12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Царенкова Наталья Александровна220 Россия, Хабаровский край, село Тополево Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Программа дополнительного образования «Экология»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Тополево
Рассмотрено: | Утверждаю: | Согласовано:
|
на заседании МО учителей естественно-научного цикла протокол № __ от «___»______201__г руководитель ШМО Н. А. Царенкова ______________ | Директор МБОУ «СОШ» с. Тополево» О. С. Кирилкина _______________
протокол № __ от «___»______201__г | Зам. директора по УВР Е. А. Нагуманова ________________ «___»______201__г. |
Экология.
Практикум с основами проектирования.
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 5лет
Автор программы: Царенкова Н. А.,
учитель химии и биологии
с. Тополево
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5-9 классов от 2010 года, примерной программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование).
Цель программы:
создание условий для познания многообразия экологических связей и отношений с окружающим миром, от которых зависят здоровье, благополучие и сама жизнь.
Задачи:
Образовательные:
1. Развитие познавательного интереса к окружающей природе.
2. Выяснение роли экологии в жизни человека.
3. Знакомство с основами экологии бактерий, грибов, растений и животных, человека и его рациональное использование ресурсов.
4. Изучение видового состава растений, животных, бактерий, грибов в окрестностях своего населенного пункта.
5. Знакомство учащихся с понятием и характеристикой здоровья человека, методами его сохранения, влиянием на организм вредных привычек и ориентирован на применение знаний в практической деятельности.
6. Знакомство учащихся с видами ресурсов планеты, принципами их рационального использования, вопросами проектирования безопасного поведения в различных социоприродных условиях, основами экологической эстетики, этики и психологии
7. Понимание особенностей взаимосвязи живых организмов в экосистемах и роли человека в изменении биологического разнообразия Земли.
8. Приобретение навыков выполнения наиболее простых и более сложных проектов.
9. Формирование представлений об экологической эстетике, этике и психологии.
10. Понимание особенностей интеграции знаний экологии, биологии, географии, физики, химии, истории и других наук при изучении окружающей природы.
Воспитательные:
1. Приобщение учащихся к позитивной экологической деятельности.
2. Формирование у учащихся навыков экологически грамотного поведения в природе, развитие чувства любви к Родине и бережного отношения к её природным ресурсам.
3. Воспитание у детей экологической этики и эстетики
4. Расширение мировоззрения учащихся.
5. Приобретение навыков коммуникативного общения, здорового образа жизни
Развивающие:
1. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в процессе экологического проектирования
2. Формирование у детей наблюдательности, логического мышления, умений сравнивать и анализировать, проводить исследования и делать выводы на основании полученных результатов.
3. Совершенствование навыков работы с разными источниками информации, разными формами презентации творческих работ.
4. Развитие навыков оформления отчета по экскурсии и исследованию, проведение и формулирование вывода по практической работе, работа с живыми объектами.
5. Формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Актуальность программы заключается в содержании программы, которая охватывает весьма широкий круг вопросов. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном единстве.
Новизна программы «Экология. Практикум с основами проектирования» состоит в том, что содержание рассматривает вопросы, формирующие у обучающихся способности к анализу экологической ситуации, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной среде.
Направленность программы
Программа направлена на формирование основ экологической культуры человека. Средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие речи учащихся и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, воображения, памяти, внимания), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Вид программы: авторская.
Программа рассчитана на 5 лет и предназначена для реализации в 5-9 классах.
Форма организации – кружок
Форма подведения итогов – составление индивидуального и коллективного портфолио.
Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по реализации внеурочной деятельности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ С ОСНОВАМИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
· формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
· формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
· осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
· формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды
· формирование экологической культуры, ценностного отношения к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения;
· развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы;
· развитие интеллектуальных способностей;
· развитие творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и др.);
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
· умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
· умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
· умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
· умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
· владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
· умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
· освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности;
· формирование приёмов работы с информацией (поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.);
Для достижения планируемых результатов необходимо обязательное привлечение родителей к экологическому воспитанию обучающихся: при выполнении творческих домашних заданий, организации экскурсий, выполнении мини-проектов, в качестве зрителей на итоговой выставке достижений.
