12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бородина Ирина Владимировна740
Россия, Омская обл., Большереченский район, с.Такмык

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Такмыкская  средняя общеобразовательная школа»





СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по УВР Приказом №___от___/_____201___

МБОУ «Такмыкская СОШ» МОУ МБОУ «Такмыкская СОШ»

_________/______________/ _______________/Е.С.Фербер/

«____»___________20___г.



РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

«____»_____________20___г.

_______________








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «ЭКОЛОГИЯ»

(35 часов – 1 час в неделю)

на 2019-2020 учебный год

Составитель: учитель Бородина Ирина Владимировна















с. Такмык, 2019-2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью и является актуальной.

Актуальность программы. Проблема охраны природы – одна из наиболее актуальных проблем современности, поэтому школьников с юных лет необходимо научить любить, охранять природу и приумножать природные богатства родного края. Привить бережное отношение к природе и научить школьников разумно использовать научные и технические достижения на благо природы и человека – одна из задач экологического кружка.

Экология – это наука о нашем общем доме, в котором живем все мы – и люди, и животные, и растения, и вся Земля является домом для всех живых существ, живущих на ней по единым экологическим законам, нарушение которых приводит к непредсказуемым последствиям. Поэтому на первый план выходит задача экологического образования детей, воспитание экологически грамотного поколения.

Воспитанники, овладевая экологической грамотностью, понимают, что природные ресурсы – это наше общее богатство, а богатство нужно беречь и приумножать, чтобы будущие поколения, дети и внуки жили в прекрасном крае, в уютном зеленом доме, где легко дышится, хорошо работается и отдыхается.

Программа кружка рассчитана на группу учащихся с 6 по 9 класс, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

В целом кружок позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечит более надёжные основы экологической ответственности школьников.

Цель работы кружка по экологии: научить детей любить, беречь, улучшать окружающий мир.

Задачи:       

развитие познавательного интереса учащихся, их творческой активности;

овладение навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей;

воспитание понимания эстетической ценности природы;

развитие любознательности и желания получать знания об окружающем мире;

формирование положительного отношения к окружающему миру;

нравственное развитие личности, воспитание чувств;

научить учащихся пользоваться научной литературой;

научить любить природу, правильно её использовать;

раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

воспитание трудолюбия, развитие умений работать с текстом, рисунками, природным материалом.

Режим занятий: 35 часов - 1 час в неделю.

Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы экологического кружка учащиеся должны проявлять:

познавательный интерес к изучению природы, роли человека в ней;

бережное отношение к природе;

творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдая основное правило поведения в природе: не навреди!

самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

духовно-нравственные качества, восприятие себя как человека и гражданина.

К концу года учащиеся должны знать:

предмет изучения экологии, основные законы экологии;

связь между человеком и природой;

многообразие экологических групп комнатных растений;

основные экологические проблемы родного края и пути их решения;

природу родного края;

связь между состоянием природы и здоровьем человека.

К концу года учащиеся должны уметь:

изготавливать гербарий, поделки из природных материалов;

различать изученные группы растений и животных;

осуществлять систематический уход за живыми организмами;

изготовлять экологические памятки, этикетки комнатных растений;

вести наблюдения в природе под руководством учителя;

выполнять правила поведения в природе;

прокладывать маршрут экологической тропы;

уметь защищать свой проект, отстаивать свою позицию;

изготавливать листовки, газеты, выполнять рисунки на экологическую тематику;

участвовать в экологических викторинах, конкурсах, спектаклях.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «ЭКОЛОГИЯ»


Введение (2 часа)

Что изучает экология? Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка. Экологические знаки.

Практические занятия:

Создание «Стенда природы родного края»



Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов)

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

Практические занятия:

Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

Экскурсии:

«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала



Тема 2. Природа в жизни человека (5 часов)

30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах

Практические занятия:

Путешествие на родину комнатных растений

Составление памяток за растениями в классной комнате

Оформление плаката «Цветок имени»

Экскурсии:

1. Зимующие птицы. Акция «Накормим птиц!»

Тема 3. Уникальный мир живой природы (9 часов)

Живые барометры в растительном и животном мире. Растения – хищники. Сон растений. Растения – подушки. Память растений. Растения – обереги. Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

В гостях у Флоры

В гостях у Фауны



Тема 4. Охрана природы (8 часов)

Рациональное природопользование. Природные ресурсы: возобновляемые и невозобновляемые. Альтернативные источники энергии. Озоновый слой, кислотные дожди, смог, парниковый эффект. Бытовые отходы и их утилизация. Вторичное использование предметов быта

Практические занятия:

Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

Подготовка материалов для газеты «Сохраним первоцветы!»


