Программа дополнительного образования «Развивайка»
М униципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 154»
Согласовано на Педагогическим совете МБДОУ «Детский сад №154» Протокол № 1 от «27» 08. 2020г. | Утверждено приказом заведующего МБДОУ «Детский сад №154» _________________Подгурская С.А Приказ № 59 от « 1» 09. 2020г. |
Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Развивайка»
(для детей от 2 до 3 лет)
Автор: Полякова Екатерина Сергеевна
г. Рязань
Пояснительная записка
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Н.П. Саккулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Актуальность выбора определена следующими факторами: сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым условием для всестороннего развития детей. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня сенсорного развития детей в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребенка. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. Поэтому на этапе младшего дошкольного возраста ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо организовать планомерное, последовательное, целенаправленное воздействие со стороны окружающей среды на органы чувств ребенка.
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов: цвета, величины, формы.
Программа предназначена для работы с детьми 2 – 3 лет, наполненность группы 8 – 10 детей, поскольку придется работать индивидуально. Программа включает в себя 60 занятий в год, которые проводятся два раза в неделю по 10 – 15 минут.
Форма проведения образовательной деятельности –игровая.
Продолжительность освоения программы – 1 год.
Возрастной диапазон освоения программы – 2-3 года.
Образовательная область – «Познавательное развитие».
Форма организации образовательной деятельности - групповая, индивидуальная.
Цель программы – формирование сенсорной культуры ребенка в период младшего дошкольного возраста в процессе игр с дидактическим материалом.
Задачи:
Развивающие:
Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к предметному окружению.
Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладенияцеленаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
Образовательные:
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием (разные лопатки, мячи и т. д.).
Способствовать умению детей называть свойства предметов.
Активизировать речь детей.
Ожидаемый результат
К концу года дети должны:
быть успешными в предметной деятельности;
знать и соотносить с эталоном основные цвета спектра(красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный) и их оттенки (голубой, розовый);
различать и знать геометрические формы: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;
идентифицировать предметы по трем сенсорным свойствам (цвет, форма, величина).
Программаспособствует:
стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.;
развитию мелкой моторики;
созданию положительного эмоционального фона;
активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
повышению мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Форма подведения итогов:итоговая образовательная деятельность по сенсорному развитию для родителей и воспитателей.
Форма отчетности:мониторинг по сенсорному развитию детей, который проводится 2 раза: в начале и в конце учебного года (сентябрь, май).
В целях изучения сенсорного развития проводится мониторинг по методике Т. В. Николаевой и включает в себя следующие параметры определения результативности по сенсорному развитию детей:
восприятие цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный);
восприятие формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);
разрезные картинки (2-2,5 г. – две части; 2,5-3 г. – три части);
детали строительного материала (кубик, кирпичик, пластина, призма – крыша, столбик);
складывание пирамиды из трех колец одного цвета, уменьшающихся по величине (2-2,5 г.); складывание трех пирамид разного цвета из трех колец, уменьшающихся по величине (2,5-3 г.);
постройка дорожки из трех кирпичиков (2-2,5 г.); постройка дорожки узкой из трех кирпичиков и дорожки широкой из трех пластин (2,5- 3 г.);
постройка башни из двух кубиков и трехгранной призмы (2-2,5 г.); постройка дома из четырех кубиков и трехгранной призмы (2,5-3 г.);
постройка кроватки из кирпичика, положенного плашмя, и двух по краям (2-2,5 г.); постройка диванчика из трех кубиков и трех кирпичиков, поставленных вертикально (2,5-3 г.).
игровые задания: «Нарисуй круг, яблоко, дождик», «Слепи мячик, яблоко, пряник, грибок».
Материалы и оборудование, необходимые для проведения образовательной деятельности:
Дидактические игры, направленные на формирование у детей сенсорного опыта.
Наглядный материал:
а) демонстрационный:
карточки с изображением предметов основных цветов спектра (красного, синего, желтого, зеленого, белого, черного);
карточки с изображением предметов разной величины (большой – маленький);
карточки с изображением предметов, имеющих различную форму (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную);
геометрические фигуры как эталоны формы (шар, куб, кирпичик, призма);
модельные изображения формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);
игрушки (мячи, куклы, мишки, кукольная посуда и т.д.).
