Программа дополнительной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста "Ловкие пальчики"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Программа дополнительной образовательной деятельности по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста
«Ловкие пальчики»
Составитель: Малинина Н.В.
Педагог – психолог 1 категории
МБОУ «СОШ №7»
Оглавление
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Цель и задачи программы.
Принципы и подходы к формированию программы.
Планируемые результаты
Образовательные возможности программы.
Календарно-тематическое планирование.
Материально – техническое обеспечение программы.
Пояснительная записка
«Часто руки знают, как распутать то,
над чем тщетно бьется разум…»
К.Г.Юнг
1.1. Актуальность
Все более актуальной становится проблема обеспечения преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике в недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям. Синонимом готовности детей к обучению в школе является понятие «школьная зрелость», которая в психолого-педагогической литературе трактуется, как достигнутый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, который позволяет ему успешно преодолевать нагрузки, связанные с систематическим обучением, новым режимом дня в школе. Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики руки и координации движений пальцев рук.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Значение мелкой моторики очень велико! Она напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Мелкая моторика рук отвечает не только за речь, но и взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация в пространстве, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики), говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь. Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Поэтому правильное и методическое развитие движений пальцев и кисти рук, стимулирует речевое развитие ребенка в общем и благоприятно влияет на исправление речевых дефектов в частности. И эту работу нужно начинать с раннего возраста. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий: одеваться, держать ложку, карандаш, рисовать и писать, завязывать шнурки, застегивать пуговицы (и в этом случае мы говорим о готовности ребенка к школе).
Материал программы имеет многофункциональный характер: развивает речевую моторику, общую и тонкую моторику пальцев; формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель: формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка для развития психики, речевых и интеллектуальных способностей, становление личности дошкольника.
Направленность программы – развивающая.
Задачи:
Развивать умение ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
Развивать тактильную чувствительность рук.
Формировать способность координированной работы рук со зрительным восприятием.
Развивать речь, улучшать четкость произношения звуков.
Развивать мышление, воображение, ориентировку в пространстве, память, внимание.
Овладеть жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
Подготовить руку к письму.
Развивать умение создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. П.).
Снизить психоэмоциональное напряжение.
Формировать положительный настрой на занятия со взрослыми.
1.3. Принципы и подходы к формированию программы:
Принцип нормативности проявляется в составлении программы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования, Образовательной программой ОО.
Принцип соответствия. Содержание дополнительной программы соответствует возрастным особенностям ребенка.
Принцип доступности. Обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
Принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
Принцип доступности и безопасности среды заключается в том, что все материалы безопасны, доступны детям.
1.4. Планируемые результаты:
Сформировать навыки повторения и воспроизведения кистевых и пальчиковых движений вслед за взрослым;
Владеть приёмами самомассажа рук;
Владеть приемами работы с пластилином, бумагой, пуговицами, песком;
Развивается речь: ребенок использует речь как средство общения, связно объясняет свои действия, запоминает и произносит стихи, потешки, скороговорки.
Уметь работать коллективно.
2.Образовательные возможности программы.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5-7лет). Комплекс занятий направлен на развитие пяти взаимосвязанных психических процессов, определяющих познавательные возможности: тонкой моторики рук, внимания, памяти, мышления, речи.
Построена программа в форме развивающих занятий с учетом:
- возрастных и личностных особенностей детей;
- психологических требований к организации и содержанию развивающей работы в ОУ.
Условия проведения занятий.
Руководство группой осуществляет педагог-психолог.
Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника группы.
Количество занятий: 20.
Режим организации занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время проведения: 30 минут.
3.Календарно-тематическое планирование.
Тематика занятий составлена с учетом тематики занятий по окружающему миру, что позволяет повторить и закрепить практически материал занятий по окружающему миру.
№ | Тематика занятий | Предполагаемый результат | Форма организации занятий | Кол – во часов |
1 | Диагностика: «Определение особенностей развития мелкой моторики ведущей руки». | Определить особенности развития мелкой моторики, выявление ведущей руки. | Методики «Дорожки», «Птенчики». | 1 |
Круглый год. | ||||
2 | Времена года. Осень. Признаки осени. Дети и осень. | Моделирование последовательности времён года. Закрепить признаки осени. | Раскрашивание изображений, штриховка, игра «Листочек лети», Пальчиковое рисование «Капельки», самомассаж ладоней «Дождик». | 1 |
3 | Времена года. Зима. Признаки зимы. Дети и зима. | Закрепить признаки зимы. | Растирание «Ручки греем», игра с прищепками «Иголки для елки», пальчиковая игра «Серенький зайка» Рисование, штриховка, моделирование снеговиков. | 1 |
4 | Времена года. Весна. Поющие весной. Цветущие весной. Дети и весна. | Закрепить признаки весны. | Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», упражнение «Весенняя полянка», самомассаж «Крепко пальчики сожмем», работа с трафаретами (в парах), штриховка картинок, коллективная аппликация «Весенний луг». | 1 |
5 | Времена года. Лето. Лесные ягоды. Дети и лето. | Закрепить признаки лета. | Пальчиковая гимнастика «Пчела»,«Паучок»,«Червячки,игра «Пуговицы», аппликация «Бабочка», «Красивый одуванчик». | 1 |
Чудесный мир флоры. | ||||
6 | Как узнать растения? Травянистые растения.КустарникиДеревья. Съедобные и ядовитые растения. | Закрепить знания растений, знать съедобные и ядовитые растения нашей местности. Знать 2-3 лекарственных растения. | Растирание «Раскатаем колобок». Пальчиковая игра «Букет цветов», игра с прищепками «Наряжаем деревце», рисование пробками «Бусы для мамы», работа с трафаретами и штриховка. | 2 |
7 | Овощи и фрукты. | Закрепить знания названий овощей и фруктов. | Пальчиковая игра «По ягоды», пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин», работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты», лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. | 2 |
Чудесный мир фауны. | ||||
8 | Как узнать животных? В мире зверей. В живом уголке. Домашние и дикие животные. | Закрепить знания о животных, отличать домашних и диких животных. Знать зверей нашей местности. | Пальчиковая игра «На ладошку села кошка», пазл: «Домашнее животное», аппликация «Пятна у жирафа» работа с трафаретами и штриховка. | 2 |
9 | В мире насекомых. В мире птиц. В мире рыб. | Закрепить знания о птицах, насекомых, рыбах. Знать и отличать птиц нашей местности. | Пальчиковая игра «Жук», «Рыбка», «Еда для птиц» (червячки из пластилина). Работа по трафарету, штриховка. | 2 |
Наша безопасность. | ||||
10 | Транспорт и его виды. Воздушный, наземный и подземный виды транспорта. | Закрепить знания о различных видах транспортных средств. | Жестовая игра «Вот мы в автобусе сидим!», игра «Найди лишний предмет», работа с трафаретом, штриховка, аппликация «Велосипед». | 1 |
11 | Безопасность на дорогах. Правила безопасности дорожного движения. Пожарная и водная безопасность. | Закрепить знания о правилах дорожного движения. Знать правила противопожарной безопасности. | Жестовая игра «Где же, где же наши ручки!», растирание «Добываем мы огонь», конструирование из макарон «Мой веселый светофор!», работа по трафарету, штриховка. | 1 |
Моя страна – моя Россия. | ||||
12 | Россия - моя родная страна. Символика России. Знакомство детей с названиями городов, рек России. | Систематизировать знания детей о нашей Родине. | Жестовая игра «Вместе с нами!». Аппликация «Салют», «Российский флаг» по нарисованному контуру, штриховка «Танк». | 2 |
Дом. Школа. | ||||
13 | Мама, папа, я – дружная семья. Семейные традиции и праздники. Роль ребенка в семье. | Способствовать поддержанию семейных отношений. | Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая», растирание «Строим дом», раскрашивание, штриховка силуэтов домиков. | 1 |
14 | Знакомство со школой. Правила поведения в школе. Школьные предметы. | Формировать позитивную модель поведения в реальной жизни; повышать работоспособность, способствовать сплочению группы; уточнить знания детей о школьных принадлежностях; воспитывать желание учиться, собранность, аккуратность, закрепить имеющиеся знания о школе. | Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики», «Дружба», сказкотерапия «Лесная школа», создание макета «Школа будущего». | 1 |
Итоговая диагностика. | ||||
15 | Итоговая диагностика по программе | Обследование детей на определение итоговых знаний по программе | | 1 |
4. Материально-техническое обеспечение
Аудиозаписи Железнова Е., Железнов С. "Десять мышек (песенки-игры с пальчиками)".
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук.
Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Картотека пальчиковых игр, картотека самомассаж для детей.
Материалы: ножницы, клей, двухсторонний скотч, картон цветной, бумага тонкая, цветная бумага, кисти, гуашь 12 цветов.
Нетрадиционный материал для проведения пальчиковых игр, упражнений: орехи, шишки, манная крупа, горох, рис, вата, ватные палочки, ватные диски, прищепки, разнообразные сухие листья, салфетки, нитки для вязания разных цветов, шнурки, веревочки.
Дидактические игры: шнуровка «Бусы», пазлы, массажные мячики.
Наглядные пособия: игрушки, цветные иллюстрации, тексты песен и потешек, детские книги.
Литература:
Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009.
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008.
Бадулина О.И. Готовимся к школе// прописи – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2013.
Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб - учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: «Академия Холдинг», 2009.
Климанова Л.Ф. Уроки веселого карандаша. – Тула: «Родничок», 2010.
Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008.
Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: «Карапуз», 2008.
Максимова Е. Готовим пальчики к письму. – М.: «Обруч», 2011.
Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.
Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: «Астрель», 2008.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – Санкт – Петербург: 2010.
Панфилова М.А. Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников. – М.: Сфера, 2002.
Рахманова Е. М. Графические диктанты для дошкольников: метод, пособие для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС, 2008.
Ресурсы сервера: www.lib.ru
Ресурсы сервера: www.famic.ru
Ресурсы сервера: www.chelpsy.ru
Ресурсы сервера: www.festival.1september.ru
Ресурсы сервера: www.menobr.ru
Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников. – М.: Аркти, 2008.
Узорова О. В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: АСТ: Астрель, 2005.