Программа факультатива по английскому языку для СПО
Пояснительная записка
Иностранный язык имеет широкие возможности для развития социокультурной компетенции, предполагающей знание норм и правил поведения страны, в которой находиться гражданин. Уровень адаптации в иноязычном обществе зависит не только от знаний языка, но и от знания социокультурных особенностей этого государства. Достижение данной цели обуславливает целесообразность проведения факультатива, тематикой которого является изучение страноведения и культурологи страны, изучаемого языка.
Программа факультатива «Загадочная Великобритания» предназначена для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы. Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 урока. Каждое занятие имеет свое название, подчиненнное общей тематике курса - изучение страноведческого материала и культурологии Великобритании. Программа данного факультатива построена с учетом межпредметных связей между иностранным языком и другими предметами, такими как, литература, история, география. Программа разработана на основе материалов авторского УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык».
Проведение занятий предполагается в виде комбинированной формы традиционного урока (развитие навыков чтения, аудирования, лексико-грамматических навыков) и нетрадиционного урока – ролевой игры, викторины, проекта, составление коллажа. Занятия ориентированы на проведение различных форм работы – индивидуальной, парной, групповой. Все задания на уроках информационно-ориентированные, призванные вызывать интерес к изучению темы. Контроль осуществляется в форме проведения теста или викторины.
Данная программа направлена на обеспечение всестороннего и творческого развития детей, удовлетворение их современных познавательных интересов и коммуникативных потребностей, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.
Цели обучения:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – формирование у обучающихся лексических и грамматических навыков говорения, ознакомление с культурным многообразием стран изучаемого языка, их вкладом в мировую культуру.
РАЗВИВАЮЩИЕ - расширение культуроведческих знаний и способствование формированию межкультурной компетенции учащихся, совершенствование навыков культуры речи, самоконтроля и взаимоконтроля, развитие самостоятельности.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ – воспитание любви к языку, культуры общения, воспитание уважительного отношения к межкультурным связям различных стран.
Задачи обучения:
обогатить страноведческие знания обучающихся средствами английского языка;
развить социокультурное восприятие иноязычной среды;
расширить языковой материал, который способствует описанию реалий жизни стран изучаемого языка;
совершенствовать формирование межкультурной компетенции обучающихся с помощью реализации социокультурного компонента во внеучебной деятельности по английскому языку;
развивать и совершенствовать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении культуроведческой, познавательно-поисковой работы.
Здоровьесбережение:
применять профилактику умственного перенапряжения путем смены деятельности;
создавать атмосферу психологического комфорта;
использовать физкультурно-оздоровительные и медико-профилактические упражнения.
Структура деятельности
Структура деятельности курса включает следующие компоненты:
- беседа (введение в тему, освоение новых терминов, понятий, лексических единиц), объяснение;
- самостоятельная работа с лексико-грамматическим материалом и справочной литературой;
- иллюстрация (грамматические схемы, тематические плакаты, презентации, аудио и видеоматериал)
- метод создания ситуации творческого поиска (учебно-речевые ситуации, проведение самостоятельных исследований);
- игровая деятельность (игры, кроссворды, викторины, загадки).
Содержание курса
Содержание курса включает разнообразные формы обучения: организационные и практические, которые ориентированы на познавательный, развивающий и социокультурный аспекты изучения английского языка. Не только грамматика, чтение и письмо, но и их практическое использование в речи – основные задачи обучения. Конечно же, разговорные навыки, полученные в ходе обучения, имеют особую ценность именно потому, что основной страноведческий материал представлен носителями языка (видеоматериалы, аудиозаписи).
