Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (7–9 классы)
Программа
внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Юный исследователь»
рассчитана на 36 часов. Периодичность занятий -1 раз в неделю (1 академический час).
Возрастной состав обучающихся: 12-16 лет.
Состав группы постоянный.
Форма занятий: дистанционная.
Цель – формирование исследовательской культуры обучающихся в процессе изучения основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Обучающие
изучить основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;
дать представление о видах исследовательских работ;
познакомить с основными этапами и методами исследований;
познакомить с правилами оформления и формами представления исследовательских работ;
научить обучающихся самостоятельно проводить, оформлять, представлять и защищать исследовательские работы.
Развивающие
способствовать развитию:
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их личных качеств;
познавательного интереса к исследовательской деятельности;
способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
умения публичного выступления, ведения дискуссии.
Воспитательные
способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной, творческой, исследовательской деятельности;
способствовать формированию у обучающихся понимания того, что исследовательская деятельность необходимая составляющая любого обучения;
способствовать созданию условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся.
Для реализации плана «Юный исследователь» используются следующие формы проведения занятий: групповые (осуществляет тьютер) и индивидуальные (с тьютером и обучающимися).
Система оценки и фиксирования образовательных результатов
В процессе обучения осуществляется контроль за уровнем освоения программы.
Основные формы диагностики образовательных результатов: тестирование, самостоятельные творческие задания, исследовательские задачи, практические работы, мини-конференция.
Ожидаемые результаты обучения:
К концу обучения обучающиеся будут
Знать
основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;
основные виды исследовательских работ;
основные закономерности и этапы исследовательской работы;
методы исследовательской деятельности;
формы представления и правила оформления исследовательских работ;
критерии оценки исследовательских работ, буклетов, мультимедийных презентаций, стендов;
правила публичного выступления, ведения дискуссии.
Уметь
формулировать проблему, устанавливать причинно-следственные связи;
определять объект и предмет исследовательской работы;
формулировать тему, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезы;
собирать необходимую для исследования информацию;
работать различными источниками информации;
подбирать и применять на практике методы исследования;
составлять план и разрабатывать методику проведения исследования;
самостоятельно проводить исследования;
проводить анализ, описывать и объяснять полученные результаты;
систематизировать материал и делать выводы;
составлять тезисы, создавать мультимедийные презентации и буклеты;
оформлять, публично представлять и защищать свою исследовательскую работу.
Формы диагностики результатов обучения: наблюдение (осуществляют кураторы групп), проверочные задания, тесты, самостоятельные практические работы, исследовательские работы.
Формы демонстрации результатов обучения: итоговое занятие в форме мини-конференции (защита исследовательских работ). Одной из форм демонстрации результатов может быть участие обучающихся в научно-практических, учебно-исследовательских выставках, конференциях, конкурсах различного уровня.
Академический календарь
Виды занятий |
Месяц |
|||||||||
Сент. |
Окт. |
Нояб. |
Дек. |
Янв. |
Фев. |
Март |
Апр. |
Май |
Всего |
|
Лекции |
3 |
2 |
2 |
1 |
3 |
1 |
1 |
2 |
1 |
16 |
Практические занятия |
1 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
16 |
Тесты |
- |
- |
1 ПТ 1 |
- |
- |
1 ПТ 2 |
- |
- |
- |
2 |
Консультации |
Электронные консультации (в течение каждого месяца) |
|||||||||
Итоговый контроль |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 МК |
2 |
Всего часов: 36 |
Л – лекции; ЭК – электронные консультации; СР – самостоятельная работа;
ПР – практическая работа; МК – мини-конференция; ПТ – промежуточное тестирование;
Т – итоговое тестирование; Ф – форум.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Название модулей и тем программы |
Всего |
Теория |
Практика |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
МОДУЛЬ 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования |
6 |
4 |
2 |
4 |
2 |
||||||||
Тема 1. Основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||
Тема 2. Этапы исследования |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||
Тема 3. Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||
Тема 4. Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||
МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||
Тема 5. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||
ТЕСТ |
1 |
- |
1 |
1 |
|||||||||
МОДУЛЬ 3. Методы исследовательской деятельности. |
13 |
6 |
7 |
3 |
4 |
4 |
2 |
||||||
Тема 6. Эмпирические методы исследования. Измерение, сравнение |
2 |
1 |
1 |
2 |
|||||||||
Тема 7. Наблюдение |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||||||
Тема 8. Эксперимент |
3 |
1 |
2 |
2 |
1 |
||||||||
Тема 9. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||
Тема 10. Методы математического и физического моделирования |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||
Тема 11. Методы математической и статистической обработки информации |
3 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||||||||
ТЕСТ |
1 |
- |
1 |
1 |
|||||||||
МОДУЛЬ 4. Правила оформления исследовательской работы |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
Тема 12. Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
МОДУЛЬ 5. Формы представления исследовательских работ |
8 |
3 |
5 |
3 |
4 |
1 |
|||||||
Тема 13. Формы представления исследовательских работ. Буклет. Структура и особенности подбора информации |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||
Тема 14. Мультимедийная презентация. Структура и особенности подбора информации |
3 |
1 |
2 |
3 |
|||||||||
Тема 15. Стенд. Подбор информации, использование наглядности |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||||||||
МОДУЛЬ 6. Критерии оценки исследовательских работ |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||
Тема 16. Критерии оценки исследовательских работ, мультимедийных презентаций, стендов |
1 |
1 |
- |
1 |
|||||||||
МОДУЛЬ 7. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы |
2 |
- |
2 |
2 |
|||||||||
Тема 17. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы. Мини-конференция |
2 |
- |
2 |
2 |
|||||||||
Итого |
36 |
16 |
20 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Календарно-тематический план
№ п/п |
Тема. Краткое содержание. |
Форма проведения |
Кол-во часов |
СЕНТЯБРЬ |
|||
1 2 3 4 |
МОДУЛЬ 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования Теория. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Виды исследовательских работ. Исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика. Понятия и термины. Виды исследовательских работ (доклад, реферат, проект, исследовательская работа) и их характерные признаки. Теория. Этапы исследования: постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор темы, выдвижение гипотезы, формулирование цели и задач, выбор методов и методик исследования, анализ полученных результатов, формулирование выводов, оформление и представление материалов исследования, оценка исследовательских работ. Теория. Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы. Практика. Как рождаются гипотезы. Практическая работа № 1. |
Лекция Лекция Лекция Практикум |
4 1 1 1 1 |
ОКТЯБРЬ |
|||
5 6 7 8 |
Теория. Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач. Что такое постановка проблемы? Практика. Как выбрать и правильно сформулировать тему, цель и задачи исследования. Практическая работа № 2. МОДУЛЬ 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками Теория. Информация. Виды, хранение, поиск, использование информации. Источники информации. Правила составления библиографического списка. Работа с информационными источниками. Практика. Работа с литературными источниками. Поиск информации с помощью обычных и электронных каталогов. Практическая работа № 3. |
Лекция Практикум Лекция Работа с литературой Практикум Работа с литературой |
1 1 1 1 |
НОЯБРЬ |
|||
9 10 11 12 |
Практика. Этапы исследования. Информация. Проверочный тест № 1. МОДУЛЬ 3. Методы исследовательской деятельности Теория. Методы исследовательской деятельности. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования. Эмпирические методы. Измерение, сравнение. Практика. Эмпирические методы исследования. Измерение, сравнение. Практическая работа № 4. Теория. Наблюдение - наиболее информативный метод исследования. Классификация наблюдений. Достоинства и недостатки метода наблюдения. |
Тестирование Лекция Практикум Лекция |
1 1 1 1 |
ДЕКАБРЬ |
|||
13 14 15 16 |
Практика. Основные требования к научному наблюдению. Применение метода наблюдения.
