Программа элективного курса по физике «Как подготовить к ЕГЭ» (11 класс)
Программа элективного курса
по физике
«Подготовка к ЕГЭ»
Основная задача ЕГЭ по физике – оценить подготовку выпускников 11 кл. общеобразовательных учреждений с целью государственной (итоговой) аттестации и отбора выпускников для поступления в средние специальные и высшие учебные заведения.
В свете модернизации системы образования и введения ЕГЭ прослеживается необходимость в специальной дополнительной подготовке учащихся в режиме тестирования. Безусловно, ее следует начинать еще в основной школе с 7 класса, а в старшей школе такая подготовка становится наиболее актуальной.
Технология подготовки к ЕГЭ по физике по своей специфике довольно сильно отличается от подготовки к традиционному вступительному экзамену. Необходимо более целенаправленно на уроках и дома внедрять задания, отражающие разные виды деятельности учащихся, которые они должны освоить в ходе изучения физики от умения воспринимать информацию до умения использовать физические понятия, связанные с жизнедеятельностью человека.
Как научиться решать задачи по физике? Прежде всего необходимо понимать теорию. Зубрить формулы и законы, но обязательно вникать в суть физических явлений. Поэтому:
постепенное освоение теории всего пятилетнего школьного курса физики, задания ЕГЭ охватывают всю программу, любой пробел в знаниях обернется на ЕГЭ потерей баллов;
самое трудное – научиться решать задачи. В физике нет алгоритмов и готовых рецептов. Каждая задача уникальна и требует своего особенного подхода. Чтобы увидеть путь решения, нужны знания, навыки и развитая интуиция. Все это приходит с опытом. А опыт нарабатывается в результате решения десятков и сотен задач.
В процессе преподавания курса физики и проведения тематического контроля знаний необходимо:
использовать тестовые задания, в частности, направленные на проверку понимания смысла понятий, физических величин и законов, причинно-следственных связей между физическими величинами, графических интерпретаций этих зависимостей; изучение физики в 10 – 11 кл. целесообразно строить с учетом того, что курс основной школы является замкнутым, и, следовательно ее выпускники имеют представление о большом числе понятий, физических величин и законов, изучаемых на старшей ступени;
методика преподавания должна быть связана с включением учеников в процесс тематического планирования и открытостью требований к усвоению знаний, которые должны сопровождаться соответствующими КИМ(ми).
Не стоит забывать и о тех вопросах курса физики основной школы, которые являются частью тематических разделов курса средней школы, но, как правило не повторяются в учебно-методических материалах для старших классов. В начале изучения каждой из тем в 10-11 кл. целесообразно выявлять степень усвоения тех опорных знаний по данной теме, которые должны быть усвоены в основной школе. И еще в рамках обобщающего повторения в конце 11 класса рекомендуется предусмотреть повторение следующих элементов из курса основной школы: давление твердых тел, гидростатическое давление, сила Архимеда и плавание тел, простые механизмы.
При планировании подготовки к экзамену следует обратить внимание на обобщенный план экзаменационной работы, определить соотношение вопросов по различным разделам и в соответствии с этим распределить отведенное на повторение время.
Для каждой из тем необходимо выделить следующие этапы:
повторение теоретического материала и тренировка в выполнении тестовых заданий;
самостоятельное выполнение теста из заданий с выбором ответа по каждой из выделенных подтем;
решение тестовых задач;
тренировочная контрольная работа по решению задач и оформление ответов с учетом требований ЕГЭ;
обобщающее повторение всей темы с разбором основных ошибок;
самостоятельное выполнение тренировочного тематического теста в форме ЕГЭ.
Темы для теоретической подготовки к ЕГЭ-2018
(52 часа)
Изучаемые модули |
Минимальное кол-во часов |
До какого срока изучить |
§ по книге [1] |
Разделы по книге [2] |
Введение. Знакомство с кодификатором, спецификацией и демонстрационной версией ЕГЭ по физике 2018г |
2 |
25.09 |
||
Механика
|
3 |
05.10 |
1-3 |
1 |
1.2.13. Давление |
3 |
17.10 |
4-13 |
2 |
1.3.6.Условия плавания тела |
2 |
24.10 |
14-15 |
4 |
|
3 |
2.11 |
16-21 |
3 |
1.5.Механические колебания и волны 1.5.1. Гармонические колебания 1.5.2. Амплитуда и фаза колебаний 1.5.5. Свободные колебания (математический и пружинный маятники) 1.5.6. Вынужденные колебания 1.5.7. Резонанс 1.5.8. Длина волны 1.5.9. Звук |
3 |
14.11 |
59-65 |
12 |
Молекулярная физика. Термодинамика.
