Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Целевой раздел АОП
I. Общие сведенияДата поступления в образовательную организацию: 1 сентября 2019 г.
Дошкольная группа: старшая группа; Режим пребывания: группа полного дня; Сопровождение тьютора: нет
Заключение и рекомендации ПМПК |
Рекомендации для реализации права на образование:
нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ дошкольного возраста; ПрАООП для детей с ТНР |
Психолого-педагогическая характеристика |
Внешний вид ребёнка: Опрятная, сутулая, стеснительная Исследование движений и действий: нарушена координация, движения полные, наблюдаются синкенизии Состояние психических процессов и познавательной деятельности: ВПФ формируются в пределах возрастной нормы, низкий уровень познавательной активности Особенности речевой деятельности: малообщительна, предпочитает играть одна, плохо вступает в контакт Состояние игровой деятельности: доступна предметная игра Состояние продуктивной деятельности: воображение и пространственные представления развиты недостаточно |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) |
Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП |
Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой деятельности, речемыслительной деятельности, познавательной деятельности, коммуникативной деятельности, двигательной деятельности, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. |
Организационный раздел АОП
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой) Специальное оборудованиеДля ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
Коррекционно-развивающий программный комплекс "Живой звук"
Режим пребывания ребенка в ОУ |
Пять дней в неделю, полный день |
Соматическое состояние |
Вторая группа здоровья |
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
Отсутствуют |
Противопоказания |
Отсутствуют |
Взаимодействие специалистов ОУ |
Рекомендованы занятия с учителем-логопедом Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом Рекомендованы занятия с педагогом-психологом |
Содержательный раздел АОП
III. Индивидуальная образовательная программа Модуль 3.1 Комплексирование программ 3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
ПрАООП для детей с ТНР
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. (2011).
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Мониторинг детского развития |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
1 этап организации образовательной деятельности |
||||
Ребенок адаптируется в условиях группы. |
Азбука для мальчиков Болтушки-хохотушки Все гости к нам |
2 |
3 |
4 |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. |
Отважный Фридрих Дедушка в аэропорту |
2 |
3 |
3 |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. |
Капризная Марта Именины у Кристины |
2 |
3 |
3 |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. |
Бюро находок |
3 |
4 |
5 |
2 этап организации образовательной деятельности |
||||
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. |
Кто прав? Хитрые вопросы |
2 |
3 |
4 |
Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки. |
Болотная свадьба Угадай профессию |
2 |
3 |
4 |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. |
Рюкзак туриста Королевский указ |
2 |
2 |
3 |
3 этап организации образовательной деятельности |
||||
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы. |
5 хороших дел Кушать подано |
3 |
4 |
5 |
Взаимодействует со взрослыми в быту и в различных видах деятельности. |
Весёлый город Наши превращения |
2 |
2 |
3 |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. |
Рабочий инструмент Моя халва |
2 |
3 |
4 |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Мониторинг детского развития |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
1 этап организации образовательной деятельности |
||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. |
Эхо в горах |
3 |
4 |
5 |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. |
Рабочий инструмент Фея Снеговик-слоговик |
3 |
4 |
5 |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. |
Артикуляционная гимнастика Болтушки-хохотушки Лишний слог Какэточитать |
3 |
4 |
5 |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. |
Корзинка для бабушки Твоё ТВ |
3 |
4 |
5 |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. |
Сыщик идёт по следу - 1 Приключения Буратино - 1 |
3 |
4 |
5 |
2 этап организации образовательной деятельности |
||||
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. |
Удар-гол Сказочная ошибка |
2 |
3 |
4 |
Пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей. |
Бюро находок |
2 |
3 |
3 |
Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. |
Бабушкины запасы |
2 |
3 |
3 |
Повторяет двустишья и простые потешки. Умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого). |
Азбука для мальчиков Мечта поэта |
2 |
3 |
4 |
3 этап организации образовательной деятельности |
||||
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. |
В гостях у сказки Танцы с папуасами |
2 |
3 |
4 |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры. |
Бабушкины запасы |
2 |
3 |
3 |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы. |
Бюро находок Прогулки с привидениями |
3 |
3 |
4 |
Демонстрирует навыки фонематического восприятия (осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам). |
Птенцы в беде Попугай Аленький цветочек Весёлые рыбаки! |
2 |
3 |
4 |
Демонстрирует навыки слогового и звуко-буквенного анализа. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой. |
Срочная почта Фигурное катание В гостях у Джинна Богатый улов Все гости к нам |
2 |
3 |
3 |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Мониторинг детского развития |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
1 этап организации образовательной деятельности |
||||
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. |
Кто лишний? |
2 |
3 |
5 |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». |
Дружные гусеницы Болотная свадьба Пират и клад |
2 |
3 |
3 |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. |
Бобр добр Беличий переполох Весёлый курятник |
2 |
3 |
4 |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд. |
На горном склоне Карибский круиз |
3 |
4 |
5 |
2 этап организации образовательной деятельности |
||||
