Программа дополнительного образования по биологии «Экология» (5–8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Такмыкская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Приказом №___от___/_____201___
МБОУ «Такмыкская СОШ» МОУ МБОУ «Такмыкская СОШ»
_________/______________/ _______________/Е.С.Фербер/
«____»___________20___г.
РАССМОТРЕНО
на заседании педагогического совета
«____»_____________20___г.
№_______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА «ЭКОЛОГИЯ»
(35 часов – 1 час в неделю)
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель Бородина Ирина Владимировна
с. Такмык, 2019-2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.
Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.
Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.
Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.
Программа кружка рассчитана на группу учащихся с 6 по 9 класс, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.
В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.
Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.
Задачи:
развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;
овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;
воспитание понимания эстетической ценности природы;
развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;
формирование положительного отношения к окружающему миру;
нравственное развитие личности, воспитание чувств;
научить учащихся пользоваться научной литературой;
научить любить природу, правильно её использовать;
раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;
воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.
Режим занятий: 35 часов - 1 час в неделю.
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:
познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;
бережное отношение к природе;
творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!
самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.
К концу года учащиеся должны знать:
предмет изучения экологии, основные законы экологии;
связь между человеком и природой;
многообразие экологических групп комнатных растений;
основные экологические проблемы родного края и пути их решения;
природу родного края;
связь между состоянием природы и здоровьем человека.
К концу года учащиеся должны уметь:
изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;
различать изученные группы растений и животных;
осуществлять систематический уход за живыми организмами;
изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
выполнять правила поведения в природе;
прокладывать маршрут экологической тропы;
уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;
изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;
участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЭКОЛОГИЯ»
Введение (2 часа)
Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Экологические знаки.
Практические занятия:
Создание «Стенда природы родного края»
Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов)
Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.
Практические занятия:
Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»
Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»
Экскурсии:
«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала
Тема 2. Природа в жизни человека (5 часов)
30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах
Практические занятия:
Путешествие на родину комнатных растений
Составление памяток за растениями в классной комнате
Оформление плаката «Цветок имени»
Экскурсии:
1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»
Тема 3. Уникальный мир живой природы (9 часов)
Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.
Практические занятия:
В гостях у Флоры
В гостях у Фауны
Тема 4. Охрана природы (8 часов)
Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта
Практические занятия:
Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»
Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»
Тема 6. «Зелёными» тропами (5 часов)
Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы
Практические занятия:
Составление экологической тропы нашей школы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ЭКОЛОГИЯ»
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ | Дата | Тема | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | Личностные УУД | ||||
Введение (2 часа) | | |||||||||||
1 | | Что изучает экология? | Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка | Изучение понятия «Экология». Определение целей и задач кружка. | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Остановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать | Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания | ||||
2 | | Практическое занятие. Создание стенда «Стенда природы родного края» | Оформление уголка природы родного края | Сбор информации и материала для уголка природы родного края | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | Предположение о том, какой результат получится в конце работы | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности | ||||
Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов) | | |||||||||||
3 | | Осенние явления в жизни природы. | Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Значения листопада для природы | Отвечают на вопросы учителя. Изучают значение листопада. Создание схемы « Листопад» | Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Готовность к самообразованию, самовоспитанию | ||||
4 | | Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала | Особенности природы в осенний период | Собирают растения для создания гербария. Фиксируют встретившихся животных | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | Способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта. | Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Этического оценивания усваиваемого содержания | ||||
5 | | Народные приметы, связанные с поведением живых организмов | Народный фольклор, связанный с животными. Пословицы, поговорки, сказания | Сбор народного творчества в различных источниках информации | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности | ||||
6 | | 15 ноября – День вторичной переработки | Выброс мусора. История праздника. Значение мусора для окружающей среды | Изучение истории вторичной переработки мусора. Создание схемы вторичная переработка мусора. | Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации. | Выполнять задания в соответствии с поставленной целью. Принимать учебную задачу; | Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | ||||
7 | | Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!» | Бытовые отходы. Переработка бытовых отходов | Выполнение стенгазеты | Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах | Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик | Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Формировать умение слушать в соответствии с целевой Установкой. | ||||
8 | | Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?» | Природа ее особенности и закономерности | Участие в викторине | Обобщаю имеющиеся знания | Корректируют знания, оценивают собственные результаты. | Выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе. | Нравственно-этического оценивания | ||||
Тема 2. Природа в жизни человека (5 часов) | | |||||||||||
9 | | Всемирных день домашних животных. | 30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними | Составление правил для ухода за домашними животными. История появления праздника | Использовать разнообразные приёмы работы с информацией. | Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя; | Выражать свои мысли, планировать свою работу, отвечать на поставленные вопросы. | Нравственно-этического оценивания | ||||
