Программа дополнительного образования для учащихся 7–8 лет «Здоровейка»
Дополнительная общеразвивающая
программа
«Здоровейка
Для учащихся 7 — 8 лет
Срок реализации: 1 год (34 часа)
Составила: Большакова С.А.,
учитель начальных классов,
без категории
г. Архангельск
2018 г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Программа “Здоровейка” имеет спортивно-оздоровительную направленность.
Общая характеристика программы кружка «Здоровейка»
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В кружок «Здоровейка” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Актуальность
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Цель программы: содействие всестороннему развитию личности учащихся посредством формирования у них физической культуры, слагаемыми которой являются сохранение и укрепление здоровья, пропаганды и приобщение к здоровому образу жизни, оптимальный уровень двигательных способностей.
Задачи программы:
- формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, умения контролировать своё поведение;
- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию;
- развитие активности, настойчивости, решительности, творческой инициативы, общей выносливости, силы и гибкости, овладение школой движений;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время игры, стремления к совершенству;
- Содействие развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления) в ходе двигательной деятельности
Формы занятий:
-беседы
-игры
-элементы занимательности и состязательности
-викторины
-конкурсы
-праздники
-часы здоровья
I. Методы организации и осуществления деятельности – словесные, наглядные, практические методы обучения.
II Методы стимулирования и мотивации деятельности - метод познавательных игр, дискуссии, организационно-деятельностные игры.
III Работа в группах – парах, тройках.
Программа рассчитана на 1 часовое занятие в неделю,45 минут
Планируемые результаты
Личностными результатами кружка «Здоровейка»
являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зренияобщепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки какхорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Метапредметными результатами кружка «Здоровейка»
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Дети должны :
Знать:
-О способах и особенностях движения и передвижений человека;
-О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
-об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
-о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Уметь:
-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
-заботиться о своём здоровье;
-применять коммуникативные навыки;
-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора;
-отвечать за свои поступки;
-находить выход из стрессовых ситуаций
Способы проверки ожидаемых результатов
Зачеты, конкурсы, викторины, игры.
Формы подведения итогов реализации программы
Участие в конкурсах, защита проектов
Календарно – тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия/содержание |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
|
Мир движений. «Игра белок», «Разведчики», «Щенок» Значение движения для человека. |
1 |
формирование о мире движений, их роли в сохранении здоровья. |
2 |
|
Красивая осанка. «Хвостики». «Паровоз»Забота о своём здоровье. Сохранение красивой осанки. |
1 |
формирование правильной осанки и развитие навыков бега. Упражнения на правильную осанку. |
3 |
|
Учись быстроте и ловкости.«Прыжки», «Кто быстрее?», «Самый координированный» Роль быстроты и ловкости в жизни человека. Способы развития быстроты и ловкости. Ознакомление с правилами игры. |
1 |
развитие ловкости; воспитание чувства ритма Упражнения на самый длинный прыжок. Прыжки с места и с разбега. Игра «Прыжки» |
4 |
|
Сила нужна каждому.«Кто сильнее?», «Салки со стопами, «Удочка с прыжками» .Роль силовых упражнений в жизни человека. Способы силовой нагрузки. |
1 |
Упражнения на развитие силы и ловкости |
5 |
|
Ловкий. Гибкий.«Снип –Снап», «Быстрая тройка»Роль гибкости и ловкости в жизни человека. Способы развития быстроты и ловкости. |
1 |
Упражнения на развитие гибкости и ловкости |
6 |
|
«Медведь спит, «Весёлая скакалка».Роль ловкости и внимания в жизни человека. Способы развития ловкости и внимания. |
1 |
Упражнения на развитие ловкости и внимания |
7 |
|
Сила нужна каждому.«Очистить свой сад от камней»,Роль выносливости и силы в жизни человека. Способы развития выносливости и силы. |
1 |
Упражнения на развитие выносливости и силы |
8 |
|
Развитие быстроты.«Командные салки», «Сокол и голуби».Роль быстроты в жизни человека. Способы развития быстроты. |
1 |
Упражнения на развитие быстроты |
9 |
|
Кто быстрее?«Найди нужный цвет», «Разведчики».Роль скоростных качеств, выносливости в жизни человека. Способы развития скоростных качеств, выносливости. |
1 |
Упражнения на развитие скоростных качеств, выносливости |
10 |
|
Скакалочка- выручалочка.«Удочка с приседанием»,Роль силы в жизни человека. Способы развития силы. |
1 |
Упражнения на развитие силы |
11 |
|
Ловкая и коварная гимнастическая палка.«Ноги выше от земли», «Выбегай из круга».Роль быстроты и ловкости в жизни человека. Способы развития быстроты и ловкости. |
1 |
Упражнения на развитие быстроты и ловкости |
12 |
|
