований общественного мнения. Секреты интервьюирования.

Домашнее задание: составить анкету «Что я знаю о молодогвардейцах».

2. Нормы культуры поведения с пожилыми людьми

3. Работа с документами о ветеранах микрорайона: работа с картотекой музея ветеранов ВОВ. Ведение музейной документации.

4. Посещение ветеранов на дому. Практическое занятие: составление видеоархива воспоминаний ветеранов ВОВ, воинов-интернационалистов, ветеранов тыла и т.д.

5. Концерт для ветеранов педагогического труда.

7. Создание портфолио. Критерии портфолио.

8. Размещение информации в школьном музее «Память» и на виртуальном сайте.
Тема II. Фондовая деятельность – 18 часов.

1. Атрибуция и экспертиза в музее. Хронология, место создания, авторская принадлежность и другие аспекты истории бытования вещи. Знакомство с оформлением музейных карточек научного описания, схемами описания разных видов источников.

2. Экскурсия к памятникам архитектуры и скульптурным сооружениям г. Челябинска. Домашнее задание: видеоотчет для сайта школьного музея.

3. Книга учёта – главный музейный документ. Правила и основы ведения главного музейного документа.

4. Акт приёмки-сдачи. Заполнение акта.Этапы учета музейных предметов.

5. Виды карточек научного описания, их заполнение. Заполнение музейной документации: инвентарной карточки.

6. Заполнение инвентарной книги. Правила и требования к заполнению инвентарной книги.
Тема III Экспозиционная деятельность – 36 часов

1. Сбор и обработка новых поступлений. Понятие музейной экспозиции.Постоянные и временныеэкспозиции.

2. Экспозиция «Народы Южного Урала в начале ХХ века». Этапы проектирования экспозиции.

3. Подготовка экскурсовода для новой экспозиции.Задачи и функции выставочной работы музеев.

4. Текст в экспозиции. Экспонат, как главная структурная единица экспозиции.

5. Составление аннотаций. Что такое аннотация и как ее правильно составить.

6. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, виртуальная.

7. Методика построения и проведения экскурсии. Экскурсионные методы и приемы.

8. Практическая работа экскурсоводов. «Портфель» экскурсовода.

9. Участие в научных конференциях

10. Сбор материала о ветеранах труда – учителей школы. Работа в библиотеке и архиве.

11. Интервьюирование ветеранов труда.

12. Оформление портфолио для пополнения фонда музея. Распределение обязанностей.
Тема IV. Экскурсионная деятельность – 39 часов.

1. История Калининского района

2. Старые фотографии рассказали

3. Памятники оружию войны

4. Одежда офицерского состава Российской армии

5. Предметы быта военного времени

6. Ордена и медали военного времени

7. Быт народов Южного Урала в начале ХХ века
Тема V. Историко-патриотические мероприятия – 30 часов

1. Проведение фестивалей

2. Конкурс на лучшее знание государственной символики

3. Фестиваль-конкурс «Инсценирование песни»

4. Фестиваль-конкурс патриотической песни

5. Проведение работ по благоустройству территории вокруг памятников

6. Участие в спортивных играх и соревнованиях, спартакиадах

7. Участие в военно-спортивной игре «Уральская зарница»

8. Участие в викторинах, посвящённых дню Победы

9. Составление Хронографа для школьного музея

10. Лекции: « Герои Танкограда»

11. Серия экскурсий для старших и младших школьников:
52-Уральская танковая гвардейская дивизия
Ордена и медали Великой Отечественной войны
Памятники оружию войны
Быт народов Южного Урала в начале ХХ века
Тема VI. Исследовательская работа –36 часа

1. Герои-земляки - Клепиков Иван Матвеевич»

2. Династии Демидовых – 300 лет

3. Жизненный путь участника Сталинградской битвы – Багина Аркадия
Меркурьевича

4. Родословная моей семьи
Тема VII. Поисковая работа – 36 часов

1. Сбор материала о знаменитых жителях Челябинска

2. Сбор материалов о промышленных предприятиях Челябинска

4.Планируемые результаты

Для школьного музея:

1) оптимизация деятельности музея в русле основного направления программы;

2) совершенствование содержания деятельности музея;

3) рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;

4) укрепление материальной базы музеев.

