Программа элективного курса «Практикум по математике» для 11 класса
Программа элективного курса
«Практикум по математике»
для 11 класса
учителя математики
МКОУ СОШ № 1
Колгановой Любови Семеновны
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с учащимися 11 класса с целью повышения эффективности обучения их математике, предусматривает подготовку их к государственной (итоговой) аттестации по математике за курс средней школы и к дальнейшему математическому образованию. Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Элективный курс «Практикум по математике» в 11 классе представляет собой повторение, обобщение и углубленное изучение теоретического материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «Выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции и графики», «Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей», «Решение задач по геометрии». Курс рассчитан на учащихся общеобразовательного класса, желающих хорошо подготовиться к ЕГЭ и к дальнейшему изучению математики в ВУЗах.
В процессе изучения данного курса будут использованы приемы индивидуальной, парной, групповой деятельности для осуществления самооценки, взаимоконтроля; развиваться умения и навыки работы с математической литературой и использования интернет-ресурсов.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе.
ЗАДАЧИ:
Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии.
Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета.
Формирование поисково-исследовательского метода.
Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий.
Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий.
Получение школьниками дополнительных знаний по математике.
Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ:
1 Выражения
Числа, корни и степени
1. Степень с натуральным, целым, рациональным показателем
2. Дроби, проценты, рациональные числа
3. Корень степени n >1 и его свойства
Основы тригонометрии
4. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа
5. Основные тригонометрические тождества
6. Формулы приведения
Логарифмы
7. Логарифм числа и его свойства.
Преобразования выражений
8. Преобразования алгебраических выражений.
9. Преобразования тригонометрических выражений
10. Преобразование логарифмических выражений.
2 Уравнения и неравенства
Уравнения
11. Квадратные уравнения
12. Рациональные уравнения
13. Иррациональные уравнения
14. Тригонометрические уравнения
15. Показательные уравнения
16. Логарифмические уравнения
17. Системы уравнений с двумя неизвестными
Неравенства
18. Квадратные неравенства
19. Рациональные неравенства
20. Показательные неравенства
21. Логарифмические неравенства
22. Метод интервалов
23. Системы неравенств
3 Функции и графики
24. Основные свойства функций.
25. Функциональная зависимость в реальных процессах.
26. Графический подход к решению задач с параметрами.
4 Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей
27. Статистические характеристики.
28.Формулы комбинаторики.
29.Вероятностно-комбинаторные задачи.
5 Решение задач по геометрии.
30. Решение треугольников.
31. Практические задачи по геометрии.
32. Многогранники и тела вращения.
6 Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса.
33. Обобщающий урок по курсу практикума.
34. Тренировочно-диагностическая работа.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ |
Разделы, темы |
К-во часов |
1 Выражения. |
10 |
|
1 |
Числа, корни и степени. |
3 |
2 |
Основы тригонометрии. |
3 |
3 |
Логарифмы. |
1 |
4 |
Преобразования выражений. |
3 |
2 Уравнения и неравенства. |
13 |
|
5 |
Уравнения. |
7 |
6 |
Неравенства. |
6 |
3 Функции и графики. |
3 |
|
4 Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей. |
3 |
|
5 Решение задач по геометрии. |
3 |
|
6 Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса. |
2 |
|
Итого |
34 |
Требования к уровню математической подготовки
выпускников 11 класса
В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь:
находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
вычислять производные и первообразные элементарных функций;
исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленови простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
построения и исследования простейших математических моделей.
Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:
навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;
составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;
умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;
умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.
учащийся должен знать/понимать
математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;
как можно функционально описать реальные зависимости;
основные алгоритмы решения примеров и задач;
решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.
Методические рекомендации по реализации программы:
Основным дидактическим средством для данного курса являются тексты типовых задач, которые могут быть выбраны из сборников, тренировочных вариантов ЕГЭ, интернет-банков заданий, текстов краевых диагностических работ или составлены самим учителем.
Учащиеся обеспечиваются раздаточным материалом, подготовленным на основе предлагаемого ниже списка литературы.
Для повышения эффективности работы учащихся используются мультимедийные ресурсы обучающего и контролирующего характера.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Разделы, темы |
Кол-во часов |
1 |
Выражения. |
10 |
Числа, корни и степени |
3 |
|
1 |
Степень с натуральным, целым, рациональным показателем. |
1 |
2 |
Дроби, проценты, рациональные числа. |
1 |
3 |
Корень степени n >1 и его свойства. |
1 |
Основы тригонометрии |
3 |
|
4 |
Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. |
1 |
5 |
Основные тригонометрические тождества. |
1 |
6 |
Формулы приведения. |
1 |
Логарифмы |
1 |
|
7 |
Логарифм числа и его свойства. |
1 |
Преобразования выражений |
3 |
|
8 |
Преобразования алгебраических выражений. |
1 |
9 |
Преобразования тригонометрических выражений |
1 |
10 |
Преобразование логарифмических выражений. |
1 |
2 |
Уравнения и неравенства |
13 |
Уравнения. |
7 |
|
11 |
Квадратные уравнения |
1 |
12 |
Рациональные уравнения |
1 |
13 |
Иррациональные уравнения |
1 |
14 |
Тригонометрические уравнения |
1 |
15 |
Показательные уравнения |
1 |
16 |
Логарифмические уравнения |
1 |
17 |
Системы уравнений с двумя неизвестными |
1 |
Неравенства |
6 |
|
18 |
Квадратные неравенства |
1 |
19 |
Рациональные неравенства |
1 |
20 |
Показательные неравенства |
1 |
21 |
Логарифмические неравенства |
1 |
22 |
Метод интервалов |
1 |
23 |
Системы неравенств |
1 |
3 |
Функции и графики |
3 |
Элементарное исследование функций |
3 |
|
24 |
Основные свойства функций. |
1 |
25 |
Функциональная зависимость в реальных процессах. |
1 |
26 |
Графический подход к решению задач с параметрами. |
1 |
4 |
Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей |
3 |
27 |
Статистические характеристики. |
1 |
28 |
Формулы комбинаторики. |
1 |
29 |
Вероятностно-комбинаторные задачи. |
1 |
5 |
Решение задач по геометрии. |
3 |
30 |
Решение треугольников. |
1 |
31 |
Практические задачи по геометрии |
1 |
32 |
Многогранники и тела вращения. |
1 |
6 |
Итоговое занятие. Контроль и оценка результатов изучения курса |
2 |
33 |
Тренировочно-диагностическая работа. |
1 |
34 |
Обобщающий урок по курсу практикума. |
1 |