12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Полякова1137
Россия, Коми респ., Ухта
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
3

Программа занятий дополнительного образования «Развивай-ка», первый год обучения

Пояснительная записка

Вопросы оказания специальной помощи в обучении и воспитании детей с тяжелыми формами умственной отсталости являются весьма актуальными в каждой стране.

Основой успешной учебной деятельности являются хорошо развитые психические процессы. Чтобы ребенок хорошо усваивал материал, ему необходимо научиться слушать, видеть, наблюдать, запоминать.

Активное введение в образовательный процесс разнообразных коррекционно-развивающих занятий, специально направленных на развитие личностно-мотивационной сферы категории обучающихся с глубокой степенью интеллектуального и психофизического недоразвития, коррекцию их мыслительной деятельности, других важных психических функций положительно влияет на овладение ими элементарными учебными знаниями и умениями.

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «Развивай-ка» разработана на основе методических пособий:

- Башаева Т.В., Васильева Н.Н., Клюева Н.В. и др. Энциклопедия воспитания и развития дошкольника. Изд. «Академия развития»;

- Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

Курс обучения рассчитан на один год.

Количество учебных часов – 33, в неделю – 1 час (с учетом каникулярного времени).

Занятия дополнительного образования «Развивай-ка» организуется для учащихся 2 – 4 классов для детей с глубокой умственной отсталостью. Длительность занятия – 35 минут.

Цель программы – коррекция познавательных процессов учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Задачи:

- корригировать психические процессы мышления, внимания, памяти, восприятия;

- формировать: представление о цвете, величине, форме предмета;

приемы умственных действий (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать);

- развивать: эмоционально-волевую сферу;

мелкую моторику;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Программа занятий дополнительного образования «Развивай-ка» включает в себя следующие разделы:

  1. игры на восприятие

    игры на коррекцию внимания

    игры на коррекцию памяти

    игры на коррекцию мышления

В течение одного учебного триместра с целью комплексного коррекционного воздействия на обучающихся занятия разных разделов чередуются.

Все занятия носят практический характер, поэтому отдельно практические работы в программе не выделены.

Основной вид деятельности – игровой. Дидактические игры используются в условиях предметно-действенного и наглядно образного сотрудничества.

Для повышения эффективности занятий используются такие педагогические технологии, как педагогика сотрудничества, игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Применяются разнообразные методы обучения: беседа, объяснение, показ слайдов, иллюстрация, упражнение. Предлагаются задания с опорой на различные анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

Реализация дополнительной образовательной программы «Развивай-ка» содействует всестороннему развитию, способствует коррекции высших психических функций обучающихся с тяжелыми формами умственной отсталости, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на формировании навыков учебной деятельности (понимание инструкции, целенаправленность действий, правильное применение образца), процессе овладения ими элементарными учебными умениями и навыками.

Контроль усвоения материала учащимися осуществляется в конце учебного года через выполнение заданий как устного характера, так и практического.

Кроме того, в начале и конце учебного года педагог дополнительного образования совместно с педагогом-психологом на основе метода наблюдения проводит диагностику психических функций учащихся (восприятие цвета, формы и величины; наглядно-действенного мышление, зрительная память, произвольное внимание) и оценивает динамику их развития.

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

Всего 33 часа (1 час в неделю)

 