Учебно – тематический план
Название темы |
Учебные задачи |
Иноязычная лексика |
Форма работы |
1.Добро пожаловать в Великобританию |
- ознакомить уч-ся с национальной символикой (флаг, герб, символ), историей страны Туманного Альбиона |
“Union Jack”, “Dieu et mon driot”, “John Bull”, flag, coat-of-arms, anthem, Celts, Romans. |
Беседа со школьниками, работа с картой, наглядными пособиями, игра |
2.Географическое положение |
- познакомить учащихся с географическим положением страны |
The Atlantic Ocean, Gulf Stream, coast, islands, rivers, mountains. |
Работа в малых группах с картой (как попасть в страну, используя различные транспортные средства) |
3.Национальные аэропорты |
- познакомить учащихся с названиями аэропортов, - развить умение составить диалог по теме «в аэропорту» |
Heathrow, Gatwick Airports, to travel by air, tickets, information desk, check-in desk. |
Беседа Ролевая игра “I’m in the airport” |
4. Поездка в Лондон |
- предоставить информацию о достопримечательностях Лондона, ознакомить с экскурсионной лексикой - развить умение комментировать фотоматериал |
Museums, galleries, tourist bus, excursions, leaflets, guides. |
Презентация Экскурсия по городу “Travelling in London” |
5.Музеи Великобритании |
- актуализировать знания учащихся о достопримечательностях Великобритании |
Greatest treasures, outstanding collections, displays, exhibits, guides. |
Проекты Работа в парах |
6. Парки и сады Лондона |
- актуализировать знание материала, пройденного на уроках - развить умение публичного выступления |
Hyde Park, Speaker’s Corner, St James Park, Kensington Gardens, flower-beds, lawns. |
Викторина Подготовить выступление в уголке спикера на тему |
7.Театр Шекспира |
- познакомить учащихся с английским писателем и его произведениями - развивать умение выразительного чтения |
Hamlet, Othello, King Lear, comedies, tragedies, sonnets. |
Викторина Чтение сонет (в русском варианте) Просмотр отрывка из видео фильма |
8.Известные люди Великобритании |
-развить умение рассказывать о знаменитостях и выразить свое отношение к их произведениям |
Outstanding works, fame, talent, water-colors, masterpieces, D. Defoe, J. Turner, W. Shakespeare. |
Рассказ о знаменитых людях Презентация |
9. Что было изобретено в Великобритании? |
- познакомить учащихся с различными изобретениями и их авторами с помощью презентации |
Steam-powered locomotive, telephone, light bulb, gramophone, T. Edison, E. Berliner, A. Bell, R. Trevithick. |
Игра КВН Работа в малых группах Оформление стенда |
10.Популярные виды спорта в Великобритании |
- познакомить учащихся с историей возникновения различных видов спорта, ознакомиться с правилами некоторых игр |
Football championships, the Wimbledon tennis competitions, the Deby horse-racing, the Ryder Cup, polo, rugby, cricket |
Чтение текстов об истории возникновения различных видов спорта Подвижная игра |
11. Тест |
- контроль и обобщение усвоенных знаний |
Test |
Индивидуальная работа взаимопроверка |
12.Национальные традиции |
-познакомить учащихся с национальными традициями - развить навыки ведения беседы за столом |
Trooping the Colors, Queen’s Christmas speech, swan-upping, English breakfast, English tea, gardening. |
Просмотр видеоматериала Чаепитие по- английски |
13.Национальные праздники |
- познакомить учащихся с национальными праздниками - воспитать позитивное отношение к культуре другой национальности |
Christmas, Easter, Bank Day, Guy Fawkes Day, Mother’s Day, Halloween. |
Проекты, сравнивание праздников в Великобритании и России, игра |
14.Рождество |
- отработать лексический материал по теме |
To congratulate, to celebrate, to give gifts, cook delicious dinner, to go to church. |
Инсценировка праздника |
15. Англия |
-познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа |
London, St George, puddings, pubs, a rose, conservative and well-mannered people. |
Чтение текстов Подготовка материала |
16. Шотландия |
-познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа |
Edinburgh, a thistle, St Andrew, Eisteddfods, haggis, kilts, hard-working people. |
Чтение текстов Подготовка материала |
17. Вейлс и Северная Ирландия |
-познакомить учащихся с реалиями страны, обычаями и традициями народа |
Cardiff, a daffodil, St David, harp, Welsh rabbit, beautiful girls Ulster, Belfast, St Patrick, A shamrock. |
Чтение текстов Составление коллажа |
18. Короли и королевы |
- ознакомить учащихся с представителями королевских династий различных исторических эпох |
King Arthur, Richard the Lionheart, Knights of the Round Table, knighthood, sword, Queen Victoria and her prosperity, Queen Elisabeth the Second. |
Презентация Драматизация «Король Артур и рыцари круглого стола» |
19. Королевская семья |
- развивать умение поиска информации в сети Интернет |
Royal family, British Parliament, Buckingham Palace, royal traditions, wealth, weddings. |
Проект |
20. Метро |
- ознакомить учащихся с историей возникновения Лондонского метро - развивать навыки общения в неформальной обстановке |
Underground, trains, stations, travel cards, signs, single ticket. |
Беседа, Ролевая игра “From London to Manchester”, Составление маршрутов |
21. Городской транспорт |
- ознакомить учащихся с видами городского транспорта - развивать речевые навыки учащихся |
London transport, travel centre, excursion panoramic views, route |
Экскурс на Лондонском автобусе Игра по станциям |
22. Британские замки |
- ознакомить учащихся с историей древних замков Британии |
Windsor Castle, Nottingham Castle, Bodiam, Castle, Dover. |
Презентация Работа в группах |
23.Стоунхендж |
- ознакомить учащихся с национальными реликвиями |
Wilshire, the biggest stone circle, the Druids, strange, ancient, rare, living custom. |
Презентация Работа в парах |
24. Игра Брейн Ринг |
- обобщение усвоенных знаний |
“Brain Ring”. |
Игра «Брейн Ринг» |
25. Л. Кэрол и его книги |
- ознакомить с учащихся с писателями английской литературы - развивать умение выразительного чтения и актерского мастерства |
Charles Dodgson, pen-name, ”Alice in Wonderland”, Alice Liddell. |
Чтение отрывка из произведения «Алиса в стране чудес» Драматизация отрывка из произведения |
26. Д.К. Джером «Трое в лодке» |
- ознакомить с учащихся с писателями английской литературы - развивать умение выразительного чтения |
The Thames, boat, up and down the river, to pack, to travel, to discuss plans. |
Рассказ Чтение отрывка из произведения |
27. Английские стихи |
- углубить знания учащихся английской поэзии - воспитать позитивное отношение к другой культуре |
“Night” W.Blake “My Heart’s in the Highlands” R.Burns “Spring” W.Blake |
Чтение стихов на английском языке и в русском варианте перевода |
28.Кино |
- познакомить учащихся с историей создания киноиндустрии, основоположником немого кино Чарли Чаплиным, главным кинотеатром страны |
Cinema, actors, characters, the Odeon, Charlie Chaplin, black and white films, silent pictures |
Чтение текста, устные выступления уч-ся Озвучивание фильма |
29. Музыкальное наследие |
- углубить знания учащихся о Британском музыкальном наследии, ознакомить с современными музыкальными тенденциями
|
London Orchestra, group “Beatles”, radio “Virgin”, popular music, singers, concert halls. |
Доклад Музыкальный ринг |
30.Английские пословицы |
- развивать умение интерпретировать пословицы, высказывать свое мнение |
“Better late than never” “A friend in need is a friend indeed”, “Short visits make long friends” |
Чтение рассказов с примерами пословиц Игра по станциям |
31.Английские манеры |
- ознакомить учащихся с культурой общения британцев, манерами поведения |
Well-mannered people, politeness, “please”, «would you like» Communicating, queuing, greeting. |
Беседа, чтение «культурных заметок» Ролевые игры |
32. Новые города в США |
- ознакомить учащихся с городами Америки, названных по подобию городов Британии - ознакомить с лексикой Американско- английского языка |
New England, New York New Mexico, Vocation, cookie, truck, mailbox, railroad, French fries. |
Доклад, беседа Работа в группах |
33. Тест |
- контроль и обобщение усвоенных знаний |
Test |
Индивидуальная работа Взаимопроверка |
34. Пишем письмо |
- отработать умения написания личных писем |
Making new friends, address, e-mail, code, letters, envelopes, post offices, postmen. |
Подведение итогов Написание писем |
Требования к уровню подготовки обучающихся
По окончании курса обучающиеся должны знать:
географическое положение Великобритании, национальную символику, столицу государства, достопримечательности страны, известных монархов, знаменитых писателей, поэтов, их произведения, изобретателей и их изобретения, иметь представление о национальных видах спорта, знать национальные праздники, традиции, культурные особенности британского народа.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
ориентироваться в страноведческом и культуроведческом материале, уметь собирать и обобщать информацию, пользоваться справочным материалом, Интернет-ресурсами, работать с презентациями, проектами, уметь выступать с результатами выполнения познавательно-поисковых заданий, использовать в работе карту, наглядные пособия, а также обучающиеся должны уметь выразительно читать отрывки из английских произведений, стихи, озвучивать видеоматериал.
Список литературы
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Учебник 6 класс. Английский язык. – М.: Дрофа, 2014
Афанасьева О.В., Михеева И.В. Книга для учителя 6 класс. Английский язык. – М.: Дрофа, 2014
Маркушевская Л.П. Учебное пособие по страноведению: Великобритания. - СПбГУ ИТМО, 2008
Козикис Д.Д., Медведев Г.И. British Studies. Страноведение. Великобритания. Учеб. пособие /Д. Д. Козикис, Г. И. Медведев, Н. В. Демченко. — 3-е изд. — Мн. : Лексис, 2007
Михайлов Н.Н. Лингвострановедение Англии. – М.: Издательский центр «Академия», 2006
Павлоцкий В.М. Великобритания: монархия, история, культура: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, 2006
Росс Д. Англия. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
Росс Д. Ирландия. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
Росс Д. Уэльс. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
Росс Д. Шотландия. История нации: Книга по страноведению на английском языке. – СПб.: КАРО, New Lanark: Geddes & Grosset, 2006
Сатинова В.Ф. «Британия и британцы». – Минск: «Вышэйшая школа», 2004