10 | | Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений | Комнатные растения история возникновения. Изучения комнатных растений кабинета. | Изучают родину комнатных растений. Изучают значение комнатных растений | Уметь работать с различными источниками информации. | Уметь организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. | Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной роли растений в природе и жизни человека. | ||||
11 | | Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате | Уход за растениями: полезные правила разведения цветов в доме | Составление правил ухода за комнатными цветами | Уметь работать с различными источниками информации. | Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя; | Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной роли растений в природе и жизни человека. | ||||
12 | | Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Оформление плаката «Цветок имени» | Русские легенды о цветах. Цветок имени учеников. | Изучение легенд о цветах. Составление значений имен и цветах. | Уметь работать с различными источниками информации. | Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя; | Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о положительной роли растений в природе и жизни человека. | ||||
13 | | Экскурсия. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!» | Понятие зимующих птиц. Зимующие птицы родного края. | Изучения понятия зимующих птиц. Оформление кормушек для кормления зимующих птиц. | Определять цели своего обучения Структурировать информацию. | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению экологии | ||||
Тема 3. Уникальный мир живой природы (9 часов) | | |||||||||||
14 | | Лекарственные растения, их значение в жизни человека. | Понятия лекарственные растения. Значение лекарственных растения в жизни человека и животных. | Изучение лекарственных растений Большереченского района. | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | ||||
15 | | Фитотерапия | Понятие фитотерапия. Значение фототерапии | Изучения понятия фитотерапия | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Остановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать | Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания | ||||
16 | | Ягоды и грибы. Профилактика отравлений | Грибы и ягоды родного края и их использование в жизни человека.. Профилактика отравлений | Описание грибов и растений родного края.. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели. | Владение основами самоконтроля, самооценки. | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Сформированность ответственного отношения к учению. | ||||
17 | | Основные правила сбора. | Основные правила сбора | Составление и оформление памятки сбора грибов и растений | Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. | Остановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать | Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания | ||||
18 | | Викторина «Растения» | Основные понятия по теме растения | Участие в викторине | Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. | Готовность к самообразованию, самовоспитанию | ||||
19 | | Практическое занятие. В гостях у Флоры | Понятие флоры. Флора разной местности | Создание кроссворда – флора мира. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | ||||
20 | | Практическое занятие. В гостях у Фауны | Понятие фауны. Фауна разной местности | Создание кроссворда – фауна мира. | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | ||||
21 | | В гостях у Фауны | Понятие фауна и его ее составляющие | Решение ребусов по теме « Фауна». | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения. | Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие | Формируются эстетического отношения к природе | ||||
22 | | Промежуточное подведение итогов | Понятия и закономерности пройденных тем | Повторение и обобщение | Воспроизводство информации по памяти | Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. | ||||
Тема 4. Охрана природы (8 часов) | | |||||||||||
23 | | Рациональное природопользование. Природные ресурсы. | Понятие природопользование, природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. | Определение понятий, составление схемы природопользования. Природные ресурсы родного края | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы. | Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. | Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | ||||
24 | | Праздник «День птиц» | История праздника. Формы организации праздника. Орнитология. | Оформление листовок к празднованию дню птиц. | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы | ||||
25 | | Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии» | Альтернативные источники энергии: солнечная, ветровая, энергия отливов и приливов. | Просмотр художественного фильма | Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности. | ||||
26 | | Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!» | Понятие первоцветы и ее составляющие. Правила охраны первоцветов | Сбор информации их разных источников о первоцветах. Составление памятки « Сохрани первоцветы. Подготовка материала для газеты. | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы | ||||
27 | | Практическое занятие. Создание газеты «Сохраним первоцветы!» | Понятие первоцветы и ее составляющие. Правила охраны первоцветов | Оформление газеты « сохраним первоцветы» | Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. | Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. | ||||
28 | | Отходы в доходы | Беседа «Отходы в доходы» Викторина «Мы чистим мир» | Участие в викторине. Составление правил отдыха на природе. | Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы и ее охране | ||||
29 | | Красная книга природы | Понятие красной книги. Разделы красной книги. Растения и животные красной книги родного края | Запись разделов красной книги. Определение растений и животных красной книги. Составление правил обращения с растениями из красной книги | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения. | ||||
30 | | Экологическая игра « Охрана природы» | Понятия охраны природы. Охрана растений и животных. | Участие в викторине. | Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | ||||
Тема 6. «Зелёными» тропами (5 часов) | | |||||||||||
31 | | Экологическая тропа | Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. | Изучение понятие « экологическая тропа» Представление о составлении экологической тропы | Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач. | Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы.. | Адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции. | Проявление любознательности и интереса к изучению природы | ||||
32 | | Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы | Правила оформление экологической тропы | Изучение территории. Оформление паспорта экологической тропы | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму. | Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму. | Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.. | Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения. | ||||
33 | | Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы | Экологическая тропа и правила ее составления. | Составляют экологическую тропу школы | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | ||||
34 | | Экскурсия. Экологическая тропа нашей школы | Экологическая тропа и правила ее составления | Проверка маршрута экологической тропы. Запись основных элементов. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы. | ||||
35 | | Подведение итогов | Обобщение понятий по теме кружковой работы | Обобщают свои знания по экологии | Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям. | Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем | Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. |
2