12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Гаврииловна Гончарова7582
Работаю в Областном казенном общеобразовательном учреждении "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья" учителем трудового обучения. Окончила КГПИ и КГУ. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Курская обл., Курск
9

Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Рукодельница» (8 класс) для обучающихся ОКОУ "Курская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей трудового обучения,

социально-бытовой ориентировки и изобразительного искусства

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от « 28 » августа 2017 г. № 1


Рассмотрено

на заседании

методического совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от « 29 » августа 2017 г. № 1









Утверждено

решением педагогического

совета

ОКОУ «Курская школа»

Протокол от « 30 » августа 2017 г. № 1

Введено в действие приказом директора школы от « 01 » сентября 2017 г.

01-02-173










Адаптированная общеобразовательная программа

по факультативному курсу «Рукодельница»

на 2017 – 2108 уч. год









Составила программу:

учитель трудового обучения

Е.Г Гончарова







КУРСК -2017

Пояснительная записка


Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Рукодельница» представлена различными видами трудовой деятельности и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами работы с разными материалами и техниками, (работа с тканью, нитками для вышивки, фурнитурой), изготовлением игрушек, изделий для дома.

Работа по факультативному курсу «Рукодельница» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, моторики, а также конструкторского мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Обучение проводится для обучающихся 8 класса. В целях снижения напряжения и перегрузок при проведении занятий используются зрительная гимнастика и физкультурные паузы.

Работа по факультативному курсу не дублирует программный материал по трудовому обучению для детей с ОВЗ, а расширяет и углубляет сведения о работе с тканью, нитками для вышивки, а также о работе с другими материалами, совершенствует навыки и умения, получаемые детьми на уроках, знакомит с новой техникой декоративно-прикладного творчества «Лоскутная техника». Работа организуется с учетом опыта детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.


Цель адаптированной общеобразовательной программы

по факультативному курсу «Рукодельница»:


развитие творческих способностей школьников с ОВЗ, создание сплоченного детского коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Основные задачи программы

Образовательные:

- совершенствовать практические умения и навыки обучающихся в обработке различных материалов;

- обеспечить школьников дополнительными знаниями по трудовому обучению;

- научить практическому использованию поделок в сюжетно-ролевых играх, для украшения помещений.

Развивающие:

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику пальцев рук,

- способствовать развитию творческих способностей, умению соблюдать цветовую композицию.

Воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение довести начатое дело до конца, уважительное отношение к результатам труда;

- воспитывать отзывчивость и умение работать в коллективе;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.


Планирование данной программы имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

Программа всех разделов кружка усложняется от занятия к занятию, от года к году. Постепенно, создавая работы малых или больших форм, выполненные за короткое или длительное время, педагог и сами ребята видят качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим определены критерии, по которым оценивается работа на различных сроках обучения:

- аккуратность;

- четкость и последовательность выполнения изделия;

- самостоятельность выполнения;

- наличие творческого элемента.


Планируемый уровень подготовки обучающихся к окончанию факультативного курса «Рукодельница»

знать:

правила техники безопасности при работе ручными инструментами, на швейной машине, утюгом;

названия ручных инструментов, приспособлений, материалов, предусмотренных программой;

правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

способы обработки различных материалов, предусмотренных программой;

уметь:

правильно пользоваться ручными инструментами;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

бережно относиться к инструментам и материалам;

экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

самостоятельно изготовлять изделие по образцу;

правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.


Учебно – тематическое планирование занятий (2ч/неделю 66ч.)
п/п
Тема Кол-во часов
1. Вводное занятие 4
2. Обучение вышивке «крестиком» 6
3. Мешочек для разных вещей. 5
4. Прихватка с вышивкой крестиком. 4
5. Из истории возникновения мягкой игрушки. 2
6. Мягкая игрушка «Собачка». 8
7. Подушка Собака. 4
8.

Зарождение лоскутной техники.

6
9.

Орнамент «Шахматная доска».

4
10. Прихватка с орнаментом «Шахматная доска» для мамы. 8
11.

Орнамент «Шпалы».

7
12. Изготовление салфетки с орнаментом «Домик». 7
13. Выставка детских работ 1

Итого 66


Учебно-тематическое планирование занятий

по факультативному курсу «Рукодельница»

(2 ч/неделю 66 ч.)

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата


1.



I четверть

Вводное занятие. Знакомство с программой обучения. Вводный инструктаж по технике

безопасности.

16 ч.

1




04.09.



2.

История вышивки крестом.

1

07.09.

3.


Материалы для вышивания. Инструменты и приспособления.

1


11.09.


4.

Выбор рисунка и перевод рисунка.

1

14.09.

5.

Перевод рисунка на ткань.

1

18.09.

6.

Освоение приемов выполнения простого креста на бумажной основе.

1


21.09.


7.

Выполнения простого креста на ткани.

1

25.09.

8.


Мешочек для разных вещей. Вышивание рисунка.

1


28.09.


9.


Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Пришивание фурнитуры.

1


02.10.


10.

Обработка боковых сторон мешочка.

1

05.10.

11.

Обработка верхнего среза мешочка.

1

09.10.

12.

Вдевание тесьмы, утюжка мешочка.

1

12.10.

13.

Прихватка. Вышивание рисунка.

1

16.10.

14.

Выполнения простого креста на ткани.

1

19.10.

15.

Складывание и сшивание деталей прихватки.

1

23.10.

16.

