Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» (11 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская средняя школа №2 имени матроса,
погибшего на атомной подводной лодке «Курск»,
Витченко Сергея Александровича»
Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
для учеников 11 класса социально-гуманитарного профиля
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
Казанова Ксения Александровна
учитель истории и обществознания
первой категории
2017
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию в 10-11 классах ( Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова ЛФ, Матвеева АИ «Обществознание 10-11 классы, базовый уровень» в сборнике «Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень»).
Данная программа является продолжением элективного курса 10 класса («Личность в истории Российского государства»). Программа рассчитана на учеников 11 класса, ориентированных на сдачу ЕГЭ по обществознанию с целью дальнейшего поступления в ВУЗы нашей страны. Программа рассчитана на 34 часа.
Рабочая программа направлена на более углубленное изучение учебной программы 10-11 классов посредством решения заданий повышенного уровня сложности для подготовки к ЕГЭ. Данный курс ставит перед собой целью оказание помощи в систематизации, углублении, обобщении знаний по следующим модульным блокам: «Экономика», «Социальные отношения», «Право».
Теоретический материал данного курса соответствует кодификатору элементов содержания по курсу обществознания, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Следует также отметить, что в процессе подготовки к ЕГЭ очень важно овладеть не только содержанием учебного курса, но и научиться ориентироваться в типах заданий, на основе которых выстраивается письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока учащиеся выполняют задания всех типов: A, B, C. Данные задания, а также формы работы с ними призваны сформировать представление о форме контрольно-измерительных материалов по учебному курсу предмета обществознание, об уровне их сложности, особенностях выполнения.
Цель курса: организация систематической, качественной, плодотворной подготовки учащихся к успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
1) преобразование теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
2) повышение предметной компетентности учеников;
3) формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений;
4) ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
5)овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
6) формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
7) формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
8) формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию.
Формы работы:
1. Лекции с последующим опросом.
2. Лекции с последующим выполнением практических заданий.
3. Лекции с обсуждением документов.
4. Работа индивидуальная, парная, групповая.
5. Выполнение работ по заданному алгоритму.
6. Анализ альтернативных ситуаций.
7. Решение заданий части А,В,С.
8. Написание пробного ЕГЭ по предмету.
Система оценивания и формы контроля:
На протяжении всего курса обучения по программа «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1)учащиеся научатся систематизировать и обобщать знания курса обществознание;
2)учащиеся научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности;
3)учащиеся достигнут определенной свободы в выборе темы эссе;
4)учащиеся проявят компитентности, , позволяющие использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодолеют психологические барьеры при подготовке к экзамену.
Содержание курса.
11 класс – 34 часа
Раздел «Актуальные проблемы содержательной линии «Экономика» (13 часов).Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности. Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счетов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и ее виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства .Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
Контрольная работа по разделу «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Раздел «Социальные отношения. Обзор основных позиций. Сложные вопросы» (9 часов).Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь, виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы, их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и ее виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы. Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак, виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Молодежь как социальная группа. Молодежь. Особенности социального положения молодежи. Типы самодеятельности молодежи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы (теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей. Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.
Контрольная работа по разделу «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Раздел «Право: основные теоретические положения и содержательные проблемы» (12 часов).Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор. Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление и проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.
Юридическая ответственность и ее виды. Юридическая ответственность, ее признаки. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.
Правовая культура. Правовая культура: структура, уровни. Правосознание. Правотворчество. Законность . Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой культуры
Итоговая письменная контрольная работа в формате ЕГЭ (2 часа).
Календарно-тематический план.
№ п/п |
Наименование курса. |
Виды познавательной деятельности. |
Количество часов |
Дата |
|
План |
Факт |
||||
1 |
Актуальные проблемы содержательной линии «Экономика». |
13 часов |
|||
1.1 |
Экономика: наука и хозяйство. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.2 |
Экономические системы. Многообразие рынков. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.3 |
Измерители экономической деятельности. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.4 |
Экономический цикл. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.5 |
Факторы производства. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.6 |
Государственный бюджет. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.7 |
Денежно-кредитная политика. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.8 |
Налоговая политика. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.9 |
Экономика производителя. Экономика потребителя. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.10 |
Рынок труда. Безработица. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.11 |
Россия в условиях рыночной экономики. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
1.12 |
Письменная практическая работа в формате ЕГЭ по теме «Экономика» |
Письменная практическая работа в формате ЕГЭ. |
2 |
||
2 |
Социальные отношения. Обзор основных позиций. Сложные вопросы. |
9 |
|||
2.1 |
Социальная структура и социальные отношения. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.2 |
Социальная стратификация. Неравенство. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.3 |
Социальные конфликты. Их виды и причины. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.4 |
Социальные нормы. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.5 |
Отклоняющееся поведение. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.6 |
Социальная мобильность. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.7 |
Нации Межнациональные отношения, этносоц-иальные конфликты, пути их разрешения. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
2.8 |
Семья и брак. |
Право: основные теоретические положения и содержательные проблемы» ( |
1 |
||
2.9 |
Практическая письменная работа в формате ЕГЭ. |
Практическая письменная работа в формате ЕГЭ. |
1 |
||
3 |
Право: основные теоретические положения и содержательные проблемы. |
12 |
|||
3.1 |
Право в системе социальных норм. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
2 |
||
3.2 |
Правовые и моральные нормы. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
2 |
||
3.3 |
Система права: основные институты, отрасли права. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
2 |
||
3.4 |
Основные формы права. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
2 |
||
3.5 |
Правовые отношения и их структура. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
2 |
||
3.6 |
Правомерное и противоправное поведение. |
Лекция с элементами беседы, практическая работа. |
1 |
||
3.7 |
Практическая контрольная работа по теме «Право» в формате ЕГЭ. |
Письменная практическая работа в формате ЕГЭ. |
1 |
||
4 |
Итоговая практическая письменная работа в формате ЕГЭ. |
Письменная практическая работа в формате ЕГЭ. |
1 |
||
Итог: |
34 |
Литература
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2012.
2. Единый государственный экзамен. Обществознание: задания для подготовки. / А.Ю. Лазебникова, Л.Н. Боголюбов, М.Ю. Брандт, Е.Л. Рутковская и др. – М.: Просвещение, 2006.
3. ЕГЭ. Обществознание. Эффективная методика. /С.А. Нижников, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт.- М.: Экзамен, 2007.
4. Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2009.
5. ЕГЭ-2009: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2008.
6. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2008.
7. Лазебникова А.Ю ЕГЭ-2010: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 20010.
8. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2007 -2011
9. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: типичные ошибки выпускников. //Преподавание истории и обществознания в школе.- 2009.- № 10.
10. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. ЕГЭ по обществознанию: подходы к выявлению и анализу типичных ошибок. // ОКО. Оценка качества образования. – 2008.- № 6.
11. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
12. Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». /П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
13. www.fipi.ru Методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования», 2005-2011 гг.