12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валентина11162
Гришина Валентина Иосифовна. Педагогический стаж - 34 года. Руководитель школьного методического объединения учителей русского языка и литературы
Россия, Мурманская обл., Апатиты

Программа

внеурочной деятельности «Юный исследователь»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»

рассчитана на 36 часов. Периодичность занятий -1 раз в неделю (1 академический час).

Возрастной состав обучающихся: 12-16 лет.

Состав группы постоянный.

Форма занятий: дистанционная.

Цель – формирование исследовательской культуры обучающихся в процессе изучения основ исследовательской деятельности.

Задачи:

Обучающие

изучить основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;

дать представление о видах исследовательских работ;

познакомить с основными этапами и методами исследований;

познакомить с правилами оформления и формами представления исследовательских работ;

научить обучающихся самостоятельно проводить, оформлять, представлять и защищать исследовательские работы.

Развивающие

способствовать развитию:

интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их личных качеств;

познавательного интереса к исследовательской деятельности;

способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

умения публичного выступления, ведения дискуссии.

Воспитательные

способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной, творческой, исследовательской деятельности;

способствовать формированию у обучающихся понимания того, что исследовательская деятельность необходимая составляющая любого обучения;

способствовать созданию условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся.

Для реализации плана «Юный исследователь» используются следующие формы проведения занятий: групповые (осуществляет тьютер) и индивидуальные (с тьютером и обучающимися).

Система оценки и фиксирования образовательных результатов

В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем освоения программы.

Основные формы диагностики образовательных результатов: тестирование, самостоятельные творческие задания, исследовательские задачи, практические работы, мини-конференция.

Ожидаемые результаты обучения:

К концу обучения обучающиеся будут

Знать

основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;

основные виды исследовательских работ;

основные закономерности и этапы исследовательской работы;

методы исследовательской деятельности;

формы представления и правила оформления исследовательских работ;

критерии оценки исследовательских работ, буклетов, мультимедийных презентаций, стендов;

правила публичного выступления, ведения дискуссии.

Уметь

формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;

определять объект и предмет исследовательской работы;

формулировать тему, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезы;

собирать необходимую для исследования информацию;

работать различными источниками информации;

подбирать и применять на практике методы исследования;

составлять план и разрабатывать методику проведения исследования;

самостоятельно проводить исследования;

проводить анализ, описывать и объяснять полученные результаты;

систематизировать материал и делать выводы;

составлять тезисы, создавать мультимедийные презентации и буклеты;

оформлять, публично представлять и защищать свою исследовательскую работу.

Формы диагностики результатов обучения: наблюдение (осуществляют кураторы групп), проверочные задания, тесты, самостоятельные практические работы, исследовательские работы.

Формы демонстрации результатов обучения: итоговое занятие в форме мини-конференции (защита исследовательских работ). Одной из форм демонстрации результатов может быть участие обучающихся в научно-практических, учебно-исследовательских выставках, конференциях, конкурсах различного уровня.

Академический календарь

Виды занятий

Месяц

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек.

Янв.

Фев.

Март

Апр.

Май

Всего

Лекции

3

2

2

1

3

1

1

2

1

16

Практические занятия

1

2

1

3

1

2

3

2

1

16

Тесты

-

-

1

ПТ 1

-

-

1

ПТ 2

-

-

-

2

Консультации

Электронные консультации (в течение каждого месяца)

Итоговый контроль

-

-

-

-

-

-

-

-

2

МК

2

Всего часов: 36

Л – лекции; ЭК – электронные консультации; СР – самостоятельная работа;

ПР – практическая работа; МК – мини-конференция; ПТ – промежуточное тестирование;

Т – итоговое тестирование; Ф – форум.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Название модулей и тем программы

Всего

Теория

Практика

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

 

МОДУЛЬ 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования

6

4

2

4

2

             
 

Тема 1. Основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ

1

1

-

1

               
 

Тема 2. Этапы исследования

1

1

-

1

               
 

Тема 3. Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы

2

1

1

2

               
 

Тема 4. Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач

2

1

1

 

2

             
 

МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками

2

1

1

 

2

             
 

Тема 5. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками

2

1

1

 

2

             
 

ТЕСТ

1

-

1

   

1

           
 

МОДУЛЬ 3. Методы исследовательской деятельности.

13

6

7

   

3

4

4

2

     
 

Тема 6. Эмпирические методы исследования. Измерение, сравнение

2

1

1

   

2

           
 

Тема 7. Наблюдение

3

1

2

   

1

2

         
 

Тема 8. Эксперимент

3

1

2

     

2

1

       
 

Тема 9. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция

1

1

-

       

1

       
 

Тема 10. Методы математического и физического моделирования

1

1

-

       

1

       
 

Тема 11. Методы математической и статистической обработки информации

3

1

2

       

1

2

     
 

ТЕСТ

1

-

1

         

1

     
 

МОДУЛЬ 4. Правила оформления исследовательской работы

2

1

1

         

1

1

   
 

Тема 12. Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ

2

1

1

         

1

1

   
 

МОДУЛЬ 5. Формы представления исследовательских работ

8

3

5

           

3

4

1

 

Тема 13. Формы представления исследовательских работ. Буклет. Структура и особенности подбора информации

3

1

2

           

3

   
 

Тема 14. Мультимедийная презентация. Структура и особенности подбора информации

3

1

2

             

3

 
 

Тема 15. Стенд. Подбор информации, использование наглядности

2

1

1

             

1

1

 

МОДУЛЬ 6. Критерии оценки исследовательских работ

1

1

-

               

1

 

Тема 16. Критерии оценки исследовательских работ, мультимедийных презентаций, стендов

1

1

-

               

1

 

МОДУЛЬ 7. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы

2

-

2

               

2

 

Тема 17. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы. Мини-конференция

2

-

2

               

2

 

Итого

36

16

20

4

4

4

4

4

4

4

4

4

Календарно-тематический план

п/п

Тема. Краткое содержание.

Форма проведения

Кол-во часов

СЕНТЯБРЬ

1

2

3

4

МОДУЛЬ 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования

Теория. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Виды исследовательских работ. Исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика. Понятия и термины. Виды исследовательских работ (доклад, реферат, проект, исследовательская работа) и их характерные признаки.

Теория. Этапы исследования: постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор темы, выдвижение гипотезы, формулирование цели и задач, выбор методов и методик исследования, анализ полученных результатов, формулирование выводов, оформление и представление материалов исследования, оценка исследовательских работ.

Теория. Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы.

Практика. Как рождаются гипотезы. Практическая работа № 1.

Лекция

Лекция

Лекция

Практикум

4

1

1

1

1

ОКТЯБРЬ

5

6

7

8

Теория. Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач. Что такое постановка проблемы?

Практика. Как выбрать и правильно сформулировать тему, цель и задачи исследования. Практическая работа № 2.

МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками

Теория. Информация. Виды, хранение, поиск, использование информации. Источники информации. Правила составления библиографического списка. Работа с информационными источниками.

Практика. Работа с литературными источниками. Поиск информации с помощью обычных и электронных каталогов. Практическая работа № 3.

Лекция

Практикум

Лекция

Работа с литературой

Практикум

Работа с литературой

1

1

1

1

НОЯБРЬ

9

10

11

12

Практика. Этапы исследования. Информация. Проверочный тест № 1.

МОДУЛЬ 3. Методы исследовательской деятельности

Теория. Методы исследовательской деятельности. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования. Эмпирические методы. Измерение, сравнение.

Практика. Эмпирические методы исследования. Измерение, сравнение. Практическая работа № 4.

Теория. Наблюдение - наиболее информативный метод исследования. Классификация наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Тестирование

Лекция

Практикум

Лекция

1

1

1

1

ДЕКАБРЬ

13

14

15

16

Практика. Основные требования к научному наблюдению. Применение метода наблюдения.