Тема 6. «Зелёными» тропами (5 часов)

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы

Практические занятия:

Составление экологической тропы нашей школы




































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКА «ЭКОЛОГИЯ»

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

Дата

Тема

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Введение (2 часа)


1


Что изучает экология?

Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Цели, задачи и направления работы кружка

Изучение понятия «Экология». Определение целей и задач кружка.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Остановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания

2


Практическое занятие. Создание стенда «Стенда природы родного края»

Оформление уголка природы родного края

Сбор информации и материала для уголка природы родного края

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


Предположение о том, какой результат получится в конце работы

 Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

Тема 1. Взаимосвязи в природе (6 часов)


3


Осенние явления в жизни природы.

Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Значения листопада для природы

Отвечают на вопросы учителя. Изучают значение листопада. Создание схемы « Листопад»

Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.

Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

4


Экскурсия. Золотая волшебница Осень. Сбор природного материала

Особенности природы в осенний период

Собирают растения для создания гербария. Фиксируют встретившихся животных

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта.

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Этического оценивания усваиваемого содержания

5


Народные приметы, связанные с поведением живых организмов

Народный фольклор, связанный с животными. Пословицы, поговорки, сказания

Сбор народного творчества в различных источниках информации

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности

6


15 ноября – День вторичной переработки

Выброс мусора. История праздника. Значение мусора для окружающей среды

Изучение истории вторичной переработки мусора. Создание схемы вторичная переработка мусора.

Использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Принимать учебную задачу;

Строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.


7


Практическое занятие. Работа над выпуском стенгазеты «Бытовым отходам – вторую жизнь!»

Бытовые отходы. Переработка бытовых отходов

Выполнение стенгазеты

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах

Предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик

 Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Формировать умение слушать в соответствии с целевой

Установкой.


8


Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»


Природа ее особенности и закономерности

Участие в викторине

Обобщаю имеющиеся знания


Корректируют знания, оценивают собственные результаты.

Выражает своё мнение и оценивает свою работу в группе.

 Нравственно-этического оценивания 

Тема 2. Природа в жизни человека (5 часов)


9


 Всемирных день домашних животных.

30 ноября – Всемирных день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними

Составление правил для ухода за домашними животными. История появления праздника

Использовать разнообразные приёмы работы с информацией.

Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя;


Выражать свои мысли, планировать свою работу, отвечать на поставленные вопросы.

 Нравственно-этического оценивания 

10


Практическое занятие. Путешествие на родину комнатных растений

Комнатные растения история возникновения. Изучения комнатных растений кабинета.

Изучают родину комнатных растений. Изучают значение комнатных растений

Уметь работать с различными источниками информации.

Уметь организовывать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной роли растений в природе и жизни человека.


11


Практическое занятие. Составление памяток по уходу за растениями в классной комнате

Уход за растениями: полезные правила разведения цветов в доме

Составление правил ухода за комнатными цветами

Уметь работать с различными источниками информации.

Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя;


Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной роли растений в природе и жизни человека.


12


Цветы в легендах и мифах. Практическое занятие. Оформление плаката «Цветок имени»

Русские легенды о цветах. Цветок имени учеников.

Изучение легенд о цветах. Составление значений имен и цветах.

Уметь работать с различными источниками информации.

Принимать учебную задачу, адекватно воспринимать информацию учителя;


Уметь строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Представление о положительной роли растений в природе и жизни человека.


13


Экскурсия. Зимующие птицы.

Акция «Накормим птиц!»


Понятие зимующих птиц. Зимующие птицы родного края.

Изучения понятия зимующих птиц. Оформление кормушек для кормления зимующих птиц.

Определять цели своего обучения

Структурировать информацию.


Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению экологии

Тема 3. Уникальный мир живой природы (9 часов)


14


Лекарственные растения, их значение в жизни человека.

Понятия лекарственные растения. Значение лекарственных растения в жизни человека и животных.

Изучение лекарственных растений Большереченского района.

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

15


Фитотерапия

Понятие фитотерапия. Значение фототерапии

Изучения понятия фитотерапия

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Остановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания

16


Ягоды и грибы. Профилактика отравлений

Грибы и ягоды родного края и их использование в жизни человека.. Профилактика отравлений

Описание грибов и растений родного края..

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели.


Владение основами самоконтроля, самооценки.

 Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Сформированность ответственного отношения к учению.