Для учащихся:

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

умение классифицировать материалов музея по экспозициям и работать с архивными документами;

расширение общей грамотности воспитанников путём овладения основами гражданско-правовых знаний;

развитие познавательных, творческих потребностей учащихся; содействие более полной реализации их общественного потенциала, раскрытие индивидуальности каждого обучаемого;

развитие социальной активности воспитанников;

гражданский рост сознания личности обучаемого;

повышенная социальная активность учащихся, их готовность принять личное практическое участие в улучшении социальной ситуации в местном сообществе.

Предметные результаты:

овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;

готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

Метапредметные результаты

способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

принимать участие в научно-краеведческих конференциях, которые будут способствовать формированию исследовательских умений обучающихся, развитию их творческих способностей, воспитывать патриотизм.

принимать участие в мероприятиях района и города, посвящённых празднованию дат, связанных с героическим прошлым страны.

Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график.

Год

обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Всего учебных недель за

1 полугодие

Всего часов по программе за

1 полугодие

Недели обучения

01-04.09.

05-11.09.

12.-18.09

19. -25.09.

26.09.- 02.10

03. – 09.10.

10.-16.10.

17. – 23.10.

24. – 30.10.

31-06.11.

07-13.11.

14 - 20.11.

21. – 27.11.

28. – 04.12.

05.- 11.12.

12. – 18.12.

19. – 25.12.

26 – 29.12.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

0

1

1

1

2

1

3

1

4

1

5

1

6

17

1

8

18

1 год

КР

 

2

                               

72

108

ПР

   

2

4

4

4

4

4

4

   

4

4

 

4

4

2

2

ТР

4

2

2

           

4

4

   

2

   

2

2

2 год

КР

3

                       

3

       

ПР

 

9

6

3

6

3

3

9

6

9

6

6

6

6

6

6

9

9

ТР

6

 

3

6

3

6

6

 

3

 

3

3

3

 

3

3

   

Промеж.и итоговая

аттестация

2 ч.

                             

Каникулярный период

                               

Занятия вне расписания

                               

 

Год

обучения

Январь

 

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего учебных недель за год

Всего часов по программе за год

Недели обучения

11– 15.01.

16. – 22.01.

23. – 29.01.

30.01. – 05.02.

06. – 12.02.

13. – 19.02.

20. – 26.02.

27.02. – 05.03.

06. – 12.03.

13. – 19.03.

20. – 26.03.

27.03. – 02.04.

30.03. – 02.04.

03. – 09.04.

10. – 16.04.

17. – 23.04.

24. – 30.04

01. – 07.05.

08. – 14.05.

15. – 21.05.

22. – 28.05.

   

1

9

20

21

2

2

2

3

2

4

2

5

2

6

2

7

2

8

2

9

30

31

32

3

3

34

35

36

37

3

8

3

9

21

 

1 год

КР

   

2

               

2

               

2

72

108

ПР

 

4

2

2

2

2

4

4

2

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

2

ТР

2

   

2

2

2

   

2

                       

2 год

КР

     

3

                               

3

ПР

9

6

6

3

6

3

3

9

9

6

9

9

6

6

9

9

9

9

6

6

6

ТР

 

3

3

3

3

6

6

   

3

   

3

3

       

3

3

 

Промеж.и итоговая

аттестация

2 ч.

               

2 ч.

               

2ч.

Каникулярный период

01.01 -08.01.2017

 

01.06. - 31.08.2017.

