Программа элективного курса по немецкому языку для 11 класса «Путешествие по странам изучаемого языка»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ
«Путешествие
по странам изучаемого языка»
11 класс на 2015-2016 уч. год
Учителя немецкого языка
МБОУ «СОШ №9» г. Новозыбкова
Шафиковой Светланы Петровны
Программа курса по выбору
«Путешествие по странам изучаемого языка».
Современное общество усиливает своё внимание к изучению иностранных языков в школе, ставит задачу обеспечения освоения иностранных языков на функциональном уровне, для реализации которой увеличено время на их изучение до 3-х часов на обязательном базовом уровне в старшей школе и до 6 часов на профильном. Предлагаемый курс ставит своей целью помочь ученику расширить познания об истории Германии, сориентироваться в лексических навыках речи; навыках самостоятельной работы, необходимых учащимся для дальнейшего совершенствования уровня владения иноязычной культурой, выяснить для себя, хочет ли он продолжать образование в данном образовании. Познавательное значение курса состоит в том, что ученик приобретает знания о культуре, науке, истории, политике Германии, содержательная сторона которых гораздо шире предусмотренных базовым курсом: знания основных вех становления Германии, искусстве; о строе языка, его системе и особенностях. Курс рассчитан на удовлетворение познавательных интересов учащихся. Развитие общеучебных ЗУН, специальных речевых способностей (фонематического слуха, чувства языка, языковой догадки), развитие психических функций (речевое мышление, память, внимание, восприятие и т.д.) является результатом решения поставленных задач: поддержка мотивации к дальнейшему овладению иноязычной культурой; приобретение опыта положительного эмоционального отношения к иностранному языку, а также понимание значимости владения иностранным языком в современном мире.
Требования к урованию подготовки уч-ся по элективному курсу нем. яз.:
чтение - понять основное содержание несложных текстов, выделяя основную мысль и
существенные факты;
понять полностью содержание несложных текстов, используя для этого все известные приемы смысловой переработки текста ( догадку, анализ, выборочный перевод), обращаясь в случае необходимости к словарю;
говорение - вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего;
рассказать о стране изучаемого языка;
описывать природу, город, село ит.д.
аудирование - воспринимать на слух и понимать в целом аутентичные высказывания в самых распространенных, стандартных ситуациях общения, пользуясь переспросом, уточнением;
понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных текстов и выделять для себя отдельную значимую информацию, догадываясь о значении части незнакомых слов по контексту, сходству с родным языком и обходя слова, не мешающие извлечению этой значимой информации.
-письмо - написать простое письмо, поздравительную открытку зарубежному другу ( с опорой на образец);
сделать выписки из текста.
Календарно-тематическое планирование
Количество часов |
Номер и тема урока |
Виды деятельности |
1 .Географическое положение (2ч.) |
1.В центре Европы. |
Работа над текстом: чтение, перевод, пересказ. |
2.Климат и ландшафты Германии. |
Выполнение заданий к тексту. |
|
2. История Германии (3 ч.) |
3. История Германии до 1945 года. |
Рефераты. |
4. От раскола к единству. |
Дискуссия. |
|
|
5.Национальный характер немцев. |
Лекция. Семинар по теме: «История». |
3.Государственное устройство Германии (3ч.) |
6. Образование и функции правительства Германии. 7. Франк-Вальтер Штайнмайер – президент республики |
Работа над текстом: чтение, перевод, пересказ. |
8.Партии в Германии. Германия, Германия превыше всего (песня немцев) |
Выполнение заданий к тексту. Аудирование: прослушивание песни. |
|
9. Промышленность и сельское хозяйство в Германии. |
Доклады. Семинар по теме «Государственное устройство Германии» |
|
4. Образование, наука, культура. (7ч.) |
10.Музыка в Германии: Рихард Вагнер. |
Работа со справочной литературой. |
11. Страна поэтов и мыслителей. |
Презентация творческих работ. |
|
12.Немецкая археология: Г. Шлиман. |
Работа над текстом: чтение, перевод, пересказ. |
|
13. Киноискусство Германии: Доррис Дёррье - самый удачливый режиссер в Германии ( Германия 1\99г.) |
Работа со справочной литературой. |
|
14.Вклад немецких ученых в мировую науку: Р.Дизель. |
Рефераты. Семинар. |
|
15. Школа и образование. |
Работа со справочной литературой. |
|
16. Образование в ВУЗах. |
Лекция, семинар по теме « Образование, наука, культура». |
|
5. Немецкие федеральные земли (6 ч.) |
17. Берлин, Бранденбург, Саксония-Анхальт. |
Работа над текстом: перевод, пересказ. |
18. Вольная земля Бавария, Саксония. |
Выполнение заданий к тексту. |
|
19. Баден- Вюртемберг, Рейнланд- Пфальц, Земля Саар. |
Рефераты. |
|
20.Гессен, свободное | государство Тюрингия. |
Работа со справочной литературой. |
|
21.Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Бремен. |
Лекция. Рефераты. |
22. Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург, Мекленбург- Передняя Померания. |
Презентация творческих работ. |
|
6. Праздники в Германии. (8ч.) |
23. Рождество. |
Работа над текстом: чтение, перевод, пересказ. |
24. Как немцы празднуют карнавал? |
Выполнение заданий к тексту. |
|
25. Пасха. |
Рефераты. |
|
26. Троица. |
Работа со справочной литературой. |
|
|
27. Некоторые региональные праздники Германии: праздник пива, праздник бочки, «птичья свадьба». |
Лекция. |
28.Старые немецкие народные обычаи, традиции, приметы. |
Лекция. Дискуссия. |
|
29.Традиционная немецкая кухня. |
Лекция. |
|
30. Традиционные приветствия и пожелания. Жесты. |
Лекция. Семинар по теме «Праздники в Германии». |
|
7. Немецкоязычные государства. (3ч.) |
31. Австрийская республика. |
Работа над текстом: чтение, перевод, пересказ. |
32. Швейцария. |
Выполнение заданий к тексту. |
|
33. Люксембург. Лихтенштейн. |
Рефераты. |
|
8.Что я узнал о Германии. (1ч.) |
34. Обобщающий урок. |
Семинар по теме «Германия. Обобщающий урок». |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Географическое положение Германии.
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
В центре Европы (9 стран- соседей, горы, реки, озера, полезные ископаемые Германии.)
Климат и ландшафты Германии (климат, места отдыха: Шварцвальд, Кенигсзее, Альпы, Бодензее, Гарц).
История Германии.
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
История Германии до 1945 года ( понятие «германцы», «Германия», Германия в средние века, «Пруссия», империя Бисмарка, Первая мировая война. Вторая мировая война)
От раскола к единству ( холодная война и разделение Германии, Восточная и Западная Германия, 1990 г., объединение гос-ва, Берлин - единая столица).
Национальный характер немцев (понятие «нем. порядок», «нем. пунктуальность», «нем. менталитет», великие немецкие ученые и мыслители о немецком народе).
Государственное устройство Германии.
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
Образование и функции правительства Германии (понятия «бундестаг», «бундесрат», «Федеративная Республика», «федеративная земля», канцлер, президент Германии, функции правительства).
Партии в Германии (типы партий, выборы, «песня немцев»)
Промышленность и сельское хозяйство в Германии (Промышленность в Рурской обл., известные фирмы «Фольксваген», «БМВ», «БАСФ», «Бош» и др.; сельское хозяйство на востоке и на западе Германии: сходство и различие).
Образование, наука, культура
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
Музыка в Германии: Рихард Вагнер ( детство Вагнера, первый успех у публики, эмиграция в Швейцарию, известные оперы Вагнера)
Страна поэтов и мыслителей ( жизнь и творчество И.В.Гете, Ф. Шиллера, Г.Гейне, Т. Манн)
Немецкая археология: Г. Шлиман ( жизнь и исследовательская деятельность археолога).