№п/п

Тема занятия

Количество часов

I триместр – 12 часов

Игры на восприятие

3

1

Игры на восприятие формы

1

2

Игры на восприятие цвета

1

3

Игры на восприятие величины

1

Игры на коррекцию памяти

3

4

Игры на коррекцию двигательной памяти

1

5-6

Игры на коррекцию слуховой памяти

2

Игры на коррекцию внимания

2

7

Игры на коррекцию непроизвольного внимания

1

8

Игры на коррекцию произвольного внимания

1

Игры на коррекцию мышления

4

9

Нахождение существенных признаков предмета

1

10

Нахождение предмета по признакам

1

11

Дифференциация признаков

1

12

Игры на установление сходства предметов

1

II триместр – 10 часов

Игры на восприятие

3

13

Игры на восприятие пространства

1

14

Игры на восприятие времени

1

15

Упражнения на конструирование по образцу

1

Игры на коррекцию памяти

2

16-17

Игры на коррекцию зрительной памяти

2

Игры на коррекцию внимания

2

18

Игры на распределяемость внимания

1

19

Игры на развитие концентрации внимания

1

Игры на коррекцию мышления

3

20

Игры на установление различия предметов

1

21

Упражнения на синтез частей предмета

1

22

Относительные свойства предметов

1

III триместр – 11 часов

Игры на восприятие

3

23

Игры на восприятие целостных предметов

1

24

Игры на восприятие особых свойств предметов

1

25

Игры на восприятие сложных явлений окружающего мира

1

Игры на коррекцию памяти

2

26

Игры на коррекцию памяти на лица

1

27

Игры на коррекцию осязательной памяти

1

Игры на коррекцию внимания

2

28

Игры на развитие объема внимания

1

29

Игры на развитие переключения внимания

1

Игры на коррекцию мышления

4

30

Определение последовательности событий

1

31

Установление причинно-следственных связей

1

32

Распределение предмета по группам

1

33

Противоположные значения

1

 

 

Содержание программы

Первый год обучения

Разделы

Тематика

Дидактические игры

Игры на восприятие

Игры на восприятие формы

Игры на восприятие цвета

Игры на восприятие величины

Игры на восприятие пространства

Игры на восприятие времени

Игры на восприятие особых свойств предметов

Игры на восприятие целостных предметов

Игры на восприятие сложных явлений окружающего мира

«Посади на свою скамеечку», «Обведи фигуру», «Сложи рисунок»

«Подбери нужный цвет», «Помоги рыбкам», «Радуга», «Сложи узор»

«Разложи по величине», «Грибочки в лесу», «Сравни листочки», «Яблоки и птички»

«Сравни рисунки», «Волк и зайчик», «Где?»

«Определи время», «Время года», «Быстро-долго»

«Какой предмет», «Послушай и скажи», «Кто и как?»

«Собери открытку», «Узнай на ощупь», «Узнай по деталям», «Найди по описанию»

«Рассматривание картинки», «Посмотри и расскажи»

Игры на коррекцию памяти

Игры на коррекцию двигательной памяти

Игры на коррекцию слуховой памяти Игры на коррекцию зрительной памяти

Игры на коррекцию памяти на лица

Игры на коррекцию осязательной памяти

«Сделай по рисунку и сравни», «Как?»

«Игра в слова», «Где чей дом?»

«Что изменилось?», «Осенние листья»

«Гуляем по зоопарку», «Гуляем по лесу»

«Назови и запомни», «Что за фигура?»

Игры на коррекцию внимания

Игры на коррекцию непроизвольного внимания

Игры на коррекцию произвольного внимания

Упражнения на конструирование по образцу

Игры на распределяемость внимания

Игры на развитие концентрации внимания

Игры на развитие объема внимания

Игры на развитие переключения внимания

«Что изменилось?», «Что увидел на рисунке?»

«Найди мышек», «Игра на выдержку», «Закончи предложение»

«Учимся строить», «Узнай фигуры»

«Чего не хватает?»

«Солнечные зайчики», «Правильное движение», «Подчеркни»

«Включи лампу», «Трудная дорога», «Куда летит птичка»

«Что ты видишь на картинке?»

«Покажи по порядку», «Мы идем и поем»

Игры на коррекцию мышления

Нахождение существенных признаков предмета

Нахождение предмета по признакам

Дифференциация признаков

Установление сходства предметов

Установление различия предметов

Упражнения на синтез частей предмета

Относительные свойства предметов

Определение последовательности событий

Установление причинно-следственных связей

Распределение предмета по группам

Противоположные значения

«Кто летает?», «Съедобное-несъедобное»

«Кто это?», «Найди два одинаковых предмета»

«Домино», «Непохожий предмет»

«Кто наблюдательней», «Это правильно?»