|
4 |
28.11 |
22-30 |
5,6,8 |
|
3 |
7.12 |
31-35 |
Раздел 7 |
3. Электродинамика 3.1 Электрическое поле 3.1.1. Электризация тел 3.1.2. Взаимодействие зарядов. 2 вида зарядов. 3.1.3. Закон сохранения электрического заряда 3.1.4. Закон Кулона 3.1.5. Действие электрического поля на электрические заряды. 3.1.6. Напряжённость электрического поля. 3.1.7. Принцип суперпозиции электрических полей. 3.1.8. Потенциальность электростатического поля 3.1.9. Потенциал электрического поля. Разность потенциалов. 3.1.10.Проводники в электрическом поле 3.1.11.Диэлектрики в электрическом поле. |
3 |
19.12 |
36-42 |
Раздел 9 |
3.2. Законы постоянного тока
|
3 |
28.12 |
43-50 |
Раздел 10 |
3.3.4. Сила Лоренца |
2 |
11.01 |
51-53 |
Стр. 273-282 |
|
3 |
23.01 |
54-58 |
Стр. 285-292 |
3.5.7. Различные виды электромагнитных излучений и их применение |
3 |
1.02 |
66-75 |
Раздел 13 |
|
4 |
15.02 |
76-79 |
Раздел 14 |
Основы СТО
4.1. Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна 4.2. Полная энергия 4.3. Энергия покоя 4.4. Релятивистский импульс |
2 |
22.02 |
81 |
Раздел 15 |
5. Квантовая физика 5.1. Корпускулярно-волновой дуализм 5.1.1. Гипотеза М.Планка о квантах 5.1.2. Фотоэффект 5.1.4. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта 5.1.5. Фотоны 5.1.8. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм 5.1.9. Дифракция электронов |
3 |
6.03 |
82-83 |
Раздел 16 |
5.2. Физика атома 5.2.1. Планетарная модель атома 5.2.2. Постулаты Бора 5.2.3. Линейчатые спектры 5.2.4. Лазер |
2 |
15.03 |
84-85 |
С.447-459 |
|
4 |
29.03 |
87-91 |
С. 459-486 |
Решение заданий части С |
апрель |
Как подготовиться к сдаче экзаменов (ЕГЭ)
Советы выпускникам
Любое испытание - ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдачи экзамена, умело используя свой инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.
Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.
Например, когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8-10 раз «Я могу писать. Я могу писать... Я пишу... Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие - должны быть короткими и по существу дела.
Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.
Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.
Перечислим некоторые методы саморегуляции, которые помогут снять внутренне напряжение и подготовиться к экзаменам:
сделать паузу в работе;
выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.
Основной способ саморегуляции - самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу...», «я могу...» и т. п.) и предполагает многократное повторение. Применение подобных способов саморегуляции, поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.
Во время тестирования
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:
постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо...».
Подготовка к экзамену
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах .
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и понятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Постарайся выспаться, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении!!!) и несколько (про запас) гелевых ручек с черными чернилами.
Если в помещении, где будет проходить экзамен, холодно, не забудь тепло одеться, ведь ты будешь сидеть на экзамене 3-4 часа.
Во время тестирования
В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.). Будь внимателен!!! От того, как ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква "а". Часть информации записывается в кодированной форме, которую тебе скажут перед началом тестирования.
Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С:
в заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком "Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов" ты должен под номером задания пометить знаком "X" ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.
В заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком "Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора", куда ты аккуратно вписываешь свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев не допускается.
в заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.
Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком "Отмена ошибочных меток". Исправления делаются только по инструкции организаторов. Количество допускаемых исправлений - не больше шести.
В процедуре заполнения бланков возможны некоторые изменения, о которых вас обязательно проинформируют.
При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оценкой, можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявления результата) в конфликтную комиссию.
Приведем несколько универсальных рецептов для более успешной тактики выполнения тестирования.
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Литература для подготовки:
КабардинО.Ф. «Физика. Справочные материалы»,М., «Просвещение» (любой год издания)
Кабардин О.Ф., Физика. Справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы»., М., «АСТ-пресс.Школа» (любой год издания).
ГИА-2018. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Е.Е. Камзеевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ГИА-2018. ФИПИ-школе)
ГИА-2018. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Е.Е. Камзеевой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ГИА-2018. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2018. Физика: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2017. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2018. Физика: тематические и типовые экзаменационные варианты: 32 варианта / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2018. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2018. Физика: актив-тренинг: решение заданий А и В / Под ред. М.Ю. Демидовой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — (ЕГЭ-2018. ФИПИ-школе)
ЕГЭ-2018 Физика / ФИПИ авторы-составители: В.А.Грибов – М.: Астрель, 2017
ЕГЭ. Физика. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Николаев В.И., Шипилин А.М. - М.: Экзамен, 2017.
Интернет - поддержка
http://fipi.ru/ сайт Федеральный институт педагогических измерений.
http://phys.reshuege.ru/?redir=1 сайт «Решу ЕГЭ» (физика)
http://interneturok.ru/ru сайт «Интернет урок»
http://vk.com/ege_physics группа «Подготовка к ЕГЭ по физике» социальной сети «В контакте».
2