Программа кружка дополнительного образования «Я забайкалец: патриот России»
МОУ Кактолгинская СОШ
Программа кружка дополнительного образования:
«Я – забайкалец: патриот России»
Автор программы: Султанова Светлана Владимировна, учитель
начальных классов
МОУ Кактолгинской СОШ
2019 год
Содержание программы
1. Пояснительная записка…………………………………………………3- 8
2. Содержание программы 1 год обучения……………………………..9 - 10
3. Учебно тематический план 1 год обучения…………………………...11 - 22
4. Содержание программы 2 год обучения……………………………..23 - 25
5. Учебно тематический план 2 год обучения………………………….26 - 27
6. Литература: 28 - 29
Пояснительная записка
. Изучение традиций наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников. В современных условиях развития нашего общества, происходившие перемены, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения. То, что утеряно обществом за многие годы в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является деятельность краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России». Нет специальных рецептов, как воспитать младшего школьника , чтобы он стал настоящим гражданином и патриотом, любящим Россию и свою малую родину, где корни его народа, который будет ею гордиться.
Прикасаясь к самобытной культуре наших предков, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, семье, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии с другими людьми.
Начало школьного пути - новый этап в жизни ребенка.
В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Уровень сформированности этих личностных проявлений во многом зависит от направленности учебно-воспитательного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.).
В программе данного кружка содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России и Забайкальского края, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры каждого школьника
Данные методические материалы позволят педагогу организовать необходимые условия по ознакомлению младших школьников с культурой России и Забайкальского края.
Рабочая программа краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.
Цель программы: познакомить учащихся с культурным наследием Забайкальского края, села Кактолга; формировать основы патриотизма и гражданственности.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Участники программы: программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 7-11 лет.
Срок действия программы: в течение двух лет обучения в объёме 70 часов и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю.
Основные содержательные линии
Знакомство с народным творчеством и народной культурой России в целом и Забайкальского края в частности.
Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.
Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Ценностные ориентиры программного содержания кружка
отражают целевые установки системы начального образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю;
- восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей;
- уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
- доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе;
- уважения к окружающим – умения слушать и слышать собеседника, признавать право каждого на собственное мнение;
– обеспечения эмоционального благополучия ребенка;
– приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям;
– интеллектуального и духовного развития личности ребенка;
– укрепления психического и физического здоровья;
формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе:
- принятия и уважения ценностей семьи и школы, коллектива, общества и стремления следовать им;
- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с народной культурой;
– взаимодействия педагога дополнительного образования с семьей.
развитие умения учиться, а именно:
– создания условий для развития личности ребенка;
– развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие познавательных способностей и интересов, инициативы и любознательности, развитие творческого самовыражения;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности, умению планировать работу, оценивать её;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности на основе:
- развития самоуважения, самокритичности;
- ответственности за свои действия;
- готовности к преодолению трудностей;
– профилактики асоциального поведения;
– создания условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» необходимо использовать такие формы проведения занятий как игры, конкурсы, экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Я – забайкалец: патриот России» является формирование следующих умений:
Узнавать о жизни людей из исторических текстов, энциклопедий, документов и делать выводы;
Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Прогнозируемый результат:
- В ходе реализации программы кружка младшие школьники приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности кружка;
- Учащиеся должны знать историю Забайкальского края, историю своего села, района, своей школы.
Учащиеся должны уметь:
- работать с разными источниками;
- оформлять полученные результаты в творческих работах;
- уметь представлять проект и исследовательскую работу;
- работать с материалами сети Интернет.
Работа краеведческого кружка осуществляется в двух направлениях:
- теоретическом и практическом.
Примерное содержание кружка (первый год обучения) 1- 2 классы
Реализация указанных целей и задач достигается в результате освоения следующего примерного содержания кружка:
Содержание (1 год обучения, 1- 2 классы)
Основные части (разделы):
Твой дом. Твоя семья (7 часов).
