Программа индивидуальной работы по математике в 4 классе с ОВЗ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № ___»
(МБОУ «СШ № »)
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ № ___» __________________________ « 01 » сентября 2018 г. |
Программа
индивидуальных занятий по математике
c учащимся 4 ___ класса,
имеющим ОВЗ
на 2018 - 2019 уч. год
Составитель:
Деева С.В. учитель нач. классов
(Ф.И.О. учителя, должность)
высшая
(квалификационная категория)
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1от «30»_августа_2018г. Руководитель _______ / ___________/ |
«СОГЛАСОВАНО» на заседании методического совета Протокол №_1_ от «31»_августа 2018г. Председатель ______/_____________/ |
г. Норильск, 2018
Рабочая программа по предмету «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- постановлением государственного санитарного врача РФ №26 от 10.07.2015 Об утверждении Сан ПиН 2.4.2.3286 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающих с задержкой психического развития.
Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Все обучающиеся с ОВЗ испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения.
Математика — один из основных предметов в обучении младших школьников. Основная задача которой дать обучающимся основные (базисные) математические знания и умения, включающие: формирование представлений о натуральном числе и нуле, об арифметических действиях, приемах вычислений; выработку прочных и сознательных вычислительных навыков; умение решать простые и несложные составные и арифметические задачи; знакомство с основными величинами и их измерением.
Курс математики чтения направлен на достижение следующих целей:
коррекция и развитие образного и логического мышления, воображения
воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности;
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач;
формирование у учащихся количественных, временных, пространственных представлений.
На уроках математики решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков математики являются:
формирование у школьников пространственных представлений;
ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;
развитие абстрактного мышления;
формирование осознанных и прочных навыков вычислений;
осознание тех вещей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями, развитие умения сопоставлять, сравнивать, противопоставлять связанные между собой понятия, действия и задачи, выяснять сходства и различия в рассматриваемых фактах.
Обучение математики должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью. Дети с ЗПР испытывают трудности в усвоении учебных знаний вследствие низкой работоспособности, снижения учебной мотивации, отсутствия познавательных интересов. При этом у детей наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивость эмоциональной сферы, слабая целенаправленность. Чаще всего нарушены память, мышление, внимание. Поэтому главными задачами коррекционной работы по математике являются:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие зрительной памяти и внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений ориентации;
развитие представлений о времени;
развитие слухового внимания и памяти;
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Основные направления коррекционной работы:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
Коррекция отдельных сторон психической деятельности: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие зрительной памяти и внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
Развитие основных мыслительных операций: навыков соотносительного анализа; навыков группировки и классификации; умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
Индивидуальный подход.
Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
Использование многократных указаний, упражнений.
Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4 класса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У учащегося будут сформированы:
основы целостного восприятия окружающего мира и универсальности математических способов его познания;
навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
положительное отношение к урокам математики, к обучению, к школе;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Учащийся получит возможность для формирования:
адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
воспринимать и понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Учащийся получит возможность научиться:
ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
владеть базовыми предметными понятиями и межпредметными понятиями (число, величина, геометрическая фигура), отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
читать информацию, представленную в знаково-символической или графической форме, и осознанно строить математическое сообщение;
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять логические операции: сравнение, выявление закономерностей, классификацию по самостоятельно найденным основаниям — и делать на этой основе выводы;
устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями, проводить аналогии, делать обобщения;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
Учащийся получит возможность научиться:
обмениваться информацией с одноклассниками, работающими в одной группе.
Предметные результаты
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000 000;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.), и соотношения между ними.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно выбирать единицу для измерения таких величин, как площадь, масса, в конкретных условиях и объяснять свой выбор.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000), с использованием сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2—3 арифметических действия (со скобками и без скобок).
Учащийся получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
выполнять проверку правильности вычислений разными способами (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия, на основе зависимости между компонентами и результатом действия);
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
решать уравнения на основе связи между компонентами и результатами действий сложения и вычитания, умножения и деления;
находить значение буквенного выражения при заданных значениях входящих в него букв.
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1—3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
составлять задачу по краткой записи, по заданной схеме, по решению;
решать задачи в 3—4 действия;
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ.ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными размерами (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата.
Учащийся получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус;
вычислять периметр многоугольника;
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Учащийся получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм.
