Рабочая программа факультатива по русскому языку в 9 классе «Риторика»

0
0
Материал опубликован 14 October 2018

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Риторика» для 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03. 2004), примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень), «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы» / (авт.-сост. С.И.Львова). - 3- е изд. стереотип., - М.: Мнемозина, 2009.

Общее количество часов - 1 в неделю (35 часов).

Образовательная область – Филология

Краткая характеристика сущности данного предмета, его функция, специфика и значение для решения целей и задач образования

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. В центре внимания оказывается культура речи — лингвис­тическая дисциплина, вооружающая основными способами орга­низации языковых средств и закономерностями их употребле­ния для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приемов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактика­ми успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются све­дения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их ; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.

Предполагается активное использование интернет - ресурсов, особенно на этапе сбора и классификации материала по выбранной учеником теме реферата и готовящегося на его основе устного выступления, олимпиадные состязания, уроки презентаций, работа в малых группах, имитационное моделирование, тренинги позволяют выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного деятельностного подхода к обучению русской словесности.

Цели обучения:

повышение уровня коммуникативной компетенции учащихся, формирование умений и навыков культуры словоупотребления, произношения, использования грамматических форм для повышения качества допрофессиональной подготовки.

Задачи обучения:

на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций;

совершенствовать умения и навыки в области русского литературного языка; развивать речь на основе введения в активный словарь новых терминов и слов.

Общая характеристика курса.

Курс «Риторика» для 9 классов направлен на творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества, развитие личности школьника, а также содействует становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.

.

Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения

Программа составлена с учетом возрастных возможностей обучающихся и потребности в усилении коммуникативно - деятельностной направленности в преподавании русского языка

Межпредметные и внутрипредметные (логические) связи.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразова­нии, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при стро­гом соблюдении языковых норм.

Отражение специфики образовательного учреждения

Средняя общеобразовательная школа, общеобразовательные 9 классы.

Учебно-тематический план

 

п/п

Разделы

Коли-чество

часов

Формы контроля

Кон-спект

Рас-ставить ударения

Ана-лиз сти-хот-воре-

ния

Уст-ное сооб-ще-ние (пре-зентация)

Ком-плек-сный

ана-лиз

тек-ста (творче-ская рабо-та)

1

Культура речи

10

5

1

   

4

2

Коммуникативный аспект культуры речи

10

5

 

2

2

1

3

Нормативный аспект культуры речи

10

2

4

2

1

1

4

Этический аспект культуры речи

5

1

1

1

1

1

 

ИТОГО

35

13

6

5

4

7

Календарно – тематическое планирование (9 класс)
 

 

п/п

Дата

Тема урока

УДД

Оборудование

Контроль

Культура речи

1

5.09

Понятие о культуре речи, её основные аспекты: нормативный, коммуникативный и этический.

Коммуникативные: выражать свои мысли.

Познавательные:

Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота,

выразительность, уместность употребления языковых средств

Предметные: выбирать языковые средства в соответствии со сферой общения, анализировать тексты.

Личностные : формирование знаний о взаимосвязи языка с культурой и историей

Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и

словоупотреблению. М.: Знание. 1980

Карточки

Расставить ударения

2

12.09

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, условиями речевого общения.

Коммуникативный аспект культуры речи.

3

19.09

Точность и ясность речи. Основные причины нарушения точности речи. Основные условия достижения ясности речи.

Предметные: Основные причины нарушения точности речи.

Признаки речи.

Познавательные: Корректировать неточно сформулированную речь

Коммуникативные : сравнить основные условия достижения ясности и точности речи.

Ясно, точно излагать свои

мысли

Познавательные: понятие «логичность речи»,

находить ошибки в логичности речи

Знать: понятие «чистота речи».

Личностные : формирование мотивации к изучении нового материала

Работа с текстами

Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Санкт

- Петербург. 1997.

Словари

Устное сообщение о богатстве русского языка

4

26.09

Логичность речи. Композиция речи

5

3.10

Богатство и разнообразие речи. Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише, канцеляризмы.

6

10.10

Выразительные возможности русского словообразования; использование их в художественной речи.

Предметные: научиться составлять монологи и диалоги:

способы выразительности речи.

Коммуникативные: выразительно читать тексты, установить рабочие отношения, сотрудничать

Регулятивные : формировать операционный опыт

Познавательные : определять части слова в текстах

Стихи В.Маяковского,

В. Высоцкого

Анализ стихов

7

17.10

Лексическое богатство русского языка.

Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении.

Предметные: тропы русского языка.

Познавательные : определять тропы в текстах.

Коммуникативные : организовать учебное сотрудничество.

Регулятивные : осознавать способность к преодолению препятствий.

Личностные: формирование интереса к исследовательской деятельности

 

Выступления учащихся на темы:

«Троп как оборот речи»

«Ос­новные виды поэтических тропов»

«Использование поэтических тропов мастерами русского слова»

«Изобразительные возможности си­нонимов, антонимов, омонимов»

«Особенности употребления фра­зеологизмов в речи»

«Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи»

Наблюдение над лингвистическим материалом. Работа над выразительностью собственной речи.

8

24.10

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов в речи.

Познавательные : изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов.

Коммуникативные: формировать навыки работы в группе.

Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении.

Личностные : формирование навыков составления алгоритма выполнения задачи.

Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.

Просвещение, 2008

Анализ текстов (творческая работа)

9

31.10

Грамматические нормы. Грамматические средства выразительности речи.

Предметные: грамматические средства

выразительности.

Коммуникативные : определять их в текстах , обмениваться знаниями, Определять задачи.

Регулятивные : проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении

Личностные : формирование интереса к теме

Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.:

Русский язык. 1986.

Конспект

10

14.11

Стилистические функции некоторых синтаксических средств.

Предметные : научиться применять алгоритм постановки слов, порядок слов (прямой и обратный),

определять порядок слов в

предложениях . Коммуникативные : определять поведением партнера.
Регулятивные : осознавать себя как силу своего научения.

Личностные :формирование мотивации к самостоятельному исследованию и анализу.

Стихи М.Ю. Лермонтова

Анализ стихов

Нормативный аспект культуры речи

11

21.11

Орфоэпические нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Интонационные нормы.

Предметные : основные нормы сов­ременного литературного произношения: произношение без­ударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных; произношение некоторых грамматических форм; особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Познавательные : основные элементы интонации: логи­ческое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи; роль интонации в передаче смысла речи и подтекста.

Коммуникативные : представлять конкретное содержание и сообщать в устной речи.

Личностные : формирование мотивации к коллективному исследованию.

.

Работа с текстами

Русский язык и культура речи: практику / Под редакцией В.И.Максимова. –2000.

Расставить ударения

12

28.11

Орфографические нормы.

Предметные : разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3)употребление пропис­ных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила гра­фического сокращения слов.

Коммуникативные : устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. Регулятивные : включение в новые виды деятельности.

Личностные : формирование познавательного интереса

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: раздаточные материалы. –М., 2005

Выступления учащихся

13

5.12

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации

Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2)знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Регулятивные : применять методы информационного поиска.

Коммуникативные : формировать новые работы в паре

Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: раздаточные материалы. –М., 2005

 

Этический аспект культуры речи.

14

12.12

Культура диалога. Правила ведения речи для говорящего и для слушателя.

Познавательные : культура поведения, культу­ра речи и речевой этикет, особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Коммуникативные : использовать знания этикета

Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Конспект

15

19.12

Основные речевые правила общения посредством телефона, том числе мобильного. Особенности речевого этикета при дистанционном общении (SMS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.)

Познавательные : виды коммуникативных неудач, вызванных нарушением правил речевого этикета .
Регулятивные : проектировать траектории развития.

Предметные : научиться применять алгоритм.

Личностные : формирование навыков работы по алгоритму при помощи учителя

Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.: Просвещение. 1988.

16

26.12

Основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях, на тематических чатах Интернета

Познавательные : основные правила письменного общения в виртуальных дискуссиях, конференциях на тематических чатах Интернета.

Личностные : формирование целостного представления

 

Комплексный анализ текста

17

15.1

Роль невербальных средств в общении

Познавательные : роль невербальных средств (мимика, жесты, телодвижения, язык глаз, улыбка) в общении; их этикетная функция.

Коммуникативные : строить монологические высказывания.

Регулятивные : выполнять учебные действия в устной форме.

Личностные : формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий

Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. — М., 1991

Сообщения

­18

 

12.01

Ораторская речь

Коммуникативные : создавать совещательные, торжественные речи. Особенности ораторской речи. Публицистическая ораторская речь.

Познавательные : уметь синтезировать полученную информацию Личностные : формирование навыков работы по алгоритму совместно.

Осмыслить тему сообщения и доклада; собирать и отбирать материал с целью устного

информационного выступления; правильно

систематизировать и распределять материал; уместно и эффективно пользоваться средствами языка; произносить подготовленные тексты и фрагменты текстов в ораторской речи

Анализ текстов по выступлениям учащихся .Ответы на вопросы ; письменный анализ выступления (самоанализ)

19­-20

 


 

19.01

26.01

Экскурсионная речь

Познавательные : создавать

экскурсионные речи.

Регулятивные : уметь оценивать и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные : уметь моделировать монолог, аргументировать.

Личностные : формирование навыков исследования текста с опорой

Информационно-убеждающие жанры: экскурсионная речь, отзывы

Составление текстов - выступлений для экскурсовода по Кремлю и музею (по вариантам); составление памятки секретов экскурсоводу и экскурсантам, упр.

21-­22

 

02.02 09.02

Дискуссия как жанр риторики

Познавательные: Дискуссия как жанр риторики. Вести дискуссию и участвовать в ней. Различать виды публичного спора по их основным признакам ; отбирать ведущим дискуссию средства и приемы реализации коммуникативного намерения; отбирать участниками дискуссии средства и приемы реализации коммуникативных намерений; выбирать оптимальные языковые средства для конкретной конфликтной ситуации.

Личностные : вести диалог с людьми

Дискуссия, диспут, полемика, их разграничение и особенности.

Составление памятки оценивания

 

23

 

16.02

23.02

Автобиографическое повествование

Предметные : создавать биографию и автобиографию.

Познавательные : уметь формулировать познавательную цель

Регулятивные : уметь оценивать и формулировать.

Личностные : уважительное отношение к взрослым и одноклассникам

Биография (деловая) и автобиография делового характера. Значение деловой автобиографии в жизни; обучение написанию автобиографии с учетом адресата

Составление деловой автобиографии, редактирование биографии

24

 

09.03

Контрольная работа

     

25-­26

 

16.03

23.03

Путевой очерк

Предметны : создавать путевой очерк.

Познавательные: обобщать полученные знания, закрепить.

Регулятивные : уметь выполнять учебные действия.

Коммуникативные: формулировка своей точки зрения

Информационно-убеждающие жанры: портретный и путевой очерк

Упр. 95, 99

27

 

6.04

А-нек-дот?! Ну да, анекдот!

Представление об анекдоте. Специфика жанра. Жанр современного фольклора. Различные виды анекдотов.

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия.

Коммуникативные: использовать различные средства для решения задач.

Информационно- развлекательные жанры: юмористический рассказ и анекдот

Составление сборника «Анекдоты от ученика 9 класса «г»,

28-­29

 

16.04 20.04

Сказки с языковой начинкой

Задачи сказки. Содержание сказки. Секреты создания сказки.

Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения.

Познавательные : уметь анализировать информацию.

Регулятивные: планировать алгоритм ответа

Создание текстов лингвистической сказки

Создаем сказочный эталон (проблемное задание)

30-­32

 

27.04

04.05

Риторика и современные информационные технологии

Предметные: создавать тексты (в том числе поликодовые) с применением компьютера.

Регулятивные: формулировать учебную задачу, планировать деятельность.

Коммуникативные: уметь высказывать точку зрения.

Личностные: уважительное отношение к товарищам.

Риторика и современные информационные технологии

Просмотреть и

обсудить

телевизионную

программу,

обсудить ее на

материале

           

(вопросы); написать проект телепередачи кабельного телевидения, адресат которой - учащиеся 9 классов вашего города: сформулируйте цель, содержание этой передачи, число и состав ведущих;

подумайте и объясните, чем вы можете

заинтересовать возможных спонсоров передачи; составьте рекламный гимн вашей передачи или музыкальную заставку

33-34

 

11.05

18.05

Итоговый проект «я УЧЕНИК»

Научиться составлять алгоритм действий по проекту.
Познавательные: самостоятельно делать выводы. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа. Личностные: готовность вести диалог и достигать понимания

 

Критерии оценивания проекта

35

 

25.05

 

Защита проекта. Подведение итогов.

Познавательные: уметь устанавливать аналогии. Регулятивные: планирование деятельности.

Коммуникативные: уметь формулировать мнение и отстаивать свою позицию.

Личностные : формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию

   

Требования к уровню подготовки обучающихся

По окончании изучения курса “Риторика ” учащиеся должны знать:

качества хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

законы русского литературного произношения;

этимологию наиболее часто употребляемых фразеологизмов;

функции историзмов, архаизмов, неологизмов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов и их роль в нашей речи;

особенности разговорной и просторечной лексики, профессионализмов и жаргонизмов, диалектизмов;

особенности употребления числительных и местоимений;

основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам;

особенности выступлений в различных жанрах, правила подготовки выступлений.

По окончании изучения курса “Риторика ” учащиеся должны уметь:

определять роль знаков препинания в тексте;

правильно ставить ударение в слове (орфоэпическая норма);

определять значение фразеологизмов и функционирование их в речи;

находить в тексте историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, правильно употреблять их в своей речи

правильно произносить слова в сложных случаях произношения;

различать клише и штампы;

правильно употреблять формы числа, рода имен существительных; числительные и местоимения, правильно образовывать формы прошедшего времени глагола;

соблюдать синтаксическую норму;

отбирать речевые средства с учетом ситуации, избегать тавтологии, многозначности, речевых ошибок;

различать виды выступлений (различные жанры), владеть приемами ведения дискуссии, дебатов и т.д.

.

Контроль обучения.

По данному курсу вместо проверочных работ предполагается написание каждым учеником (индивидуально или в малой группе) написание конспекта и его защита, письменный и устный анализ стихотворений. Для некоторых учеников можно будет 2-3 раза предусмотреть выполнение индивидуального домашнего задания. Одна из форм самостоятельной работы учащихся – это подготовка небольшого устного сообщения в дополнении к лекционному выступлению учителя.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценивать достижения школьников, их самостоятельную работу можно накопительной оценкой, учитывая количество выполненных работ, выступлений на занятиях и т.д.

Устный ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понима­ния изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка

Критерии

«10»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«9»

Ученик

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры по предложенному материалу;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

«8»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «10», но допускает 1 ошибку, которую сам же исправляет,

и 1 недочет в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«7»

Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «10», но допускает 2 ошибки, которые сам же исправляет,

и 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«6»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно.

«5»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«4»

Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

«2»

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Критерии оценки творческих работ обучающихся:

- четкая и выразительная формулировка проблемы;
- глубокий комментарий к сформулированной проблеме;
- полное, всестороннее выражение авторской позиции;
- богатая аргументация собственной позиции;
- речевое оформление текста: смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения,
- точность и выразительность речи;
- грамотность: соблюдение орфографических, пунктуационных, языковых, речевых, этических норм.

 

Источники информации и средства обучения

Литература

Для учителя

1.Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М. 1982.

2.Васильева А.Н. Основы культуры речи. М. 1990.

3.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. 1995.

4.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. 1998.

5.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителя. М., 1989.

6.Колесов В.В. Культура речи –культура поведения. Л. 1988.

7.Ладыженская Т.А. Живое слово. М. 1986.

8.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: раздаточные материалы. –М., 2005

9.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991.

10.Львов М.Р. Основы теории речи. М., 2000.

11.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991.

12. Русский язык и культура речи: практику / Под редакцией В.И.Максимова. –2000.

13.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. 1989.

Для учащихся

1.Бердникова ЕД., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.

2.Голуб И.Б., Розенталъ Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.

3.Голъдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

4.Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рас­сказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

5.Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

6.Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.

Колесов ВЗ. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.

7.Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой эти­кет. — М., 2004.

8.Львова С.М. Речевой этикет — М., 1995.

9.Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.

10.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.

11.Милаславскип И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.

Дополнительная

1.Балашова Л.В.,Милехина Т.А., Рисинзон С.А., Орлова Н.М. Русский язык и культура общения для деловых людей. Саратов: Слово. 1997.

2.Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.: Высшая школа. 1993.

3.Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. М. 1990.

4.Горелов И.Н., Житников В.Ф., Шкатова Л.А. Умеете ли вы общаться? М. 1991.

5.Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

6.Граудина Л.К. Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и варианты. М. 1980.

7.Григорян Л.Т. Язык мой –друг мой. М.: Просвещение. 1988.

8.Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Научный стиль речи. Оформление научной работы. М. 1991.

9.Кохтев Н.А. Основы ораторской речи. М. 1992.

10.Новиков Л.А. Искусство слова. М., Педагогика, 1991.

11.Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? М.: Просвещение. 1988.

12.Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. М.: Знание. 1980.

13.Сопер П. Основы искусства речи. М. 1992.

14.Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. Л. 1991.

15.Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. Санкт-Петербург. 1997.

Словари

1.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.:

Русский язык. 1986.

2.Граудина Л.К., Мцкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: опыт частотно-стилистического словаря вариантов. М. 1976.

3.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. 1986 и другие издания.

4.Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. М. 1989 и другие издания.

5.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М. 1976.

6.Словарь иностранных слов. М. 1987.Жуков В.П. школьный фразеологический Словарь русского языка. М. Просвещение, 2008.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.