Программа дополнительного образования (внеурочной деятельности) «Я -архитектор»
Программа дополнительного образования (внеурочной деятельности)
«Я -архитектор»
интегрированный курс внеурочной деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей детей и метапредметной интеграции: информатики, черчения, геометрического конструирования, истории, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, дизайна, художественного проектирования
Базовая информация
Направленность программы: художественная
Технология: проектная деятельность
Вид образовательной деятельности: изобразительное искусство, информационные технологии, конструирование.
Программа авторская разработана учителем высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 8 им. Академика Н. Н. Боголюбова г. Дубны Московской обл. Шишлянниковой Елены Вячеславовны
Педагогический стаж 32 года
Программу реализуют Муниципальные учреждения дополнительного образования детей
г. Дубны Московской области с 2009 года
Возраст детей от 12 до 14 лет
Программа рассчитана на 1 год -34 часа. (1 раз в неделю).
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Программа разрабатывается не только с учетом основных приоритетов в области дополнительного образования, но и с учетом запросов родителей и детей, как основных социальных заказчиков и потребителей, предоставляемых дополнительных образовательных услуг.
Программа направлена на развитие и совершенствование навыков и умений изобразительного, декоративного и оформительского творчества, умений моделировать свои мысли.
Программа знакомит детей с техникой изготовления макетов зданий архитектуры с их характерными особенностями, традиционными элементами, со средствами выразительности, используемыми художниками-архитекторами.
Программа направлена на развитие эстетического восприятия мира, развитие творческого воображения, на проявление каждым ребенком своей индивидуальности.
Руководствуясь программой, учитель должен создавать атмосферу радости, удовольствия, открытости, доброжелательности, доверительности, отзывчивости и уважения, быть чутким к эмоциональным проявлениям каждого учащегося.
Программа продолжает формировать эмоционально-нравственную отзывчивость: радость и удовольствие от встречи с прекрасным, бережное отношение к нему и желание самим создавать прекрасное.
Программа «Я -архитектор» выступает как один из способов интеллектуально-творческого развития современной личности подростка.
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, что способствует развитию таких важных качеств, как интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.
Радость творчества знакома каждому ребенку. У детей увлечение рисованием, конструированием к сожалению, проходит к подростковому возрасту, и верными изобразительной деятельности остаются лишь единицы. Но чтобы этого не случилось, чтобы не ушло из жизни ощущение радости созидания, необходимо развить и укрепить в каждом ребенке качества творца, художника, конструктора, которые пригодятся ему на любом жизненном поприще.
Как же помочь ребенку встать на позицию творца, художника. Художественное конструирование — одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты, декоративного искусства, пространственное мышление.
Одна из главных задач художественного конструирования — знакомить детей с различной техникой и приемами конструирования для того, чтобы в будущем обучающиеся могли самостоятельно, по настроению, по впечатлению, выбирать технику для создания творческих композиций.
Актуальность данной программы обусловлена также информатизацией образования, реализацией Муниципального проекта: «Формирования единой инфраструктуры информационных ресурсов муниципальных учреждений подведомственных Управлению народного образования города Дубны Московской области», реализацией Муниципальной программы «Развитие информатизации в системе дополнительного образования города Дубны Московской области».
Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Занимаясь в проекте «Я – архитектор», ребята освоят некоторые приемы работы с архитектурными объектами с помощью различных графических редакторов.
Одним из источников мотивации является занимательность. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию, излагать учебный материал с иллюстрациями, графиками.
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на занятиях в «Я -архитектор» позволяет: активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика, применение графики, цвета, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды.
Применение компьютеров на занятиях изобразительным искусством создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.
Общество становится всё более зависимым от информационных технологий, поэтому учащиеся должны осваивать компьютер и его возможности в учебной и исследовательской деятельности. Именно педагог может помочь ребенку на занятиях творческого объединения открыть многогранные возможности интернета и научить пользоваться ими в целях образования и профессиональной деятельности.
При наличии Мобильного компьютерного класса (обычно 12 ноутбуков в комплекте), использование на уроке в классе из 25 учеников, крайне проблематично. А в условиях дополнительного образования, учитель направляет, и корректируeт деятельность учащихся в освоении компьютерных и Интернет - технологий наиболее эффективно.
Применяя новые информационные технологии, нельзя отказываться от традиционных методов, форм, техник.
Одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской и архитектурно-конструкторской деятельности художественных материалов и техник.
Введение новых художественных материалов и техник, как известно, активизирует процесс художественного творчества обучающихся.
Во внеурочном проекте «Я-архитектор» используется смена видов деятельности в течение учебного процесса (графика, живопись, декоративная работа, работа в различном материале и работа на компьютере).
Занятия в творческом объединении позволяет избежать потери интереса к изобразительному искусству, сохраняется эффект новизны и в то же время предоставляется возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.
Работа обучающихся реализовывается с помощью интеракивной проектной деятельности учащихся.
Цель дополнительной образовательной программы: развитие опыта эмоционально-целостного отношения к искусству, как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Формирование у обучающихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач связанных с дизайном.
Задачи дополнительной образовательной программы:
• актуализация имеющегося у обучающихся опыта общения с искусством;
• культурная адаптация обучающихся в современном информационном пространстве на основе художественно-исторического наследия, и применение его в современных дизайнерских проектах;
• формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
• углубление художественно - познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
• воспитание художественного вкуса;
• приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
• формирование умений и навыков художественного самообразования;
• формирование умений решать и выполнять конструкторские задачи;
• формирование умений использования современные информационные технологии.
Соответствие программы возрастным особенностям учащихся.
Реализация концепции творчества в разновозрастных творческих коллективах школьников средних классов, позволяет решать задачи высокой информационной и технологической сложности, не допуская разрывов в познавательной деятельности начинающих обучающихся и содержательно-созидательной деятельности обучающих старшей возрастной группы обучаемых. Задача педагога – подготовить дифференцированные задания. Правильная подача базовой информации поможет ученикам понять задание и повысить вероятность выполнения ими этого задания.
Методы преподавания (включая формы организации учебных занятий)
Занятия проводятся в соответствии с расписанием полным составом, с группой
обучающихся (12 человек). Учащиеся получают реальные результаты деятельности в процессе обучения.
Занятия включают лекционную и практическую часть, а так же участие во всех мероприятиях проводимых учреждением дополнительного образования и в городских мероприятиях. Планируется участие в фестивалях, конкурсах, выставках.
Теоретическую и прикладную часть курса (на усмотрение преподавателя) можно изучать параллельно, чтобы сразу же закреплять теоретические вопросы на практике.
В преподавании данного курса используются методы:
- информационно-рецептивный;
- проектный метод;
- практические занятия.
Основные формы организации занятий:
- лекционно-практические занятия;
- практикум,
- самостоятельные
- групповые работы (работы над проектами).
- занятие-конференция.
Алгоритм проведения проекта
1 этап – постановка проблемы. Погружение в мир дизайна (основные понятия, история, виды, цели и задачи дизайна, элементы дизайна, принципы дизайна)
2 этап – уточнение направления исследования. Изучение исторической эпохи в контексте искусства и жизнедеятельности человека.
На данном этапе необходимо уточнить Интернет-ресурсы, которые будут использованы при разработке данного проекта. Будет уточнен алгоритм исследования, определен характер работы – групповой или индивидуальный, уточнены критерии оценки проекта для учащихся.
3 этап – объединение и систематизация собранного материала.
4 этап – выполнение художественно – творческих работ. Применение различных техник и способов, наиболее актуальных и целесообразных.
5 этап – оформление работы. Каждая группа или обучающийся должны представить готовый проект в виде мультимедийной презентации, которая продемонстрирует качество собранного материала, и будет являться базой для систематизации полученных знаний. А также в виде творческих работ и моделей.
5 этап – представление результата работы. В зависимости от объема и поставленных педагогических задач, представление итогов работы может быть проведено или на школьной конференции, или непосредственно на учебном занятии.
6 этап – подведение итогов. Рефлексия.
Возможность развития данной проектной деятельности:
Вариантом данного проекта может быть и исследование на основе Интернет-ресурсов принципов построения архитектурных объектов, выбора используемых материалов, изменение техник, цвета и др. Особенностью проекта может стать его масштабируемость, дополняемость в зависимости от подключения новых проектных групп.
Планируемые результаты
освоения внеурочной деятельности по курсу «Я- архитектор»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей, правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных ситуациях общения и сотрудничества педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации («Хочу разобраться…»; « хочу попробовать свои силы…», «Хочу убедиться, смогу ли разрешить эту ситуацию»); формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере («Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…»), переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…»)
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; учиться работать по предложенному учителем плану; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - слушать и понимать речь других;- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
обучающиеся должны знать:
• понятия «архитектура», «макетирование» и др.;
• виды архитектуры,
• основные элементы архитектурного конструирования (линия, форма, объем, пространство, цвет, фактура и текстура и др.);
• принципы художественного конструирования (целесообразность, единство, равновесие, доминанта, соподчинение, динамизм, гармония)
обучающиеся должны уметь:
• использовать ранее полученные знания и жизненный опыт;
• решать творческие задачи и задания, используя вариативность;
• применять полученные знания при выполнении творческих проектов;
• работать в группе;
• оценивать свою деятельность и деятельность других.
Формы контроля уровня достижений учащихся
• тестирование;
• анкетирование;
• итоговые конференции;
• выставки творческих работ.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения практических заданий.
Для контроля знаний используется и выставка работ.
Усвоение теоретической части курса проверяется с помощью тестов.
Проверкой достигаемых обучающимися; образовательных результатов могут служить:
- устные суждения педагога,
- взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
- текущая диагностика и оценка педагогом деятельности обучающегося;
- текущий самоанализ обучающегося;
-публичная защита работ.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме защиты проектов.
Критерии оценки результатов обучения
Удовлетворенность обучающихся, посещающих творческое объединение.
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; самостоятельность; соблюдение правил техники безопасности).
Сформированность навыков и умений (применимость теоретических знаний при выполнении заданий; сложность и оригинальность).
Творческие отчёты (конференции, выставки творческих работ и проектов).
Критерии оценки результатов обучения
Удовлетворенность обучающихся, посещающих творческое объединение.
Сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; самостоятельность; соблюдение правил техники безопасности).
Сформированность навыков и умений (применимость теоретических знаний при выполнении заданий; сложность и оригинальность).
Творческие отчёты (конференции, выставки творческих работ и проектов).
Технические условия для реализации программы:
Кабинет ИЗО, оснащенный:
•ПК для учителя,
•Мультимедийным проектором,
•Экраном.
•Мобильным компьютерным классом - 12 комплектов компьютерного оборудования с системными требованиями не ниже:
•Pentium 3 c тактовой частотой 1,7 Мгц
•Оперативная память: 512Мб (ОЗУ) –DDR2
Или возможность проводить занятия в компьютерном классе.
Желательно иметь:
1.Документ-камеру.
Список литературы и информационных ресурсов
Залогова Л.А. Компьютерная графика - М.: БИНОМ, 2005.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.
Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,
Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
И.А. Лыкова «Я создаю поделки» — М.: Мозаика-Синтез, 2010
Л.Г.Комарова «Строим из лего» М., Творческий центр Сфера 2007г.
Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
Хомянский Л. М., Щипанов А. С. Дизайн книга для учащихся - М.: Просвещение 1985.
http://linteum.ru/ - сайт для художников - любителей и профессионалов.Здесь вы найдете уроки и мастер-классы по живописи, графики, освоите работу с маслом, акварелью, сангиной, сепией, соусом, пастелью и другими мягкими материалами.
http://www.ug.ru/issues07/?action=topic&toid=3028&i_id=30 - Учительская газета
http://www.classmag.ru/contest/3124004/index.html - Классный журнал - современный интерактивный журнал для детей младшего и среднего школьного возраста
http://mxk-guru.narod.ru/intro/lesson-4.html Разработки уроков по мировой художественной культуре.
http://draw.demiart.ru/category/risuem-golovu/ - здесь собраны лучшие онлайн Уроки Рисования, написанные признанными мастерами графики. Уроки будут интересны как начинающим, так и уже продвинутым художникам.
http://fantasy-art.boom.ru/ -учебник по рисованию
http://www.refer.ru — проверенный источник ценной информации.
www.innovativeteachers.ru - Сети творческих учителей. Полная библиотека VCT-
Развернутое тематическое планирование курса
«Я-архитектор»
1час в неделю, всего – 34 часа за год
№ | Темы проектов | Количество часов | Применение ИКТ | |||
Теория | Практика | всего |
| |||
I. | Изучение архитектурных сооружений | 6 | 4 | 10 |
| |
1. | Что такое архитектура? Виды архитектуры, принципы архитектуры, (основа-композиция, линия, форма, объем, пространство, светотень, цвет, фактура и текстура и др.) | 4 | 4 | 8 | учебные презентации, МКК, ПК, проектор | |
2. | Изучение макетов архитектурных сооружений | 2 | - | 2 | учебные презентации, МКК, ПК, проектор | |
II. | МОДЕЛИРОВАНИЕ | 4 | 20 | 24 |
| |
3. | Моделирование различных архитектурных объектов из игровых модулей («игра в кубики») |
| 1 | 1 | Наборы кубиков | |
4 | Выполнение эскизов архитектурных объектов | 1 | 2 | 3 | изучение аналогов (ИР)-папка учителя | |
5 | Изучение приемов работы с бумагой | 1 | 2 | 3 | учебные презентации, МКК, ПК, проектор, документ-камера, принтер | |
6 | Выполнение чертежей разверток геометрических тел | 1 | 2 | 3 | учебные презентации, МКК, ПК, проектор, документ-камера изучение аналогов (ИР)-папка учителя, принтер | |
7 | Склеивание моделей геометрических тел | - | 2 | 2 | изучение аналогов (ИР)-папка учителя учебные презентации, ПК, проектор | |
8 | Разработка плана жилого комплекса | - | 2 | 2 | изучение аналогов (ИР)-папка учителя, принтер | |
9 | Разработка эскизов жилого комплекса в графическом редакторе (Paint – например) | 1 | 3 | 4 | учебные презентации, МКК, ПК, проектор изучение аналогов (ИР)-папка учителя, принтер | |
10 | Создание модели жилого комплекса |
| 4 | 4 | учебные презентации, МКК, ПК, проектор изучение аналогов (ИР)-папка учителя | |
11 | Подготовка к отчету-презентация проекта на школьной конференции | - | 2 | 2 | изучение аналогов (ИР)-папка учителя учебные презентации, МКК, ПК, проектор | |
ИТОГО | 34 ч. |
|
Презентация апробированного проекта "Япония"
PPTX / 46.02 Мб