Обработка верхнего среза прихватки.

1

26.10.


1.


II четверть

Вводное занятие. План работы. Вводный инструктаж по технике безопасности.

15 ч.

1



09.11.


2.

Мягкая игрушка. История возникновения.

1

13.11.

3.


Инструменты, материалы, приспособления, оборудование для изготовления игрушки.

1


16.11.


4.


Последовательность изготовления игрушки «Собачка».

1


20.11.


5.

Перенос выкройки на ткань.

1

23.11.

6.

Раскрой деталей игрушки.

1

27.11.

7.


Прокладывание копировальных стежков по

контурным линиям.

1


30.11.


8.

Обработка ушей и хвоста.

1

04.12.

9.

Смётывание деталей туловища и головы.

1

07.12.

10.

Стачивание деталей собачки.

1

11.12.

11.


Набивка игрушки синтепоном и обработка отверстия.

1


14.12.


12.

Подушка Собака. Раскрой деталей.

1

18.12.

13.

Обработка деталей ушей, языка.

1

21.12.

14.

Соединение деталей подушки.

1

25.12.

15.

Набивка подушки синтепоном и обработка отверстия.

1


28.12.



1.


III четверть

Вводное занятие. План работы. Вводный инструктаж по технике безопасности.

19 ч.

1



15.01.


2.


Лоскутная техника. Зарождение лоскутной техники.

1


18.01.


3.

Организация рабочего места.

1

22.01.

4.

Шаблоны и выкройки.

1

25.01.

5.

Составление макета изделия.

1

29.01.

6.

Основные утюжильные работы.

1

01.02.

7.

Композиция и цвет в лоскутной технике.

1

05.02.

8.


Основные приёмы лоскутного шитья. Орнамент «Шахматная доска».

1


08.02.


9.


Схема сборки орнамента «Шахматная доска».

1


12.02.


10.


Подготовка к попарному сшиванию фрагментов орнамента.

1


15.02.


11.

Сшивание фрагментов орнамента.

1

19.02.

12.


Прихватка с орнаментом «Шахматная доска» для мамы.

1


22.02.


13.


Составление композиции из тканей для прихватки.

1


26.02.


14.


Схема сборки орнамента «Шахматная доска» для прихватки.

1


01.03.


15.


Подготовка к попарному сшиванию лоскутов орнамента.

1


05.03.


16.

Сшивание лоскутов орнамента прихватки.

1

12.03.

17.


Подготовка к попарному сшиванию фрагментов орнамента.

1


15.03.


18.

Стачивание деталей орнамента.

1

19.03.

19.

Утюжка готового орнамента.

1

22.03.



1.


IV четверть

Вводное занятие. План работы. Вводный инструктаж по технике безопасности.

16 ч.

1



02.04.


2.


Орнамент «Шпалы».

Подготовка деталей орнамента.

1


05.04.


3.

Схема сборки орнамента «Шпалы».

1

09.04.

4.

Подготовка двойных полос к попарному сшиванию фрагментов орнамента.


1


12.04.

5.

Сшивание двойных полос орнамента в квадраты.


1


16.04.

6.

Подготовка ячеек орнамента к попарному сшиванию.


1


19.04.

7.

Стачивание деталей орнамента.

1

23.04.

8.

Утюжка готового орнамента.

1

26.04.

9.

Изготовление салфетки с орнаментом «Домик».

1

28.04.

10.

Подбор тканей для салфетки и раскрой.

1

03.05.

11.

Схема сборки орнамента «Домик».

1

07.05.

12.

Стачивание деталей орнамента.

1

10.05.

13.

Притачивание полос в орнаменте.

1

14.05.

14.

Обтачивание деталей салфетки.

1

17.05.

15.

Утюжка готового орнамента.

1

21.05.

16.

Выставка работ за учебный год.

1

24.05.


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1999.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

3. Еременко Т. Иголка-волшебница – Москва Просвещение, 1987.

4. Иванова Ю.Б. Игра в лоскуты Веры Щербаковой. – М.: Культура и традиции, 2007.

5. Мазурик Т.А. Лоскутное шитьё. От ремесла к искусству. - СПб.: «Паритет», 2000.

6. Рукосуева В. А. Волшебная иголочка. – Ачинск, 2014.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Иллюстрации вышивок.

Инструкционные карты.

Копилка электронных презентаций по темам программы.

Образцы рисунков для вышивания.

Образцы тканей, машинных швов, вышивок, фурнитуры, изделий, ниток.

Подборка готовых вышивок, образцов лоскутной техники.

Пооперационные карты.

Схемы.


ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Иглы для № 2 и № 3.

Гладильная доска.

Калька.

4. Компьютер.

5. Копировальная бумага

6. Линейка – угольник.

7. Ножницы.

8. Пяльцы пластмассовые.

9. Ручные, машинные иглы.

10. Столы.

11. Стулья.

12. Швейные нитки, нитки мулине.

13. Швейные машины с электрическим приводом.

14. Электрический утюг.

Опубликовано в группе «Материалы для работы с детьми ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)»


Комментарии (2)

Ефимова Алла Ивановна, 29.10.19 в 15:53 1Ответить Пожаловаться
Хороший материал, спасибо.
Елена Гаврииловна Гончарова, 29.10.19 в 21:29 0Ответить Пожаловаться
Алла Ивановна, спасибо за оценку!
Елена Гаврииловна Гончарова
Комментарий был удалён пользователем 29 окт 2019 в 21:29
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.