Программа факультативного курса по вышивке крестом «Шкатулочка» для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)

3
0
Материал опубликован 19 March 2016 в группе

Программа факультативного курса «Шкатулочка» составлена на основе методических рекомендаций, содержащихся в книге Зайцевой Г. А. «Методика обучения вышивке крестом», программы “Художественный труд” ( Вестник образования. – 2001.- №20.)

Народная художественная вышивка – яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства. В настоящее время уделяется огромное внимание созданию факультативов эстетического плана, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир.

Формирование трудовых навыков и умений происходит в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями своего народа.

Внеурочная деятельность способствует приобщению школьников с ограниченными возможностями здоровья к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Занятия по вышиванию позволяют развивать творческие задатки детей, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. У детей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые для школьного обучения. Происходит ориентация на ценность труда. В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия. В рамках факультатива реализуется художественно – эстетическое направление внеурочной деятельности с учащимися пятого класса.

Изучив ряд методических пособий и литературы по обучению детей вышиванию, выявлено, что вышивание включено в занятия по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала, аппликацией), но количество их ограничено и предполагает, в основном, деятельность репродуктивного характера.

Цель программы: Ознакомление школьников с доступным их возрасту видом художественного труда – вышиванием крестом.

Задачи программы:

Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и простейшими инструментами (ножницами, иголкой); знакомить учащихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.

Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.

Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-11 лет. Это определяется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением школьниками “взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Продолжительность реализации программы -1 год.

Занятия факультатива проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Каждый ребенок занимается 1 раз в неделю.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ учителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ учителем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, непосредственное вышивание изделий, обсуждение и выбор рисунка для вышивки, конкурс рисунков для вышивки, вручение готовых работ родителям. Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно – прикладного характера.

Гибкая форма организации детского труда позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками вышивания, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения – физминутки. В начале года чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости. Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека. Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.

Ожидаемые результаты

Итогами проведения факультатива предполагается овладение детьми определенными знаниями, умением, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

Дети владеют элементарными трудовыми умениями при работе с тканью и простейшими инструментами (ножницами, иголкой):

- знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

- умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

- разрезают ткань по нанесенным меткам;

- делают бахрому на салфетке;

- закрепляют ткань в пяльцах;

- вдевают нитку в иголку;

- завязывают узелок;

- шьют швами “крестик», “строчка”;

- используют пооперационные карты.

- переводят рисунок на ткань;

- принимают участие в оформлении вышивок на выставку (умеют располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);

- владеют умениями, обеспечивающими культуру труда на всех этапах трудового процесса:

экономное расходование материала;

бережное обращение с инструментами;

поддержание порядка на рабочем месте;

- используют пооперационные карты;

- эпизодически включают ручной художественный труд в игровой сюжет, например, вышивание для кукол салфетки, одежды, скатерти и др.;

- используют ручные умения в повседневной жизни школы и семьи (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;

- проявляют индивидуальные творческие способности в вышивании;

Формы проведения итогов реализации программы:

- выставки детских работ;

- участие в областной выставке декоративно-прикладного творчества;
 

Содержание программы

1 занятие. Выставка работ – готовых вышивок, выполненных учителем, старшеклассниками. Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием. Вызвать желание овладеть приемами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий. Из истории вышивки.

2 занятие. Вводное. Правила техники безопасности. Организация рабочего места. Инструменты, приборы и материалы, необходимые для работы. Последовательность работы над вышивкой. Способы перевода рисунка на ткань. Чтение схем. Запяливание ткани.

3-4 занятие. Обучение вышивке“крестиком”. Использование модели шва. Демонстрация действия учителем. Выполнение пробных рядов (вертикальных и горизонтальных).

5-6 занятие. Салфетка с цветами. Оформление краев салфетки бахромой.

7-8 занятие. Мешочек для всякой всячины. Вышивание рисунка на мешочке. Пришивание декоративных элементов. Выполнение бахромы. Складывание кроя по разметке, сшивание боковых сторон.

9-10 занятие. Прихватка. Вышивание рисунка на прихватке. Продергивание бахромы. Скалывание и сшивание деталей прихватки.

11-14 занятие. Полотенце. Вышивание узора по краям и в центре полотенца. Оформление краев полотенца бахромой. Обработка боковых срезов швом вподгибку.

15-17 занятие. Панно «Зимняя картинка». Вышивание основных узоров. Проглаживание вышивки. Выполнение рамки.

18-21 занятие. Творческий проект. Подбор схем для панно зимней тематики. Составление композиции. Подбор цветовой гаммы. Выполнение вышивки. Оформление вышивки.

22-25 занятие. Сувенир к 8 Марта «Цветок для любимой мамочки». Подбор схем. Составление цветочной композиции. Выполнение вышивки. Оформление вышивки.

26-28 занятие. Панно «Цветочная поляна». Чтение предложенной схемы. Подбор материалов. Выполнение вышивки. Оформление вышивки.

29-31 занятие. Миниатюра. Подбор схем для миниатюры. Подбор материалов. Выполнение вышивки. Оформление вышивки.

32-33 занятие. Панно «Утята». Чтение предложенной схемы. Подбор материалов. Выполнение вышивки. Оформление вышивки.

34 занятие. Оформление выставки детских работ.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий

Техническое оснащение.

Ткань белая хлопчатобумажная, размер 20/20 см.(на каждого ребенка).

Нитки мулине (основные и оттеночные).

Иглы № 2 и № 3 (на каждого ребенка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребенка).

Пяльца пластмассовые (на каждого ребенка).

Калька (на каждого ребенка).

Копировальная бумага (на каждого ребенка).

Дидактические материалы.

Подборка готовых вышивок.

Образцы рисунков для вышивания.

Пооперационные карты.

Иллюстрации вышивок.

Список литературы.

  1. Астапенко Э. А. Вышивка.- Донецк: «Сталкер», 2004 г.
  2. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994
  3. Еременко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст – Пресс. 2000.
  4. Еременко Т.- Иголка-волшебница – Москва Просвещение, 1987.
  5. Зайцева Г. А. Методика обучения технике вышивки крестом.
  6. Максимова М.В. Вышивка. Первые шаги.- Москва.: З.А.О. издательство Эксмо,1997.- 96с.
  7. Новикова И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду.Ярославль: Академия творчества, 2010.
  8. Нуждина Т.Д. Мир вещей. Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду.- Ярославль.: Академия   развития, Академия К, 1998.-287с.
  9. Обучение в 1 классе. Пособие для учителей четырехлетней начальной школы; Под ред. Б.И. Фоминых.- М.: Просвещение, 1986. – 288с.
  10. Программа “Художественный труд” // Вестник образования. – 2001.- №20.- с.44-74.
  11. Рукосуева В. А. Волшебная иголочка. – Ачинск, 2014.


Учебно-тематическое планирование занятий


п/п

Тема
Кол-во часов
1. Вводное занятие 1
2. Обучение вышивке «крестиком» 2
3. Салфетка с цветами 2
4. Мешочек для всякой всячины 2
5. Прихватка 2
6. Полотенце 4
7. Панно «Зимняя картинка» 3
8. Творческий проект на зимнюю тему 4
9. Сувенир к 8 Марта «Цветок для любимой мамочки» 4
10. Панно «Цветочная поляна» 3
11. Миниатюра 3
12. Панно «Утята» 2
13. Выставка детских работ 2
  Итого 34

 

Заключение

Овладение детьми умениями, навыками фиксируется в таблице на начало и конец учебного года по результатам наблюдения, анализу детских работ, бесед с детьми, с целью внесения корректив в дальнейшую работу, планирования индивидуальной поддержки детей.

 


 

Содержание деятельности

Количество детей, овладевших содержанием деятельности

сентябрь

май

1.

Умение принять цель деятельности.

   

2.

Умение планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла.


 


 

3.

Организует рабочее место, выбирает материалы и инструменты, убирает рабочее место.


 


 

4.

Использование пооперационных карт.

   

5.

Разрезают ткань по меткам.

   

6.

Закрепляют ткань в пяльцах.

   

7.

Делают бахрому на салфетке.

   

10.

Вышивают «крестиком».

   

12.

Интерес к вышиванию.

   
 


 

Количество детей по списку.


 


 

Данные этой таблицы используются при определении уровней основания ребенком позиции субъекта деятельности.

Уровни

Сентябрь

Май

Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, результат не получен или репродуктивный характер деятельности при низкой самостоятельности, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.


 


 

 

 

Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера; качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.


 


 

 

Высокий – дальний перенос, развитые комбинаторные умения, использование пооперационных карт, общественный способ конструирования; полная самостоятельность, освоение позиции субъекта; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.


 


 

 


 

Количество детей по списку


 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий факультатива «Шкатулочка»

п/п

Тема

Дата

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

Выставка работ – готовых вышивок.

Вводное занятие. Организация рабочего места. Инструменты, приборы и материалы. Способы перевода рисунка на ткань. Чтение схем. Запяливание ткани.

Обучение вышивке «крестиком». Использование модели шва.

Выполнение пробных рядов (горизонтальных и вертикальных).

Салфетка с цветами. Выполнение вышивки.

Оформление краев салфетки бахромой.

Мешочек для всякой всячины. Вышивание рисунка. Пришивание декоративных элементов.

Складывание кроя мешочка по разметке, сшивание боковых сторон. Выполнение бахромы.

Прихватка. Вышивание рисунка.

Продергивание бахромы. Складывание и сшивание деталей салфетки.

Полотенце. Вышивание узора по краям полотенца.

Вышивание узора в центре полотенца.

Оформление краев полотенца бахромой.

Обработка боковых срезов полотенца швом вподгибку с закрытым срезом.

Панно «Зимняя картинка». Подбор узоров для панно.

Вышивание основных узоров.

Проглаживание вышивки. Оформление рамки.

Творческий проект. Подбор схем, цветовой гаммы.

Составление композиции для изделия.

Выполнение подобранной вышивки.

Оформление вышивки.

Сувенир к 8 Марта «Цветок для любимой мамочки». Подбор схем.

Составление композиции для сувенира.

Выполнение вышивки.

Оформление вышивки.

Панно «Цветочная поляна». Чтение предложенной схемы. Подбор материалов.

Выполнение вышивки.

Оформление вышивки.

Миниатюра. Подбор схем и материалов для миниатюры.

Выполнение вышивки.

Оформление вышивки.

Панно «Утята». Чтение предложенной схемы. Подбор материалов.

Выполнение вышивки.

Оформление вышивки.

Выставка детских работ, выполненных за год.

 

Областное казенное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

факультативного курса по вышивке крестом

«Шкатулочка»

 

Ответственный за реализацию программы:

Самофалова О. А., учитель первой

квалификационной категории

 

КУРСК -2015

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации