Рабочая программа элективного курса в 11 классе «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Рабочая программа
элективного курса
«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначена для обучающихся 11 класса и составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня среднего (полного) общего образования, утверждённого МО РФ №1312 от 09.03.2004г.
- Примерной программы среднего общего образования по обществознанию
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.
Количество часов - 34 часа.
Обществознание — это интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук, обучающиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе.
Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в более четком осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену. Курс призван оказать теоретическую и практическую помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Человек и общество», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика», «Право».
Теоретический материал соответствует кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.
В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. После каждого модульного блока, предусмотрены практические задания, позволяющие закрепить изучаемый материал и отработать систему умений и навыков работы с контрольно-измерительными материалами в соответствии с определенным уровнем сложности в рамках ЕГЭ.
Задания части 2 также предполагают формирование тех компетенций обучающихся, которые слабо освоены в рамках обычного преподавания. Сюда относится: формирование умений соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и написание творческого эссе.
Это вызывает необходимость более основательно и детально познакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические занятия, тренинги.
Цель курса: Систематизировать, углубить и обобщить знания, умения и навыки обучающихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ.
Задачи курса:
- Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности при изучении материала, сделав упор на систематизацию, углубление и закрепление обществоведческих понятий;
- Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
- преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму;
- выявление существенных признаков социальных объектов и явлений;
- раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности;
- применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач;
- Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.
Формы и приёмы работы:
лекции с последующим опросом
беседы, посвящённые анализу явлений и событий, происходящих в современном мире
практические занятия, тренинги
работа в парах, группах, индивидуально
Работа с КИМами разной сложности
Лекции направлены на рассмотрение теоретических вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках или вызывающих определенные затруднения при изучении.
Практические занятия направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов, а также для отработки умений и навыков при работе с конкретными заданиями.
Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Ожидаемые результаты:
Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по трудным позициям курса;
Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий уровня 1 и 2; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Система оценивания
Отметки за спецкурс не выставляются, предполагается качественная устная оценка. Оценить действия старшеклассника можно при помощи слов или жестов. Оценивание должно быть полезным, оно должно обеспечивать информацией всех заинтересованных лиц, включая обучающихся, преподавателей, родителей.
Содержание программы курса – 34 часа
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. Заполнение бланков. – 2 часа
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Правила заполнения экзаменационных бланков.
Раздел 1. Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ (17 ч.).
Тема 1. Человек и общество. – 5 часов
Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь. Мораль, ее основные категории.
Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).
Познание. Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Сознание и деятельность
Практическая работа. Тренинг
Тема 2. «Социальные отношения» - 2 часа.
Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Практическая работа
Тема 3. «Экономика» - 3 часа.
Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике. Ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
Практическая работа
Тема 4. «Политика» - 3 часа
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Практическая работа
Тема 5. «Право» - 4 часа.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Практическая работа.
Тренинг
Раздел 2. Технология выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию (12ч.).
Тема 1. Технология выполнения заданий Части 1. (1-20) -3 часа
Выполнение с последующим анализом заданий части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности.
Выполнение с последующим анализом заданий с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений, и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
Тема 2. Технология выполнения заданий 21-24 Части 2. - 2 часа
Задание 21-24-0 составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы обучающегося. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
Тема 3. Технология выполнения заданий 25-27- 2 часа
Задание 25. – задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.
Задание 26. – задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.
Задание 27. – задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений обучающихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
Тема 4.Технология выполнения задания 28 - 2 часа
Задание 28. – задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.
Тема 5.Технология выполнения творческой работы – Эссе (задание 29) - 3 часа
Задание 29. (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.
Итоговая работа -3 ч.
Учебно-тематический план
№ пп |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе Теория Практика |
|
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. Заполнение бланков. |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ |
17 |
10 |
7 |
1.1 |
«Человек и общество»: |
5 |
3 |
2 |
1.2 |
«Социальные отношения» |
2 |
1 |
1 |
1.3 |
«Экономика» |
3 |
2 |
1 |
1.4 |
«Политика» |
3 |
2 |
1 |
1.5 |
«Право» |
4 |
2 |
2 |
2 |
Технология выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию |
12 |
- |
12 |
2.1 |
Технология выполнения заданий Части 1. (1-20) |
3 |
- |
3 |
2.2 |
Технология выполнения заданий 21-24 Части 2 |
2 |
- |
2 |
2.3 |
Технология выполнения заданий 25-27 |
2 |
- |
2 |
2.4 |
Технология выполнения задания 28 |
2 |
- |
2 |
2.5 |
Технология выполнения творческой работы – Эссе (задание 29) |
3 |
- |
3 |
Итоговая работа |
3 |
- |
3 |
|
Итого |
34 |
11 |
23 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать/понимать:
основные обществоведческие термины;
структуру и содержательные блоки экзаменационной работы по обществознанию;
алгоритм выполнения заданий различного уровня сложности.
Обучающиеся должны уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов;
раскрывать на примерах теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни;
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Конституция Российской Федерации.- М.,2010
2. Баранов П.А., Воронцов А.В, Шевченко С.В. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо, 2014.
3.ЕГЭ-2013. Обществознание. Сдаём без проблем.Автор-составитель О.В.Кишенкова- -М.: «Эксмо» 2012.
4. Махоткин А.В., Махоткина Н.В. Обществознание. М.: Эксмо, 2014
5. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2015.
6.Обществознание 10-11 классы. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Автор-составитель О.А.Чернышева. Легион,2013.
7. Обществознание. Задания высокого уровня сложности на ЕГЭ. Все темы курса и способы учебных действий. Автор-составитель Р.В.Пазин Легион, 2014 .
8.Шемаханова И.А. Общемтвознание: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: «Издательство АСТ» , 2014.
Интернет - ресурсы
1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
5.http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
Календарно-тематическое планирование
№ |
дата |
Тема занятия |
Базовые понятия |
Умения, навыки |
Элементы содержания |
Форма занятия |
1 |
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. |
Обществознание, ЕГЭ, спецификация, кодификатор, демоверсия |
Умение работать с нормативными документами. Заполнение бланков ЕГЭ |
Общественное сознание и философия. Знания и познание. Система социально-гуманитарного знания. |
Лекция |
|
2 |
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию. Заполнение бланков |
Практикум |
Раздел 1. Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ- 17 часов
Тема 1. Человек и общество- 5 часов
3 |
Общество как динамическая система |
Общество, динамическая система, прогресс, регресс, реформа, революция, культура, глобализация. |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов анализировать актуальную информацию о социальных объектах; |
Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь. Мораль, ее основные категории. |
Лекция |
4
5
6
7 |
Человек как биосоциальное существо
Познание
Практическая работа Тренинг |
Человек, индивид, индивидуальность, личность.
Познание, знание, самосознание. истина, наука, научное знание, общественные науки, информация. ступени познания, мировоззрение, философия. |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия формулировать собственные суждения и аргументы по определен. проблемам; подготовить устное выступление, творческую работу; совершенствовать собственную познавательную деятельность |
Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания. Сознание и деятельность |
Лекция
Лекция
Практикум Практикум |
Тема 2. Социальные отношения- 2 часа
8 9
|
9 |
Социальные отношения
Практическая работа |
Социальные институты. Страты. Социальный статус, социализация, социальная мобильность. |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук |
Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук |
Лекция |
Тема 3 Экономика- 3 часа
10
11
12 |
Типы экономических систем
Рыночный механизм
Практическая работа |
Экономика, типы экономических систем, факторы производства. Рынок, биржа, налоги, финансовые институты, банки. |
характеризовать основные экономические институты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; анализировать актуальную информацию о социальных объектах; оценивать действия субъектов социальной жизни-личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм; |
Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике. Ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. |
Лекция
Лекция
Практикум |
Тема 4. Политика -3 часа
13
14
15 |
Политическая система. Формы государства.
Политические субъекты
Практическая работа |
Политическая система. Политика. Государство. Форма правления. Политический режим.
Государство, партии. |
анализировать актуальную информацию о политических институтах; оценивать действия субъектов политической сферы, группы, организации, с точки зрения политических норм; формулировать собственные суждения определен. проблемам; |
Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики. |
Лекция
Лекция
Практикум |
Тема 5. Право -4 часа
16
17
18
19 |
Система права
Юридическая ответственность
Практическая работа
Тренинг |
Право, отрасль права, источники права, правоотношения, юридическая ответственность, нормативные акты.
|
характеризовать основные правовые институты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития анализировать актуальную информацию о правовых объектах; |
Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право. |
Лекция
Лекция
Практикум
Практикум |
Раздел 2. Технология выполнения заданий ЕГЭ по обществознанию (12ч.).
20-22
23-24
25-26
27-28
29-31 32-34 |
Технология выполнения заданий Части 1. (1-20)
Технология выполнения заданий 21-24 Части 2
Технология выполнения заданий 25-27 Части 2
Технология выполнения задания 28 Части 2 Технология выполнения творческой работы – Эссе (задание 29) Итоговая работа |
Распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. Развитие умений обучающихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка. Алгоритм написания творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания. Пробный ЕГЭ |
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум |