Программа факультативного курса «История в жизнеописаниях великих людей» (периоды: Новая история 1500-1800 г.г., история России конец XVI века -XVIII век)
| |
«История в жизнеописаниях великих людей»
(периоды: Новая история 1500-1800 г.г., история России конец XVI века -XVIII век)
учитель истории
высшей категории
Соколова С.Г.
Миасское, 2019
«История в жизнеописаниях великих людей»
(периоды: Новая история 1500-1800 г.г.,
история России конец XVI века -XVIII век)
В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало внимания уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве.
Данный курс отличается от базового курса тем, что в базовом курсе многие личности лишь упомянуты. Оценки их деятельности и личных качеств нередко страдают односторонностью. Часто не хватает учебного времени на рассмотрение деятельности того или иного исторического лица. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
Данная программа позволит расширить представление учащихся 7 класса об исторических деятелях, которые наиболее полно и объективно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории своей страны или мира.
Курс рассчитан на 34 часа: 17 часов для периода Новой истории 1500-1800 г.г., 17 часов для периода истории России конца XVI века.-XVIII века.
Цель курса: способствовать формированию самосознания личности, ее адекватной самоидентификации в окружающем мире;
Задачи курса:
- научить учащихся понимать не только российские, но и иные традиции;
- продолжить изучение событий всеобщей и российской истории в жизнеописаниях великих людей;
- продолжить формирование понятийного аппарата;
- развивать интерес к истории, как к предмету гуманитарного цикла;
- научить самостоятельно работать, привлекать дополнительный материал;
- заложить основы поисково-исследовательской деятельности учащихся;
- научить оценивать события и причинно-следственные связи с различных позиций, учитывая множество подходов разных ученых.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
осмысливать и сравнивать информацию из разных источников;
овладеть правилам ведения учебной дискуссии;
анализировать исторические источники;
работать с разными видами документов и таблиц;
Критически использовать художественное и документальное кино, как источник исторической информации
научиться разбираться в типологии лидерства;
научиться составлять синхронистические и типологические таблицы;
научиться публично выступать и представлять результаты своего труда на итоговой конференции.
Знания и умения, полученные ребятами на занятиях этого факультативного курса, позволят им, оценить роль личности в истории государства, сформировать собственное мнение по объекту изучения. Понять, как эпоха реформации, реформ и революций заставляла человека делать выбор: на чьей стороне быть, молчать или говорить, а главное – видеть, думать и помнить или отворачиваться и забывать.
В результате работы учащиеся должны подобрать материал и составить самостоятельно одну типологическую и одну синхронистическую таблицу; сделать анализ биографии какого-то исторического деятеля Нового времени; подготовить выступление для итоговой конференции
Содержание изучаемого курса
Часть 1.
Новая история в жизнеописании великих людей (1500-1800 г.г.).
(17 часов)
Раздел 1.
Мир в начале Нового времени
(8 часов)
Тема 1. Начало Великих географических открытий
(2 часа)
Первые путешествия и открытия. Бартоломеу Диаш и Васко да Гамма. Поиски путей в Индию. Трудности экспедиции. Значение открытий. Христофор Колумб. Жизнь и поиск. Подготовка экспедиции. Открытие Америки. Жизнь Колумба после его путешествий. Америго Веспуччи. Второе открытие Америки.
Тема 2. Высокое Возрождение.
(2часа)
Томас Мор политик и первый министр. Томас Мор и его «Утопия». Новые идеи уравнения людей. Социализм Томаса Мора. Шекспир и Сервантес. Идеи гуманизма в литературе. Жизненный путь великих писателей. Интерес к маленькому человеку.
Возрождение в живописи. Леонардо да Винчи великий художник, скульптор, ученый. Микеланджело великий скульптор и поэт.
Тема 3. Тюдоры и Бурбоны.
(2 часа)
Великие Тюдоры. Генрих VIII и его деятельность. Елизавета Тюдор. Борьба за власть. Тюдоры и парламент. Реформы Тюдоров. Абсолютная монархия в Англии. Людовик XIV – король-солнце. Расцвет абсолютизма во Франции. Людовик XV Возлюбленный король.
.
Тема 4. Реформация в Европе.
(2 часа)
Мартин Лютер. Время перемен. В центре внимания - церковь. От коллективного спасения - к индивидуальному. Мартин Лютер и его теория. Томас Мюнцер и его теория.
Лютеранство. Кальвинизм. Кальвин проповедник новой церкви.
Раздел 2.
Английская буржуазная революция (1 час)
Тема 1. Английская революция и ее участники.
(1 час)
Карл I у власти. Англия во времена Карла I. Противоречия короля и парламента. Оливер Кромвель. Организатор и полководец. Протекторат Кромвеля. Джон Лильберн и его программа.
Раздел 3.
Эпоха просвещения
(8 часов)
Тема 1. Великие просветители Европы.
(2 часа)
Жизненный путь и философия Вольтера. Просвещенная монархия Вольтера. Вольтер и церковь. Поэт, историк, философ. Монтескье – философ свободы. Взгляды на личность и государство. Жан - Жак Руссо. Взгляды на устройство государства и роль личности в обществе. Экономическое учение Адама Смита. Жизненный путь и основные взгляды.
Тема 2. Просвещение в литературе.
(1 час)
Свифт и Дефо. Великие просветители и писатели. Их жизненный путь и влияние на литературу.
Тема 3. Английские колонии в Америке.
(2 часа)
Бенджамин Франклин. Детство и юность. Жизненный путь. Франклина. Великий политик и дипломат. Франклин ученый. Томас Джефферсон. Мыслитель и гуманист. Автор Декларации независимости. Джордж Вашингтон. Детство, воспитание, образование. Первый президент Америки.
Тема 4. Великая Французская революция.
(3 часа)
Робеспьер. Жизненный путь и образование. Взгляды Робеспьера. Клуб якобинцев.
Жан Поль Марат. Защитник обездоленных. Газета «Друг народа». Гибель Марата.
Дантон. Жизненный путь и взгляды. Наполеон Бонапарт. Детство и юность. Образование и военная карьера. Путь революционера. Завоевательные походы. Наполеон император. Закат карьеры Наполеона.
Часть 2.
История России в жизнеописании великих людей
(с конца XVI века до XVIII века)
(17 часов)
Раздел 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков
(5 часов)
Тема 1. Последние Рюриковичи и их окружение.
(2 часа)
Царь Федор Иоаннович. Детство и воспитание. Семья и жена Ирина. Правда и вымыслы о царе Федоре. Царевич Дмитрий. Воспитание и тайна гибели. Последний из династии Рюриковичей. Борис Годунов. Путь во власть. Выборы на царство. Реформы. Болезнь и смерть. Несостоявшаяся династия.
Тема 2. Смута Великая.
(3 часа)
Василий Иванович Шуйский. Династия Шуйских. Путь во власть. Заговор. На престоле. Пострижение. Лжедмитрий I и Лжедмитрий II. Что мы знаем о самозванцах. Путь во власть. Правление и трагическая гибель. Иван Болотников. Что мы знаем о предводителе крестьян. Во главе войска. В осаде. Казнь. Спасители России Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Во главе ополчения. Организаторы и воины. Жизнь после освобождения России.
Раздел 2.
Россия в XVII веке.
(5 часов)
Тема 1. Первые Романовы
(2 часа)
Михаил Федорович Романов. Детство и юность. Избрание на царство. Почему Романов? Внутренняя и внешняя политика. Чем запомнился первый царь из династии Романовых. Алексей Михайлович. Детство и влияние отца. Филарет и Алексей. Двоевластие. Внутренняя и внешняя политика. Реформы.
Тема 2. Петр I.
(1 час)
Детство и начало царствования. Образование и окружение молодого царя. Путь к престолу. Азовские походы. Великое посольство. Петр – полководец. Создание флота. Город Воронеж и строительство петровского флота. Реформы Петра. Петр - отец и муж. Император. Смерть Петра.
Тема 3. «Птенцы гнезда Петрова».
(1 час)
Окружение Петра. Женевец Лефорт. Строительство флота. Меньшиков. Баловень судьбы и правая рука императора. Первый русский фельдмаршал Шереметьев.
Тема 4. Герои Бунташного века.
(1 час)
Степан Разин. Детство и юность. На военной службе. Начало разинщины. Каспийский поход. Восстание Разина. Поражение и гибель Разина. Кондратий Булавин. Детство и юность. Опыт военной службы. Во главе восставших. Поддержка восстания Булавина на Воронежской земле. Поражение и казнь Булавина.
Раздел 3.
Россия во времена дворцовых переворотов.
( 3часа)
Тема 1. Женщины на русском престоле.