17


Основные правила сбора.

Основные правила сбора

Составление и оформление памятки сбора грибов и растений

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Остановка учебной задачи на основе того, что уже известно и освоено учащимися, и того, что еще предстоит узнать

Постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания

18


Викторина «Растения»

Основные понятия по теме растения

Участие в викторине

Устанавливать причинно- следственные связи строения организмов и среды их обитания.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Ставить учебную задачу.


Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Готовность к самообразованию, самовоспитанию

19


Практическое занятие. В гостях у Флоры

Понятие флоры. Флора разной местности

Создание кроссворда – флора мира.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

20


Практическое занятие. В гостях у Фауны

Понятие фауны. Фауна разной местности

Создание кроссворда – фауна мира.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

21


В гостях у Фауны

Понятие фауна и его ее составляющие

Решение ребусов по теме « Фауна».

 Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

Умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.

Умение воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие

Формируются эстетического отношения к природе

22


Промежуточное подведение итогов

Понятия и закономерности пройденных тем

Повторение и обобщение

Воспроизводство информации по памяти

Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.


Тема 4. Охрана природы (8 часов)


23


Рациональное природопользование. Природные ресурсы.

Понятие природопользование, природные ресурсы. Классификация природных ресурсов.

Определение понятий, составление схемы природопользования. Природные ресурсы родного края

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и делать выводы.


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.


Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления

24


Праздник «День птиц»

История праздника. Формы организации праздника. Орнитология.

Оформление листовок к празднованию дню птиц.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

 Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы.

Адекватно использовать  речевые средства для аргументации  своей позиции.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы

25


Практическое занятие. Кинолекторий «Альтернативные источники энергии»

Альтернативные источники энергии: солнечная, ветровая, энергия отливов и приливов.

Просмотр художественного фильма

Действие целеполагания, умение преобразовывать практическую задачу в познавательную

Осуществлять самопроверку, корректировать свои знания.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении


Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.

26


Практическое занятие. Подготовка материалов для газеты – обращения «Сохраним первоцветы!»

Понятие первоцветы и ее составляющие. Правила охраны первоцветов

Сбор информации их разных источников о первоцветах. Составление памятки « Сохрани первоцветы. Подготовка материала для газеты.

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

 Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы.

Адекватно использовать  речевые средства для аргументации  своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы

27


Практическое занятие. Создание газеты «Сохраним первоцветы!»

Понятие первоцветы и ее составляющие. Правила охраны первоцветов

Оформление газеты « сохраним первоцветы»

Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.

28


Отходы в доходы


Беседа «Отходы в доходы»

Викторина «Мы чистим мир»


Участие в викторине. Составление правил отдыха на природе.

Работать с различной информацией и преобразовывать ее из одной формы в другую.

 Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач.

Адекватно использовать  речевые средства для аргументации  своей позиции.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы и ее охране

29


Красная книга природы

Понятие красной книги. Разделы красной книги. Растения и животные красной книги родного края

Запись разделов красной книги. Определение растений и животных красной книги. Составление правил обращения с растениями из красной книги

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму.

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения.

30


Экологическая игра « Охрана природы»

Понятия охраны природы. Охрана растений и животных.

Участие в викторине.

Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Тема 6. «Зелёными» тропами (5 часов)


31


Экологическая тропа

Экологические экскурсии и их виды. Экологическая тропа и правила её составления.

Изучение понятие « экологическая тропа» Представление о составлении экологической тропы

Умение выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.

 Самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы..

Адекватно использовать  речевые средства для аргументации  своей позиции.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы

32


Практическое занятие. Оформление паспорта экологической тропы

Правила оформление экологической тропы

Изучение территории. Оформление паспорта экологической тропы

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму.

Самостоятельно обнаруживать учебную проблему, выполнять задания по предложенному алгоритму.

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем..

Умение аргументированно и обоснованно отстаивать свою точку зрения.

33


Практическое занятие. Составление экологической тропы нашей школы

Экологическая тропа и правила ее составления.

Составляют экологическую тропу школы

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

34


Экскурсия. Экологическая тропа нашей школы

Экологическая тропа и правила ее составления

Проверка маршрута экологической тропы. Запись основных элементов.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

Выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы.

35


Подведение итогов

Обобщение понятий по теме кружковой работы

Обобщают свои знания по экологии

Воспроизводство информации по памяти, давать определение понятиям.

Организовывать выполнение заданий учителя, анализировать результаты своей работы на уроке.

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.



2

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.