Команда быстроногих «Гуси – лебеди».«Лиса и куры», Роль быстроты и ловкости в жизни человека. Способы развития быстроты и ловкости. |
1 |
Упражнения на развитие силы и ловкости |
13 |
|
Выбираем бег.«Кто быстрее?», «Сумей догнать».Роль скоростных качеств в жизни человека. Способы развития скоростных качеств. |
1 |
Упражнения на развитие скоростных качеств, ловкости |
14 |
|
Метко в цель.«Метко в цель», «Салки с большими мячами».Роль меткости и координации движений в жизни человека. Способы развития и координации движений. |
1 |
Упражнения на развитие меткости и координации движений |
15 |
|
Путешествие по островам.«Назови имя», «Бездомный заяц», Лягушки в болоте» Роль меткости и координации движений в жизни человека. Способы развития и координации движений. |
1 |
Упражнения на развитие меткости и координации движений |
16 |
|
Развиваем точность движений.«Вращающаяся скакалка», «Подвижная цель». «Воробушки и кот»Роль развития глазомера и точности движений в жизни человека. Способы развития глазомера и точности движений. |
1 |
Упражнения на развитие глазомера и точности движений |
17 |
|
Горка зовёт.«Быстрый спуск», «Веер», «Паровозик»Роль выносливости и ловкости в жизни человека. Способы развития выносливости и ловкости. |
1 |
Упражнения на развитие физических качеств выносливости и ловкости |
18 |
|
Зимнее солнышко.«Веер», «Паровозик .Роль выносливости и ловкости в жизни человека. Способы развития выносливости и ловкости. |
1 |
Упражнения на развитие выносливости и ловкости Быстрый спуск», |
19 |
|
Зимнее солнышко.«Кто быстрее приготовится ». Роль выносливости и ловкости в жизни человека. Способы развития выносливости и ловкости |
1 |
Упражнения на развитие выносливости и ловкости |
20 |
|
«Штурм высоты». Роль выносливости и быстроты в жизни человека. Способы развития выносливости и быстроты. |
1 |
Упражнения на развитие выносливости и быстроты |
21 |
|
Снежные фигуры.«Салки» Роль выносливости и ловкости в жизни человека. Способы развития выносливости и ловкости. |
1 |
Упражнения на развитие выносливости и ловкости |
22 |
|
Удивительная пальчиковая гимнастика.«Метание в цель», «Попади в мяч» ». Роль ловкости и быстроты в жизни человека. Способы развития ловкости и быстроты. |
1 |
Упражнения на развитие ловкости и быстроты |
23 |
|
Развитие скоростных качеств.«Быстро в строй», командные «колдунчики» Роль скоростных качеств в жизни человека. Способы развития скоростных качеств и меткости. |
1 |
Упражнения на развитие скоростных качеств и меткости |
24 |
|
Развитие выносливости."Бездомный заяц», «Лошадки».Роль выносливости, быстроты, реакции в жизни человека. Способы развития выносливости, быстроты, реакции. |
1 |
Упражнения на развитие выносливости, быстроты и реакции |
25 |
|
Развитие реакции. Пустое место», «Часовые и разведчики» Роль выносливости, быстроты реакции в жизни человека. Способы развития выносливости, быстроты, реакции, скорости. |
1 |
Упражнения на развитие быстроты, скорости, реакции |
26 |
|
Упражнение « Высокие деревья». Подвижные игры: «Кузнечики», «Лошадки». Самостоятельные игры: футбол, вышибалы. Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей. |
1 |
Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
27 |
|
Упражнение «Боксёры». Эстафета с обменом мячей. Подвижные игры: «Ловишки», «Круговая лапта». Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей |
28 |
|
Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «Чехарда». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
29 |
|
Разучивание игр «Два мороза», «Конники-спортсмены». Эстафета прыжками. Самостоятельные игры: футбол, прыжки через скакалку, «классики». Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Равномерный бег . Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
30 |
|
Разучивание игр «Мышеловка», «У медведя во бору». Эстафета по кругу. Самостоятельные игры. Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей |
31 |
|
Разучивание игр «Волк во рву», «Горелки». Эстафета «Паровозик». Соревнования по подвижным играм. Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Равномерный бег . Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
32 |
|
Комбинированная эстафета. Подвижные игры: «Наперегонки парами», «Ловишки-перебежки». Самостоятельные игры. Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Равномерный бег . Чередование ходьбы и бега Преодоление малых препятствий. Развитие выносливости. Игры Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
33 |
|
Разучивание игры «Лягушки-цапли», Быстрее по местам». Эстафета с прыжками с ноги на ногу. Самостоятельные игры. Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека. Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
34 |
|
Разучивание игры «Кенгурбол», «Аисты». Эстафета с прыжками через движущее препятствие. Перетягивание каната. Роль скоростно-силовых способностей в жизни человека.Способы развития скоростно-силовых способностей |
1 |
Прыжки. Подвижные игры. Эстафеты. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей. |
Литература , использованная при составлении программы
1.Карасёв Т.В. Современные аспекты реализации здоровье сберегающих технологии.
2.Спортивные игры (Под редакцией Ю.И. Портных)
3.Коротков И. М. Подвижные игры во дворе.