 

Практика. Наблюдение. Практическая работа № 5.

Теория. Эксперимент. Виды экспериментов. Особенности, достоинства и недостатки, применение метода эксперимента.

Практика. Этапы проведения эксперимента. Практическая работа № 6.

Практикум

Практикум

Лекция

Практикум

1

1

1

1

ЯНВАРЬ

17

18

19

20

Практика. Эксперимент. Практическая работа № 6.

Теория. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция.

Теория. Методы математического и физического моделирования. Моделирование - это упрощенный вариант действительности, используемый для изучения ее ключевых свойств. Недостатки и преимущества данного метода. Математическое и физическое моделирование. Этапы построения моделей.


 

Теория. Методы математической и статистической обработки информации. Достоинства и недостатки. Применение методов математической и статистической обработки информации в исследованиях.

Практикум

Лекция

Лекция

Лекция

1

1

1

1

ФЕВРАЛЬ

21

22

23

24

Практика. Методы математической обработки информации. Практическая работа № 7.


 

Практика. Методы статистической обработки информации. Практическая работа № 7.


 

Практика. Методы исследовательской деятельности. Проверочный тест № 2.

МОДУЛЬ 4. Правила оформления исследовательской работы

Теория. Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ. Язык и стиль изложения. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации.

Практикум

Практикум

Тестирование

Лекция

1

1

1

1

МАРТ

25

26

27

28

МОДУЛЬ 5. Формы представления исследовательских работ


 

Практика. Структура исследовательской работы. Практическая работа № 8.

Теория. Формы представления исследовательских работ. Буклет. Его структура и особенности подбора информации.

Практика. Подбор информации для информационного буклета. . Практическая работа № 9.

Практика. Разработка буклетов в Microsoft Publisher. Применение шаблонов оформления, вставка текста и изображений. Практическая работа № 9.

Практикум

Лекция

Практикум

Практикум

1

1

1

1

АПРЕЛЬ

29

30

31

32

Теория. Формы представления исследовательских работ. Мультимедийная презентация. Ее структура и особенности подбора информации.

Практика. Microsoft Power Point. Применение шаблонов оформления, вставка текста и изображений, гиперссылок и диаграмм. Практическая работа № 10.


 

Практика. Создание мультимедийной презентации. Практическая работа № 10.

Теория. Формы представления исследовательских работ. Стенд. Его структура и особенности подбора информации. Использование наглядности.

Лекция

Практикум

Практикум

Лекция

1

1

1

1

МАЙ

33

34

35 -

36

Практика. Стенд. Подбор информации, использование наглядности. Практическая работа № 11.

МОДУЛЬ 6. Критерии оценки исследовательских работ

Теория. Основные критерии оценки исследовательских работ, мультимедийных презентаций, стендов.

МОДУЛЬ 7. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы

Практика. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы. Мини-конференция. Обучающиеся представляют свои исследовательские работы.

Практикум

Лекция

Мини-конференция

1

1

2

Методическая работа

п/п

Наименование материала

Срок

проведения

1

Корректировка учебно-методического комплекта к дополнительной образовательной программе дистанционного обучения «Юный исследователь» (модуль «Формы представления исследовательских работ»).

В течение года

Список литературы

Журнал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]: http://www.irsh.redu/ru ; http://www.researcher/ru

Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.

Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.

Программы:

«Формирование умений и навыков исследовательской деятельности». Авторы Т.И. Федотова, директор гим. № 18 г. Королёва Московской области и А.Е.Волков, зав. Лабораторией Института общего образования Минобразования РФ г. Москва.

«Основы исследовательской деятельности учащихся». Автор А.В. Масленникова. К.п.н., лицей № 1557 г. Зеленограда.

«Я познаю мир…». Автор А.Н. Чайка, учитель СОШ № 23 г. Комсомольск – на – Амуре, Хабаровский край.

«Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности». Автор И.В. Рождественская, учитель СОШ № 7 г. Новодвинска.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.