«Кто наблюдательней», «Это правильно?», «Что лишнее?»

«Чего не хватает?», «Из частей - целое», «Отгадай»

«Что легче?», «Что дальше?», «Что выше?»

«Последовательные картинки»

«Почему так произошло?»

«Собери урожай», «Найди свое место»

«Подбери пару»

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

I триместр

№п/п

Тема занятия

Дата

1

Игры на восприятие формы

5.09

2

Игры на коррекцию двигательной памяти

12.09

3

Игры на коррекцию непроизвольного внимания

19.09

4

Нахождение существенных признаков предмета

26.09

5

Игры на восприятие цвета

3.10

6

Игры на коррекцию слуховой памяти

10.10

7

Игры на коррекцию произвольного внимания

17.10

8

Нахождение предмета по признакам

24.10

9

Дифференциация признаков

31.10

10

Игры на восприятие величины

7.11

11

Игры на коррекцию слуховой памяти

14.11

12

Игры на установление сходства предметов

21.11

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

II триместр

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Игры на восприятие пространства

28.11

2

Игры на коррекцию зрительной памяти

05.12

3

Игры на распределяемость внимания

12.12

4

Игры на установление различия предметов

19.12

5

Игры на восприятие времени

26.12

6

Игры на коррекцию зрительной памяти

09.01

7

Игры на развитие концентрации внимания

16.01

8

Упражнения на синтез частей предмета

23.01

9

Упражнения на конструирование по образцу

06.02

10

Относительные свойства предметов

13.02

11

Игры на восприятие целостных предметов

20.02

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

III триместр

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Определение последовательности событий

6.03

2

Игры на восприятие особых свойств предметов

13.03

3

Игры на коррекцию памяти на лица

20.03

4

Игры на развитие объема внимания

27.03

5

Установление причинно-следственных связей

3.04

6

Игры на восприятие сложных явлений окружающего мира

10.04

7

Игры на коррекцию осязательной памяти

24.04

8

Игры на развитие переключения внимания

15.05

9

Распределение предмета по группам

22.05

10

Противоположные значения

29.05

Требования к знаниям и умениям

Обучающиеся должны знать:

- названия основных цветов;

- названия геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник);

- признаки времен года

Обучающиеся должны уметь:

- различать времена года;

- называть существенные признаки предметов;

- определять предмет по признакам;

- устанавливать элементарные причинно-следственные связи

Контрольные измерители

Первый год обучения

1. Соотнести предмет и его форму (треугольник, круг, квадрат; по 2 предмета)

2. Сгруппировать картинки по цвету (три основных цвета; по 2 предмета)

3. Разложить предметы от самого маленького к самому большому (3 предмета)

4. Запомнить картинки и выбрать их из предложенных (3 картинки)

5. Найти предмет по признакам

6. Выполнить конструирование по образцу

7. Найти и раскрасить одинаковый предмет из множества других

8. Собрать разрезную картинку (4 части)

9. Разложить картинки в правильной последовательности

10. Выбери картинки, относящиеся к зиме.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка реализации программы осуществляется по двум показателям:

            1. объем выполненных заданий:

9 - 10 заданий – программа усвоена очень хорошо

7 - 8 заданий – программа усвоена хорошо

5 - 6 заданий – программа усвоена удовлетворительно

3 - 4 задания – программа усвоена на низком уровне

1 - 2 задания – программа усвоена на крайне низком уровне

степень самостоятельности при выполнении заданий:

- действие выполняется ребенком полностью самостоятельно – очень хороший уровень

- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции, образцу (изображения или вербально) – хороший уровень

- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого – удовлетворительный уровень

- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого – низкий уровень

- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним) – крайне низкий уровень

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.