б) раздаточный:
рамка-вкладыш Монтессори;
дидактический материал к играм:плоскостные геометрические формы круга, квадрата, треугольника, прямоугольника разного цвета и различной величины; силуэты «рыбок», «ежиков», «колпаков для гномов» и т.д.
Учебно – тематический план на год
№ п/п | Название раздела | Количество ОД |
1. | Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету. | 16 |
2. | Развитие мелкой моторики. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. | 8 |
3. | Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине. | 12 |
4. | Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме. | 16 |
5. | Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. | 8 |
| Всего | 60 |
Календарно – тематический план на год
Месяц | № ОД | Тема | Всего ОД | Задачи | |
Раздел «Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету». | |||||
Октябрь | 1 2 3 4 5 6 7 8 | Д/и «Рыбки». Д/и «Ежики». Д/и «Чей колпачок». Д/и «Разноцветные круги». Д/и «Спрячь зайку от лисы». Игровое упражнение «Найди свою полянку» Д/и «Спрячь мышку». Д/и «Подбери к своему цвету» | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Знакомство детей с сенсорной категорией «Цвет», знакомство с основными цветами: красным, желтым, синим: развивать мелкую моторику рук. Закрепление умений различать и называть основные цвета. | |
Ноябрь | 9 10 11 12 13 14 15 16 | Д/и «Разноцветные комнаты». Лото «Цвет». Словесная игра «Что бывает такого цвета?». Д/и «Разноцветные флажки». Мини-эксперимент «Синий и белый». Мини-эксперимент «Красный и белый». Мини-эксперимент «Окраска воды». Д/и «Хвост у петуха». | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Знакомство с основными цветами спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); учить детей соотносить предметы по цвету. Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. Закреплять умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. | |
Раздел «Развитие мелкой моторики. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики». | |||||
Декабрь | 17 18 19 20 21 22 23 24 | Лепка «Колбаски и шарики». Д/и «Накорми мышку». Д/и «Новогодние бусы». Д/и «Помоги мышке». Лепка«Снеговик». Д/и «У мышки в кладовой». Д/и «Ёлочка». Д/и «Помогаем бабушке». | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Знакомство детей с различными комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность; совершенствуют сложно координированные движения рук. | |
Раздел «Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине». | |||||
Январь | 25 26 27 28 29 30 | Д/и «Новогодние ёлочки». Д/и «Матрешка». Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол». Д/и «Посади бабочку на цветок». Д/и «Построим башню» | 1 1 1 1 1 1 | Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой – маленький». | |
Февраль | 31 32 33 34 35 36 | Д/и «Мячи». Д/и «Кто выше». Д/и «Куклы и медведи». Д/и «Разложи мишкам мисочки». Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки». Игра- соревнование «Кто быстрее свернёт ленту» | 1 1 1 1 1 1 | Закреплять представления детей о величине, учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине. | |
Раздел «Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме». | |||||
Март | 37 38 39 40 41 42 43 44 | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1). Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2). Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3). Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4). Д/и «Птичка в клетке» Д/и «Разложи фигуры по местам!» Д/и «Кто где спит» Д/и «Магазин» | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Знакомство детей с сенсорной категорией «Форма». Познакомить детей с четырьмя плоскими геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | |
Апрель | 45 46 47 48 49 50 51 52 | Д/и «В царстве «фигурок-человечков». Д/и «Почини одежду зайчикам». Д/и «Гости». Д/и «Найди предмет такой же формы». Д/и «Чудесный мешочек-1». Д/и «Чудесный мешочек-2». Д/и «Разрезные фигурки». Д/и «Составные картинки» | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Учить подбирать нужные формы разными методами. Закреплять представления о 4 геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. Развивать умение составлять целое из двух частей. | |
Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака». | |||||
Май | 53 54 55 56 57 58 59 60 | Лото «Цвет и форма». Лото «Величина и форма». Д/и «Найди такой же по цвету и форме» Д/и «Магазин» (Вариант №1). Д/и «Магазин» (Вариант №2). Игровые поручения «Цвет и величина» Д/и «Пришла весна» Коллективное рисование«Цвета весны» Коллективная аппликация «Весенняя капель» | 1 1 1 1 1 1 1 1 | Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака. Закрепить представление о цвете, форме, величине. Развивать мелкую моторику. | |
Итого: | 60 ОД |
Перспективный план
Содержание программы | Материал | Деятельность детей |
Раздел «Цвет предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по цвету». | ||
1. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук. | Вырезанные из картона силуэты рыбок красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов. | Д/и «Рыбки». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на хвостик красной рыбки, прищепки синего цвета – на синюю рыбку и т.д. |
2. Знакомство детей с основными цветами и их названиями (красный, желтый, синий); развитие мелкой моторики рук. | Вязаные фигурки ежиков красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов. | Д/и «Ежики». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красного ежика, прищепки синего цвета – на синего ежика и т.д. |
3. Закрепление умений различать и называть основные цвета – красный, желтый, синий. | Изображения гномов красного, желтого и синего цвета, Колпаки такого же цвета, что и гномы. | Д/игра «Чей колпачок?». Дети «надевают» гномам колпаки соответствующего цвета, называя при этом какого цвета колпак и гном. |
4. Закрепление умений различать и называть основные цвета – красный, желтый, синий, развитие мелкой моторики. | Вязаные круги красного, желтого и синего цвета, прищепки соответствующих цветов. | Д/и «Разноцветные круги». Дети прикрепляют прищепки красного цвета на красный круг, прищепки синего цвета – на синий круг и т.д. |
5. Закрепление умений различать и называть основные цвета - красный, жёлтый, синий. | Нарисованные зайчики. Домики красного, жёлтого и синего цвета, дверцы соответствующих цветов. | Д/и «Спрячь зайку от лисы». В каждом «домике» прячется зайчик. |
6. Расширить представление ребенка об окружающем мире; учить детей складывать из частей (двух частей) целое. Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук, связную речь, коммуникативные навыки. | Картинки-половинки красного, жёлтого, синего цвета. | Игровое упражнение «Найди свою половинку». Дети берут одну половинку, находит вторую половинку и называют цвет. |
7. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). Обучение идентификации цвета. | Листы бумаги шести цветов с белым квадратом посередине, на котором нарисована мышка, «домик». Квадраты тех же цветов – «дверцы». «Домики» и «дверцы» раздаются на каждого ребенка. | Д/игра «Спрячь мышку!». Дети прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно. Сначала они делают это вместе с воспитателем, потом самостоятельно. Дети усваивают названия шести цветов спектра. |
8. Закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей. | Цветовое игральное поле (красный, синий, зелёный, синий), картинки соответствующих цветов. | Д/игра «Подбери к своему цвету». Дети берут любую картинку, которая понравится, объясняют, что это за предмет и какого он цвета, и кладут картинку в соответствующего цвета отдел игрального поля. |
9. Знакомство детей с 6 цветами спектра и их названиями (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). | Большие листы бумаги шести цветов – «комнаты». Наборы мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка. | Д/игра «Разноцветные комнаты». Дети рассматривают разноцветные комнаты (большие листы бумаги 6 цветов), называют, какого они цвета; рассматривают игрушки, замечая, что есть одни и те же игрушки разного цвета. Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки и предметы по «комнатам» подходящего цвета. |
10. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный). | 6 карт лото с расположенными в разном порядке изображениями 6 основных цветов спектра. Маленькие карточки с теми же цветами. | Лото «Цвет». Дети внимательно рассматривают карточки с 6 цветами спектра, которые поочередно достает из коробки ведущий (воспитатель), и закрывают такие же цвета на своей карте. Выигрывает тот, кто первый правильно закрыл все цвета на своей карте. |
11. Закрепление умений различать и называть 6 цветов спектра, учить детей соотносить предметы по цвету. | Карточки с 6 цветами спектра. | Словесная игра «Что бывает такого цвета?». Воспитатель поочередно показывает карточки определенного цвета из 6 цветов спектра. Дети называют, что бывает такого же цвета. |
12. Закреплять знание основных цветов, развивать мелкую моторику рук, познавательную активность, внимание, творческое воображение. | Цветные флажки четырех основных цветов (красного, жёлтого, синего, зелёного цвета). Прищепки соответствующих цветов, шерстяная нить. | Д/игра «Разноцветные флажки». Сначала надо научить детей открывать и закрывать прищепки, затем снимать прищепки с веревочки и, только потом прикреплять. Для этого нужно вложить прищепку в руку ребёнка, придерживая своими пальцами, учить открывать и закрывать прищепку. Чтобы поддержать интерес к этому процессу, проговаривать потешку или стишок. |
13. Знакомство детей с оттенком спектра: голубым цветом. | Гуашь синего и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра. | Мини-эксперимент «Синий и белый». Воспитатель показывает способы смешивания синей и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски. |
14. Знакомство детей с оттенком спектра: розовым цветом. | Гуашь красного и белого цвета, кисть, баночки с водой, палитра. | Мини-эксперимент «Красный и белый». Воспитатель показывает способы смешивания красной и белой гуаши, спрашивает у детей, какой цвет получился. Затем дети сами смешивают краски. |
15. Знакомство детей с оттенками спектра: голубым и розовым цветом. | Две большие банки с наклейками - голубой и розовой, красная и синяя гуашевые краски, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки. | Мини-эксперимент «Окраска воды». Дети подготавливают воду для изготовления цветного льда; вслед за воспитателем они делают воду двух оттенков (вначале – розовую, набирая на кисть немного красной краски и разводя ее в воде в одной из банок, затем голубую, набирая на кисть немного синей краски и разводя ее в другой банке). Цветную воду, слитую в большие банки, дети выносят на прогулку (зимой), разливают ее в формочки и делают цветные льдинки. |
16. Закрепление умения различать и называть цвета: красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, голубой, розовый. Развивать умение идентифицировать цвета. | Нарисованный петушок без хвоста (на каждого ребёнка). Перья для хвоста из цветной бумаги соответствующих цветов. Нарисованный петушок с раскрашенным хвостом (наглядный пример). | Д/и «Хвост у петуха». Дети располагают перья разных цветов у своего петушка, называя цвета. |
Раздел «Развитие мелкой моторики. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики». | ||
17. Познакомить детей с пластилином, научить готовить его к работе. Развитие мелкой моторики. | Пластилин разных цветов: синий, зелёный, жёлтый, красный, чёрный, голубой, розовый. | Лепка «Колбаски и шарики». Дети раскатывают из пластилина колбаски, скатывают шарики. Называют цвет пластилина. |
18. Развитие мелкой моторики, координации, ловкости, усидчивости, тактильных ощущений; формировать последовательность движений; прививать любовь к животным, желание помочь. | Коробка с изображением мордочки мышки, крупа, ложка. | Д/и «Накорми мышку». Дети кормят мышку из ложечки крупой. В процессе игры воспитатель рассказывает детям о животном: где живет, как ведет себя в разные сезоны, чем питается. |
19. Сенсорное развитие, развитие мелкой моторики, и активизация речи ребёнка. Учить детей группировать предметы. | Разноцветные крупные деревянные бусины, верёвочный шнурок. | Д/и «Новогодние бусы». Дети рассматривают, трогают бусы. По заданию воспитателя дети нанизывают разноцветные бусы на шнурок. |
20. Развитие быстроты реакции, внимания, мышления; мелкой моторики рук, точных движений основных пальцев. | Мышка (мягкая игрушка), любые мелкие предметы (сыр) | Д/и «Помоги мышке». Дети берут мышку по инструкции взрослого и ведут её по полю прокатывая "носиком" любые мелкие предметы (сыр). Выигрывает тот, кто быстрее донесет или прокатит "сыр" в норку. |
21. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца. Развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление и речь. Закрепить понятия: «большой», «маленький». Формировать умение лепить предметы, состоящие из 2 шариков. Закреплять умение доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала. | Пластилин, дощечка. | Лепка «Снеговик». Дети готовят пластилин к лепке, скатывают шарики, склеивают их между собой. |
22. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Нарисованная мышка, разные крупы (гречка, фасоль, рис, горох), баночки для круп. | Д/и «У мышки в кладовой». Дети перебирают крупы по разным банкам (фасоль, рис, гречка, горох) |
23. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук. Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности. | Макет ёлочки с пришитыми пуговицами на которые нужно повесить ёлочные игрушки (шарики). | Д/и «Ёлочка». Дети на пуговицы пришитые на ёлочке вешают игрушки. |
24. Развитие мелкой моторики рук посредством действий с предметами, пальчиковой гимнастики. | Ёмкости с фасолью и мелкими предметами, прищепки, платочки на каждого ребенка, бельевая веревка, прищепки. | Д/и «Помогаем бабушке». На столах на каждого ребенка стоят тарелочки с фасолью и другими крупами и мелкими предметами. Дети выбирают фасоль и складывают ее отдельно. Дети берут за уголочек ткани платочек и целиком вбирают его в ладонь. используя пальцы только одной руки, потом другой рукой, вешают платочки на верёвку, фиксируют прищепкой. |
Раздел «Величина предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по величине». | ||
25. Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой», маленький». Учить сравнивать предметы по величине, обозначать результат сравнения словами большой, маленький, больше, меньше. Закрепить понятия один и много. Развивать зрительное внимание, формировать предпосылки для логического мышления. | Нарисованные ёлочки разного размера. | Д/и «Новогодние ёлочки». Дети рассматривают ёлочки, называют какого они цвета. Устанавливают различие между ёлочками. |
26. Знакомство детей с сенсорной категорией «Величина», с понятиями «большой», маленький» Развитие умения соотносить два предмета одинакового цвета по величине. | Игрушка матрешки, круги двух размеров (большой и маленький) одинакового цвета из картона на каждого ребенка. | Д/и «Матрешка». Дети собирают матрешку и устанавливают различие между кругами: один круг большой, другой маленький. |
27. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. | 2 коробки разной величины, 2 куклы разной величины. | Д/и «Спрячь игрушки в коробки». Дети рассматривают кукол и располагают их по величине: большая, маленькая. Затем вместе с воспитателем подбирают каждой кукле коробку – «домик». |
28. Закреплять представления детей о величине, о понятиях «большой», «маленький» учить соотносить предметы по данному сенсорному свойству. | Кубики, кирпичики, большая и маленькая куклы. | Д/и «Построим диванчики для большой и маленькой кукол». Дети рассматривают кукол и определяют их размер. Совместно с воспитателем приходят к выводу, что для большой куклы надо построить большой диванчик, а для маленькой – маленький. Дети самостоятельно строят большой и маленький диванчики. |
29. Учить идентифицировать предметы по двум сенсорным свойствам (цвет и размер). | Большая бабочка красного цвета, маленькая бабочка синего цвета, большой цветок розового цвета, маленький цветок голубого цвета (все на каждого ребенка). | Д/и «Посади бабочку на цветок». Дети рассматривают бабочек и цветы. Затем «рассаживают» бабочек на цветы идентично по их размеру и цвету. |
30. Обучать пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами, соотнесению 2-3 рядов величин между собой. | Конструктор разноцветный. | Д/и «Построим башню». Дети строят башни из конструктора. Разных размеров и высот. |
31. Развитие умения соотносить три предмета разного цвета по величине. | Три мяча разного размера и цвета. | Д/и «Мячи». Дети рассматривают ' мячи, располагая их по величине и называя цвет мячей: большой мяч красного, средний (поменьше) зеленого, самый маленький мячик желтого цвета; учатся обозначать величину мячей соответствующими словами. Затем играют с мячами: сначала с большим (чтобы его поймать, руки надо расставить пошире), затем - со средним (руки расставлены не так широко), затем - с маленьким (руки надо держать близко друг к другу). |
32. Обучать правилу соизмерения объектов с использованием единой точки отсчета. | Картинка с животными разного размера. | Д/и «Кто выше?». Дети рассматривают картинку, на которой изображены животные. И отвечают на вопросы воспитателя кто выше, а кто ниже. |
33. Развитие умения соотносить три разных предмета по величине. | Игрушки кукол и мишек трех размеров. | Д/и «Куклы и медведи». Дети рассматривают трех кукол различной величин, располагая их по порядку от самой большой до самой маленькой (рассаживают на стульчики, расположенные в ряд). Так же располагают дети и трех медведей разной величины. Затем дети играют, выполняя поручения: "Уложи большую куклу спать", "Принеси маленькому мишке бочонок меда" и т.д. |
34. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой. | Картинка с изображением 3 мишек, стоящих по росту, 3 мисочки разного размера; по 3 мисочки из картона разного размера на каждого ребенка. | Д/и «Разложи мишкам мисочки». Дети вместе с воспитателем рассматривают, как стоят мишки (по росту), говорят, какой мишка самый большой, какой поменьше и какой самый маленький. Далее вместе с воспитателем играют - раскладывают миски в соответствии с величиной медведей (самому большому медведю - самую большую миску, тому, кто поменьше – поменьше мисочку, самому маленькому – маленькую мисочку). Затем дети самостоятельно раскладывают картонные мисочки так же у себя на столах. |
35. Развивать представления отношений по величине между объемными и плоскими предметами, умение соотносить два – три ряда величин между собой. | Картинки с изображением зверей: медведь, лиса, мышка. 3 куба и 3 квадрата разной величины; по 3 квадрата разной величины на каждого ребенка. | Д/и «Квартира для медведя, лисы и мышки». Дети рассматривают изображенных зверей (медведь, лиса, мышка), располагая их по порядку: самый большой, поменьше (средний), самый маленький. Далее дети вместе с воспитателем строят башню из кубов для зверей, соотнося величину зверей с величиной их "квартир" (кубов). Затем дети самостоятельно строят башни для зверей из картонных квадратов. |
36. Развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений. Развитие пространственных представлений о величине. | Ленты, закрепленные одним концом на палочках или карандашах (разной длины, одинаковой ширины и одного цвета). | Игра- соревнование «Кто быстрее свернёт ленту». Одни дети накручивают ленту на палочку. Другие дети помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить (и наоборот). Обращают внимание какая лента длиннее, короче. |
Раздел «Форма предметов. Дидактические игры на различение и соотнесение предметов по форме». | ||
37. Знакомство детей с кругом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессорис геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №1). Дети рассматривают форму «круг», обводят его по контуру пальчиком. Затем закрывают на карточке «окна» круглой формы. |
38. Знакомство детей с квадратом и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессорис геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №2). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой формы, дети закрывают «окна» квадратной формы. |
39. Знакомство детей с треугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессорис геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №3). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой и квадратной формы, дети закрывают «окна» треугольной формы. |
40. Знакомство детей с прямоугольником и его названием. Обучение приему обследования формы путем обведения пальцем контура фигуры. | Рамка-вкладыш Монтессорис геометрическими формами круга, квадрата, треугольника, прямоугольника на каждого ребенка; формы круга (3 шт.), формы квадрата (3 шт.), формы треугольника (3 шт.), формы прямоугольника (3 шт.) из картона на каждого ребенка. | Д/и «Найди окошко для фигурки» (Вариант №4). Игра проводится аналогично предыдущей игре. Помимо «окон» круглой, квадратной и треугольной формы, дети закрывают «окна» прямоугольной формы. |
41. Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. Обучение идентификации формы. | Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки. Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками – геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы» в форме треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника. | Д/и «Птичка в клетке». Дети садятся по кругу за столом с педагогом, подбирают правильную дверцу для птиц ( круглое окошко- круглая дверца и т.д) |
42. Закрепить умение различать и называть геометрические формы – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Плоские геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Рамка-вкладыш Монтессори. | Д/и «Разложи фигуры по местам!» Дети вынимают фигурки из углублений и играют с ними совместно с воспитателем: «Вот весёлые разноцветные фигурки. Это круг, он катится – вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложить детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем ещё раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения. Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя её сюжет. |