Программа рассчитана на 175 часов (35 часа в год, на протяжении 5 лет). Из них 85 часов аудиторных и 85 часов внеаудиторных активных (подвижных) занятий. Теоретических занятий 44, практических занятий 131.
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема раздела | Общее количество часов | В том числе | |||
Теоретические (ч) | Практические (ч) | |||||
Первый год обучения (5 класс) | ||||||
1 | История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты | 4 | 2 | 2 | ||
2 | Экология растений, грибов и бактерий | 22 | 10 | 12 | ||
3 | Взаимосвязи живых организмов в экосистемах | 2 | 1 | 1 | ||
4 | Психоэмоциональное восприятие природы | 4 | 1 | 3 | ||
5 | Основы экологической этики и психологии | 2 | - | 2 | ||
6 | Составление портфолио. | 1 | 1 | |||
Итого | 35 | 14 | 21 | |||
Второй год обучения (6 класс) | ||||||
7 | История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты | 8 | 4 | 4 | ||
8 | Экология растений | 18 | 4 | 14 | ||
9 | Психоэмоциональное восприятие природы | 4 | - | 4 | ||
10 | Основы экологической этики и психологии | 2 | - | 2 | ||
11 | Составление портфолио | 1 | - | 1 | ||
12 | Защита проектов | 2 | - | 2 | ||
Итого | 35 | 8 | 26 | |||
Третий год обучения (7 класс) | ||||||
13 | История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты | 3 | 1 | 2 | ||
14 | Экология животных | 12 | 4 | 8 | ||
15 | Взаимосвязи живых организмов в экосистемах | 8 | 4 | 4 | ||
16 | Психоэмоциональное восприятие природы | 6 | 2 | 4 | ||
17 | Основы экологической этики и психологии | 2 | - | 2 | ||
18 | Составление портфолио. | 1 | - | 1 | ||
19 | Защита проектов | 3 | - | 3 | ||
Итого | 35 | 11 | 24 | |||
Четвертый год обучения (8 класс) | ||||||
20 | Здоровье человека | 3 | 1 | 2 | ||
21 | Изучение организма человека | 12 | - | 12 | ||
22 | Мое здоровье в моих руках | 10 | 3 | 7 | ||
23 | Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности. | 7 | 2 | 5 | ||
24 | Защита проектов | 3 | - | 3 | ||
Итого | 35 | 6 | 29 | |||
Пятый год обучения (9 класс) | ||||||
25 | Виды ресурсов и их использование в истории человечества | 5 | 2 | 3 | ||
26 | Использование природных ресурсов в урбанизированной среде | 10 | - | 10 | ||
27 | Ресурсосбережение и экологическая безопасность в квартире | 15 | 2 | 13 | ||
28 | Изучение нематериальных ресурсов общества | 1 | 1 | - | ||
29 | Ресурсосбережение и устойчивое развитие общества | 2 | - | 2 | ||
30 | Защита проектов | 2 | - | 2 | ||
Итого | 35 | 5 | 30 | |||
Итого за 5 лет обучения | 175 | 44 | 131 | |||
Содержание программы
№ П/п | № П/п в разделе | Тема | Основные узловые моменты | Форма организации образовательного процесса |
| Первый год обучения (5 класс) | |||
|
| Раздел I История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 4 часа | ||
1 | 1 | Человек и природа | Взаимосвязь живой природы с человеком | беседа |
2 | 2 | Человек и природа | Решение биологический задач | практическая работа |
3 | 3 | Деятельность человека в природе | Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. | беседа |
4 | 4 | Редкие и исчезающие виды грибов | Изучение Красной книги Хабаровского края | практическая работа |
Раздел II. Экология растений, животных, грибов и бактерий 22 часа | ||||
5 | 1 | Общая характеристика грибов | Разнообразие и строение грибов | лекция |
6 | 2 | Технологии выращивания грибов | Знакомство с технологией выращивания шампиньонов в домашних условиях | Практическая работа |
7 | 3 | Изучение роста и развития грибов | Закладка опыта «Выращивание грибов» | Практическая работа |
8 | 4 | Изучение строения плесневых грибов | Изучение строения плесневых грибов под микроскопом | Практическая работа |
9 | 5 | Использование плесневых грибов человеком | Важнейшие отрасли промышленности по использованию плесневых грибов | беседа |
10 | 6 | Вред плесневых грибов | Вредоносные виды плесневых грибов | беседа |
11 | 7 | Общая характеристика лишайников | Разнообразие и строение лишайников | лекция |
12 | 8 | Определение чистоты воздуха при помощи лишайников | Знакомство с методикой определения чистоты воздуха при помощи лишайников | Практическая работа |
13 | 9 | Жизненные формы живых организмов | Виртуальная экскурсия | Практическая работа |
