Программа кружка дополнительного образования «Я забайкалец: патриот России»

2
0
Материал опубликован 21 April 2019

МОУ Кактолгинская СОШ

 

Программа кружка дополнительного образования:

«Я – забайкалец: патриот России»

 

Автор программы: Султанова Светлана Владимировна, учитель

начальных классов

МОУ Кактолгинской СОШ

 

2019 год

Содержание программы

1. Пояснительная записка…………………………………………………3- 8

2. Содержание программы 1 год обучения……………………………..9 - 10

3. Учебно тематический план 1 год обучения…………………………...11 - 22

4. Содержание программы 2 год обучения……………………………..23 - 25

5. Учебно тематический план 2 год обучения………………………….26 - 27

6. Литература: 28 - 29

 

 

Пояснительная записка

. Изучение традиций наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. В современных условиях развития нашего общества, происходившие перемены, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России». Нет специальных рецептов, как воспитать младшего школьника , чтобы он стал настоящим гражданином и патриотом, любящим Россию и свою малую родину, где корни его народа, который будет ею гордиться.

Прикасаясь к самобытной культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.

Начало школьного пути - новый этап в жизни ребенка.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).

В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Забайкальского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры каждого школьника

Данные методические материалы позволят педагогу организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Забайкальского края.

Рабочая программа краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

Цель программы: познакомить учащихся с культурным наследием Забайкальского края, села Кактолга; формировать основы патриотизма и гражданственности.

Задачи программы:

образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;

развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.

Участники программы: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-11 лет.

Срок действия программы: в течение двух лет обучения в объёме 70 часов и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.

Основные содержательные линии

Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Забайкальского края в частности.

Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.

Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

Ценностные ориентиры программного содержания кружка

отражают целевые установки системы начального образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на основе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;

- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;

- уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;

- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;

обеспечения эмоционального благополучия ребенка;

приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;

интеллектуального и духовного развития личности ребенка;

укрепления психического и физического здоровья;

формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:

- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;

взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.

развитие умения учиться, а именно:

создания условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:

- развития самоуважения, самокритичности;

- ответственности за свои действия;

- готовности к преодолению трудностей;

профилактики асоциального поведения;

создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» необходимо использовать такие формы проведения занятий как игры, конкурсы, экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.

 

 

Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:

Узнавать о жизни людей из исторических текстов, энциклопедий, документов и делать выводы;

Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Прогнозируемый результат:

- В ходе реализации программы кружка младшие школьники приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности кружка;

- Учащиеся должны знать историю Забайкальского края, историю своего села, района, своей школы.

Учащиеся должны уметь:

- работать с разными источниками;

- оформлять полученные результаты в творческих работах;

- уметь представлять проект и исследовательскую работу;

- работать с материалами сети Интернет.

Работа краеведческого кружка осуществляется в двух направлениях:

- теоретическом и практическом.

Примерное содержание кружка (первый год обучения) 1- 2 классы

Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:

 

 

 

Содержание (1 год обучения, 1- 2 классы)

Основные части (разделы):

Твой дом. Твоя семья (7 часов).

Что такое «народная культура»? Пословицы, поговорки о доме, о семье. Загадки о доме, о семье, о предметах быта. Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. Мама – заботница, мама – работница. «Жили – были дед да баба». Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому».

Традиции семьи. Традиции народа (4 часа).

Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни. Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). Празднование Нового года в России. Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская.

Праздники светские и духовные (10 часов).

Праздники светские и духовные. Семейные праздники: дни рождения, памятные события. «Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра. Праздник Сагаалган. Праздник Пасхи: «Христово воскресенье всем на веселье!». Христос воскрес! Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес! Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Забайкальские народные костюмы. Бурятские национальные костюмы. Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.

Народный календарь и народные приметы (6 часов).

Народное отношение к природе. Народный календарь. Осенние праздники. Как праздновали на Руси Луков день. Народный календарь. Народные приметы. Урок-конкурс. Жизнь по народному календарю. Разработка проектов. Урок – презентация.

Народные игрушки (3 часа).

Русская народная игрушка. Центры народных промыслов России. Русская, бурятская народная игрушка. Центры народных промыслов Забайкальского края. Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.

Народные праздники (5 часов).

Рождество. Традиции Рождества.

Теневой театр «Рождество». Святочные посиделки. Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». Подведение итогов. Праздник: «Традиции и обряды народов Забайкалья»

 


 

Календарно-тематическое планирование (1-2 класс)

(первый год обучения)

п/п

Дата

Тема

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия

 

Твой дом. Твоя семья.

1

 

Что такое «народная культура»?

Многообразие видов и форм творческой деятельности.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления.

Видео-, фоторяд с представленными материалами, представляющими многообразие видов и форм народного творчества

2

 

Твой дом. Твоя семья.

Пословицы, поговорки о доме, о семье.

Сходство и различие пословиц и поговорок.

Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей

Сборники пословиц и поговорок.

3

 

Загадки о доме, о семье, о предметах быта.

Турнир "загадочников". «Рисование» загадок.

Речевая, коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность.

Сборники загадок. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски.

4

 

Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома.

Пословицы, поговорки, сказки об отце.

Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы

Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме.

5

 

Мама – заботница, мама – работница.

Пословицы о маме. Сказки о маме. Устный журнал.

Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность.

Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме.

6

 

«Жили – были дед да баба»

Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки.

Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы

Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. Аудиоматериал, текст песен.

7

 

Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому»

Оформление выставки рисунков «Вся семья вместе и душа на месте», подборка фотографий о традициях семьи. Выставка лучших «книжек – малышек» с произведениями устного народного творчества. Конкурсы для мам, пап, бабушек и дедушек, проводимые вместе с детьми. Концерт с самостоятельно подготовленными номерами худ самодеятельности от каждой семьи.

Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности.

Детские рисунки, видео и фотоматериал.

Традиции семьи, традиции народа.

8

 

Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни.

Народные песни - их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен.

Ознакомление с песенным народным творчеством. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти.

Видеоряд с выступлениями народных коллективов. Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши.

9

 

Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки).

Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен.

Практическое ознакомление с песенным народным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти

Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши.

10

 

Празднование Нового года в России.

Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года

Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Развитие этических навыков общения

Реквизиты для индивидуальных выступлений (по необходимости)

11

 

Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская.

Изготовление новогодних подарков. Работа с разными материалами.

Приобретение первоначального опыта участия в общественно-полезной деятельности (творческая мастерская) Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность.

Цветная бумага, фольга, мишура и другие материалы для работы. Музыкальное сопровождение.


 

Праздники светские и духовные.

12

 

Праздники светские и духовные.

Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альбома «Наши любимые праздники»

Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. Развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы

Листы ватмана, цветные карандаши, открытки, фотографии, вырезки из журналов и газет, детские сочинения.

13

 

Семейные праздники: дни рождения, памятные события.

Современные отношения к родителям: «Кто родителей почитает – век счастливым живёт».

Сказки о доме, семейных традициях.

Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности.

Сборники сказок.

14

 

«Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра.

Разучивание игр и забав для семейного праздника

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность.

Реквизит для игр. Музыкальное сопровождение.

15

 

Праздник Сагаалган.

 

Знакомство с праздником «Белого месяца», его традициями.

.

Получение первоначального представления о базовых ценностях и духовных традициях бурятского народа.

Реквизит для проведения игр.

16

 

Праздник Пасхи: «Христово воскресенье всем на веселье!»

Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника. Расписывание яиц.

 

Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность.

Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение.

17

 

«Христос воскрес! Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!»

Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра.

Разучивание пасхальной игры «Катание яиц». Знакомство с играми Забайкальского края, разучивание их.

 

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение.

 

 

18

 

Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная.

Знакомство с народной одеждой. История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России.

Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.

Альбомы, карандаши, цветная бумага, картон.

19

 

Забайкальские народные костюмы. Бурятские национальные костюмы.

Рисование костюмов.

Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Творческая деятельность.

Альбомы, карандаши.

20

 

Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.

Разучивание народных игр.

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Школьный двор Музыкальное сопровождение, реквизит.

21

 

Игры народов Забайкальского края. Урок – игра.

Разучивание игр Забайкальского края.

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.

Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит.

Народный календарь и народные приметы.

22

 

Народное отношение к природе.

Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае. Спасибо Земле. Сказки, загадки о временах года, о земледелии.

Речевая, познавательная деятельность. Развитие внимания, устной речи, эмоциональной сферы.

Сборники сказок и загадок.

23

 

Народный календарь. Осенние праздники. Как праздновали на Руси Луков день.

Приметы и обряды русского народа, связанные с природой.

Речевая, познавательная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического и музыкального слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

Музыкальный ряд.

24

 

Народный календарь.

Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы.

Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей

Музыкальное сопровождение. Деревянные ложки, металлофоны.

25

 

Народные приметы. Урок-конкурс.

Предсказания погоды. Приметы осени. Пословицы и поговорки, связанные с народными приметами. Конкурс пословиц.

Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие внимания, памяти, коммуникативности, устной речи.

Сборники примет, энциклопедии, календари, журналы с подборкой материалов по теме.

26

 

Жизнь по народному календарю. Разработка проектов.

Традиции и время. Разработка индивидуальных и групповых исследовательских, информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем.

Проектная деятельность. Учатся творчески применять знания на практике (создание проектов). Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции.

Справочники, энциклопедии, подборка литературы по теме, сети Интернет.

27

 

Урок – презентация.

Урок проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению.

Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, учителем. Развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ребёнка.

Компьютер, проектор.

Народные игрушки.

28

 

Русская народная игрушка. Центры народных промыслов России.

Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода, козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег.

Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

Презентация по теме, иллюстративный материал.

29

 

Русская, бурятская народная игрушка. Центры народных промыслов Забайкальского края.

Игрушки, созданные взрослыми и детьми.

Творчество народов Забайкальского края.

Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей.

Презентация по теме, иллюстративный материал.

30

 

Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.

Изготовление и роспись деревянных игрушек глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору).

Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики

Образцы изделий, глина, вода, стеки, подручный материал.

 

Народные праздники.

31

 

Рождество. Традиции Рождества.

Теневой театр «Рождество».

 

Исполнение песен, стихов и рассказов на основе библейской истории о Благовещении, Марии и Иосифе, об их пути в Вифлеем.

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы.

Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр.

32

 

Святочные посиделки.

Знакомство с правилами чаепития, атрибутами для гадания.

 

Планируют свои действия в соответствии с постановкой праздника.

Имеют возможность в поиске информации о традициях своего народа, использование этого материала в своей творческой деятельности.

Ппонимают важность для себя соблюдения традиций своего народа, проявляют любовь к своей стране.

 

Самовар, атрибуты гадания, выпечка.

33

 

Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.

Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели».

Символы. Угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками.


 


 


 

Совместное семейное чаепитие. Делимся рецептами выпечки блинов.

Речевая, регулятивная деятельность. Коммуникативная, познавательная деятельность.

Сборники пословиц и поговорок. Журналы. Справочная литература, детская периодика. Индивидуальные и групповые задания.

34

 

Троица. Обычаи и обряды Троицы.


 

Праздник берёзки.

Народные игры.

Приобщение детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа.

Поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы.

Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр.

Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизиты для игр.

35

 

Подведение итогов. Праздник: «Традиции и обряды народов Забайкалья»

Выставка книжек – самоделок, игрушек «Золотые ручки», семейные презентации.

Умение презентовать своё творчество.

Презентации, выставки.

 

 

Требования к знаниям и умениям к концу первого года обучения

К концу первого года обучения в кружке учащиеся должны знать:

- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;

- историю возникновения различных праздников;

- традиции и обряды России;

- отличие народной песни от авторской;

- историю возникновения различных праздников;

- традиции и обряды России;

- центры основных народных промыслов и ремёсел России

- основные центры народных промыслов и ремёсел Забайкальского края и продукцию, которую они выпускают.

 

Учащиеся должны уметь:

- отличать пословицы и поговорки;

- исполнять народную песню;

- проводить русские народные игры;

- изображать элементы русского народного костюма;

- понимать смысл библейских легенд.

- исполнять народные песни и заклички;

- различать пословицы и поговорки, раскрывать их смысл, использовать их по необходимости в своей речи;

- различать основные виды росписи;

- проводить народные игры;

- изображать основные элементы народных промыслов (Городецкая роспись, хохломская, гжельская);

- проектировать свою деятельность, выполнять презентации своих проектов.


 

 

Второй год обучения (3-4 классы)

Требования к результатам обучения 

Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на занятии и в жизни.

Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:

Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;

Оценивать правильность поведения людей в природе.

Содержание:

Введение (1 час)

Краеведение – наука о родном крае.

Моя семья (8 часов)

Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне. Творческий конкурс «Листая семейный альбом…».

Наша школа (5 часов)

«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Учительские династии. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Проект: « Выпускники - гордость школы». Традиции школы.

Мой край на карте Родины (3 часа)

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Забайкальский край– частица России. Флаг, герб, гимн Забайкальского края. Работа с географической картой Забайкальского края. Моя малая Родина – Кактолга. Кактолга на карте Забайкальского края.

Природа нашего края (13 часов)

Климат. Сезонные изменения погоды в Забайкалье. Растительный мир Забайкалья. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Забайкалья. Птицы  родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Забайкалья. Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Забайкальского края . Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Забайкальского края и Газимуро – Заводского района. Полезные ископаемые Забайкалья. Что дает наш край стране? Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Газимуро – Заводского района». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Забайкалье». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.

Село, в котором я живу (9 часов)

Село, в котором я живу. Знакомство историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного села. Исторические места села Кактолга. Экскурсия по селу на тему «История села в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного села. Кактолгинцы в годы Великой Отечественной войны, дети войны.  Люди, прославившие наше село. Итоговая конференция «Мой край родной – моё Забайкалье».

 

 

п/п

Раздел и тема

Теория

Практика

Примечание

3 -4 классы – 35 часов

Введение (1 час)

 

1

Краеведение - наука о родном крае.

1

 

 

Моя семья (8 часов)

 

2

Моя семья – моё богатство. Корни моей семьи.

0,5

0,5

 

3

Моя родословная. Составление родословного древа.

1

 

 

4

Я и моё имя.

 

1

 

5-6

Проект «Семья – маленькое государство».

1

1

 

7

Традиции моей семьи. Профессии в моей семье.

1

 

 

8

Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне.

0,5

0,5

 

9

Творческий конкурс «Листая семейный альбом…»

 

1

 

Наша школа (5 часов)

 

10

«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе.

0,5

0,5

 

11

Знакомство с историей возникновения школы. Учительские династии.

1

 

 

12

Школьный архив. Судьбы выпускников.

1

 

 

13 -14

Проект: «Выпускники – гордость нашей школы»

11

2

 

Мой край на карте Родины (3 часа)

 

15

Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России.

0,5

0,5

 

16

Забайкальский край – частица России. Флаг, герб, гимн Забайкальского края. Работа с географической картой Забайкальского края.

0,5

0,5

 

17

Моя малая Родина – село Кактолга. Газимуро – Заводский район на карте Забайкальского края.

0,5

0,5

 

Природа нашего края (13 часов)

 

18

Климат. Сезонные изменения погоды в Забайкалье.

1

 

 

19

Растительный мир Забайкалья. Лиственные и хвойные деревья региона.

0,5

0,5

 

20

Лекарственные растения нашего края, села.

0,5

0,5

 

21

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.

 

 

 

22

Животный мир Забайкалья и села.

0,5

0,5

 

23

Птицы  родного  края.

1

 

 

24

Охранять природу – значит охранять Родину.

Заповедники и заказники Забайкалья.

(виртуальная экскурсия)

1

 

 

25

Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Забайкальского края.

1

 

 

26

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?

1

 

 

27

Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото». Изучение озер и рек Газимуро – Заводского района, села Кактолга.

1

 

 

28

Полезные ископаемые нашего региона.

1

 

 

29

Что дает наш край стране?

1

 

 

30

Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Газимуро – Заводского района»

 

1

 

 

 

Село, в котором я живу (5 часов)

 

 

 

 

31

Село, в котором я живу. Исторические места села Кактолга. Беседа со старожилами об истории родного села

 

1

 

32

 

Кактолгинцы в годы Великой Отечественной войны.  

 

1

 

33

Люди, прославившие наше село.

 

1

 

 

34

 

Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае?

1

 

 

35

Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Забайкалье»

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

Литература:

1. Газимуро – Заводский район Забайкальского края. Чита: Экспресс – издательство, 2011. 248 с.

2. Гилева М.В., Попова О.А. Растения Забайкалья. Атлас. Чита: ООО «Тайфун», 2005. 74с.

3. Корсун О.В. Полевой атлас. Природа Забайкалья. Растения. Чита: Экспресс – издательство, 2009. 509с.

4. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Растения. Чита: Стиль, 2002. 277 с.

5. Малая энциклопедия Забайкалья. Природное наследие. Новосибирск: Наука, 2009. 698 с.

6. Науменко Г.М.  Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.

7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с

8. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М:1995 - № 2 –27с

7. Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн-Пресс», 2001.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.