(2 часа)
Екатерина I. Супруга государя. Указ о престолонаследии. Императрица. Два года у власти. Меньшиков и Екатерина. Борьба за трон. Анна Иоанновна. Мрачная страница русской истории. Анна и ее двор. Немцы в России. Миних и Бирон. Анна Леопольдовна. Детство и юность. Несчастливое замужество. Недолгое правление и годы ссылки. Елизавета Петровна. Изящное правление. Дочь Петра. Противоречивость Елизаветы. Фавориты и доверенные лица. Завоевание Европы.
Тема 2. Мужчины на русском престоле.
(1 час)
Петр II. Детство царевича. Петр в годы правления Екатерины I. Падение Меньшикова. Печальный конец царствования Петра II Иоанн Антонович. Державный младенец.
Петр III. Сын императрицы. Отношения окружающих. Женитьба и семья. Свержение с престола.
Раздел 4.
Россия во второй половине XVIII века.
(4 часа)
Тема 1. Екатерина II Великая.
(1 час)
Детство и юность. Невестка императрицы. На престол на штыках гвардейцев. Двор императрицы. Ее окружение. Орловы и Потемкин, Зубов и Никита Панин, княгиня Дашкова. Просвещенный абсолютизм. Законодательная деятельность. Реформы. Противоречивость.
Тема 2. Последняя Великая крестьянская война.
Восстание Емельяна Пугачева.
(1 час)
Емельян Пугачев. Жизнь и скитания мужицкого царя. Начало восстания. Пугачев на Урале. Казань и Поволжье. Окружение Пугачева: Салават Юлаев.
Тема 3. Слава русского военного искусства.
(2 часа)
Петр Румянцев. Воспитание и образование. Военная карьера и образование. Победы.
Александр Суворов. Воспитание полководца. От полководца до фельдмаршала. Измаил. Последняя компания. Адмирал Ушаков. Юность флотоводца. Первые победы. Штурм Корфу.
Календарно-тематическое планирование
№ раздела, Темы, занятия | Тема урока | Форма занятия | Дата проведения |
1.1.1 | Бартоломеу Диаш и Васко да Гамма. | Урок-путешествие | 11.09.13 |
1.1.2 | Христофор Колумб, Америго Веспуччи. | Игра «В поисках загадочного материка» | 18.09.13 |
1.2.3 | Томас Мор. У.Шекспир и М.Сервантес. | Литературная презентация | 25.09.13 |
1.2.4 | Леонардо да Винчи Микеланджело Рафаэль | Виртуальная экскурсия в музей | 02.10.13 |
1.3.5 | Генрих VIII Елизавета I
| Дискуссия «Чей источник правдивей» | 09.10.13 |
1.3.6. | Людовик XIV Людовик XV | Дискуссия «Чей источник правдивей». Составление синхронистической таблицы | 16.10.13 |
1.4.7 | Мартин Лютер. Томас Мюнцер | Видеоурок | 23.10.13 |
1.4.8 | Жан Кальвин | Составление типологической таблицы | 30.10.13 |
2.1.9 | Карл I Стюарт Оливер Кромвель. Джон Лильберн | Дискуссия «За кем пошли массы» | 13.10.13 |
3.1.10 | Вольтер. Ш.Монтескье. | Видеоурок | 20.11.13 |
3.1.11 | Ж-Ж Руссо, А.Смит | Видеоурок | 27.11.13 |
3.2.12 | Д.Свифт. Д. Дефо | Литературная презентация | 04.12.13 |
3.3.13 | Б.Франклин. Т.Джефферсон. Д.Вашингтон | Анализ документов | 11.12.13 |
3.3.14 | Б.Франклин. Т.Джефферсон. Д.Вашингтон | Игра «Лидер по-американски» | 18.12.13 |
3.4.15 | Робеспьер. Марат. Дантон | Видеоурок | 25.12.13 |
3.4.16 | Наполеон Бонапарт | Дискуссия «В чем секрет Наполеона?» | 15.01.14 |
3.4.17 | Герои Нового времени | Составление типологической и синхронистической таблиц. | 22.01.14 |
1.1.18 | Царь Фёдор Иоаннович. Царевич Дмитрий | Урок-расследование | 29.01.14 |
1.1.19 | Борис Годунов | Семинар «Образ Годунова в литературе, театре и кино» | 05.02.14 |
1.2.20 | В.Шуйский. И.Болотников | Дискуссия «За кем пошел народ» | 12.02.14 |
1.2.21 | ЛжедмитрийI ЛжедмитрийII | Видеоурок «В чем секрет самозванцев?» | 19.02.14 |
1.2.22 | К.Минин. Д Пожарский | Семинар «Герои на века | 26.02.14 |
2.1.23 | Михаил Романов | Дискуссия «Чей источник правдивей» | 05.03.14 |
2.1.24 | Алексей Михайлович | Дискуссия «Тишайший ли?» | 12.03.14 |
2.2.25 | Пётр I | Урок-презентация | 19.03.14 |
2.3.26 | Лефорт. А.Меньшиков. Б.Шереметьев | Видеоурок «Птенцы гнезда Петрова» | 02.04.14 |
2.4.27 | С.Разин. К.Булавин | «Герои или бунтовщики» | 09.04.14 |
3.1.28 | Екатерина I. Анна Иоанновна Анна Леопольдовна | Видеоурок «Женщины на русском престоле» | 16.04.14 |
3.1.29 | Елизавета Петровна | Урок-презентация | 23.04.14 |
3.1.30 | Пётр II. Иоанн Антонович Пётр III | Видеоурок «Дворцовые перевороты» | 30.04.14 |
4.1.31 | Екатерина II Великая | Урок-презентация | 07.05.14 |
4.2.32 | Е.Пугачев С. Юлаев | Урок-суд | 14.05.14 |
4.3.33 | П.Румянцев, Ф.Ушаков. А.Суворов | Урок воинской славы | 21.05.14 |
4.3.34 | Герои русской истории | Конференция Составление типологической и синхронистической таблиц | 23.05.14 |
Литература для подготовки к занятиям.
Абрамова С.Ю. Четыре столетия работорговли. М., 1978
Аникин А.А. Юность науки. М., 1979
Артамонов С.Д. Вольтер и его век. М., 1980
Барг М.А. Великая Английская революция в портретах ее деятелей. М.,1991
Барг М.А. Кромвель и его время. М., 1960
Барг М.А. Шекспир и история., М., 1961
Будромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999
Вазари Д. жизнеописания знаменитых живописцев. СПб,, 1999
Величие зравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992
Гардинер С.Р. Первые Стюарты и пуританская революция. СПб., 1990
Декларация независимости США. М., 1991
Книга для чтение по истории нового времени, 1999 (или любое издание)
Историческая хрестоматия по Новой истории., СПб, 1991
История Европы. М., 1993
Кедров Б.М. О великом перевороте в науке. М., 1986
Манфред А.З. три портрета эпохи Великой Французской революции. М., 1979
Монархи Европы: Судьбы династии. М., 1996
Ришелье. Оливер Кромвель. Наполеон. Князь Бисмарк. М., 1994
Согрин В.В. основатели США. Исторические портреты. М., 1983
Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1988
Энциклопедический словарь юного историка, 1999
Энциклопедия для детей «Аванта» (тома: «Всемирная история», «Искусство», «Религии мира»).
Яковлев Н.Н. Вашингтон. М., 1976
Брикнер А.Г. история Екатерина Второй. М., 1991
Буганов В.И. Петр Великий и его время. М., 1989
Валишевский К. Дочь Петра Великого (Елизавета). М., 1990
Валишевский К. Первые Романовы. М., 1990
Валишевский К. Петр Великий, М., 1990
Гумилев Л.Н. от Руси до России. М., 1992
Долгоруков П.В. Петр II и Анна Иоанновна. Волгоград, 1989
Загородский В.П., Загоровская С.Е., пребывание и деятельность Петра Великого на Воронежской земле. Воронеж. 1993
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. Воронеж. 1992
История Отечества в лицах. М., 1993
История России в лицах V-XX века. М., 1995
Каргалов В.В. Полководцы X-XVI в.в. М., 1988
Ключевский В.С. Курс русской истории, М., 1987
Ключевский В.С. Сочинения. М., 1987
Косталев В.И. Кузьма Минин. Гоький 1986
Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях великий людей М., 1990
Павленко Н.И. Петр Великий и его время. М., 1989
Пашков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М., 1997
Платонов С.В. Борис Годунов. Наука № 1, 1978
Пресняков а.Е. российские самодержцы. М., 1990
Пушкин А.С. Борис Годунов. (любое издание)
Скрынников Р.Г. Смута в России. Л., 1988
Соловьев С.М. История Росси с древнейших времен. М.,1988
Татищев В.Н. История Российская. М.. 1970
Шитов А.В. Минин и Пожарский. М., 1990
Энциклопедический словарь юного историка, 1999