Программа дополнительного образования «Человек и общество» (8–9 классы)
Утверждаю
____________________________
____________________________
«____»________________20___г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Человек и общество»
|
Срок реализации программы 2017-2018 уч. г.
Численность обучающихся в группе: 8-15 чел.
Возраст обучающихся, на которых
рассчитана программа: 14-15 лет;
Количество часов в год – 72 ч (2 часа в неделю)
Педагог, реализующий программу:
учитель истории и обществознания
МОУ ООШ №48
Кошикова Марина Евгеньевна
Сочи - 2017
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1312 и соотнесен с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Тематика заданий, представленных в планировании, соответствует Примерной программе основного общего образования по обществознанию (включая содержательные разделы «Экономика» и «Право»).
В современных условиях происходит становление новой концепции, целей и структуры обществоведческого образования, обновление его содержания. Данные изменения направлены на повышение роли курса обществознания в духовном и гражданском становлении личности.
Обществоведческому образованию присуща также практико-ориентированная направленность: ориентированность всей системы обучения и воспитания на социализацию учащихся, формированию базовых компетенций с целью успешной адаптации к условиям жизни в динамично развивающемся обществе, самореализации учащихся.
Направленность программы – углубленное изучение обществознания, подготовка к городским и региональным олимпиадам по обществознанию, к экзамену по выбору в 9 классе по курсу «Обществознание».
При составлении плана использованы следующие пособия:
1) Конституция РФ.
2) Альхова Т.А., Долева С.С., Сидоренкова И.И. «Обществознание». Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Социальная сфера. Политика. Право. Тетрадь для выполнения заданий. 9 класс: учебно-методическое пособие / И.И. Сидоренкова, Т.А. Альхова, С.С. Долева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов-н/Д: Легион, 2013.
3) Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. 10-11 классы, - М., 2002.
4) Готовимся к олимпиаде по обществознанию: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов / Сост. Н.Ю. Слободина. – М.:АРКТИ, 2011;
5) Обществознание: полный справочник. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва: Астрель, 2013.
6) ОГЭ (ГИА – 9) 2015. Обществознание: 25 вариантов типовых тестовых заданий и дополнительные задания части 3(С) / А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
7) Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 / С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2010.
8) Обществознание. 6011 классы. Формирование политических и социальных компетенций: системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л.Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2013.
9) Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой;
10) Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией А.И. Кравченко;
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
Приёмы организации деятельности интерактивные - лекция, дискуссия, мини-сочинение; активные - семинар, практическая работа. Возможны следующие виды деятельности учащихся: анализ источников, написание эссе.
Задачи курса:
- выявление школьников, проявивших особый интерес и способности при изучении обществоведческого курса;
- проведение анализа уровня подготовленности, широты кругозора, мышления учащихся;
- накопление и осмысление научно-методического опыта развития обществоведческого образования в городе, который может быть использован при переходе на новые нормативные документы (ФГОС);
- содействие обмену опытом работы с одаренными детьми;
- создание условий для участия школьников в олимпиадных испытаниях муниципального, регионального уровней.
Цели курса:
Обучающие:
1. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
2. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в следующих областях: социальных отношениях, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Развивающие:
1. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитательные:
1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
В практической работе дети опираются на общечеловеческие нравственные ценности, в контексте традиций европейской цивилизации и культуры гражданского общества применительно к условиям становления демократии в современной России.
Для лучшего освоения содержания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. Особое внимание уделяется выполнению коллективных и индивидуальных проектов, ролевым учебным играм, просмотру видеофильмов и созданию мультимедийных презентаций, тренингам, участию в научно-практических конференциях, работе с компьютерными программами, подготовка бесед для учащихся младших классов, подготовка и защита докладов, проведение предметных олимпиад, дебаты, работа в «фокус- группах», мастер-классы и т.д.
Общим итогом занятий является написание эссе, презентация своих докладов, творческих и научно-исследовательских работ, презентаций.
На протяжении всего курса обучения используются следующие педагогические принципы обучения для успешной реализации программы:
принцип речемыслительной активности;
принцип индивидуализации;
принцип ситуативности;
принцип новизны;
принцип доступности
Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных политических проблемах.
В качестве процедур оценивания деятельности учащихся используются: написание творческих работ, мини-эссе, мини-проектов и итоговое тестирование.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
в 2017/2018 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) |
1 |
Год обучения |
первый |
Возраст обучающихся |
8-9 класс (14 - 15 лет) |
Количество обучающихся в группе в текущем учебном году |
15 |
Количество часов в неделю |
2ч |
Общее количество часов в год |
72ч |
УУД:
Предметные:
- применять знания о характерных чертах социального объекта, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
- распознавать признаки социального объекта, элементы его описания;
- называть социальные явления, термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту; классифицировать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями;
комбинировать разрозненные элементы в целое понятие, определяющее социальный объект;
- осуществлять интерпретацию социальной информации по заданной теме из оригинальных, неадаптированных текстов;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, представленную в нетекстовом виде, систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию;
Регулятивные:
- применять правовые, экономические знания в процессе решения практических задач;
- уметь планировать и организовывать свою деятельность для решения поставленных образовательных задач;
- умение работать в группе, уметь распределять ответственность между членами группы;
- умение принимать информацию от членов группы;
- умение интегрировать высказывания членов группы в обобщенный вывод;
Личностные:
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные аргументы по заданной проблеме;
- интерес к изучению обществоведческих дисциплин в углубленной форме;
- развивать внутреннюю мотивацию к освоению навыками самообразования.
Материально-техническое обеспечение реализации программы: ИПК, проектор. Учебно-тематический план
№ |
Раздел, тема |
Количество часов |
||
Теоретическая часть |
Практическая часть |
Всего часов |
||
Раздел I. Человек, общество, природа. |
3 |
|||
1. |
Социальная сущность человека. |
1 |
||
2. |
Общество как форма жизнедеятельности людей. |
1 |
1 |
|
Раздел II. Человек и социальная среда. |
3 |
|||
3. |
Общение. Межличностные отношения. |
1 |
||
4. |
Семья и семейные отношения. |
1 |
1 |
|
Раздел III. Мир экономических отношений. |
6 |
|||
5. |
Экономика и ее роль в жизни общества. |
1 |
||
6. |
Человек в системе экономических отношений. |
1 |
4 |
|
Раздел IV. Этот «трудный» переходный возраст. |
3 |
|||
7. |
Подростковый возраст. |
1 |
||
8. |
Особенности правового статуса несовершеннолетних. |
1 |
1 |
|
Раздел V.Гражданин и государство. |
3 |
|||
9. |
Политика и власть. |
1 |
||
10. |
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. |
1 |
1 |
|
Раздел VI. Человек и общество. |
8 |
|||
11. |
Что такое общество. Человек, природа, общество. |
1 |
||
12. |
Типология обществ. |
1 |
||
13. |
Социальный прогресс и развитие общества. |
1 |
||
14. |
Личность и социальная среда. |
1 |
||
15. |
Потребности общества. |
1 |
||
16. |
Социализация и воспитание. Общение. |
1 |
2 |
|
Раздел VII. Сфера духовной культуры. |
5 |
|||
17. |
Культура. Культурные нормы. |
1 |
||
18. |
Формы культуры. |
1 |
||
19. |
Религия. Искусство. |
1 |
||
20. |
Образование. Наука. |
1 |
1 |
|
Раздел VIII. Экономика. |
8 |
|||
21. |
Что такое экономика. Товар и деньги. |
1 |
||
22. |
Спрос и предложение. Рынок, цена, конкуренция. |
1 |
||
23. |
Предпринимательство. |
1 |
||
24. |
Роль государства в экономике. |
1 |
||
25. |
Бюджет государства и семьи. Труд |
1 |
3 |
|
Раздел IX. Социальная сфера. |
8 |
|||
26. |
Социальная структура. Семья. |
1 |
||
27. |
Социальная стратификация. |
1 |
||
28. |
Богатые. Бедные. |
1 |
||
29. |
Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения. |
1 |
||
30. |
Конфликты в обществе. |
1 |
3 |
|
Раздел Х. Политическая сфера. |
11 |
|||
31. |
Власть. |
1 |
||
32. |
Государство. |
1 |
||
33. |
Национально-государственное устройство. |
1 |
||
34. |
Формы правления. |
1 |
||
35. |
Политические режимы. |
1 |
||
36. |
Гражданское общество и правовое государство. |
1 |
||
37. |
Голосование, выборы, референдум. |
1 |
||
38. |
Политические партии. |
1 |
3 |
|
Раздел ХI. Человек и его права. |
10 |
|||
39. |
Право. Закон и власть. |
1 |
||
40. |
Конституция. |
1 |
||
41. |
Право и имущественные отношения. Потребитель и его права. |
1 |
||
42. |
Труд и право. |
1 |
||
43. |
Семья и право. Права ребенка. |
1 |
||
44. |
Правонарушения. Административное и уголовное право. |
1 |
||
45. |
Виды юридической ответственности. |
1 |
3 |
|
Итоговое занятие. |
||||
60. |
Повторение. Конкурс знатоков. |
1 |
3 |
4 |
46 |
26 |
72 |
||
ИТОГО 72 часа |