   

Занятия вне расписания

                                       
 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

 


 

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы имеется:

ПК;

проектор;

цифровой фотоаппарат;

учебно-методическая и научная литература;

экспонаты школьного музея;

иллюстрации по темам программы;

5 стеклянных витрин;

Шкаф трехстворчатый;

Стол овальный;

Стулья мягкие – 14 штук.

  1. Формы аттестации

Мониторинги, формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки, фестивали, соревнования, стартовый контроль, текущий и итоговый контроль, учебно-исследовательские конференции, конкурсы в рамках истории Отечества, районные, городские Олимпиады и т.д. (см. Приложение)

  1. Оценочные материалы

Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) соотносятся с требованиями к умениям и навыкам обучающихся 8-9 классов. Назначение КИМов – осуществлять контроль за уровнем освоения теоретических и практических знаний и умений по изучаемым разделам.Объектом оценивания должны стать предметные, метапредметые и личностные результаты. Диагностические материалы должны проверять сформированность умений и овладение навыками ведения музейного дела.

Оценочные материалы размещены в Приложении №3.

  1. Методические материалы

Список источников и литературы для руководителя.

Аксеничев О. А. Философия музея Н. Ф. Федорова // Музейное дело: музей-культура-общество. Сб. науч. тр. Вып. 21. – М., 1992.

Емельянов, Б.В. Экскурсия: учебное пособие / Б.В. Емельянов. – М.:Наука, 1984. – 112 с.

Кузина Н.В. Основы музееведения: активные формы обучения. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород, 2015г.

Юхневич М.Ю.Я поведу тебя в музей: учебное пособие по
музейной педагогике. М., 2001. – 223 с.

Литература для воспитанников:

Вигноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала. Челябинск 2001.

Челябинск история моего города. Экспериментальное учебное пособие для учащихся основной школы. Челябинск. Издательство ЧГПУ 1999.

История Урала с древнейших времён до конца ХIХ века. КН.1 Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998

История Урала ХХ век. Кн.2. Издательство «СВ – 96» Екатеринбург 1998.

Список литературы:

Героико-патриотическое воспитание в школе /автор-составитель Т.А. Орешкина Волгоград, 2007.

История России в вопросах и ответах И.В. Новиков ЧеРо Москва 1996

Летописцы земли Уральской: Материалы к истории челябинского краеведения / Сост. В.С. Боже. – Челябинск, 1997.

Литература о Великой Отечественной войне из фондов музеяМоисеев А.П. Память челябинских улиц. – Челябинск, 1988.

Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия И.А. Агапова, М.А. Давыдова 1-11 классы. М., «Вако» 2006

На войне и в тылу по-фронтовому: Воспоминания / Сост. Р.М. Степакова.- Челябинск, 1985.

Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. Л.п. Сидорова (межвузовский сборник) Пермь 2000.Патриотический клуб «Память» /Автор-составитель В.А. Бартеньева. Волгоград. 2009.

Старое житьё. Очерки и рассказы М.И. Пылаев. С-петербург 1897.

Родная старина история России в рассказах для детей В.Д. Сиповский Москва. «Современник» 1992

Уральский добровольческий танковый корпус. – Свердловск, 1983.

Приложение 1.

Приложение 1. Алгоритмы исследовательской деятельности

Памятка 1.

форма

Структура

доклад

В кратких вводных замечаниях научно-практическая ценность темы

Сущность темы, обоснованные научные предложения

Выводы и предложения

Тезисы доклада

Основные положения доклада

Основные выводы и предложения

Научная статья

Заголовок

Вводные замечания

Краткие данные о методике исследования

Анализ собственных научных результатов и их обобщение

Выводы и предложения

Ссылки на цитируемую литературу

Научный отчёт

Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы

Значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики

Деятельная характеристика применяющихся методов

Существование новых научных результатов

Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы

Реферат

Вводная часть

Основной текст заключительная часть список литературы указатели

Монография

Введение подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо проблема или тема

Выводы по каждому разделу (главе)

заключение

Памятка 2.

