12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Борисов Алексей155
Учитель технологии с широким кругом интересов. Имею опыт классного руководства в классе ОВЗ. Вёл внеурочный курс "Техническое моделирование из бумаги." Преподаю в 5-8 классах. В этом году добавили 10 и 11 классы. Супруга работает в этой-же школе учителем
Россия, Ярославская обл., Рыбинск
Материал размещён в группе «Внеурочная деятельность»

Программа дополнительного образования кружка "Техническое моделирование", 1- ой год обучения, 5-й класс

Техническое моделирование – путь к овладению техническими специальностями в жизни человека, развитие интереса к технике и техническим видам спорта, развитие у детей конструкторской мысли и привитие трудолюбия во всем.

На кружке «Техническое моделирование» обучающиеся приобщаются к теоретическим знаниям и практической деятельности, связанными не только с моделизмом, но и с «большой» техникой. Дети учатся создавать модели, начиная от задумки до технического воплощения проекта в жизнь. А в перспективе модель может воплотиться в «серьезное» изделие. Для всего этого необходимы умения правильной работы с инструментами, знание правил техники безопасности с ними.

Привлечение детей к занятиям техническим моделированиям помимо средства занятия свободного времени еще и помогают адаптироваться к новым экономическим условиям современной жизни.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение учащимися знаний в области конструирования и технологий и нацеливает детей на осознанный выбор профессии, связанной с техникой: инженер-конструктор, инженер-технолог, проектировщик.

Целью данного курса является обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.

Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:

1. Образовательные:

- познакомить учащихся со спецификой работы над различными видами моделей на простых примерах,
- научить приемам построения моделей из бумаги и подручных материалов,
- научить различным технологиям склеивания материалов между собой,
- добиться высокого качества изготовленных моделей (добротность, надежность, привлекательность).

2. Воспитательные:

- воспитать у детей чувство патриотизма и гражданственности на примере истории российской техники,
- воспитать высокую культуру труда обучающихся,
- сформировать качества творческой личности с активной жизненной позицией,
- сформировать навыки современного организационно-экономического мышления, обеспечивающие социальную адаптацию в условиях рыночных отношений.

3. Развивающие:

- развить у детей элементы изобретательности, технического мышления и творческой инициативы,
- развить глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции,
- ориентировать учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности в сфере моделирования.

В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:

технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем,

изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,

история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.

Перечень знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

основные типы моделей: авто-, авиа-, и судомодели,

различия между выполнением стендовых и действующих моделей,

основные элементы простейших конструкций моделей,

терминологию моделизма,

основы макетирования,

виды материалов, применяемые в моделировании,

технику безопасности при работе с инструментами,

правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,

регулировать модели,

проводить соревнования.

Планируемые результаты

В результате прохождения программы «Техническое моделирование» , у второклассников

будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные

универсальные учебные действия.

А) Личностные универсальные учебные действия»

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной

культурой.

Б) «Регулятивные универсальные учебные действия»

-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

В) «Познавательные универсальные учебные действия»

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

-проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Г) «Коммуникативные универсальные учебные действия»

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-контролировать действия партнера. К концу 1 года обучения дети кружка начальное техническое моделирование

будут знать:

• основные понятия об инструментах и материалах, используемых в работе,

• правила по ТБ,

• понятия о геометрических фигурах,

• виды бумаги,

• владеть сведениями о различных видах самолетов, судов, автомобилей.

уметь:

• пользоваться инструментами,

• изготавливать из геометрических фигур силуэт технического объекта,

• составлять простые чертежи,

выполнять по шаблонам простейшие модели самолетов, пароходов, ракет, автомобилей.

Методическое обеспечение программы.

Вид деятельности: познавательная, трудовая, художественное творчество.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств,

практические, объяснительные, иллюстративные, аналитические.


 

Перечень знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

основные типы моделей: авто-, авиа-, и судомодели,

различия между выполнением стендовых и действующих моделей,

основные элементы простейших конструкций моделей,

терминологию моделизма,

основы макетирования,

виды материалов, применяемые в моделировании,

технику безопасности при работе с инструментами,

правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,

регулировать модели,

проводить соревнования.

Программа

1-й год обучения

1. Конструирование моделей из бумаги

Правила поведения в кружке. Задачи и содержание занятий по техническому моделированию в текущем году с учётом конкретных условий и интересов учащихся. Расписание занятий, техника безопасности при работе в кружке.

Инструменты ручного труда и некоторые приспособления (нож, ножницы с круглыми концами, шило, игла, линейка, угольник, кисти и д.р.)

Некоторые элементарные сведения о производстве бумаги, картона, об их видах, свойствах и примени. Простейшие опыты по испытанию различных образцов бумаги на прочность и водонепроницаемость.

Беседа о техническом конструировании и моделировании как о технической деятельности. Общие элементарные сведения о технологическом процессе, рабочих операциях. Просмотр фильмов, журналов и фотографий, где кружковцы могут познакомиться о технической деятельности человека.

2. Авиамоделирование

Знакомство. История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей. Демонстрационные запуски планера. Что такое авиация. Как люди научились летать. Основные этапы развития авиации. Россиийские  авиаконструкторы, инженеры, летчики. История развития авиамодельного спорта. Типы и классы спортивных авиамоделей

Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера). Свойство воздуха. Закон Бернулли (практический опыт с двумя листами бумаги). Подъемная сила. Профиль крыла, его влияние на аэродинамические качества самолета. Основные части самолета: фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, стабилизаторы, киль, шасси.

Изготовление простейшей бумажной летающей модели. Регулировка и запуск модели. Игры-соревнования.

Двигатели летательных аппаратов. От мускульной силы к реактивной. Резиномотор – простейший двигатель для модели. 

Основы управления моделью в полете. Корда – простейшее устройство для управления моделью в полете.

Требования копийности при выполнении моделей-копий самолетов. Выбор прототипа самолета. Основные источники информации по самолетам. Определение «удобства» прототипа для выполнения модели.

Подготовительный этап моделирования – выполнение шаблонов.

Окончательная сборка и окраска модели.

3. Проведение выставки моделей

Организация и проведение выставки моделей изготовленных учащимися на кружке. Награждение авторов лучших моделей.

4. Проведение соревнований моделей

Организация и проведение соревнований моделей изготовленных учащимися на кружке. Награждение победителей.

5.Заключительное занятие

Подведение итогов и анализ работы за год. Планы на следующий год обучения.

Методическое обеспечение программы.

Вид деятельности: познавательная, трудовая, художественное творчество.

Методы: словесные, наглядные, демонстрационные, использование технических средств,

практические, объяснительные, иллюстративные, аналитические.


 

Перечень знаний и умений.

Учащиеся должны знать:

основные типы моделей: авто-, авиа-, и судомодели,

различия между выполнением стендовых и действующих моделей,

основные элементы простейших конструкций моделей,

терминологию моделизма,

основы макетирования,

виды материалов, применяемые в моделировании,

технику безопасности при работе с инструментами,

правила проведения соревнований по модельному спорту.

Учащиеся должны уметь:

изготавливать разные виды простых моделей из бумаги,

регулировать модели,

проводить соревнования.

Программа


 

п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1.

Конструирование моделей из бумаги (повторение)

3

1.1

Правила техники безопасности, противопожарной безопасности

1

1.2.

Материалы и инструменты (повторение)

1

1.3.

Правила конструирования моделей из бумаги (повторение)

1

2.

Авиамоделирование

25

2.1.

История авиации и авиамоделизма. Классы авиамоделей

1

2.2.

Основы аэродинамики. Основные части самолета (планера)

2

2.3.

Изготовление простейшей летающей модели

2

2.4.

Изготовление свободнолетающей модели

2

2.5.

Двигатели летательных аппаратов

1

2.6.

Изготовление резиномоторной модели

2

2.7.

Принципы управления моделью в полете

1

2.8.

Кордовые модели – основы устройства

1

2.9.

Изготовление фюзеляжа кордовой модели

2

2.10.

Монтаж двигательной установки на кордовую модель

2

2.11.

Основы макетирования самолетов

1

2.12.

Выбор прототипа и поиск информации по нему

2

2.13.

Подготовка чертежей и шаблонов

2

2.14.

Изготовление макета самолета

2

2.15.

Окраска макета самолета

2

3.

Проведение выставки моделей

2

4.

Проведение соревнований моделей

2

5.

Заключительное занятие.

Подведение итогов и анализ работы за год

2

ИТОГО:

34

Список используемой литературы

Для учителя.

1 Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Автор Глушенко В.Г.

2. Учите детей мастерить. Автор Гульянц Э.К.

3. Элементы технического моделирования: Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Автор Гусакова А.М.

4. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов по

внеклассной работе. Автор Журавлева А.П., Болотина Л.А.

5.Методика трудового обучения. Автор Кузнецов В.П., Рожнев А.Я.

6. Самоделки из бумаги. Автор Перевертень Г.И.

7.Апликационные работы в начальных классах. Автор Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И.

Для детей.

1. Самоделки из бумаги. Автор Перевертень Г.И.

2.Апликационные работы в начальных классах. Автор Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И.

Для родителей.

1. Самоделки из бумаги. Автор Перевертень Г.И.

2.Апликационные работы в начальных классах. Автор Щеблыкин И.К., Романина В.И., Кагакова И.И

Общего назначения

1. Невдахина З.И. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ. Вып. 3. – М.: Народное образование, 2007
2. Заворотов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1988
3. Горбачев А.М. От поделки – к модели. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997
4. Севастьяов А.М. Волшебство моделей. – Н.Н.: ГИПП «Нижполиграф», 1997
5. Васильев Д.В. Мир парусов. Плавающие модели. – СПб.: Кристалл, 1998
6. Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1984
7. Костенко В.И., Столяров Ю.С. Мир моделей. – М.: ДОСААФ, 1989

Опубликовано в группе «Внеурочная деятельность»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.