12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наталья Леонидовна2483
Работаю в МБОУ "СШ №15" города Смоленска.
Россия, Смоленская обл., Смоленск

Рабочая программа факультатива

по русскому языку для 5 класса

«Секреты орфографии»

Составитель: Воробьева Н.Л.,учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС – 2).

Факультативный курс «Секреты орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 5 классов. Рабочая программа факультативного курса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по русскому языку. 

Цель курса: формирование орфографической грамотности обучающихся и орфографической зоркости.

Задачи: 

-повторить с учащимися основной теоретический материал курса русского языка за 4 класс, систематизировать и обобщить полученные знания; 

-заинтересовать обучающихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

- совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки обучающихся. 

Занятия факультатива «Секреты орфографии» позволят обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и расширить, систематизировать теоретические сведения, полученные ими. У учеников появится возможность закрепить практические умения и навыки,  восполнить пробелы в знаниях. Факультатив нацелен на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ. На факультативном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости обучающихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. 

Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы. 

Основные методы и приёмы работы: 

- лекция; 

- беседа; 

- объяснение учителя; 

- создание проблемной ситуации; 

- анализ текстов различных стилей и типов; 

- работа с тестами; 

- различные виды грамматического разбора; 

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами; 

- создание кластеров, алгоритмов; 

- составление ментальных карт.

 По окончании курса обучающиеся должны знать: 

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания; 

- основные орфографические правила за курс 4 и 5 класса;

- лингвистические термины;

- самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил;

- работать с текстом, орфографически анализируя его;

- работать с разными словарями.

Учебно-методическое обеспечение

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.Д. Материалы по занимательной грамматике.

2. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. Нетрадиционный подход. Москва: Айриспресс, 2001.

3. Волина В. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова. Екатеринбург: ТОО «Издательство АРГО», 1996.

4. Гранник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991.

5. Губернская Т.В. Русский язык. 5 класс: тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь. Москва: Эксмо, 2009.

6. Книгина М.П. Русский язык. 5 класс. Тесты: в 2-х частях - Саратов: Лицей, 2008.

7. Лозинская Т.П. Русский язык… Это интересно! Брянск. 2000.

 

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Дорога к письменности

2

2

Загадочный алфавит

3

3

Путешествие за «главным» правилом

4

4

«Фонемные» и «нефонемные» правила

6

5

Как «приручить» правило

4

6

Приставки-труженицы

7

7

Зри в корень!

Подводим итоги

7

1


 


 


 


 


 

Календарно-тематическое планирование


 

Тема урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Формы

проведения

занятий

Дата

проведения

Раздел 1. Дорога к письменности (2 ч.)

Почему мы умеем говорить? Язык и речь

1

Предметные

Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка

Метапредметные результаты

Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Личностные результаты:

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности;

осознание роли языка и речи в жизни людей

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

 

Дорога к письменности.

Древние письмена

1

 

Раздел 2. Загадочный алфавит (3 ч.)

Как возникла наша письменность?

1

Предметные

Научиться дифференцировать понятия ЯЗЫК И РЕЧЬ, определять коммуникативную функцию языка

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные:

самостоятельно формулировать познавательную цель

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения

Личностные результаты

формирование знания о своей этнической принадлежности, о народах и этнических группах России, освоение национальных ценностей, традиций, культуры

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

 

Глаголица и Кириллица. Современный русский алфавит

1

 

Меня зовут фонема

Для всех ли фонем есть буквы?

1

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные:
Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные:
определять новый уровень отношения к самому себе как
субъекту деятельности

Познавательные:
объяснять языковые явления,
процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры слова.

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

 

Раздел 3. Путешествие за «главным» правилом (4 ч.)

«Ошибкоопасные» места

Тайны фонемы

1

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки, различать твѐрдые и мягкие
согласные звуки; находить непроизносимые согласные

Метапредметные результаты

Коммуникативные:
использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с целью составления и выполнения алгоритма, творческого задания.

Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

 

Опасные согласные

1

 

На сцене гласные.

Выходим на «главное» правило

1

 

Как слышишь звуки и произносишь слова

1

 

Раздел 4. «Фонемные» и «нефонемные» правила (6 ч.)

«Фонемы повелевают буквами»

1

Предметные

Научиться различать гласные и
согласные звуки, различать твѐрдые и мягкие
согласные звуки; находить непроизносимые согласные; употреблять в письме ь

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания

Регулятивные:
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования твѐрдых и мягких согласных; глухих и звонких согласных; непроизносимых согласных и написания ь

Личностные

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

 

"Хитрый" мягкий знак

1

 

Ваши старые знакомые

1

 

Правило о непроизносимых согласных – «фонемное»

2

 

«Нефонемное» правило

1

 

Раздел 5. Как «приручить» правило (4 ч.)

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

Предметные

Научиться подбирать нужное правило при написании слов, исходя из части речи и применяя метод исключения

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний при выполнении задания

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Занятия с элементами игр

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

 

Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам

2

 

Раздел 6. Приставки-труженицы (7 ч.)

Поговорим обо всех приставках сразу

2

Предметные

Научиться выделять приставки в слове, образовывать новые слова с помощью приставок.

Научиться определять орфограмму в приставке слова, применять правила написания гласных и согласных в приставках.

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

Личностные

Формирование навыков анализа,
работы в парах по алгоритму,
самопроверки, взаимопроверки.

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

 

Приставки, которые пишутся всегда одинаково

(первая группа)

1

 

Нарушители главного правила

(вторая группа)

1

 

Самые трудные!

(третья группа)

1

 

Таинственная приставка при-?

1

 

Коварная приставка пре-?

1

 

Раздел 7. Зри в корень! (7 ч.)

Слова-«родственники»

2

Предметные

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

определять цели и функции участников, способы взаимодействия.

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные:

Личностные

Формирование навыков анализа,
индивидуального и коллективного проектирования. Формирование творческих способностей через активные формы деятельности

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Практические занятия с элементами игр

Анализ и просмотр текстов

Использование дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок

Наблюдение за языковыми явлениями

 

У корней есть командир?

1

 

Корень и «главное» правило

2

 

«Пересаженные» корни

1

 

Подводим итоги года

1

Предметные

Научиться применять правила;
использовать способы проверки;
владеть терминологией

Метапредметные результаты

Коммуникативные:

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные:

проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:

- теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за курс 5 класса, а также практически применять полученные знания; 

- основные орфографические правила за курс 5 класса;

- лингвистические термины;

- самостоятельно уметь составлять обобщающие таблицы и алгоритмы по данным видам правил;

- работать с текстом, орфографически анализируя его

Личностные

Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

Сочетание индивидуальной и групповой форм работы

Анализ и просмотр текстов

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Использование дидактических и раздаточных материалов

Наблюдение за языковыми явлениями

Контрольные (тестовые) задания

 
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.