Советы докладчику.

Успокойтесь. Овладейте собой. Соберитесь с мыслями.

Назовите тему вашей работы. Чётко и ясно сформулируйте её цель, используя, например, такие ключевые слова и фразы: «Цель работы заключается в…»

«Цель работы заключается в том, что (чтобы)…»

«Исследование (работа, эксперимент) ставит своей целью…» и т.п.

Расскажите, каким путём Вы шли к достижению поставленной цели, какие встретили трудности, как они были преодолены; изложите основное содержание работы. Её идею и суть.

Сформулируйте наиболее важный, с Вашей точки зрения, результат работы в виде основного вывода или заключения по работе

Закончите выступление примерно так: «Доклад закончен. Благодарю за внимание».

Успокойтесь. Приготовьтесь к ответам на вопросы

Памятка 3.

Основные требования к предъявляемым работам для участия в конференции

Чёткость и доступность изложения материала

Соответствие темы работы её содержанию

Актуальность и практическая значимость работы

Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы

Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме

Умение использовать специальную литературу и терминологию по теме

Оформление научной работы

Культура выступления на конференции

Памятка 4.

Этапы работы над экскурсионным проектом.

I. Подготовительный этап. Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами экскурсионной деятельности:

1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и психологические основы экскурсии;

2. Техника ведения экскурсии;

3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;

4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их оформления. После знакомства с теоретическими основами экскурсионной деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных экскурсионных проектов.

II. Реализация проекта включает в себя планирование и выполнение конкретных действий его участниками. В рамках планирования работы должны быть окончательно определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план. Конкретная последовательность действий участников проекта включает в себя следующее:

1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;

2. Распределение обязанностей;

3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных исторических источников, электронных ресурсов), составление библиографии;

4. Сбор и анализ информации;

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

На этом этапе составляются экскурсионные карточки объектов. Каждая карточка включает в себя следующие сведения: вид памятника (место исторического события, скульптурный памятник, архитектурный ансамбль и т.д.); фотография объекта; название памятника (первоначальное и современное, а так же название, под которым известен у населения); историческое событие с которым связан памятник; дата события; местонахождение объекта, его адрес; сведения о территории, на которой находится памятник;описание памятника (автор, дата сооружения, текст мемориальной надписи (если есть)); источники сведений о памятнике: литература, архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы); сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой находится, дата последнего ремонта, реставрации); охрана памятника; в каких экскурсиях может быть использован в качестве объекта показа; дата и ФИО составителя карточки;

6. Составление «маршрута», последовательности показа экспонатов;

7. Выбор методическихприѐмов проведения экскурсии;

8. Подготовка текста экскурсии;

9. Комплектование «портфолио экскурсовода» (если есть в этом необходимость), куда входит комплекс наглядных пособий и дополнительных материалов;

10. Оформление экскурсионного проекта

Приложение 2.

Практические занятия:

Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей.

Выявление педагогов и выпускников школы разных лет.

Ведение исторической хроники и летописи школы.

Ведение картотеки участников ВОВ и других военных действий.

Выявление ветеранов ВОВ, выпускников школы - кадровых военных или прошедших действительную военную службу.

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Игра-практикум по составлению паспортов объектов культурного наследия.

Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам.

Игра-практикум по разработке текстов экскурсий по выбранной теме.

Комплектование и обработка материалов для создания фондов, альбомов

Проектирование выставки

Проведение деловой игры-практикума по ведению полевых документов в соответствии с ролевыми функциями актива школьного музея.

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положения) и концепции школьного музея.

Приёмы размещения текстов в экспозиции.

Ролевая игра- практикум по разработке системы документов учёта и описания музейных предметов, составлению паспортов музейных предметов.

Разработка маршрутов походов и экспедиций.

Экскурсия по достопримечательным объектам природы, истории и культуры родного края.

