Рабочая программа кружка дополнительного образования «Экология и здоровье» (8 класс)

3
0
Материал опубликован 31 January 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Экология и здоровье»,

составлена на основе Программы внеурочной деятельности «Экологическая культура и здоровый образ жизни» 8 класс. Авторы: С.Н. Девятковская, А.Н. Захлебный, и др.

изд.М.Просвещение,2012 г.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих становление экологического сознания, сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


 

Программа рассчитана на обучающихся 8 класса.

Данный курс составлен на 35 часов занятие проводится 1 раз в неделю.

Мною внесены изменения в следующие темы: Введение(2 часа); в первом разделе: «Культурные традиции здоровья разных эпох, народов, территорий»(4 часа); во втором разделе:«Что угрожает нашему здоровью» (4 часа); в третьем разделе: «Здоровый и экологически безопасный образ жизни» (7 часов); в четвёртом разделе «Наш вклад в здоровье окружающей среды и здоровье человека» (7 часов); в пятом разделе «Экологическая культура, как ресурс здоровья» (11 часов).

Цель программы создание благоприятных условий, обеспечивающих формирование основ экологической грамотности и экологического сознания, возможность сохранения здоровья, формирования мотивации к активному и здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Задачи:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование установок на использование здорового питания;

- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

- соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- формирование негативного отношения к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

Содержание курса:

Введение (2 часа)

1.Знакомство с целями и задачами работы клуба «Экология и здоровье»

2.Здоровый образ жизни как способ сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

Культурные традиции здоровья разных эпох, народов,территорий(4 часа)

1.Культурные традиции, ЗОЖ разных времён и народов.

2.Взаимосвязи культуры здоровья и экологической культуры

3. Культура здоровья местных коренных народов.

4. Отношение к вредным привычкам в традициях, фольклоре и верованиях разных народов.

Что угрожает нашему здоровью (4 часа)

1.Риски для здоровья. Экологические риски.

2.Экологические риски в повседневной жизни.

3.Экологические риски в урбанизированной и сельской среде.

4.Эколгический мониторинг.

Здоровый и экологически безопасный образ жизни (7 часов)

Загрязнение окружающей среды.

Механизмы воздействия загрязнителей на

генетическое, биохимическое, физиологическ ое и психическое здоровье человека.

Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды.

Чрезвычайная экологическая ситуация.

Экологически безопасное поведение.

Способы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.

Актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья.

Здоровье окружающей среды и здоровье человека( 7 часов)

1.Химическое загрязнение среды

2.Биологические загрязнения и болезни человека.

3.Влияние звуков на человека.

4.Физические факторы среды и самочувствие человека.

5.Питание и здоровье человека

6. Адаптация. Акклиматизация.

7.Окружающая среда и здоровье населения Ставропольского края

Экологическая культура как ресурс здоровья (11 часов)

Солнце, воздух и вода……….

Фитотерапия.

Лечебные и рекреационные ресурсы мира.

Регион КМВ-рекреационная зона России.

Гигиена, экология человека-какая между ними связь?

Презентация по результатам освоения курса.

Защита исследовательских работ.

Экологический десант-«Мы за здоровый образ жизни»

Экологические чтения о планете Земля.

Изготовление просветительских буклетов, плакатов по вопросам экологии и здоровья.

Презентация исследовательских работ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

личностные УУД:

-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;

-понимать важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя-консультанта.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

-учиться критично относиться к собственному мнению;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

 

Тематическое планирование внеурочной деятельности по курсу

«Экология и здоровье» (35 часов)

Дата

проведения

Тема

Умения,навыки,

формируемые на занятии

1.

 

Введение (2 часа)


 

1.Знакомство с целями и задачами работы

Клуба «экология и здоровье»


 

2.Здоровый образ жизни как способ

сохранения и увеличения ресурсов здоровья.

Называть личные цели

изучения проблем

экологии


 

Раскрывать понятие «здоровье»

2.

 

Культурные традиции здоровья разных эпох,

народов,территорий(4 часа)


 

1.Культурные традиции, ЗОЖ разных времён и народов.


 

2.Взаимосвязи культуры здоровья и экологической культуры


 

3. Культура здоровья местных коренных народов.


 

4. Отношение к вредным привычкам в традициях, фольклоре и верованиях разных народов.


 


 


 

Получать

этнографическую

информацию разных времён и народов

3.

 

Что угрожает нашему здоровью (4 часа)


 

1.Риски для здоровья. Экологические риски.


 

2.Экологические риски в повседневной жизни.


 

3.Экологические риски в урбанизированной и сельской среде.


 

4.Эколгический мониторинг.


 


 

Исследовательские умения

4.

 

Здоровый и экологически безопасный образ жизни (7 часов)

1.Загрязнение окружающей среды.


 

2.Механизмы воздействия загрязнителей на

генетическое, биохимическое, физиологическ ое и психическое здоровье человека.


 

3. Природные и антропогенные причины загрязнения окружающей среды.


 

4.Чрезвычайная экологическая ситуация.


 

5.Экологически безопасное поведение.

6. Способы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных экологических ситуациях.


 

7.Актуальные направления повышения ресурсов своего здоровья.


 


 

Доказывать

природный и антропогенный характер загрязнения окружающей среды.

5.

 

Здоровье окружающей среды и здоровье человека( 7 часов)

1.Химическое загрязнение среды.


 

2.Биологические загрязнения и болезни человека.


 

3.Влияние звуков на человека.


 

4.Физические факторы среды и самочувствие человека.


 

5.Питание и здоровье человека.


 

6. Адаптация. Акклиматизация.


 

7.Окружающая среда и здоровье населения Ставропольского края


 


 

Использовать банк идей здорового образа жизни в условиях экологической

ситуации

6.

 

Экологическая культура как ресурс здоровья

асов)

1.Солнце, воздух и вода……….


 

2.Фитотерапия.


 

3.Лечебные и рекреационные ресурсы мира.


 

4.Регион КМВ-рекреационная зона России.


 

5.Гигиена, экология человека-какая между ними связь?


 

6.Презентация по результатам освоения курса.

7.Защита исследовательских работ.

8.Экологический десант-«Мы за здоровый образ жизни»

9.Экологические чтения о планете Земля.

10.Изготовление просветительских буклетов, плакатов по вопросам экологии и здоровья.

11.Презентация исследовательских работ.


 


 

Выступление с аргументированными суждениями


 


 

Формы работы по интересам

 

Литература

Захлебный А.Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М.: Образование и экология (в редакционной подготовке).

Дзятковская Е.Н.. Захлебный А.Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).

4. Дзятковская Е.Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с
хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.

5. Дзятковская Е.Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированию
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие

- М.: Образование и экология. 2012, - 72 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.