Рабочая программа факультатива по русскому языку «Секреты орфографии» (5 класс)
Рабочая программа факультатива
по русскому языку для 5 класса
«Секреты орфографии»
Составитель: Воробьева Н.Л.,учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС – 2).
Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку.
Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся и орфографической зоркости.
Задачи:
-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 4 класс, систематизировать и обобщить полученные знания;
-заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;
- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся.
Занятия факультатива «Секреты орфографии» позволят обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и расширить, систематизировать теоретические сведения, полученные ими. У учеников появится возможность закрепить практические умения и навыки, восполнить пробелы в знаниях. Факультатив нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- лекция;
- беседа;
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
- анализ текстов различных стилей и типов;
- работа с тестами;
- различные виды грамматического разбора;
- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
- создание кластеров, алгоритмов;
- составление ментальных карт.
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания;
- основные орфографические правила за курс 4 и 5 класса;
- лингвистические термины;
- самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил;
- работать с текстом, орфографически анализируя его;
- работать с разными словарями.
Учебно-методическое обеспечение
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.
2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.
3. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.
4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.
5. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. Москва: Эксмо, 2009.
6. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2-х частях - Саратов: Лицей, 2008.
7. Лозинская Т.П. Русский язык… Это интересно! Брянск. 2000.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Дорога к письменности |
2 |
2 |
Загадочный алфавит |
3 |
3 |
Путешествие за «главным» правилом |
4 |
4 |
«Фонемные» и «нефонемные» правила |
6 |
5 |
Как «приручить» правило |
4 |
6 |
Приставки-труженицы |
7 |
7 |
Зри в корень! Подводим итоги |
7 1 |
Календарно-тематическое планирование
Тема урока |
Кол-во часов |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Формы проведения занятий |
Дата проведения |
Раздел 1. Дорога к письменности (2 ч.) |
||||
Почему мы умеем говорить? Язык и речь |
1 |
Предметные Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка Метапредметные результаты Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения Личностные результаты: Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; осознание роли языка и речи в жизни людей |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр Анализ и просмотр текстов |
|
Дорога к письменности. Древние письмена |
1 |
|||
Раздел 2. Загадочный алфавит (3 ч.) |
||||
Как возникла наша письменность? |
1 |
Предметные Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка Метапредметные результаты Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: самостоятельно формулировать познавательную цель Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения Личностные результаты формирование знания о своей этнической принадлежности, о народах и этнических группах России, освоение национальных ценностей, традиций, культуры |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр |
|
Глаголица и Кириллица. Современный русский алфавит |
1 |
|||
Меня зовут фонема Для всех ли фонем есть буквы? |
1 |
Предметные Метапредметные результаты Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: Личностные Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр Анализ и просмотр текстов |
|
Раздел 3. Путешествие за «главным» правилом (4 ч.) |
||||
«Ошибкоопасные» места Тайны фонемы |
1 |
Предметные Научиться различать гласные и Метапредметные результаты Коммуникативные: Регулятивные: Познавательные: Личностные Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр Анализ и просмотр текстов Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок Наблюдение за языковыми явлениями |
|
Опасные согласные |
1 |
|||
На сцене гласные. Выходим на «главное» правило |
1 |
|||
Как слышишь звуки и произносишь слова |
1 |
|||
Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила (6 ч.) |
||||
«Фонемы повелевают буквами» |
1 |
Предметные Научиться различать гласные и Метапредметные результаты Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания Регулятивные: Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, Личностные Формирование познавательного интереса к предмету исследования |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр Анализ и просмотр текстов Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок Наблюдение за языковыми явлениями |
|
"Хитрый" мягкий знак |
1 |
|||
Ваши старые знакомые |
1 |
|||
Правило о непроизносимых согласных – «фонемное» |
2 |
|||
«Нефонемное» правило |
1 |
|||
Раздел 5. Как «приручить» правило (4 ч.) |
||||
Волшебное средство – «самоинструкция» |
2 |
Предметные Научиться подбирать нужное правило при написании слов, исходя из части речи и применяя метод исключения Метапредметные результаты Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные Личностные Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Занятия с элементами игр Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями Использование дидактических и раздаточных материалов |
|
Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам |
2 |
|||
Раздел 6. Приставки-труженицы (7 ч.) |
||||
Поговорим обо всех приставках сразу |
2 |
Предметные Научиться выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок. Научиться определять орфограмму в приставке слова, применять правила написания гласных и согласных в приставках. Метапредметные результаты Коммуникативные: Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: Личностные Формирование навыков анализа, |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр Анализ и просмотр текстов Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок Наблюдение за языковыми явлениями |
|
Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа) |
1 |
|||
Нарушители главного правила (вторая группа) |
1 |
|||
Самые трудные! (третья группа) |
1 |
|||
Таинственная приставка при-? |
1 |
|||
Коварная приставка пре-? |
1 |
|||
Раздел 7. Зри в корень! (7 ч.) |
||||
Слова-«родственники» |
2 |
Предметные Метапредметные результаты Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества. Познавательные: Личностные Формирование навыков анализа, |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Практические занятия с элементами игр Анализ и просмотр текстов Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок Наблюдение за языковыми явлениями |
|
У корней есть командир? |
1 |
|||
Корень и «главное» правило |
2 |
|||
«Пересаженные» корни |
1 |
|||
Подводим итоги года |
1 |
Предметные Научиться применять правила; Метапредметные результаты Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: - теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания; - основные орфографические правила за курс 5 класса; - лингвистические термины; - самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил; - работать с текстом, орфографически анализируя его Личностные Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию |
Сочетание индивидуальной и групповой форм работы Анализ и просмотр текстов Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями Использование дидактических и раздаточных материалов Наблюдение за языковыми явлениями Контрольные (тестовые) задания |