Что такое «народная культура»? Пословицы, поговорки о доме, о семье. Загадки о доме, о семье, о предметах быта. Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. Мама – заботница, мама – работница. «Жили – были дед да баба». Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому».
Традиции семьи. Традиции народа (4 часа).
Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни. Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). Празднование Нового года в России. Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская.
Праздники светские и духовные (10 часов).
Праздники светские и духовные. Семейные праздники: дни рождения, памятные события. «Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра. Праздник Сагаалган. Праздник Пасхи: «Христово воскресенье всем на веселье!». Христос воскрес! Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес! Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. Забайкальские народные костюмы. Бурятские национальные костюмы. Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра.
Народный календарь и народные приметы (6 часов).
Народное отношение к природе. Народный календарь. Осенние праздники. Как праздновали на Руси Луков день. Народный календарь. Народные приметы. Урок-конкурс. Жизнь по народному календарю. Разработка проектов. Урок – презентация.
Народные игрушки (3 часа).
Русская народная игрушка. Центры народных промыслов России. Русская, бурятская народная игрушка. Центры народных промыслов Забайкальского края. Игрушка – самоделка. Творческая мастерская.
Народные праздники (5 часов).
Рождество. Традиции Рождества.
Теневой театр «Рождество». Святочные посиделки. Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.
Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем.Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». Подведение итогов. Праздник: «Традиции и обряды народов Забайкалья»
Календарно-тематическое планирование (1-2 класс)
(первый год обучения)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Основное содержание |
Характеристика деятельности учащихся |
Рекомендации по материально-техническому обеспечению занятия |
Твой дом. Твоя семья.
1 |
|
Что такое «народная культура»? |
Многообразие видов и форм творческой деятельности. |
Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие восприятия, произвольного внимания, речи, мышления. |
Видео-, фоторяд с представленными материалами, представляющими многообразие видов и форм народного творчества |
2 |
|
Твой дом. Твоя семья. Пословицы, поговорки о доме, о семье. |
Сходство и различие пословиц и поговорок. |
Речевая деятельность: слушание (осознание цели и ситуации устного общения), говорение (практическое овладение диалогической формой речи). Развитие речи, эмоциональной сферы, памяти, развитие творческих способностей |
Сборники пословиц и поговорок. |
3 |
|
Загадки о доме, о семье, о предметах быта. |
Турнир "загадочников". «Рисование» загадок. |
Речевая, коммуникативная деятельность, изобразительная деятельность. |
Сборники загадок. Альбомы для рисования, цветные карандаши, краски. |
4 |
|
Без хозяина дом сирота. Отец – кормилец дома, защитник дома. |
Пословицы, поговорки, сказки об отце. |
Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы |
Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. |
5 |
|
Мама – заботница, мама – работница. |
Пословицы о маме. Сказки о маме. Устный журнал. |
Речевая, познавательная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. |
Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. |
6 |
|
«Жили – были дед да баба» |
Разучивание стихов о бабушке и дедушке. Забавы бабушек для внуков. Песни бабушек для внуков. Бабушкины сказки. |
Речевая, познавательная деятельность, творческая деятельность. Развитие памяти, эмоциональной сферы |
Сборники сказок, пословиц, поговорок по теме. Аудиоматериал, текст песен. |
7 |
|
Обобщающий урок – утренник «Каково в дому – таково и самому» |
Оформление выставки рисунков «Вся семья вместе и душа на месте», подборка фотографий о традициях семьи. Выставка лучших «книжек – малышек» с произведениями устного народного творчества. Конкурсы для мам, пап, бабушек и дедушек, проводимые вместе с детьми. Концерт с самостоятельно подготовленными номерами худ самодеятельности от каждой семьи. |
Речевая, познавательная, учебная деятельность, творческая, коммуникативная деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, умения общаться в коллективе сверстников и взрослых. Получение первоначального опыта самореализации в творческой деятельности. |
Детские рисунки, видео и фотоматериал. |
Традиции семьи, традиции народа.
8 |
|
Традиции народа. Традиции семьи. Народные песни. |
Народные песни - их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. |
Ознакомление с песенным народным творчеством. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти. |
Видеоряд с выступлениями народных коллективов. Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши. |
9 |
|
Русские народные песни (исторические, лирические, обрядовые, частушки). |
Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. |
Практическое ознакомление с песенным народным творчеством. Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие слухового восприятия, эмоциональной сферы, памяти |
Аудиоматериал, текст песен. Альбомы, карандаши. |
10 |
|
Празднование Нового года в России. |
Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года |
Речевая, коммуникативная, творческая деятельность. Развитие речи, эмоциональной сферы. Развитие произвольного внимания, памяти. Развитие творческих способностей, мелкой моторики. Развитие этических навыков общения |
Реквизиты для индивидуальных выступлений (по необходимости) |
11 |
|
Что тебе подарить? Новогодние подарки семье и друзьям. Творческая мастерская. |
Изготовление новогодних подарков. Работа с разными материалами. |
Приобретение первоначального опыта участия в общественно-полезной деятельности (творческая мастерская) Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. |
Цветная бумага, фольга, мишура и другие материалы для работы. Музыкальное сопровождение. |
Праздники светские и духовные.
12 |
|
Праздники светские и духовные. |
Разделение праздников светских и духовных. Связующая их нить – традиции народа. Оформление альбома «Наши любимые праздники» |
Познавательная, речевая деятельность. Творческая деятельность. Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России. Развитие творческих способностей, внимания, слуха, эмоциональной сферы |
Листы ватмана, цветные карандаши, открытки, фотографии, вырезки из журналов и газет, детские сочинения. |
13 |
|
Семейные праздники: дни рождения, памятные события. |
Современные отношения к родителям: «Кто родителей почитает – век счастливым живёт». Сказки о доме, семейных традициях. |
Приобретение опыта позитивного взаимодействия в семье. Развития навыков общения в коллективе. Развитие познавательной деятельности. |
Сборники сказок. |
14 |
|
«Вместе работаем – вместе веселимся». Урок-игра. |
Разучивание игр и забав для семейного праздника |
Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. |
Реквизит для игр. Музыкальное сопровождение. |
15 |
|
Праздник Сагаалган.
|
Знакомство с праздником «Белого месяца», его традициями. . |
Получение первоначального представления о базовых ценностях и духовных традициях бурятского народа. |
Реквизит для проведения игр. |
16 |
|
Праздник Пасхи: «Христово воскресенье всем на веселье!» |
Знакомство с одним из главных праздников православной церкви – Пасхой. Библейские легенды. История праздника. Расписывание яиц.
|
Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, духовных традициях русского народа. Речевая, творческая деятельность. |
Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение. |
17 |
|
«Христос воскрес! Христос воскрес! Ликуют ангелы с небес!» Пасхальные обряды, обычаи, игры и забавы. Урок - игра. |
Разучивание пасхальной игры «Катание яиц». Знакомство с играми Забайкальского края, разучивание их.
|
Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. |
Реквизит для проведения игр. Музыкальное сопровождение. |
18 |
|
Народная одежда. Одежда повседневная и праздничная. |
Знакомство с народной одеждой. История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России. |
Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. |
Альбомы, карандаши, цветная бумага, картон. |
19 |
|
Забайкальские народные костюмы. Бурятские национальные костюмы. |
Рисование костюмов. |
Получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Развитие внимания, эмоциональной сферы, памяти. Творческая деятельность. |
Альбомы, карандаши. |
20 |
|
Народные игры. Обрядовые игры. Урок – игра. |
Разучивание народных игр. |
Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. |
Школьный двор Музыкальное сопровождение, реквизит. |
21 |
|
Игры народов Забайкальского края. Урок – игра. |
Разучивание игр Забайкальского края. |
Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. |
Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизит. |
Народный календарь и народные приметы.
22 |
|
Народное отношение к природе. |
Древние взгляды на природу, возможность воздействия на неё, заботы об урожае. Спасибо Земле. Сказки, загадки о временах года, о земледелии. |
Речевая, познавательная деятельность. Развитие внимания, устной речи, эмоциональной сферы. |
Сборники сказок и загадок. |
23 |
|
Народный календарь. Осенние праздники. Как праздновали на Руси Луков день. |
Приметы и обряды русского народа, связанные с природой. |
Речевая, познавательная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического и музыкального слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. |
Музыкальный ряд. |
24 |
|
Народный календарь. |
Земледельческий календарь. Обряды календарные и семейные. Подборка пословиц и поговорок, связанных с сезонными изменениями природы. |
Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей |
Музыкальное сопровождение. Деревянные ложки, металлофоны. |
25 |
|
Народные приметы. Урок-конкурс. |
Предсказания погоды. Приметы осени. Пословицы и поговорки, связанные с народными приметами. Конкурс пословиц. |
Знакомство с особенностями культур народов России, их образа жизни. Творческая, читательская, коммуникативная деятельность. Развитие внимания, памяти, коммуникативности, устной речи. |
Сборники примет, энциклопедии, календари, журналы с подборкой материалов по теме. |
26 |
|
Жизнь по народному календарю. Разработка проектов. |
Традиции и время. Разработка индивидуальных и групповых исследовательских, информационных, творческих проектов по народным приметам. Песни, игры, пословицы, соотнесение народных примет с настоящим временем. |
Проектная деятельность. Учатся творчески применять знания на практике (создание проектов). Коммуникативная, познавательная, творческая, художественная деятельность. Развитие памяти, чувства ритма, фонематического слуха. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. Расширение сферы информационной компетенции. |
Справочники, энциклопедии, подборка литературы по теме, сети Интернет. |
27 |
|
Урок – презентация. |
Урок проводится в виде единой групповой презентации. Каждая группа защищает свой проект по выбранному направлению. |
Получение первоначальных навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, учителем. Развитие творческих способностей, создание условий для самореализации каждого ребёнка. |
Компьютер, проектор. |
Народные игрушки.
28 |
|
Русская народная игрушка. Центры народных промыслов России. |
Игрушка – древнее изображение человека. Игрушки – образы. Образ женщины матери – символ земли и её плодородия Образ птицы – связь между землёй и воздухом, живыми и умершими, конь – солнце и вода, козёл – образ покровителя урожая. Игрушка – оберег. |
Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. |
Презентация по теме, иллюстративный материал. |
29 |
|
Русская, бурятская народная игрушка. Центры народных промыслов Забайкальского края. |
Игрушки, созданные взрослыми и детьми. Творчество народов Забайкальского края. |
Речевая деятельность, познавательная деятельность. Развитие эмоциональной сферы и творческих способностей. |
Презентация по теме, иллюстративный материал. |
30 |
|
Игрушка – самоделка. Творческая мастерская. |
Изготовление и роспись деревянных игрушек глиняных игрушек детьми по образцу (по выбору). |
Творческая художественная деятельность. Развитие творческих способностей, мелкой моторики |
Образцы изделий, глина, вода, стеки, подручный материал. |
Народные праздники.
31 |
|
Рождество. Традиции Рождества. Теневой театр «Рождество».
|
Исполнение песен, стихов и рассказов на основе библейской истории о Благовещении, Марии и Иосифе, об их пути в Вифлеем. |
Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. |
Актовый зал. Музыкальное сопровождение. Реквизиты для ролевых игр. |
32 |
|
Святочные посиделки. |
Знакомство с правилами чаепития, атрибутами для гадания.
|
Планируют свои действия в соответствии с постановкой праздника. Имеют возможность в поиске информации о традициях своего народа, использование этого материала в своей творческой деятельности. Ппонимают важность для себя соблюдения традиций своего народа, проявляют любовь к своей стране.
|
Самовар, атрибуты гадания, выпечка. |
33 |
|
Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем. Семейный конкурс по приготовлению блинов: « Как на Масляну неделю в потолок блины летели». |
Символы. Угощение. Пословицы, связанные с народными праздниками.
Совместное семейное чаепитие. Делимся рецептами выпечки блинов. |
Речевая, регулятивная деятельность. Коммуникативная, познавательная деятельность. |
Сборники пословиц и поговорок. Журналы. Справочная литература, детская периодика. Индивидуальные и групповые задания. |
34 |
|
Троица. Обычаи и обряды Троицы.
Праздник берёзки. |
Народные игры. Приобщение детей к истокам православной культуры через сопричастие к церковным праздникам и восстановление традиций русского народа. Поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. |
Регулятивная деятельность. Коммуникативная, творческая деятельность. Развитие внимания, памяти, эмоциональной сферы. Получение элементарных представлений о взаимосвязи здоровья физического, психического и социально-психологического в ходе проведения подвижных народных игр. |
Школьный двор (актовый зал). Музыкальное сопровождение, реквизиты для игр. |
35 |
|
Подведение итогов. Праздник: «Традиции и обряды народов Забайкалья» |
Выставка книжек – самоделок, игрушек «Золотые ручки», семейные презентации. |
Умение презентовать своё творчество. |
Презентации, выставки. |
Требования к знаниям и умениям к концу первого года обучения
К концу первого года обучения в кружке учащиеся должны знать:
- что такое устное народное творчество, загадки, скороговорки, считалки, прибаутки, пословицы и потешки;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- отличие народной песни от авторской;
- историю возникновения различных праздников;
- традиции и обряды России;
- центры основных народных промыслов и ремёсел России
- основные центры народных промыслов и ремёсел Забайкальского края и продукцию, которую они выпускают.
Учащиеся должны уметь:
- отличать пословицы и поговорки;
- исполнять народную песню;
- проводить русские народные игры;
- изображать элементы русского народного костюма;
- понимать смысл библейских легенд.
- исполнять народные песни и заклички;
- различать пословицы и поговорки, раскрывать их смысл, использовать их по необходимости в своей речи;
- различать основные виды росписи;
- проводить народные игры;
- изображать основные элементы народных промыслов (Городецкая роспись, хохломская, гжельская);
- проектировать свою деятельность, выполнять презентации своих проектов.
Второй год обучения (3-4 классы)
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:
Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;
Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины;
Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание:
Введение (1 час)
Краеведение – наука о родном крае.
Моя семья (8 часов)
Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне. Творческий конкурс «Листая семейный альбом…».
Наша школа (5 часов)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Учительские династии. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Проект: « Выпускники - гордость школы». Традиции школы.
Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Забайкальский край– частица России. Флаг, герб, гимн Забайкальского края. Работа с географической картой Забайкальского края. Моя малая Родина – Кактолга. Кактолга на карте Забайкальского края.
Природа нашего края (13 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды в Забайкалье. Растительный мир Забайкалья. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Забайкалья. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Забайкалья. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Забайкальского края . Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек Забайкальского края и Газимуро – Заводского района. Полезные ископаемые Забайкалья. Что дает наш край стране? Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Газимуро – Заводского района». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Забайкалье». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на водоем родного города.
Село, в котором я живу (9 часов)
Село, в котором я живу. Знакомство историей возникновения родного села. Работа с документами об истории родного села. Исторические места села Кактолга. Экскурсия по селу на тему «История села в названиях улиц». Беседа со старожилами об истории родного села. Кактолгинцы в годы Великой Отечественной войны, дети войны. Люди, прославившие наше село. Итоговая конференция «Мой край родной – моё Забайкалье».
№ п/п |
Раздел и тема |
Теория |
Практика |
Примечание |
|||||
3 -4 классы – 35 часов Введение (1 час) |
|
||||||||
1 |
Краеведение - наука о родном крае. |
1 |
|
|
|||||
Моя семья (8 часов) |
|
||||||||
2 |
Моя семья – моё богатство. Корни моей семьи. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
3 |
Моя родословная. Составление родословного древа. |
1 |
|
|
|||||
4 |
Я и моё имя. |
|
1 |
|
|||||
5-6 |
Проект «Семья – маленькое государство». |
1 |
1 |
|
|||||
7 |
Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. |
1 |
|
|
|||||
8 |
Вклад моих родственников в победу в Великой Отечественной войне. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
9 |
Творческий конкурс «Листая семейный альбом…» |
|
1 |
|
|||||
Наша школа (5 часов) |
|
||||||||
10 |
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
11 |
Знакомство с историей возникновения школы. Учительские династии. |
1 |
|
|
|||||
12 |
Школьный архив. Судьбы выпускников. |
1 |
|
|
|||||
13 -14 |
Проект: «Выпускники – гордость нашей школы» |
11 |
2 |
|
|||||
Мой край на карте Родины (3 часа) |
|
||||||||
15 |
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
16 |
Забайкальский край – частица России. Флаг, герб, гимн Забайкальского края. Работа с географической картой Забайкальского края. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
17 |
Моя малая Родина – село Кактолга. Газимуро – Заводский район на карте Забайкальского края. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
Природа нашего края (13 часов) |
|
||||||||
18 |
Климат. Сезонные изменения погоды в Забайкалье. |
1 |
|
|
|||||
19 |
Растительный мир Забайкалья. Лиственные и хвойные деревья региона. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
20 |
Лекарственные растения нашего края, села. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
21 |
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. |
|
|
|
|||||
22 |
Животный мир Забайкалья и села. |
0,5 |
0,5 |
|
|||||
23 |
Птицы родного края. |
1 |
|
|
|||||
24 |
Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Забайкалья. (виртуальная экскурсия) |
1 |
|
|
|||||
25 |
Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Забайкальского края. |
1 |
|
|
|||||
26 |
Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? |
1 |
|
|
|||||
27 |
Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото». Изучение озер и рек Газимуро – Заводского района, села Кактолга. |
1 |
|
|
|||||
28 |
Полезные ископаемые нашего региона. |
1 |
|
|
|||||
29 |
Что дает наш край стране? |
1 |
|
|
|||||
30 |
Экскурсия в районный краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Газимуро – Заводского района» |
|
1 |
|
|||||
|
Село, в котором я живу (5 часов) |
|
|
|
|||||
31 |
Село, в котором я живу. Исторические места села Кактолга. Беседа со старожилами об истории родного села |
|
1 |
|
|||||
32
|
Кактолгинцы в годы Великой Отечественной войны. |
|
1 |
|
|||||
33 |
Люди, прославившие наше село.
|
1 |
|
|
|||||
34
|
Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? |
1 |
|
|
|||||
35 |
Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моё Забайкалье» |
|
1 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Газимуро – Заводский район Забайкальского края. Чита: Экспресс – издательство, 2011. 248 с.
2. Гилева М.В., Попова О.А. Растения Забайкалья. Атлас. Чита: ООО «Тайфун», 2005. 74с.
3. Корсун О.В. Полевой атлас. Природа Забайкалья. Растения. Чита: Экспресс – издательство, 2009. 509с.
4. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. Растения. Чита: Стиль, 2002. 277 с.
5. Малая энциклопедия Забайкалья. Природное наследие. Новосибирск: Наука, 2009. 698 с.
6. Науменко Г.М. Игры и игровые припевы. Русский детский игровой фольклор. Книга для учителей и учащихся. Издательство "Просвещение". - М., 1995.
7. Составитель Исламова С. М. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей – М: - ванта +, 1995 – т 5 – ч 1 – 46-56 с
8. Старостин А. Родословное древо // Новая Игрушка – М:1995 - № 2 –27с
7. Торопцев А.П. От Руси к России. Киевская Русь Исторические рассказы для младшего и среднего школьного возраста. Издательство «Росмэн-Пресс», 2001.