Программа дополнительного образования «Человек и общество» (8–9 классы)

0
0
Материал опубликован 22 February 2018

Утверждаю

____________________________

____________________________

«____»________________20___г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Человек и общество»

 

 

Срок реализации программы 2017-2018 уч. г.

Численность обучающихся в группе: 8-15 чел.

Возраст обучающихся, на которых

рассчитана программа: 14-15 лет;

Количество часов в год – 72 ч (2 часа в неделю)

Педагог, реализующий программу:

учитель истории и обществознания

МОУ ООШ №48

Кошикова Марина Евгеньевна

Сочи - 2017

Пояснительная записка

 

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1312 и соотнесен с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Тематика заданий, представленных в планировании, соответствует Примерной программе основного общего образования по обществознанию (включая содержательные разделы «Экономика» и «Право»).

В современных условиях происходит становление новой концепции, целей и структуры обществоведческого образования, обновление его содержания. Данные изменения направлены на повышение роли курса обществознания в духовном и гражданском становлении личности.

Обществоведческому образованию присуща также практико-ориентированная направленность: ориентированность всей системы обучения и воспитания на социализацию учащихся, формированию базовых компетенций с целью успешной адаптации к условиям жизни в динамично развивающемся обществе, самореализации учащихся.

Направленность программы – углубленное изучение обществознания, подготовка к городским и региональным олимпиадам по обществознанию, к экзамену по выбору в 9 классе по курсу «Обществознание».

При составлении плана использованы следующие пособия:

1) Конституция РФ.

2) Альхова Т.А., Долева С.С., Сидоренкова И.И. «Обществознание». Тематические контрольные работы для проверки образовательных достижений школьников. Социальная сфера. Политика. Право. Тетрадь для выполнения заданий. 9 класс: учебно-методическое пособие / И.И. Сидоренкова, Т.А. Альхова, С.С. Долева. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов-н/Д: Легион, 2013.

3) Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Человек и общество. 10-11 классы, - М., 2002.

4) Готовимся к олимпиаде по обществознанию: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов / Сост. Н.Ю. Слободина. – М.:АРКТИ, 2011;

5) Обществознание: полный справочник. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва: Астрель, 2013.

6) ОГЭ (ГИА – 9) 2015. Обществознание: 25 вариантов типовых тестовых заданий и дополнительные задания части 3(С) / А.Ю. Лазебникова, Е.Н. Калачева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

7) Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 / С.И. Козленко, И.В. Козленко. – М.: Просвещение, 2010.

8) Обществознание. 6011 классы. Формирование политических и социальных компетенций: системные, творческие задания / авт.-сост. Л.Л.Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2013.

9) Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой;

10) Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией А.И. Кравченко;

Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.

Приёмы организации деятельности интерактивные - лекция, дискуссия, мини-сочинение; активные - семинар, практическая работа. Возможны следующие виды деятельности учащихся: анализ источников, написание эссе.

Задачи курса:

- выявление школьников, проявивших особый интерес и способности при изучении обществоведческого курса;

- проведение анализа уровня подготовленности, широты кругозора, мышления учащихся;

- накопление и осмысление научно-методического опыта развития обществоведческого образования в городе, который может быть использован при переходе на новые нормативные документы (ФГОС);

- содействие обмену опытом работы с одаренными детьми;

- создание условий для участия школьников в олимпиадных испытаниях муниципального, регионального уровней.

Цели курса:

Обучающие:

1. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

2. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в следующих областях: социальных отношениях, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношениях; отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Развивающие:

1. Развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации;

Воспитательные:

1. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.

В практической работе дети опираются на общечеловеческие нравственные ценности, в контексте традиций европейской цивилизации и культуры гражданского общества применительно к условиям становления демократии в современной России.

Для лучшего освоения содержания курса используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения. Особое внимание уделяется выполнению коллективных и индивидуальных проектов, ролевым учебным играм, просмотру видеофильмов и созданию мультимедийных презентаций, тренингам, участию в научно-практических конференциях, работе с компьютерными программами, подготовка бесед для учащихся младших классов, подготовка и защита докладов, проведение предметных олимпиад, дебаты, работа в «фокус- группах», мастер-классы и т.д.

Общим итогом занятий является написание эссе, презентация своих докладов, творческих и научно-исследовательских работ, презентаций.

На протяжении всего курса обучения используются следующие педагогические принципы обучения для успешной реализации программы:

принцип речемыслительной активности;

принцип индивидуализации;

принцип ситуативности;

принцип новизны;

принцип доступности

Предполагаемые результаты: предлагаемый учебный курс должен помочь учащимся в приобретении новых знаний в области политологии, опыта познавательной и практической деятельности.

Предусматривается формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

исследование реальных связей и зависимостей;

умение развёрнуто обосновывать суждение, давать определения, проводить доказательства (в том числе от противного);

объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

формулирование полученных результатов;

создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях о современных политических проблемах.

В качестве процедур оценивания деятельности учащихся используются: написание творческих работ, мини-эссе, мини-проектов и итоговое тестирование.

 

Информационная справка об особенностях реализации УТП

в 2017/2018 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

1

Год обучения

первый

Возраст обучающихся

8-9 класс (14 - 15 лет)

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

15

Количество часов в неделю

Общее количество часов в год

72ч

УУД:

Предметные:

- применять знания о характерных чертах социального объекта, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

- распознавать признаки социального объекта, элементы его описания;

- называть социальные явления, термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту; классифицировать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

- устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими понятиями;

комбинировать разрозненные элементы в целое понятие, определяющее социальный объект;

- осуществлять интерпретацию социальной информации по заданной теме из оригинальных, неадаптированных текстов;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, представленную в нетекстовом виде, систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию;

Регулятивные:

- применять правовые, экономические знания в процессе решения практических задач;

- уметь планировать и организовывать свою деятельность для решения поставленных образовательных задач;

- умение работать в группе, уметь распределять ответственность между членами группы;

- умение принимать информацию от членов группы;

- умение интегрировать высказывания членов группы в обобщенный вывод;

Личностные:

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные аргументы по заданной проблеме;

- интерес к изучению обществоведческих дисциплин в углубленной форме;

- развивать внутреннюю мотивацию к освоению навыками самообразования.

Материально-техническое обеспечение реализации программы: ИПК, проектор. Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

Раздел I. Человек, общество, природа.

3

1.

Социальная сущность человека.

1

   

2.

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

1

 

Раздел II. Человек и социальная среда.

3

3.

Общение. Межличностные отношения.

1

   

4.

Семья и семейные отношения.

1

1

 

Раздел III. Мир экономических отношений.

6

5.

Экономика и ее роль в жизни общества.

1

   

6.

Человек в системе экономических отношений.

1

4

 

Раздел IV. Этот «трудный» переходный возраст.

3

7.

Подростковый возраст.

1

   

8.

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1

1

 

Раздел V.Гражданин и государство.

3

9.

Политика и власть.

1

   

10.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии.

1

1

 

Раздел VI. Человек и общество.

8

11.

Что такое общество. Человек, природа, общество.

1

   

12.

Типология обществ.

1

   

13.

Социальный прогресс и развитие общества.

1

   

14.

Личность и социальная среда.

1

   

15.

Потребности общества.

1

   

16.

Социализация и воспитание. Общение.

1

2

 

Раздел VII. Сфера духовной культуры.

5

17.

Культура. Культурные нормы.

1

   

18.

Формы культуры.

1

   

19.

Религия. Искусство.

1

   

20.

Образование. Наука.

1

1

 

Раздел VIII. Экономика.

8

21.

Что такое экономика. Товар и деньги.

1

   

22.

Спрос и предложение. Рынок, цена, конкуренция.

1

   

23.

Предпринимательство.

1

   

24.

Роль государства в экономике.

1

   

25.

Бюджет государства и семьи. Труд

1

3

 

Раздел IX. Социальная сфера.

8

26.

Социальная структура. Семья.

1

   

27.

Социальная стратификация.

1

   

28.

Богатые. Бедные.

1

   

29.

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения.

1

   

30.

Конфликты в обществе.

1

3

 

Раздел Х. Политическая сфера.

11

31.

Власть.

1

   

32.

Государство.

1

   

33.

Национально-государственное устройство.

1

   

34.

Формы правления.

1

   

35.

Политические режимы.

1

   

36.

Гражданское общество и правовое государство.

1

   

37.

Голосование, выборы, референдум.

1

   

38.

Политические партии.

1

3

 

Раздел ХI. Человек и его права.

10

39.

Право. Закон и власть.

1

   

40.

Конституция.

1

   

41.

Право и имущественные отношения. Потребитель и его права.

1

   

42.

Труд и право.

1

   

43.

Семья и право. Права ребенка.

1

   

44.

Правонарушения. Административное и уголовное право.

1

   

45.

Виды юридической ответственности.

1

3

 

Итоговое занятие.

60.

Повторение. Конкурс знатоков.

1

3

4

   

46

26

72

ИТОГО 72 часа

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации