12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дмитриева Оксана Леонидовна1935
Люблю детей
Россия, Крым респ., Джанкойский район, с. Овощное

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Овощновская школа»

Джанкойского района Республики Крым

  

«Рассмотрено и принято»           «Согласовано»                               «Утверждено»

на заседании МО                     зам.директора по УВР                       Директор МОУ

«___»________2015г.            «___»________  2015г.                «Овощновская школа»

Руководитель МО                     ____Т.И.Посмашная                        ___от__.08.2015 

«___»_________2015г                                                              _______С.В.Борисова

 _______Е.В.Кочеткова

 

Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса

 

9 класс – 35 часов в год (1 час в неделю)

Учитель О.Л. Дмитриева

Программа разработана на основе

«Практикума по орфографии и пунктуации» Т.Я. Фроловой.

2015 г.

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи курса
  3. Характеристика учебного курса.
  4. Описание места учебного курса в учебном плане школы
  5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
  6. Содержание учебного курса
  7. Календарно-тематическое планирование
  8. Учебно-методическое обеспечение

 

Пояснительная записка

Программа практикума по русскому языку (орфография, пунктуация) предназначена для обобщённого повторения практического курса в 9 классе.

Программа «Практикума по орфографии и пунктуации» рассчитана на 35 часов.

Программа составлена на основе «Практикума по орфографии и пунктуации» Т.Я.Фроловой.

Орфографический и пунктуационный материал предлагается изучать на обобщенной основе. Основанием для обобщения может служить общий опознавательный признак орфограмм и пунктограмм, место орфограммы в слове (правописание морфем), орфограмма-пробел, орфограмма-дефис и т. д.

В целях интенсификации необходимо сохранять последовательность изучения орфографических и пунктуационных тем ( последовательность повторения тем прилагается). Такой подход обеспечит повышение эффективности усвоения материала, даст возможность закреплять орфографические темы при повторении пунктуации и пунктуационные при повторении орфографии.

Цели и задачи курса:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

• учить соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки;

• учить соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

Характеристика учебного курса.

Орфография

Гласные и согласные в корне слова.Гласные в корне слова. Безударные о, а, е, и, я, проверяемые ударением. Употребление в качестве проверочного слова свободного корня (корень, соответствующий слову). Согласные в корне слова. Непроизносимые согласные.

Написание устойчивых буквосочетаний. Сочетаниянч, нщ, чк, чн, шч, жч, стч, зч, здч.

Написание слов с шипящим на конце.Написание существительных женского рода единственного числа, существительных мужского рода, множественного числа, кратких прилагательных, наречий, глаголов 2-го лица единственного числа, глаголов неопределённой формы, глаголов повелительного наклонения с шипящим на конце слова.

Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи. Употребление букв о, ё после ж, ш, ч, щ в корне слова, в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий, глаголов, причастий для передачи на письме ударных слогов.

Написание и, ы после ц.

Написание не с разными частями речи.Написание не с существительными, прилагательными, глаголами, деепричастиями, причастиями, отглагольными прилагательными и наречиями на -о, -е. Не в составе союзов. Написание не с краткими причастиями, краткими отглагольными прилагательным. Скрытое противопоставление.

Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи.Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных, образованных от существительных (-н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-). Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах кратких причастий, кратких отглагольных прилагательных и наречий на -о, -е.

Правописание не и ни с отрицательными, неопределёнными местоимениями и наречиями. Разграничение отрицательных местоимений и созвучных форм слов в устойчивых словосочетаниях (не кто иной как, ничто иное … не и т.п.).

Разграничение не и ни в предложении.Употребление усилительной частицынив предложении. Соединительный союз ни–ни. Ни в сложноподчинённом предложении при союзных словах кто ни, что ни, куда ни и т. п.

Правописание корней с чередованием. Написание о в слабой позиции в корнях гор-, клон-, твор-; написание а в слабой позиции в корнях зар-, плав-; чередование о, а в корне рос-, раст-, ращ-; чередование о, а в корне кас(а)-–кос(н)-, -лаг(а)- – -лож-, скак- – скоч-; буквы е, и в корнях с чередованием (бер- – бир(а), …).Смыслоразличительное значение чередования корней равн- – - ровн-, мак- – мок-.

Правописание сложных слов.Правописание сложных существительных. Соединительные гласные о и е. Сложные существительные без соединительных гласных. Написание сложных и составных числительных.

Правописание приставок. Правописание приставок, не изменяющихся на письме. Приставки на з/с. Приставки пре- и при-

Орфограммы на стыке приставки и корня.Разделительный твёрдый знак. Гласные ы, и после приставок.

Правописание суффиксов. Суффиксы имен существительных (суффиксы -чик и -щик,-ик и -ек; -ец и -иц; -ичк- и-ечк-, -енк-,-инк-, -еньк-, -ичк-, -тель, и др). Суффиксы имен прилагательных (-ив-,
-чив; -оват, -еват, -ев, -еват, -евит; -н-, -енн-, -онн-, -ин-, -ан- (-ян-).Суффиксы глаголов.Гласные на конце наречий.

Правописание окончаний существительных, прилагательных.Склонение имен существительных. Склонение имен существительных во множественном числе. Правописание окончаний имен существительных.е, и в окончаниях имён существительных единственного числа.

Склонение имен прилагательных.Окончания имен прилагательных.

Правописание личных окончаний глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. -ете,-ите на конце глаголов. Окончания разноспрягаемых глаголов. Проверка окончаний глаголов с приставкой обес- (обез-).

Правописание суффиксов причастий.Написание гласных в суффиксах -ущ(ий) –-ющ(ий), -ащ(ий), -ящ(ий),-ем(ый), -им(ый) причастий.Написание гласных перед суффиксом -вш(ий) причастий, перед суффиксом -в деепричастий; перед суффиксом -л глаголов прошедшего времени.Написание гласных перед н-нн в причастиях.

Дефисное написание слов разных частей речи.Правописание сложных прилагательных (прилагательные, образованные от слитно пишущихся сложных существительных; сложные прилагательные, выражающие подчинительные отношения; сложные прилагательные со слитным написанием, употребляемые в роли терминов; прилагательные, образованные от сложных существительных с дефисным написанием; сложные прилагательные, выражающие сочинительные отношения; сложные прилагательные, части которых указывают на неоднородные признаки; сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов; сложные прилагательные, образованные от географических и административных имен собственных).

Написание слов с пол-, полу-.Написание через дефис приложений.Написание через дефис наречий. Дефисное написание повторяющихся слов.

Отличие наречий от созвучных форм слов. Отличие наречий от созвучных форм слов. Отличие наречий с приставками под-, за-, на-, в-, с-, без- (бес-), по-, из- (ис-), до-, к- от созвучных форм слов с предлогами под, за, на, в, с, без, по, из, до, к. Слитное написание наречий. Дефисное написание наречий. Раздельное написание наречных сочетаний.

Правописание производных предлогов.Отличие производных предлогов от созвучных форм слов. Правописание производных предлогов несмотря на, вследствие,навстречу, вроде, насчет, ввиду, вместо,в течение, в продолжение, в заключение.

Правописание союзов.Отличие союзов от созвучных форм слов.Отличие союзов чтобы, тоже, также, зато и выступающих в роли союзов наречий поэтому, потому, оттого от соотносимых форм слов: что бы, то же, так же, за то, от того, по тому, по этому.Правописание составных союзов

Правописание частиц.Правописание частиц через дефис.

Употребление прописных букв.Собственные имена лиц: артикли, предлоги, частицы при нерусских фамилиях и именах; собственные имена, состоящие из двух частей; собственные имена в роли нарицательных; названия из области религии и мифологии. Географические и административные территориальные названия. Астрономические названия. Названия исторических эпох и событий. Названия календарных периодов, торжеств и названия, связанные с религией. Названия органов власти, учреждений, организаций, обществ, партий.

Названия документов, памятников, предметов и произведений искусства. Наименование должностей, званий, титулов, названия орденов и медалей, наград. Названия литературных произведений и органов печати.

Пунктуация

Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления.

Запятая между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными с помощью сочинительных союзов.Однородные члены предложения и части сложного предложения, соединенные неповторяющимися союзами. Однородные члены предложения и части сложного предложения, соединенные повторяющимися союзами. Однородные члены предложения, соединенные парными союзами.

Однородные и неоднородные определения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Выделение на письме придаточной части сложного предложения. Запятая при сложных подчинительных союзах. Запятая и точка с запятой в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

Обособление дополнений, присоединяемых производными предлогами со значением включения/исключения (кроме, помимо и т. п.).Знаки препинания при обособленных дополнениях.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.

Обособленные определения. Обособление определений, выраженных причастным оборотом.

Обособленные приложения.

Уточняющие члены предложения. Уточняющие обстоятельства. Уточняющие определения. Пояснительные члены предложения. Присоединительные члены предложения. Конструкции со словами даже, особенно, например, в частности и др.

Синтаксические конструкции, соединённые союзом и. Пунктуация в разноструктурных единицах с союзом и. Однородные члены предложения, соединённые союзом и. Части сложного предложения, соединённые союзом и. Части сложного предложения, соединённые союзом и, с общим второстепенным членом предложения. Знаки препинания при сочетание союзов. Однородные члены предложения, соединённые повторяющимся союзом и.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями. Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Обращения. Междометия. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова.

Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи.Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Тире в простом и сложном предложении. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире при приложении. Интонационное тире. Соединительное тире. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Двоеточие в сложном предложении

Конструкции с союзом как. Сравнительный оборот в составе сказуемого и обстоятельства. Запятая при оборотах с союзом как. Запятая при оборотах с союзами будто, словно, точно и др. Цельные по смыслу выражения.Обособленные и необособленные приложения, присоединяемые союзом как, будто, словно, точно.

Сочетания знаков препинания в сложных синтаксических конструкциях.

 

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА

В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ШКОЛЫ

Элективный курс практикума по орфографии и пунктуации рассчитан на 35 часов в год, 1 час в неделю.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

 

Содержание учебного курса

Гласные и согласные в корне слова.

Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления и с помощью сочинительных союзов.

Написание слов с шипящим на конце.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Написание и, ы после ц.

Обособление дополнений.

Написание не с разными частями речи.

Обособление обстоятельств.

Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи.

Обособление определений.

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений и наречий.

Обособление приложений.

Разграничение не и ни в предложении.

Тире в простом и сложном предложении.

Правописание корней с чередованием.

Синтаксические конструкции, соединённые союзом и.

Правописание сложных слов.

Правописание приставок.

Орфограммы на стыке приставки и корня.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями.Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

Правописание суффиксов

Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи.

Правописание окончаний существительных, прилагательных.

Обобщающие слова при однородных членах.

Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий.

Двоеточие в сложном предложении

Дефисное написание слов разных частей речи.

Конструкции с союзом как.

Слитное и раздельное написание наречий.

Правописание производных предлогов.

Знаки препинания в предложениях с уточняющими, пояснительными и присоединительными членами предложениями

Правописание союзов. Правописание частиц.

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

Употребление прописных букв.

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Содержание урока

План

Факт

 

1

Гласные и согласные в корне слова.

03.09.15

 

2

Запятая и точка с запятой между однородными членами предложения и частями сложного предложения, связанными интонацией перечисления и с помощью сочинительных союзов.

10.09.15

 

3

Написание слов с шипящим на конце.

17.09.15

 

4

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

01.10.15

 

5

Написание о, ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях разных частей речи.

08.10.15

 

6

Написание и, ы после ц.

15.10.15

 

7

Обособление дополнений. Употребление прописных букв.

22.10.15

 

8

Написание не с разными частями речи

05.11.15

 

9

Обособление обстоятельств.

12.11.15

 

10

Одна и две буквы н в суффиксах различных частей речи.

19.11.15

 

11

Обособление определений

26.11.15

 

12

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений и наречий.

03.12.15

 

13

Обособление приложений.

10.12.15

 

14

Разграничение не и ни в предложении.

17.12.15

 

15

Тире в простом и сложном предложении.

24.12.15

 

16

Правописание корней с чередованием.

14.01.16

 

17

Синтаксические конструкции, соединённые союзом и.

21.01.16

 

18

Правописание сложных слов

28.01.16

 

19

Правописание приставок.

04.02.16

 

20

Орфограммы на стыке приставки и корня.

11.02.16

 

21

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложениями.Знаки препинания в предложениях с вставными конструкциями.

18.02.16

 

22

Правописание суффиксов

25.02.16

 

23

Знаки препинания при различных способах передачи на письме чужой речи.

03.03.16

 

24

Правописание окончаний существительных, прилагательных.

10.03.16

 

25

Обобщающие слова при однородных членах.

17.03.16

 

26

Правописание окончаний глаголов. Правописание суффиксов причастий.

24.03.16

 

27

Дефисное написание слов разных частей речи.

07.04.16

 

28

Двоеточие в сложном предложении

14.04.16

 

29

Конструкции с союзом как.

21.04.16

 

30

Слитное и раздельное написание наречий.

28.04.16

 

31

Правописание производных предлогов.

05.05.16

 

32

Правописание союзов. Правописание частиц.

12.05.16

 

33

Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях.

19.05.16

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  1. Д.Э. Розенталь. Справочник по правописанию и литературной правке. – М: Рольф, 1996. – 368 с.
  2. Лекант П.А. Справочник школьника по русскому языку. П.А.Лекант, Н.Б.Самсонов. – М.: ООО "Издательство " Мир и Образование", 2002. – 352 с.
  3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современная русская орфография. – М.: Бизнес-информ, 1998. 272 с.
  4. Львова С.И. Словообразование. Словообразовательная модель на уроках русского языка: Пособие для учителя. 2-е изд. – М.: ООО"Торгово-издательский дом "Русское слово—РС". 2001. – 126 с.
  5. Федоренко Л.П., Локтарев В.К. Практикум по орфографии и пунктуации. – М.: Просвещение, 1979. 208 с.
  6. Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык. – Симферополь: Феникс, 2013. 64 с.
  7. Т. Я. Фролова. Русский язык. Практикум. – Симферополь: 2012. 144 с.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.