Киноискусство Германии: Доррис Дёррье - самый удачливый режиссер Германии (детство в Германии, учеба в Калифорнии, обучение киноискусству в Мюнхене, работа на съёмочной площадке, «комедии с некоторым осадком», признание публики).
Вклад немецких ученых в мировую науку: Р Дизель (жизнь и исследовательская работа ученого).
Школа и образование (дет. сад, начальная школа, народная школа, реальное училище, гимназия, сходство и различие в обучении).
Образование в ВУЗах (пути поступления в ВУЗы, начальный и основной этапы обучения, Гумбольдский университет).
Немецкие федеральные земли
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
Берлин, Бранденбург, Саксония-Анхальт (географическое положение земель, крупные города, достопримечательности).
Вольная земля Бавария, Саксония (географическое положение земель, крупные города, достопримечательности).
Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, земля Саар (географическое положение земель, крупные города, достопримечательности).
Гессен, свободное гос-во Тюрингия (географическое положение земель, крупные города, достопримечательности).
Северный Рейн-Вестфалия. Нижняя Саксония. Бремен (географическое положение земель, крупные города, достопримечательности).
Шлезвиг-Голыптейн, Гамбург, Мекленбург- Передняя Померания (географическое положение земель, крупные города, достопримечательности).
Праздники в Германии
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
Рождество (понятие «Рождество», «Адвент», Христос-младенец, Святой вечер, рождественская ярмарка, рождественские угощения).
Как немцы празднуют карнавал? ( понятие «масленица», «карнавал», «канун Великого поста», место и время празднования карнавала, правила поведения и порядка).
Пасха (понятие «Пасха», «Христово Воскресенье», «пасхальное яйцо», «пасхальный заяц», игры и обычаи, пасхальные угощения).
Троица ( понятие «Троица», «майское дерево», история праздника, место и время проведения, игры и обычаи).
Некоторые региональные праздники Германии: (праздник «пива»: место и время проведения, праздничное угощение, игры, обычаи; праздник бочки: место и время проведения, праздничное угощение, игры, обычаи; «птичья свадьба»: место и время проведения, праздничное угощение, игры, обычаи;
Старые немецкие народные обычаи, традиции, приметы ( из истории происхождения устойчивых выражений «покляться в ч-л», «заслужить первые шпоры», «булавка убивает дружбу», «сломать тебе шею и ноги», приметы: песня кукушки, свадебные приметы.
Традиционная немецкая кухня ( блюда и продукты питания, типичные для немецкого стола, традиционные немецкие напитки)
Традиционные приветствия и пожелания. Жесты. ( наиболее употребляемые в Г ермании, Австрии, Швейцарии слова приветствия, прощания, пожелания, поздравления с праздником)
7.Немецкоязычные государства
В данном разделе рассматриваются следующие темы:
Австрийская республика (географическое положение гос-ва, страны-соседи, крупные города, достопримечательности, политическое устройство гос-ва)
Швейцария (географическое положение гос-ва, страны-соседи, крупные города, достопримечательности, политическое устройство гос-ва)
Люксембург, Лихтенштейн (географическое положение гос-ва, страны-соседи, крупные города, достопримечательности, политическое устройство гос-ва)
8. Что я узнал о Германии
1. Обобщающий урок (повторение материала о Германии и немецкоязычных государствах)
Романовская Н. И. «200 тем нем. яз.» М: 2003г.
Бим И. Л. «Программы по немецкому языку». М: 1998г.
Мальцева «Германия: страна и язык». Лингвострановедческий словарь. М: 1998г.
Константинова С. И. «Немецкий язык». Тексты для чтения и понимания. М: 1997г.
Строкина Т. «85 устных тем по немецкому языку». М: 2002.
Гез Н. П., Мартенс К. К., Штеиман Г. А. «Книга для чтения по немецкому языку для 10 класса средней школы». М: 1978г.
Германия №1/99г.