Программа дополнительного образования «Домисолька» (7-9 лет)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2051
Программа объединения дополнительных
образовательных услугна бюджетной основе
Студия «ДОМИСОЛЬКА»
Возраст обучающихся: 7 – 9 лет
Срок реализации программы: 1 месяц
Автор-составитель:
Мокрицкая Анна Дмитриевна, педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Программа по музыкальному творчеству «Домисолька» реализуется в общеразвивающей направленности.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание растущего человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. В концепции художественного образования, разработанной в Академии образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации общеобразовательной школы и центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают невостребованным воспитательным потенциалом.
Целью программы является приобщение ребёнка к искусству сольного исполнительства и игры в ансамбле, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами музыкального исполнительского искусства.
В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач.
развить гармонический и мелодический слух;
совершенствовать речевой аппарат;
развить мелкую моторику пальцев;
развить первичные навыки игры на инструменте;
развить преодоление мышечных зажимов;
развить артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
развить гибкость и мягкость движений рук;
развить умение держаться на сцене.
воспитать эстетический вкус учащихся;
воспитать интерес к исполнительской деятельности и к музыке в целом;
воспитать чувство коллективизма;
способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами;
воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность – высокие нравственные качества;
воспитать готовность и потребность к исполнительской деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы от 7 до 9 лет. В объединение дети принимаются на свободной основе. Особенности работы обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в воспроизведении вокального материала. Знание этих возможностей помогает педагогу выбрать посильный для освоения музыкальный и песенный материал, вызвать и сохранить интерес и желание заниматься сольным и ансамблевым пением.
Занимаясь в музыкальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий. Программа рассчитана на 1 месяц обучения. Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в себя часы теории и практики. Другие формы работы: концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия.
Концертные выступления.
Конкурсы, фестивали, смотры.
Учебно – тематический план студии «Домисолька»
№ |
Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов и тем |
Всего |
Теория |
Практика |
1. |
Вводное занятие |
1 |
1 |
|
2. |
Знакомство с нотной грамотой. Дидактические игры |
2 |
1 |
1 |
3. |
Сочинение мелодии |
1 |
1 |
|
4 |
Исполнение учебно-тренировочного материала |
2 |
1 |
1 |
5 |
Дидактические игры на прогулке |
1 |
1 |
|
6 |
Слушание музыки Сказка в музыке |
1 |
1 |
|
6 |
6 |
|||
ИТОГО: |
8 |
Содержание тем программы
1. Вводное занятие.
Знакомство с игровым аппаратом. Понятие «игровой аппарат», его строение, воспроизведение звуков.
Упражнения по начальной подготовке к игре на фортепиано. Осознание мышечных ощущений во время игры.
Раскрытие особенностей работы музыкального объединения «Домисолька».
2. Знакомство с нотной грамотой. Сообщение основ элементарной музыкальной грамоты для изучения фортепианных произведений. Формирование музыкально-слуховых представлений, связанных с осознанием лада, тональности. Знакомство с простейшими жанрами – песней, танцем, маршем. Понятие «звуковысотность», «длительность». Обучение музыкальной грамоте при помощи музыкально-дидактических игр.
Практика. Рисование нот на асфальте. Изучение расположения нот на инструменте. Понятия мажор, минор. Знаки при ключе. Знакомство с тембрами музыкальных инструментов.
Дидактические игры: моторно-двигательная игра «До-ми-соль-ка».
3. Сочинение мелодий. Сочинение музыкальной мелодии до 8 тактов. Самостоятельное исполнение ребенком на инструменте.
4. Исполнение учебно-тренировочного материала. Игра упражнений. Одноголосие. Двухголосие.
5. Дидактические игры на прогулке. «Кто быстрей?». Цель: закрепление умения соотносить ноты с цифрой, рисунка с длительностями. Формирование графических навыков.
6. Слушание музыки. Расширение кругозора учащихся, формирование слушательской культуры.
Знакомство с творчеством русских, советских, зарубежных, современных композиторов. Объяснение понятия «выразительные средства музыки». Понятие «настроение» и «характер» музыки. Сравнение разных настроений музыки. Понимать, чувствовать характер музыки. Использование иллюстраций.
Сказка в музыке. Сказочные сюжеты в музыке как обобщающая тема. Пространственно-звуковой образ воздуха, ветра, земли. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк». Инструменты оркестра – голоса героев. Способы воплощения действия в музыке. Работа со схемой расположения инструментов оркестра из учебника.
Практика:
сочинение музыкальных примеров на тему «Стихии». Чтение сказки «Жар-птица», русских народных сказок про Бабу Ягу, былины о Садко.Основные принципы оценивания
В процессе развития, обучения и воспитания используется система содержательных оценок:
доброжелательное отношение к воспитаннику как к личности;
положительное отношение к усилиям воспитанника;
конкретный анализ трудностей и допущенных ошибок;
конкретные указания на то, как можно улучшить достигнутый результат, а также качественная система оценок.
Высоко оценивается работа обучающегося, который владеет основами исполнительского мастерства. Полностью выполнил учебную программу. Имеет сформированный голосовой аппарат, владеет основами звукоизвлечения, чисто интонирует, эмоционально передаёт настроение произведения, раскованно чувствует себя на сцене.
На «положительно» оценивается работа обучающегося, который по какому-то из вышеперечисленных учебных разделов не справился с поставленной задачей.
На «посредственно» оценивается работа обучающегося, который слабо реализовал поставленные задачи в процессе обучения.
Планируемые результаты обучения
Результатом освоения программы учебного предмета «Домисолька» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
– уметь исполнять несложные музыкальные мелодии;
– играть слаженно в ансамбле несложные мелодии в унисон;
– обладать развитым гармоническим и мелодическим слухом;
– уметь преодолевать мышечные зажимы при игре на инструменте.
– уметь исполнять несложные музыкальные произведения;
– знать средства музыкальной выразительности;
– уметь исполнять несложную музыкальную мелодию «с листа»;
– уметь записать на слух короткий мотив, сыгранный на фортепиано;
– петь мелодию по нотам, записанную в пределах первой октавы;
– развить умение держаться на сцене.
– наличие первоначальных знаний о музыке, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных музыкальных жанрах (танец, песня, марш);
– умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;
– владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации), способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Основные элементы материально-технического обеспечения:
пианино или рояль,
звукотехническое оборудование,
учебная мебель (доска, столы,парты, стулья, стеллажи, шкафы)
наглядные пособия, ноты, существующие в данном образовательном учреждении.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
Также в школе должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Литература
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.
1. Апраксина А. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.
2. Баренбай Л.А. Путь к музицированию. – М., 1998.
3. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса. – М., 2007.
4. Вайнкоп М. Краткий биографический словарь композиторов. – М, 2004
5. Вопросы вокальной педагогики. – М., 1997
6. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
7. Кабалевский Д.Б. Программа по музыке в школе. – М, 1998.
8. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М., 2000.
9. Струве Г. Методические рекомендации к работе над песенным репертуаром. – С.П., 1997.
10. Экспериментальное исследование. Детский голос. Под ред. Шацкой В.Н. - М, 2000.
11. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.
1.Асафьев Б. Путеводитель по концертам: словарь наиболее необходимых терминов и понятий. М., 1978
2.Бернстайн Л. «Концерты для молодёжи». – Л., 1991.
3. Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989
4. Жаворонушки. Русские песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. Вып. 4. Сост. Г. Науменко. М., 1986
5. Книга о музыке. Сост. Г. Головинский, М. Ройтерштейн. М., 1988
6. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1979
7. Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990
8. Способин И. Музыкальная форма. М., 1972
9. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Методическое пособие. М., 2007
10. Царева Н. Уроки госпожи Мелодии. Учебные пособия (с аудиозаписями), 1, 2, 3 классы. М., 2007
11.Фоменкова Е. П. «Слушание музыки. I класс» - пособие для преподавателей ДМШ. – Н. Новгород, 2002.
12.Фоменкова Е. П. «Слушание музыки. II класс» - пособие для преподавателей ДМШ. – Н. Новгород, 2003.
13.Фоменкова Е. П. «Слушание музыки. III класс» - пособие для преподавателей ДМШ. – Н. Новгород, 2003.
Методические и справочные пособия
1. Вопросы методики начального музыкального образования. Сборник статей под ред. В. Руденко, В. Натансона. – М., 1981
2. Гинзбург Л. Работа над музыкальным произведением. Методические
очерки. – М., 1981
3. Григорьев В.Ю. Методы обучения игре на скрипке. Изд. Классика – XXI. -
Москва, 2007
4. Яньшинов А. Техника смычка. Руководство для выработки штрих - М.,
1963
5. Янкелевич Ю. Педагогическое наследие. – М., 1983
Дополнительная литература
1. Баринская А. Начальное обучение скрипача. Изд. Музыка. - М., 2007
2. Берлянчик М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Изд. Классика XXI. – М., 2006 г.
3. Богословский Н. Сборник пьес для детских музыкальных школ
4. Лапинский Я. Альбом юного скрипача
5. Легкие пьесы для начинающих, вып. 1 (под ред. К. Мостраса)
6. Пьесы для скрипки и фортепиано (сост. Т. Захарьина)
7. Раков Н. Сборник пьес
8. Сборник народных песен (обр. К. Мостраса)
9. Сборник классических пьес (сост. О. Агарков)
10. Соколовский Н. Избранные пьесы Хрестоматия педагогического репертуара, вып. 2
Список литературы, рекомендованной для детей.
1. Володин Н. Энциклопедия для детей. - М., 1998
2. Гусин, Вайнкоп Хоровой словарь. - М., 1993.
3. Захарченко В.Г. Кубанская песня. - 1996.
4. Кошмина И.В. Духовная музыка России и Запада. - Т., 2003.
5. Мировая художественная культура в школе для 8 -11 классов.
6. Старинные и современные романсы.
Приложение