43. Познакомить детей с пятью геометрическими формами, их названиями и действием приравнивания к эталону. | Карточки с контурными изображениями фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и тех же вырезанных фигур. | Д/и «Кто где спит». Дети рассматривают и вспоминают названия геометрических фигур, обводят контуры фигур пальчиками. Называют фигуры, у которых есть (нет) углы. "Рисуют" контуры фигур пальчиком (кулачком) в воздухе. Затем рассматривают "кроватки" для геометрических фигур на карточках и "укладывают" фигурки "спать" в подходящие для них "кроватки", т. е. раскладывают все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными. |
44. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины). | Игрушки и предметы разной формы и разного цвета. | Д/и «Магазин» (Вариант №1). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разный цвет и форму. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, не называя (какого она цвета, формы), чтобы "продавец узнал и продал ее. Например: "Дайте, пожалуйста, игрушку красного цвета, круглую" (мяч). |
45. Развивать умение детей различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. | Большие круг, квадрат, треугольник с нарисованными "лицами" - "фигурки-человечки"
. . ˡ ͜͝ . . ˡ ͝
. . ˡ ͝
. . ˡ ͜͝ По 2-3 круга, квадрата, треугольника разного цвета на каждого ребенка. | Д/и «В царстве «фигурок-человечков». Дети вместе с воспитателем поочередно рассматривают круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальчиком и "рисуя" их в воздухе; называют имена человечков. Затем дети играют: Фигурки-человечки поочередно обходят всех детей и собирают в корзинки печенья (испеченные для них) той же формы, что сами фигурки (для круга - печенья круглой формы и т.д.). В игре дети повторяют названия геометрических форм. |
46. Закрепить умение детей различать и называть цвета и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Рамка-вкладыш Монтессори в виде силуэтов одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). | Д/и «Почини одежду зайчатам». Появляется зайчиха с корзинкой и плачет. Воспитатель: Почему ты плачешь зайчиха? Зайчиха: Купила я своим зайчатам подарки – шорты и юбочки. А пока шла по лесу, задела за куст – они и порвались. (Показывает шорты и юбки из картона). Воспитатель: Не плачь, зайчиха, мы тебе поможем. Дети давайте подберём заплатки и залатаем дырки. На что похожи дырки на юбочках и шортах? Дети: на круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Воспитатель: Правильно. Зайчиха кладёт шорты и юбочки на «пеньки» (столы), на которых заранее разложены заплатки. Дети подходят к столам и выполняют задание. Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, какого цвета заплатку он поставил, и на какую геометрическую фигуру она похожа. Зайчиха: Большое дети, вам спасибо! |
47. Развивать умение группировать геометрические фигуры по форме с отвлечением от величины и цвета. | Альбомные листы бумаги с изображением круга и квадрата («домики» фигурок-человечков); круги и квадраты разных цветов и размеров на каждого ребенка. | Д/и «Гости». Дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и квадрата с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (их домики): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Затем дети играют: помогают младшим братишкам и сестричкам круга и квадрата (кружки и квадраты меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев (т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все квадраты - на лист бумаги с изображением квадрата). |
48. Закреплять представления о 4 геометрических фигурах, развивать умение идентифицировать предметы по форме, называть шар, кубик, кирпичик, призма-крыша. | Геометрические фигуры круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, по 2 предмета каждой из этих форм. | Д/и «Найди предмет такой же формы». Дети рассматривают образец формы, предложенной воспитателем, затем выбирают предмет такой же формы среди игрушек и предметов, лежащих на столе, кладут его рядом с образцом. |
49. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их. | Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик. | Д/и «Чудесный мешочек – 1». В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют. |
50. Закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, кирпичик, призма) на основе зрительно – осязательного обследования и называть их. | Мешочек, объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма; плоскостные изображения круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. | Д/и «Чудесный мешочек – 2». Ребенку показывают определенную плоскостную геометрическую фигуру, он ищет в мешочке объемную фигуру, называет ее и вынимает. Дети выполняют задание, находя в мешочке каждый раз новую фигуру. |
51. Развивать умение составлять целое из двух частей. | Разрезанные на 2 части формы круга, квадрата, треугольника и прямоугольника на каждого ребенка. | Д/и «Разрезные фигурки». Детям предлагаются перемешанные части форм. Задача каждого ребенка найти две одинаковые части и собрать целую форму круга, квадрата, треугольника и прямоугольника. |
52. Учить действиям перцептивного моделирования (зрительному анализу и синтезу формы предмета, состоящего из нескольких частей). Развивать умение называть геометрические фигуры, их сравнивать, называть их цвет. | Нарисованные разноцветные картинки, разрезанные на 4 части. | Составные картинки. Дети рассматривают отдельные части складывают целую картинку. |
Раздел «Повторение пройденного материала. Ориентировка на два признака одновременно с отвлечением от третьего признака». | ||
53. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форму) с отвлечением от третьего признака (величины). | 4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного цвета: 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов. | Лото «Цвет и форма». Дети внимательно рассматривают картинки, которые достает из коробки ведущий (воспитатель) и закрывают такие же картинки на своей карте. |
54. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величина и форма) с отвлечением от третьего признака (цвета). | 4 карты лото с расположенными в разном порядке 4 геометрическими фигурами, все фигуры на карте разного размера; 16 вырезанных фигур 4-х форм 6-ти цветов. | Лото «Величина и форма». Игра проводится аналогично предыдущей игре. |
55. Формировать представления о цвете; упражнять в умении быстро находить фигуру заданного цвета; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, классифицировать. Способствовать развитию мелкой моторики. | Карточки с 6 квадратами разного цвета, из цветной бумаги силуэты предметов, таких же цветов, как и квадраты на карточке. | Д/и «Найди такой же по цвету и форме». Каждому ребенку дается карточка с квадратами разного цвета, и различные картонные силуэты предметов соответствующих цветов. Ребенок должен разместить на карточке силуэт предмета, совпадающий по цвету. |
56. Развивать умение ориентироваться на два признака одновременно (величину и форму) с отвлечением от третьего признака (цвета). | Игрушки и предметы разной формы и разной величины. | Д/и «Магазин» (Вариант №2). Дети рассматривают в магазине игрушки, обращая внимание на их разную форму и величину. Далее дети играют, соблюдая правила: чтобы купить игрушку, надо описать ее, используя два признака (величину и форму), чтобы «продавец» узнал и продал ее. Например: «Дайте, пожалуйста, маленькую игрушку квадратной формы» (кубик). |
57. Закреплять умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур. | Геометрические фигуры разного цвета, величины, набор геометрических фигур на каждого ребенка. | Игровые поручения «Цвет и величина». Дети рассматривают геометрические фигуры, обращая внимание на их цвет и величину. |
58. Развитие мелкой моторики. Закрепление названий цвета, формы. | Ватман, вырезанные цветы, круглые серединки к цветам, вырезанная трава, нарисованное дерево, клей ПВА | Д/и «Пришла весна». Каждый ребенок приклеивает к цветочку серединку на клей ПВА с помощью педагога. Затем, когда цветочки готовы, вместе приклеиваем цветы к веточкам. Затем наклеиваем листочки. Заключительный этап- приклеивание травки. |
59. Формировать у детей представления о признаках наступающей весны, изменениях природы. Закреплять названия цветов. | Лист А4, карандаши разноцветные | Коллективное рисование«Цвета весны». Дети рассматривают карандаши, отмечают какого они цвета, называют, что бывает этого цвета весной; рисуют. |
60. Развитие формообразующих движений руки. Закреплять названия геометрических фигур, называть их форму, размер. | Ватман, нарисованные сосульки, вырезанные капельки, клей ПВА. | Коллективная аппликация «Весенняя капель». Дети рассматривают ватман. Отмечают цвет сосулек и капель. |
Список литературы:
Габова М. А. Сенсорное развитие ребенка как основа формирования математических представлений // Детский сад: теория и практика. – 2013. –№ 12. – С. 16 – 29.
Капитанова Н. Дидактические сюжеты: сенсорное развитие детей раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 12. – С. 72 – 76.
Сумнительный К. Е. Домашняя школа Монтессори: сенсорное развитие / К. Е. Сумнительный. – М., 2014. – 64 с.
Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры // Материалы IV Междунар. науч. конф. «Актуальные задачи педагогики» / Изд–во Молодой ученый. – Чита, 2013. – С. 53 – 55.