Практика. Наблюдение. Практическая работа № 5. Теория. Эксперимент. Виды экспериментов. Особенности, достоинства и недостатки, применение метода эксперимента. Практика. Этапы проведения эксперимента. Практическая работа № 6. |
Практикум Практикум Лекция Практикум |
1 1 1 1 |
ЯНВАРЬ |
|||
17 18 19 20 |
Практика. Эксперимент. Практическая работа № 6. Теория. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция. Понятие «метод исследования». Классификация методов исследования. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция. Теория. Методы математического и физического моделирования. Моделирование - это упрощенный вариант действительности, используемый для изучения ее ключевых свойств. Недостатки и преимущества данного метода. Математическое и физическое моделирование. Этапы построения моделей.
Теория. Методы математической и статистической обработки информации. Достоинства и недостатки. Применение методов математической и статистической обработки информации в исследованиях. |
Практикум Лекция Лекция Лекция |
1 1 1 1 |
ФЕВРАЛЬ |
|||
21 22 23 24 |
Практика. Методы математической обработки информации. Практическая работа № 7.
Практика. Методы статистической обработки информации. Практическая работа № 7.
Практика. Методы исследовательской деятельности. Проверочный тест № 2. МОДУЛЬ 4. Правила оформления исследовательской работы Теория. Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ. Язык и стиль изложения. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации. |
Практикум Практикум Тестирование Лекция |
1 1 1 1 |
МАРТ |
|||
25 26 27 28 |
МОДУЛЬ 5. Формы представления исследовательских работ
Практика. Структура исследовательской работы. Практическая работа № 8. Теория. Формы представления исследовательских работ. Буклет. Его структура и особенности подбора информации. Практика. Подбор информации для информационного буклета. . Практическая работа № 9. Практика. Разработка буклетов в Microsoft Publisher. Применение шаблонов оформления, вставка текста и изображений. Практическая работа № 9. |
Практикум Лекция Практикум Практикум |
1 1 1 1 |
АПРЕЛЬ |
|||
29 30 31 32 |
Теория. Формы представления исследовательских работ. Мультимедийная презентация. Ее структура и особенности подбора информации. Практика. Microsoft Power Point. Применение шаблонов оформления, вставка текста и изображений, гиперссылок и диаграмм. Практическая работа № 10.
Практика. Создание мультимедийной презентации. Практическая работа № 10. Теория. Формы представления исследовательских работ. Стенд. Его структура и особенности подбора информации. Использование наглядности. |
Лекция Практикум Практикум Лекция |
1 1 1 1 |
МАЙ |
|||
33 34 35 - 36 |
Практика. Стенд. Подбор информации, использование наглядности. Практическая работа № 11. МОДУЛЬ 6. Критерии оценки исследовательских работ Теория. Основные критерии оценки исследовательских работ, мультимедийных презентаций, стендов. МОДУЛЬ 7. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы Практика. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы. Мини-конференция. Обучающиеся представляют свои исследовательские работы. |
Практикум Лекция Мини-конференция |
1 1 2 |
Методическая работа
№ п/п |
Наименование материала |
Срок проведения |
1 |
Корректировка учебно-методического комплекта к дополнительной образовательной программе дистанционного обучения «Юный исследователь» (модуль «Формы представления исследовательских работ»). |
В течение года |
Список литературы
Журнал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]: http://www.irsh.redu/ru; http://www.researcher/ru
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.- 204 с.
Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.
Программы:
«Формирование умений и навыков исследовательской деятельности». Авторы Т.И. Федотова, директор гим. № 18 г. Королёва Московской области и А.Е.Волков, зав. Лабораторией Института общего образования Минобразования РФ г. Москва.
«Основы исследовательской деятельности учащихся». Автор А.В. Масленникова. К.п.н., лицей № 1557 г. Зеленограда.
«Я познаю мир…». Автор А.Н. Чайка, учитель СОШ № 23 г. Комсомольск – на – Амуре, Хабаровский край.
«Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности». Автор И.В. Рождественская, учитель СОШ № 7 г. Новодвинска.