СТРУКТУРА ПРЕДМЕТА
№ п\п |
Тема (раздел программы) |
Количество часов |
|
Числа и величины |
4 |
|
Арифметические действия |
12 |
|
Текстовые задачи |
7 |
|
Геометрические фигуры |
3 |
|
Геометрические величины |
3 |
|
Работа с данными |
5 |
Итого |
34 ч. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Тема урока |
Дата проведения |
Корректировка |
Вид деятельности учащихся |
|
Умножение на однозначное число |
04.09 |
Использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. Составлять алгоритм выполнения задания. Использовать различные приемы проверки правильности вычисления |
|
|
Задачи на разностное сравнение |
11.09 |
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Оценить правильность составления числовой последовательности. Составлять алгоритм выполнения задания. |
|
|
Задачи на кратное сравнение |
18.09 |
Моделировать ситуации, требующие перехода от одних единиц измерения к другим. Оценить правильность составления числовой последовательности. Составлять алгоритм выполнения задания. |
|
|
Класс миллионов. Разряд единиц миллионов. |
25.09 |
Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета композиции, определять или подбирать цвет основы. |
|
|
Зависимость между величинами. |
2.10 |
Овладевать основами черчения и масштабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Организовывать рабочее место. Выбирать способы крепления скотчем или клеем. Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия. |
|
|
Задачи на цену, количество стоимость. Когда цена постоянная. |
9.10 |
Рационально располагать материалы и инструменты. Организовывать рабочее место. Рассматривать произведения художников, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним. Узнавать художественные выразительные средства создания художественного образа и называть их. Объяснять смысл понятия симметрия. |
|
|
Деление с остатком. |
16.10 |
Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Организовывать рабочее место. Овладение основными способами соединения деталей изделия освоение правил техники безопасности |
|
|
Какой остаток может быть при делении |
23.10 |
Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами, острогубцами – и способы работы с проволокой. |
|
|
Деление столбиком. |
6.11 |
Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета композиции, определять или подбирать цвет основы. |
|
|
Деление столбиком. |
13.11 |
Использовать в работе знания о симметричных фигурах, симметрии. Анализировать план изготовления изделия, заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Самостоятельно оформлять изделие. Использовать изготовленное изделие для сервировки стола. Осваивать правила сервировки стола. |
|
|
Длина пути в единицу времени, или скорость. Установление зависимости между величинами. |
20.11 |
Рационально располагать материалы и инструменты. Осваивать приёмы выполнения изображение людей в движении. Организовывать рабочее место. |
|
|
Литр. Вместимость и объем |
27.11 |
Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Организовывать рабочее место. Овладение основными способами соединения деталей изделия освоение правил техники безопасности |
|
|
Разные задачи: арифметические и комбинаторные. |
4.12 |
Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета композиции, определять или подбирать цвет основы. |
|
|
Решение текстовых задач арифметическим способом. Производительность – скорость выполнения работ. |
11.12 |
Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из разных источников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Определять и выделять характерные особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов карнавальных костюмов. |
|
|
Площадь прямоугольного треугольника. Вычисление площади треугольника. |
18.12 |
Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Сравнивать свойства материалов: пряжки и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. |
|
|
Единицы объема. Кубический сантиметр и миллиметр. |
25.12 |
Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета композиции, определять или подбирать цвет основы. |
|
|
Деление на однозначное число столбиком |
15.01 |
Рационально располагать материалы и инструменты. Осваивать приёмы выполнения изображение людей в движении. Организовывать рабочее место. |
|
|
Деление на двузначное число столбиком. |
22.01 |
Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета композиции, определять или подбирать цвет основы. |
|
|
Умножение величины на число и число на величину |
29.01 |
Рационально располагать материалы и инструменты. Рассматривать старинные предметы быта в натуре и живописные натюрморты с их изображением. Высказывать своё суждение о них. Сопоставлять изображение старинных предметов быта в натюрморте с таблицей «Традиционная утварь», называть предметы (братина, скопкарь, крынка, горшок и др.) в живописном натюрморте и определять их назначение. Организовывать рабочее место. |
|
|
Нахождение доли от величины и величины по её доле. |
5.02 |
Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон. Сравнивать свойства материалов: пряжки и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. |
|
|
Когда время движения одинаковое. Зависимость между величинами скорость, время, расстояние |
12.02 |
Находить информацию об автомобилях в разных источниках. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материалы учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности. Осваивать и применять правила построения развертки при помощи вспомогательной сетки. |
|
|
Учимся решать задачи на движение |
19.02 |
Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета композиции, определять или подбирать цвет основы. |
|
|
Производительность при совместной работе. Зависимость между величинами, характеризующие процесс работы |
26.02 |
Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с её помощью последовательность выполнения работы. Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Создавать объёмный макет из бумаги. Променять приёмы работы с бумагой. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применяя при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними. Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы. |
|
|
Когда стоимость одинаковая. Зависимость между величинами, характеризующие процесс работы |
5.03 |
||
|
Когда выполнение одного условия обеспечивает выполнение другого. |
12.03 |
Использовать компьютер в различных сферах жизни и деятельности человека; названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках); создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, PowerPoint. |
|
|
Уравнение. Корень уравнения |
26.03 |
||
|
Учимся решать задачи с помощью уравнений |
2.04 |
||
|
Алгоритмы вычисления столбиком |
9.04 |
Выделять основные информационные процессы в реальных системах; оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.). Практическая деятельность: определять средства информатизации, необходимые для осуществления информационных процессов; оценивать числовые параметры информационных процессов. |
|
|
Действия с величинами |
16.04 |
Аналитическая деятельность: выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; выделять среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования; выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы. Практическая деятельность: строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул, таблиц, графов) |
|
|
Решение задач разны типов. |
23.04 |
||
|
Геометрические фигуры и их свойства |
30.04 |
Использовать компьютер в различных сферах жизни и деятельности человека; названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках); создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера; оформлять текст (выбор шрифта, его размера и цвета, выравнивание абзаца); работать с доступной информацией; работать в программах Word, PowerPoint. |
|
|
Буквенные выражения и уравнения |
7.05 |
||
|
Устные и письменные вычисления с натуральными числами |
14.05 |
Аналитическая деятельность: выделять в исследуемой ситуации: объект, субъект, модель; выделять среди свойств данного объекта существенных свойств с точки зрения целей моделирования; выбирать метод решения задачи, разбивать процесс решения задачи на этапы. Практическая деятельность: строить модели задачи (выделять исходные данные, результаты, устанавливать соотношения между ними, отражать эти отношения с помощью формул, таблиц, графов) |
|
|
Решение задач разны типов. |
21.05 |