14 | 10 | Комнатные растения | Значение комнатных растений для человека | беседа |
15 | 11 | Значение комнатных растений для человека | Составление словаря комнатных растений и их влияние на организм человека | Практическая работа |
16 | 12 | Разнообразие комнатных растений | Пересадка классных растений | Практическая работа |
17 | 13 | «Фокусы» с растениями | Опыты с растениями | Практическая работа |
18 | 14 | «Фокусы» с растениями | Опыты с растениями | Практическая работа |
19 | 15 | Микрофлора монет | Что может находиться на монетах? | беседа |
20 | 16 | Изучение микрофлоры монет | Изучение микрофлоры монет разного достоинства под микроскопом | Практическая работа |
21 | 17 | «Экологическая лаборатория» | Деловая игра | Практическая работа |
22 | 18 | Изучение ярусности леса | Изучение ярусности леса | лекция |
23 | 19 | Изучение ярусности леса | Экскурсия. Описание ярусов леса. | Практическая работа |
24 | 20 | Синантропные микроорганизмы | Бактерии нашего организма. | лекция |
25 | 21 | Синантропные микроорганизмы. Методы борьбы. | Влияние микроорганизмов на наш организм и меры борьбы с ними. | беседа |
26 | 22 | Синантропные микроорганизмы. Болезни. | Патогенные микроорганизмы. | беседа |
Раздел III. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 2 часа | ||||
27 | 1 | Многообразие экосистем суши | Разнообразие экосистем Хабаровского края | лекция |
28 | 2 | Многообразие экосистем суши | Экосистемы села Тополево | экскурсия |
Раздел IV. Психоэмоциональное восприятие природы 4 часа | ||||
29 | 1 | Образное восприятие природы | Деловая игра | беседа |
30 | 2 | Краски растений | экскурсия экскурсия | |
31 | 3 | Цвета леса | ||
32 | 4 | Лесные звуки |
| Практическая работа |
Раздел V. Основы экологической этики и психологии 2 часа | ||||
33 | 1 | «Я жизнь, которая хочет жить…» | Сочинение на тему: «Я жизнь, которая хочет жить…» | Практическая работа |
34 | 2 | «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Сочинение на тему: «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Практическая работа |
35. Составление портфолио 1 час | ||||
Второй год обучения (6 класс) | ||||
Раздел I. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 8 часов | ||||
36 | 1 | Человек и природа | Взаимосвязь растительного мира и человека | беседа |
37 | 2 | Человек и природа | Решение биологический задач | практическая работа |
38 | 3 | Изменение отношения человека к природе | Эволюция социальной организации общества и изменение отношения человека к природе | беседа |
39 | 4 | Эволюция социальной организации общества и изменение отношения человека к природе | Решение биологический задач | практическая работа |
40 | 5 | Окультуривание растений. | Этапы окультуривания растений человеком | беседа |
41 | 6 | Происхождение культурных растений | Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову) | беседа |
42 | 7 | Центры происхождения культурных растений | Составление презентаций «Происхождение культурных растений» | Практическая работа |
43 | 8 | Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. | Изменение биоразнообразия планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды растений Хабаровского края | Практическая работа |
Раздел II. Экология растений 18 часов | ||||
44 | 1 | Особенности внешнего строения коры деревьев | Экскурсия. Описание внешнего строения коры деревьев на пришкольном участке | Практическая работа |
45 | 2 | Определение содержания воды в почве. | Определение содержания воды в почве комнатных растений | Практическая работа |
46 | 3 | Экологические группы растений по отношению к воде | гидатофиты мезофиты | лекция |
47 | 4 | Экологические группы растений по отношению к воде | Определение растений, относящихся к разным экологическим группам по отношению к воде | Практическая работа |
48 | 5 | Жизненные формы растений | Классификация жизненных форм растений по разным ученным. | лекция |
49 | 6 | Изучение видового состава газонов | Экскурсия на пришкольный участок | Практическая работа |
50 | 7 | Трава на газоне | Определение роли газонной травы в улучшении микроклимата | Практическая работа |
51 | 8 | Развитие корневой системы в различных условиях | Закладка опыта. | Практическая работа |
52 | 9 | Развитие корневой системы в различных условиях | Изучение корневой системы растений в различных условиях | Практическая работа |
53 | 10 | «Экологическая лаборатория» | Деловая игра | Практическая работа |
54 | 11 | Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений | Закладка опыта. | Практическая работа |
55 | 12 | Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений | Изучение внешнего вида растений | Практическая работа |
56 | 13 | Лекарственные растения | Виды лекарственных растений Хабаровского края и их лечебные свойства | лекция |
57 | 14 | Правила сбора лекарственных растений | Правила сбора лекарственных растений, органы растений, используемые в лекарственных целях | Практическая работа |
58 | 15 | Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников | Сбор гербарного материала | Практическая работа |
59 | 16 | Разнообразие формы листовой пластины у деревьев и кустарников | Составление атласа «Листовые пластинки» | Практическая работа |
60 | 17 | Изучение листьев растений | Составление атласа «Листовые пластинки» | Практическая работа |
61 | 18 | Синантропные виды растений | Виды сорных растений и меры борьбы с ними | лекция |
Раздел III. Психоэмоциональное восприятие природы 4 часа | ||||
62 | 1 | «Растения в мифах, легендах и сказках» | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
63 | 2 | «Растения в мифах, легендах и сказках» | Практическая работа | |
64 | 3 | Растения в государственной символике | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
65 | 4 | Растения в государственной символике | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
Раздел IV. Основы экологической этики и психологии 2 часа | ||||
66 | 1 | «Я жизнь, которая хочет жить…» | Сочинение на тему: «Я жизнь, которая хочет жить…» | Практическая работа |
67 | 2 | «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Сочинение на тему: «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Практическая работа |
68.Составление портфолио 1 час | ||||
69-70. Защита проектов 2 часа | ||||
Третий год обучения (7 класс) | ||||
Раздел I. История цивилизации. Роль человека в изменении биоразнообразия планеты 3 часа | ||||
71 | 1 | Одомашнивание животных | Составление презентации «Этапы одомашнивания животных» | Практическая работа |
72 | 2 | Селекция животных | Методы селекции животных. Породы животных | Лекция |
73 | 3 | Редкие и исчезающие виды животных | Изучение Красной книги Хабаровского края | Практическая работа |
Раздел II. Экология животных 12 часов | ||||
74 | 1 | Жизненные формы живых организмов | наземные формы; подземные (землерои); древесные; воздушные; водные.
| лекция |
75 | 2 | Синантропные виды животных | Суть и формы синантропных животных, их виды и особенности адаптации их к жизни в человеческой среде, влияние и роль животных в жизни человека. | лекция |
76 | 3 | Синантропные виды животных | Составление брошюры «Методы борьбы с крысами» | Практическая работа |
77 | 4 | Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми | Экскурсия на пришкольный участок. Ознакомление с вредоносными насекомыми | Практическая работа |
78 | 5 | Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми | Оценка поврежденности дерева по степени объедания листвы насекомыми | Практическая работа |
79 | 6 | «Мы в ответе за тех, кого приручили | Виды домашних животных | лекция |
80 | 7 | «Мы в ответе за тех, кого приручили | Защита презентаций «Мое домашнее животное» | Практическая работа |
81 | 8 | О кошках | Составление презентации «Необычные породы кошек» | Практическая работа |
82 | 9 | Как помочь птицам зимой | Составление плана мероприятий к акции «Покормите птиц зимой» | лекция |
83 | 10 | Как помочь птицам зимой | Участие в экологической акции «Покормите птиц зимой» | Практическая работа |
84 | 11 | Как помочь птицам зимой | Практическая работа | |
85 | 12 | «Экологическая лаборатория» | Деловая игра | Практическая работа |
Раздел III. Взаимосвязи живых организмов в экосистемах 8 часов | ||||
86 | 1 | Структура экосистем | Компоненты экосистемы и их взаимоотношения | лекция |
87 | 2 | Структура экосистем | Решение биологических задач | Практическая работа |
88 | 3 | Изучение водных экосистем | Изучение водных экосистем | лекция |
89 | 4 | Изучение водных экосистем | Решение биологических задач | Практическая работа |
90 | 5 | Экологическая тропа | Создание экологической тропы села Тополево | Практическая работа |
91 | 6 | Экологическая тропа | Практическая работа | |
92 | 7 | Экологическое равновесие | Биологический круговорот в природе | лекция |
93 | 8 | Основные экологические законы | Основные экологические законы | лекция |
Раздел IV. Психоэмоциональное восприятие природы 6 часов | ||||
94 | 1 | «Животные в мифах, легендах и сказках» | Составление иллюстрированного словаря | лекция |
95 | 2 | «Животные в мифах, легендах и сказках» | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
96 | 3 | «Животные в мифах, легендах и сказках» | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
97 | 4 | Животные в государственной символике | Составление иллюстрированного словаря | лекция |
98 | 5 | Животные в государственной символике | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
99 | 6 | Животные в государственной символике | Составление иллюстрированного словаря | Практическая работа |
Раздел V. Основы экологической этики и психологии 2 часа | ||||
100 | 1 | «Я жизнь, которая хочет жить…» | Сочинение на тему: «Я жизнь, которая хочет жить…» | Практическая работа |
101 | 2 | «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Сочинение на тему: «Жить в гуще других жизней, которые хотят жить» | Практическая работа |
102. Составление портфолио 1 час | ||||
103-104. Защита проектов 2 часа | ||||
Четвертый год обучения (8 класс) | ||||
Раздел I. Здоровье человека 3 часа | ||||
105 | 1 | Биосоциальная природа человека. | Биосоциальная природа человека. Виды здоровья | лекция |
106 | 2 | Человек как объект исследования различных наук | Методы обследования человека | Практическая работа |
107 | 3 | Красота и здоровье | Составление памятки «От чего зависит красота человека» | Практическая работа |
Раздел II. Изучение организма человека 12 часов | ||||
108 | 1 | Генетика человека. | Составление генеалогического древа своей семьи | Практическая работа |
109 | 2 | Строение организма и регуляция его | Изучение нормальных индексов массы тела | Практическая работа |
110 | 3 | Опорно-двигательная система. | Определение параметров антропометрического и функционального развития | Практическая работа |
111 | 4 | Мой портфель | Изучение содержимого своего портфеля | Практическая работа |
112 | 5 | Влияние высоты каблука на ОДС | Изучение влияния высоты каблука у учениц 5–11 классов школы на состояние опорно-двигательной системы | Практическая работа |
113 | 6 | Строение и гигиена ротовой полости | Изучение слюны человека под микроскопом | Практическая работа |
114 | 7 | Системы кровообращения и дыхания. | Оценка состояния здоровья по функциональным пробам | Практическая работа |
115 | 8 | Кожа. Гигиена кожи | Изучение покровов тела здорового и больного человека | Практическая работа |
116 | 9 | Внимание и память | Психологические тесты (совместно со школьным психологом) | Практическая работа |
117 | 10 | Звуковое восприятие. Гигиена слуха | Изучение шумового воздействия на организм человека | Практическая работа |
118 | 11 | Иллюзии | Психологические тесты | Практическая работа |
119 | 12 | Паспорт здоровья | Разработка паспорта здоровья | Практическая работа |
Раздел III. Мое здоровье в моих руках 10 часов | ||||
120 | 1 | Нормы питания. Оценка рациона питания | Пищевая ценность некоторых блюд. Решение биологических задач | Практическая работа |
121 | 2 | Быстрое питание, или фастфуд | Изучение состава «быстрой» пищи. | Практическая работа |
122 | 3 | Модные напитки | Изучение состава Кока-колы, опыты с ней | Практическая работа |
123 | 4 | Мороженое: секреты маркировки | Изучение качественного состава мороженого | Практическая работа |
124 | 5 | Тату и пирсинг: за и против | Дискуссия «Тату и пирсинг: за и против» | Практическая работа |
125 | 6 | Стресс. | Организация зон релаксации в школе | Практическая работа |
126 | 7 | О вреде курения | Состав сигареты, последствия табакокурения | лекция |
127 | 8 | Алкоголизм, наркомания, токсикомания | Отрицательное влияние на организм человека ядовитых веществ. | лекция |
128 | 9 | Подготовимся к выезду на отдых | Составление списка, необходимых лекарственных средств в походе. | Практическая работа |
129 | 10 | Право на здоровье | Изучение перечня нормативно-правовых документов | лекция |
Раздел IV. Репродуктивное здоровье человека. Семейные ценности 7 часов | ||||
130 | 1 | Размножение | Значение и формы размножения в природе | лекция |
131 | 2 | Планирование семьи | Репродуктивное здоровье человека. | Практическая работа |
132 | 3 | Инфекции, передающиеся половым путем | Виды инфекции, передающиеся половым путем. Меры предосторожности. | лекция |
133 | 4 | Биологическая и социальная роль мужчины и женщины | Биологическая и социальная роль мужчины и женщины | Практическая работа |
134 | 5 | Как ему (ей) понравиться? | Этика отношений | Практическая работа |
135 | 6 | Семья в культурах мира: традиции, обычаи, праздники, стереотипы | Защита презентаций о своей семьи | Практическая работа |
136 | 7 | Плюсы и минусы гражданского брака | Дискуссия «Плюсы и минусы гражданского брака» | Практическая работа |
137-139. Защита проектов 3 часа | ||||
Пятый год обучения (9 класс) | ||||
Раздел I. Виды ресурсов и их использование в истории человечества 5 часов | ||||
140 | 1 | Ресурсы планеты | Природная (генетическая), экологическая классификация природных ресурсов. | лекция |
141 | 2 | История освоения природных ресурсов | Использование биологических ресурсов промышленного значения, неэнергетических, невозобновимых и условно-возобновимых. | лекция |
142 | 3 | Экологические кризисы, проблемы и катастрофы | Составление презентаций «Экологические кризисы, проблемы и катастрофы» | Практическая работа |
143 | 4 | Мировые войны и ресурсы планеты | Составление презентаций «Мировые войны и ресурсы планеты» | Практическая работа |
144 | 5 | Космические источники минеральных ресурсов | Составление презентаций «Космические источники минеральных ресурсов» | Практическая работа |
Раздел II. Использование природных ресурсов в урбанизированной среде 10 часов | ||||
145 | 1 | Городское и сельское население. | Характеристика сельской среды | Практическая работа |
146 | 2 | Древесные растения в лесопарках | Исследование многолетней динамики климатических параметров по годичным кольцам древесных растений в лесопарках | Практическая работа |
147 | 3 | Транспорт в селе Тополево | Изучение различных видов транспорта в селе Тополево и его влияния на окружающую среду | Практическая работа |
148 | 4 | Состав почвы | Изучение почвенного профиля и определение почвенных горизонтов | Практическая работа |
149 | 5 | Содержание гумуса в почве | Определение содержание гумуса в почвах методом И.В. Тюрина | Практическая работа |
150 | 6 | Радиационный фон почв с. Тополево | Исследование радиационного фона почв, в связи с близким расположение аэропорта | Практическая работа |
151 | 7 | Свинец в почве и растительности | Определение содержания катионов свинца в почве и растительности | Практическая работа |
152 | 8 | Дождевые черви | Исследование численности дождевых червей в почвах с различными уровнями техногенной нагрузки | Практическая работа |
153 | 9 | Осадки | Определение загрязнения воздуха по осадкам | Практическая работа |
154 | 10 | Загрязнение воздуха | Определение загрязнения воздуха по содержанию сульфатов в коре деревьев | Практическая работа |
Раздел III. Ресурсосбережение и экологическая безопасность в квартире 15 часов | ||||
155 | 1 | Виды энергии | Механическая Электрическая Химическая Тепловая Световая (Лучистая) Ядерная (Атомная) Термоядерная (Термоядерного синтеза) энергия | лекция |
156 | 2 | Потребление электроэнергии в квартире | Изучение потребление электроэнергии в своей квартире | Практическая работа |
157 | 3 | Охота за киловаттами | Составление памятки «Снижение количества потребляемой электроэнергии» | Практическая работа |
158 | 4 | Освещение в квартире | Изучение режима освещения | Практическая работа |
159 | 5 | Тепло в доме | Температурный режим | Практическая работа |
160 | 6 | Рациональное использование воды | Способы рационального использования воды в квартире | Практическая работа |
161 | 7 | О чем говорит этикетка | Изучение маркировки товара | Практическая работа |
162 | 8 | Мой «экологический» след | Определение «экологического следа» | Практическая работа |
163 | 9 | Сколько можно мусорить? | Оценка загрязненности территории пришкольного участка твердыми бытовыми отходами | Практическая работа |
164 | 10 | Экология уюта | Экология уюта | лекция |
165 | 11 | Пылевое загрязнение воздуха в помещении | Изучение пылевого загрязнения воздуха в помещении. Проветривание | Практическая работа |
166 | 12 | Экология жилья | Экология жилья: от избы к современной квартире | Практическая работа |
167 | 13 | Бытовая химия | Безопасная химия в быту и повседневной жизни | Практическая работа |
168 | 14 | Мобильный телефон и компьютер – постоянные спутники современного человека | Изучение вредного воздействия коммуникаций | Практическая работа |
169 | 15 | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | Практическая работа |
Раздел IV. Изучение нематериальных ресурсов общества 1 час | ||||
170 | 1 | Изучение эколого-коммуникативных традиций разных народов, проживающих в крупных городах | Экономика здоровья. Культура речи – культура общения | лекция |
· Раздел V. Ресурсосбережение и устойчивое развитие общества 2 часа | ||||
171 | 1 | Нормы ресурсосбережения | Нравственно-этические и правовые нормы ресурсосбережения | Практическая работа |
172 | 2 | Устойчивое развитие общества | Ресурсосбережение как основное условие устойчивого развития общества | Практическая работа |
173-175. Защита проектов 2 часа |
Список литературы для педагога
1. Экология живых организмов: Практикум с основами экологического проектирования 6-7 класс ФГОС, Александрова В.П., Болгова И.В., Нифантьева Е.А..- М.: ВАКО
2. Культура здоровья человека. Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
3. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека: практикум с основами экологического проектирования. 9 класс ФГОС, Александрова В.П. ..- М.: ВАКО
4. Балабанова, В.В., Максимцева, Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни (Текст) - Волгоград: Учитель, 2001.
5. От знания – к здоровью (Текст):Сборник методических разработок по здоровьесбережению школьников/ Сост.Н.Е Шиширина, Г.С. Боровская, Т.И. Надеинская/ Под общей редакцией Т. П. Ихер. – Тула: ИПП «Гриф и К», 2006.
6. Практикум по экологии (Текст): учебное пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В. Гущина/ под редакцией С. В. Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.
7. Теплов, Д. Л. Экологический практикум (Текст): для учащихся 5(6) классов. – М.: Устойчивый мир, 2005.
8. Биологический эксперимент в школе (Текст): кн. для учителя/ А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
9. А.Г. Шурыгина., Т.С. Носкова. Программа курса «Экология родного края», журнал «География в школе» № 3, 2006.
10. Н. Л. Галеева Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. Интегрирующий курс для общеобразовательной школы. 5 класс. Мой мир - мой дом. Методическое пособие для учителя Издательство: Тайдекс Ко, 2002г.
11. Крикунов, Е.А. Экология (Текст): учеб. Для для общеобразоват. учеб. завед./ Е. А. Криксунов, В.В. Пасечник, А.П. Сидорин. - М.: Дрофа, 1995.
12. Миркин, Б.М., Наумова Л.Г. Экология России (Текст). - М.: Устойчивый мир, 2000г.
Список литературы для детей
1. Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов о животных (Текст)– Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 2005. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
2. Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии (Текст)/ художники Янаев, В. Х., Куров, В.Н. – Ярославль: «Академия развития», 2006. (Серия: «Расширяем кругозор детей).
3. Большаков, А.П. Биология. Занимательные факты и тесты. – СПб.: «Паритет», 2000.
4. Демьянков, Е. Н. Биология. Мир растений (Текст): задачи. Дополнительные материалы: 6кл. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.
5. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции. Книга для учителя. – Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2004. – 262 с.
Интернет-ресурсы: