Рабочая программа кружка дополнительного образования «Экология и здоровье» (8 класс)
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка дополнительного образования «Экология и здоровье»,
составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни» 8 класс. Авторы: С.Н. Девятковская, А.Н. Захлебный, и др.
изд.М.Просвещение,2012 г.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического сознания, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Программа рассчитана на обучающихся 8 класса.
Данный курс составлен на 35 часов занятие проводится 1 раз в неделю.
Мною внесены изменения в следующие темы: Введение(2 часа); в первом разделе: «Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий»(4 часа); во втором разделе:«Что угрожает нашему здоровью» (4 часа); в третьем разделе: «Здоровый и экологически безопасный образ жизни» (7 часов); в четвёртом разделе «Наш вклад в здоровье окружающей среды и здоровье человека» (7 часов); в пятом разделе «Экологическая культура, как ресурс здоровья» (11 часов).
Цель программы – создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической грамотности и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи:
- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
- формирование установок на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
Содержание курса:
Введение (2 часа)
1.Знакомство с целями и задачами работы клуба «Экология и здоровье»
2.Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.
Культурные традиции здоровья разных эпох, народов,территорий(4 часа)
1.Культурные традиции, ЗОЖ разных времён и народов.
2.Взаимосвязи культуры здоровья и экологической культуры
3. Культура здоровья местных коренных народов.
4. Отношение к вредным привычкам в традициях, фольклоре и верованиях разных народов.
Что угрожает нашему здоровью (4 часа)
1.Риски для здоровья. Экологические риски.
2.Экологические риски в повседневной жизни.
3.Экологические риски в урбанизированной и сельской среде.
4.Эколгический мониторинг.
Здоровый и экологически безопасный образ жизни (7 часов)
Загрязнение окружающей среды.
Механизмы воздействия загрязнителей на
генетическое, биохимическое, физиологическ ое и психическое здоровье человека.
Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды.
Чрезвычайная экологическая ситуация.
Экологически безопасное поведение.
Способы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.
Актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья.
Здоровье окружающей среды и здоровье человека( 7 часов)
1.Химическое загрязнение среды
2.Биологические загрязнения и болезни человека.
3.Влияние звуков на человека.
4.Физические факторы среды и самочувствие человека.
5.Питание и здоровье человека
6. Адаптация. Акклиматизация.
7.Окружающая среда и здоровье населения Ставропольского края
Экологическая культура как ресурс здоровья (11 часов)
Солнце, воздух и вода……….
Фитотерапия.
Лечебные и рекреационные ресурсы мира.
Регион КМВ-рекреационная зона России.
Гигиена, экология человека-какая между ними связь?
Презентация по результатам освоения курса.
Защита исследовательских работ.
Экологический десант-«Мы за здоровый образ жизни»
Экологические чтения о планете Земля.
Изготовление просветительских буклетов, плакатов по вопросам экологии и здоровья.
Презентация исследовательских работ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
личностные УУД:
-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;
-понимать важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;
- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);
- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя-консультанта.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;
-учиться критично относиться к собственному мнению;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу
«Экология и здоровье» (35 часов)
№ |
Дата проведения |
Тема |
Умения,навыки, формируемые на занятии |
1. |
Введение (2 часа)
1.Знакомство с целями и задачами работы Клуба «экология и здоровье»
2.Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья. |
Называть личные цели изучения проблем экологии
Раскрывать понятие «здоровье» |
|
2. |
Культурные традиции здоровья разных эпох, народов,территорий(4 часа)
1.Культурные традиции, ЗОЖ разных времён и народов.
2.Взаимосвязи культуры здоровья и экологической культуры
3. Культура здоровья местных коренных народов.
4. Отношение к вредным привычкам в традициях, фольклоре и верованиях разных народов. |
Получать этнографическую информацию разных времён и народов |
|
3. |
Что угрожает нашему здоровью (4 часа)
1.Риски для здоровья. Экологические риски.
2.Экологические риски в повседневной жизни.
3.Экологические риски в урбанизированной и сельской среде.
4.Эколгический мониторинг. |
Исследовательские умения |
|
4. |
Здоровый и экологически безопасный образ жизни (7 часов) 1.Загрязнение окружающей среды.
2.Механизмы воздействия загрязнителей на генетическое, биохимическое, физиологическ ое и психическое здоровье человека.
3. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды.
4.Чрезвычайная экологическая ситуация.
5.Экологически безопасное поведение. 6. Способы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.
7.Актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья. |
Доказывать природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды. |
|
5. |
Здоровье окружающей среды и здоровье человека( 7 часов) 1.Химическое загрязнение среды.
2.Биологические загрязнения и болезни человека.
3.Влияние звуков на человека.
4.Физические факторы среды и самочувствие человека.
5.Питание и здоровье человека.
6. Адаптация. Акклиматизация.
7.Окружающая среда и здоровье населения Ставропольского края |
Использовать банк идей здорового образа жизни в условиях экологической ситуации |
|
6. |
Экологическая культура как ресурс здоровья асов) 1.Солнце, воздух и вода……….
2.Фитотерапия.
3.Лечебные и рекреационные ресурсы мира.
4.Регион КМВ-рекреационная зона России.
5.Гигиена, экология человека-какая между ними связь?
6.Презентация по результатам освоения курса. 7.Защита исследовательских работ. 8.Экологический десант-«Мы за здоровый образ жизни» 9.Экологические чтения о планете Земля. 10.Изготовление просветительских буклетов, плакатов по вопросам экологии и здоровья. 11.Презентация исследовательских работ. |
Выступление с аргументированными суждениями
Формы работы по интересам |
Литература
Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).
Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с
хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие
- М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.