Приложение 3.

Контрольно-измерительные материалы

Входной контроль:

Что такое музей? Чем занимаются
музеи?

Прочтите высказывания, приведенные ниже, о музее. Какие из высказываний в большей степени соответствуют вашей точке зрения и почему?

Музеи – это кладбища искусства (А. де Ламартин).

Музей – общественное учреждение для хранения произведений
искусства, научных коллекций, образцов промышленности (словарь
Брокгауза и Эфрона)

Музей – это территория бизнеса.

Музеем называют место, где находится большое количество памятников истории и искусства.

Какие музеи есть в нашем городе? Опишите свой поход в музей.

Зачем современному обществу нужны музеи?

Что изучает музеология (музееведение)? Определите объект и предмет ее исследований.

Музей, музееведение, музейное дело. Объясните взаимосвязь и взаимозависимость этих понятий.

Какие экспозиции есть в школьном музее «Память»?


 


 


 


 


 


 


 

Текущий контроль:

ПталомейIСотер (Лувр.Париж) Франческо Медичи

В. И. Вернадский

Фердинанд Габсбург . Император Священной Римской империи

 


 


 


 


 

Задание 3.

Какие факторы повлияли на состояние культуры России впервой половине XIX века?

Какую роль в становлении и развитии музеев в России сыгралиАлександр II, Александр III, Николай II?

Задание 4.

3

 

 

4

 

 

Текущий контроль №2

1. Ответьте на вопросы:

1. Какова цель комплектования фондов?
2. Назовите способы комплектования фондов музея.
3. Назовите формы комплектования фондов музея.
4. Что такое легенда?

5. Назовите правила комплектования музейных фондов?
6. Охарактеризуйте этапы комплектования музейных фондов.
7. Назовите основные единицы учета и хранения.
8. Что включает учетная документация музея?

9. Что включает фондовая документация музея?
10. Содержание основных этапов учета музейных предметов.

2.Анализируя раздаточный материал (рисунок) иопираясь на свой жизненный опыт, попытайтесь ответить на вопрос: какиезадачи стоят перед сотрудниками музеев по организации хранениямузейных фондов?

Итоговый контроль:

Составьте собственный экскурсионный проект, включите
в него наиболее примечательные, с вашей точки зрения, памятники
архитектуры, скульптуры.

Этапы работы над экскурсионным проектом.

I. Подготовительный этап.

Данный этап предполагает знакомство с теоретическими аспектами
экскурсионной деятельности:
1. Сущность экскурсии, классификация экскурсий, педагогические и
психологические основы экскурсии;
2. Техника ведения экскурсии;
3. Разбор типичных ошибок при проведении экскурсии;
4. Знакомство с экскурсионными проектами, вариантами их
оформления.
После знакомства с теоретическими основами экскурсионной
деятельности, в малых группах обсуждаются темы собственных
экскурсионных проектов.

II. Реализация проекта включает в себя планирование и
выполнение конкретных действий его участниками.
В рамках планирования работы должны быть окончательно
определены темы экскурсионных проектов и составлен календарный план.
Конкретная последовательность действий участников проекта
включает в себя следующее:
1. Определение целей и задач конкретного экскурсионного проекта;
2. Распределение обязанностей;
3. Отбор источников информации (литературы и опубликованных
исторических источников, электронных ресурсов), составление библиографии;
4.Сбор и анализ информации;
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Приложение 4. Мониторинг контроля деятельности участников

объединения «Память».

Цель мониторинга: получение объективной и достоверной информации о состоянии деятельности участников объединения для управления качеством образования.Умения и способности работать в определенных направлениях оцениваются по пятибалльной шкале

 

Работа в фондах

Архивная деятельность

Экскурсоводческая деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Поисковая деятельность

1

           

2

           

3

           

4

           

5

           

6

           

7

           

8

           

9

           

10

           

11

           

12

           

13

           

14

           

15

           

20

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.