Программа элективного курса «Я готовлюсь к ЕГЭ» (Русский язык, 11 класс)
Государственное бюджетное образовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1748 “Вертикаль”»
Рабочая программа
элективного курса по русскому языку
для учащихся 11-ых классов
«Я готовлюсь к ЕГЭ»
Автор программы:
Тихонова Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Москва, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к ЕГЭ» для учащихся 11-ых классов составлена на основе учебного плана ГБОУ школы № 1748 «Вертикаль», рабочей программы под редакцией Н.Г. Гольцовой «Русский язык. 10-11 классы» (- М.: Просвещение, 2014).
Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Изучение курса обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления. На занятиях развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Данный курс, непосредственно связанный с образовательной программой по русскому языку, систематизирует теоретические сведения по основным разделам лингвистики; закрепляет практические умения и навыки учащихся. На занятиях предполагается уделять большое внимание формированию орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности, навыкам написания сочинений-рассуждений. Данный курс ориентирован на успешную подготовку учащихся к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ.
Цели и задачи курса
Цели курса – создание условий, способствующих эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала; обеспечение качественной подготовки учащихся 11-ых классов к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ.
Задачи курса:
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций;
оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
На основании требований ФГОС СОО в содержании курса предполагается реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
формирование готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
формирование потребности в речевом самосовершенствовании;
овладение коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями;
обогащение словарного запаса;
формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
формирование умения пользоваться различными типами лингвистических словарей;
совершенствование умений и навыков письменной речи;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
овладение важнейшими универсальными учебными действиями: формулировать цели деятельности, планировать её, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
проявлять стремление к речевому самосовершенствованию;
оценивать собственную учебную деятельность (достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач);
проявлять готовность к самообразованию.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать в полной мере объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
оценивать себя на основе наблюдения за собственной речью;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
основам прогнозирования.
Выпускник получит возможность научиться:
основам саморегуляции эмоциональных состояний;
волевым усилиям и преодолению трудностей в достижении цели.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов сети Интернет;
фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Анализ текста
Выпускник научится:
определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать способы и средства связи предложений в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать строение текста, языковые и речевые средства.
Воспроизведение и создание текста
Выпускник научится:
писать сочинения по текстам публицистического стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
создавать письменные высказывания художественного и публицистического стилей морально-этического характера: продумывать общий замысел, основную мысль высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста;
строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики; писать сочинения в публицистическом стиле с использованием разных типов речи;
составлять тезисы и конспект статьи.
Выпускник получит возможность научиться:
находить и исправлять недочёты в построении и содержании высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики изложения, абзацного членения текста;
находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки (нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и деепричастным оборотами).
Предметные универсальные учебные действия:
Аудирование и чтение
Выпускник научится:
различным видам аудирования;
передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
передавать содержание публицистического, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов;
понимать содержание прочитанных публицистических, художественных текстов;
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной и письменной форме (сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ);
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические темы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические темы);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста в форме тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• составлять тезисы выступления, конспекты.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, тезисов;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме тексты публицистического стиля речи.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• различать тексты разных жанров публицистического стиля, разговорной речи;
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;
• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, публицистические, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём, орфоэпическим словарём, словарём паронимов).
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
• использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма;
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к обучению;
расширение словарного запаса; овладение лексической и грамматической синонимией;
формирование способности к продуцированию текстов публицистического стиля речи;
формирование стремления к постоянному совершенствованию собственной речи, развитие эстетического вкуса.
Метапредметные:
умение самостоятельно формулировать и ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осознание эстетической функции языка;
умение использовать основные приемы информационной обработки текста.
умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Обобщённый план варианта КИМ ЕГЭ-2018 по русскому языку
(по материалам ФИПИ)
№ п/п |
Проверяемые элементы содержания |
Первичный балл |
1 |
Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров |
2 |
2 |
Средства связи предложений в тексте |
1 |
3 |
Лексическое значение слова |
1 |
4 |
Орфоэпические нормы (постановка ударения) |
1 |
5 |
Лексические нормы (паронимы) |
1 |
6 |
Морфологические нормы (образование форм слова) |
1 |
7 |
Грамматические нормы. Построение предложения с деепричастием. Нормы согласования. Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение СПП |
5 |
8 |
Правописание корней |
1 |
9 |
Правописание приставок |
1 |
10 |
Правописание суффиксов различных частей речи (кроме Н, НН) |
1 |
11 |
Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени |
1 |
12 |
Правописание НЕ, НИ |
1 |
13 |
Слитное, дефисное, раздельное написание слов |
1 |
14 |
Правописание Н, НН в суффиксах различных частей речи |
1 |
15 |
Знаки препинания в простом осложненном предложении (с однородными членами). Пунктуация в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами |
2 |
16 |
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, обстоятельствами, приложениями |
1 |
17 |
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения (вводные слова) |
1 |
18 |
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
1 |
19 |
Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи |
1 |
20 |
Лексические нормы |
1 |
21 |
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста |
1 |
22 |
Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение) |
1 |
23 |
Лексическое значение слова. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению |
1 |
24 |
Средства связи предложений в тексте |
1 |
25 |
Языковые средства выразительности |
4 |
26 |
Сочинение-рассуждение |
24 |
Максимальный первичный балл за работу |
58 |
Общее время выполнения работы – 210 минут (3,5 часа)
Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом
За верное выполнение каждого задания (кроме заданий 1, 7, 15, 25, 26) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. 1 балл ставится, если одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; если отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа.
Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
За выполнение задания 25 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена одна ошибка; 2 балла: допущено две ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, то есть неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.
Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание 26 (сочинение-рассуждение), составляет 24 балла.
За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов.
Содержание курса (34 часа)
Вводное занятие (1 час).
Содержание и структура экзаменационной работы в формате ЕГЭ.
Орфоэпия (1 час).
Орфоэпические нормы.
Лексика и фразеология (4 часа).
Лексическое значение слова. Лексические нормы. Группы слов по происхождению и употреблению. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфология. Словообразование. Орфография (10 часов).
Правописание гласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне. Правописание приставок. Удвоенные согласные. Правописание на стыке приставки и корня. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание причастий. Склонение числительных. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Слитное, дефисное, раздельное написания наречий.
Служебные части речи.
Синтаксис и пунктуация (8 часов).
Словосочетание. Синтаксические нормы управления в словосочетании.
Предложение. Согласование сказуемого с подлежащим. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Предложения с однородными членами.
Предложения с обособленными членами предложения.
Предложения с вводными словами и обращениями.
Сложное предложение. Основные типы сложных предложений. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст (10 часов).
Основная информация текста. Изобразительно-выразительные средства. Типы речи.
Особенности написания сочинения-рассуждения. Структура, критерии.
Тематическое планирование курса
№ п/п |
Название раздела |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов деятельности учащихся |
1 |
Вводное занятие. Содержание и структура экзаменационной работы в формате ЕГЭ |
1 |
Работа с кодификатором и демоверсией (ДЕМО-2018) |
2 |
Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Задание 4 |
1 |
Работа с орфоэпическим словником. Решение заданий в формате ЕГЭ |
3 |
Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Выразительные средства лексики и фразеологии. Задания 3, 5, 20, 25 |
4 |
Лексический анализ слова (лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, определение прямого и переносного значения слова; определение стилистической окраски слова). Использование лексической синонимии как средства исправления неоправданного повтора в речи и как средства связи предложений в тексте. Решение заданий в формате ЕГЭ |
4 |
Морфология. Словообразование. Орфография. Правописание безударных гласных в корне слова. Непроизносимые согласные в корне. О, Е после шипящих и Ц. Правописание приставок. Удвоенные согласные. И, Ы после приставок. Употребление Ь и Ъ. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н, НН в различных частях речи. Правописание падежных окончаний. Правописание личных окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написания наречий. Задания 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14. Разряды местоимений. Правописание местоимений. Имя числительное. Склонение числительных. Служебные части речи. Правописание производных предлогов, союзов, частиц. Средства связи предложений в тексте. Задания 6, 23 |
10 |
Отработка алгоритма применения правила. Решение орфографических задач. Распознавание явлений грамматической омонимии, существенных для решения орфографических задач. Работа над орфографической зоркостью. Онлайн тестирование (сайт «Решу ЕГЭ»). Решение заданий в формате ЕГЭ |
5 |
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Простое предложение. Согласование сказуемого с подлежащим. Предложения с однородными членами. Предложения с обособленными членами предложения. Виды обособлений. Предложения с вводными словами и обращениями. Сложное предложение. ССП, СПП, БСП. Задания 2, 7, 15, 16, 17, 18, 19 |
8 |
Анализ различных видов словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности. Работа над пунктуационной зоркостью. Отработка алгоритма применения правила. Распознавание явлений грамматической омонимии, существенных для решения пунктуационных задач. Пунктуационный анализ текста. Анализ текста. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. Решение заданий в формате ЕГЭ |
6 |
Текст. Основная информация текста. Изобразительно-выразительные средства. Типы речи. Особенности написания сочинения-рассуждения. Задания 1, 20, 21, 22, 23, 24, 25 |
10 |
Анализ текстов различных типов речи, стилей с точки зрения смыслового содержания и структуры. Информационная переработка текста. Определение темы и проблемы текста. Составление комментария к проблеме текста. Написание сочинений-рассуждений по заданной проблеме. Редактирование собственных текстов. Работа с текстами из ОБЗ ФИПИ. Устный речевой практикум |
ИТОГО: |
34 |
Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для учителя
Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Книга для учителя. – М.: Русское слово, 2011.
Львова С.И. Практикум по русскому языку. 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2013.
Цыбулько И.П. ЕГЭ-2018. Русский язык. Методические рекомендации. - М.: ФИПИ, 2017.
Литература для учащихся
Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Учебное пособие. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.
Воскресенская Е.О. Русский язык. Универсальный справочник. - М.: Эксмо-Пресс, 2013.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2014.
Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. ЕГЭ-2018. Русский язык. Типовые тестовые задания. - М.: Экзамен, 2017.
Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2016.
Нарушевич. А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. – Р.н/Д.: Легион, 2016.
Нарушевич А.Г., Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. - Р.н/Д.: Легион, 2016.
Скрябина О.А. Ваш репетитор. Интенсивный практический курс русского языка: Орфография. Пунктуация. - М.: Просвещение, 2006.
Цыбулько И.П. ЕГЭ-2017. Русский язык. Задания, решения, типичные ошибки. - М.: Экзамен, 2016.
Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. и др. Отличник ЕГЭ. Русский язык. Решение сложных заданий. - М.: Интеллект-Центр, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы
http://www.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ.
www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений.
http://www.gramota.ru - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
http://interneturok.ru – видеоуроки школьной программы. Русский язык.
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - основные правила русского языка.
http://капканы-егэ.рф/ - сайт «Капканы ЕГЭ».
https://rus-ege.sdamgia.ru/ - образовательный портал для подготовки к ЕГЭ «Решу ЕГЭ»
http://www.egesha.ru/ - тесты по русскому языку.
http://ege.yandex.ru/ - тесты на Яндексе в формате ЕГЭ.
http://www.saharina.ru/tests/ - 300 тестов по русскому языку.
Материально-техническое обеспечение курса
1. Дидактический материал.
2. Раздаточный материал.
3. Компьютер.
4. Мультимедийный проектор.
Использованные источники
http://www.edustandart.ru/izmeneniya-fgos-2016/fgos_soo_izmeneniya/ - Стандарты образования и воспитания. ФГОС СОО.
http://минобрнауки.рф/ - Министерство образования и науки. Приказы.
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory - ФИПИ. Демоверсии, спецификации, кодификаторы
Насонова Любовь Геннадьевна - учитель русского язы