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры. |
Тряпки по порядку Бюро находок Прятки под шапкой Сейф с секретом |
3 |
4 |
5 |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. |
Звонок другу Магазин игрушек Как считают индейцы Как вычитают индейцы Диета для Обжоры |
2 |
3 |
4 |
Моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств. |
Отпадный пряник Фокус-покус |
2 |
3 |
3 |
3 этап организации образовательной деятельности |
||||
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. |
День Барона Поезд-неделька 12 месяцев |
2 |
2 |
3 |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). |
Что сначала? Беличий переполох |
2 |
3 |
3 |
Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования. |
12 месяцев Чудеса на полянке Пират и клад |
2 |
3 |
4 |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. |
Рюкзак туриста Фея Королевский указ |
2 |
3 |
4 |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Мониторинг детского развития |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
1 этап организации образовательной деятельности |
||||
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. |
Ворона и лисица |
3 |
4 |
5 |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. |
Таинственная картина |
2 |
3 |
5 |
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. |
Незаконченная картина |
3 |
3 |
4 |
2 этап организации образовательной деятельности |
||||
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. |
Не будить до весны Привет планетам |
2 |
3 |
4 |
Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. |
Азбука для мальчиков Ленивый богатырь |
3 |
3 |
3 |
Владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах художественно-эстетической деятельности. |
Невнимательный художник Лабиринты Али-Бабы |
2 |
2 |
3 |
3 этап организации образовательной деятельности |
||||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). |
Вокруг мира на плоту Сладкий дом |
2 |
3 |
3 |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. |
Ручные привидения Музыкальная школа Слогодэнс |
2 |
3 |
3 |
Использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством и т.д. |
Незаконченная картина |
2 |
3 |
3 |
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития |
Старший дошкольный возраст (5-7 лет) |
Мониторинг детского развития |
||
Начало года |
Середина года |
Конец года |
||
1 этап организации образовательной деятельности |
||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). |
Дорожные работы |
3 |
3 |
4 |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. |
Новосёл |
3 |
3 |
4 |
2 этап организации образовательной деятельности |
||||
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. |
Фея |
2 |
|
|
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта. |
Древний спорт |
|
3 |
3 |
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения. |
Ручные привидения Бежит-лежит |
2 |
3 |
3 |
3 этап организации образовательной деятельности |
||||
Развита способность к пространственной организации движений. Осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений. |
Болтушки-хохотушки Ловкая Л |
2 |
3 |
3 |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). |
Тряпки по порядку Рюкзак туриста |
2 |
3 |
3 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится |
Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка |
Задачи |
Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики |
ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
Коррекция грубых нарушений мелкой моторики, формирование согласованных движений рук. |
Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения. Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом. |
Быстрая истощаемость |
Все образовательные области |
Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий. Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми. |
Охранительный режим. Введение дополнительной физкультурной минутки. Выполнение заданий в парах. Частая смена видов деятельности. |
Нарушения внимания |
ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
Формирование познавательной активности и ориентировок «Что это? Что с ним можно делать?». Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания. |
Дидактические игры и упражнения на развитие произвольного внимания. Физкультурные минутки, направленные на формирование произвольного внимания в группе сверстников. Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога. |
Нарушения памяти |
ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
Расширение объема двигательной памяти. Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники. Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти. |
Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями. Игры по типу «Меморин» с психологом. Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом. |
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления |
ОО «Познавательное развитие» |
Формирование познавательной мотивации и интересов, развитие любознательности. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие наглядно-действенного мышления. |
Моделирование проблемных ситуаций. Формирование поисковой активности и системы ориентировочных действий. Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления. Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо. Формирование опыта исследовательской деятельности. |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец. Формирование предметно-изобразительных навыков. |
Совместное рисование в паре со взрослым, родителями. Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями. Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями. Конструирование в паре со взрослым и сверстником. |
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы |
Кол-во занятий в неделю |
Количество занятий (часов) в год |
Форма проведения |
Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
2 занятия в неделю |
72 занятия (учебных часов) в год |
Групповые занятия Подгрупповые занятия |
Воспитатели: Кузьмина Мария Анатольевна |
Коррекционно-педагогическая помощь |
2 занятия в неделю |
72 занятия (учебных часов) в год |
Индивидуально-совместные занятия (в паре) Подгрупповые занятия Индивидуальные занятия |
Учитель-дефектолог: Анисимова Наталья Александровна |
Психологическая помощь |
2 занятия в неделю |
72 занятия (учебных часов) в год |
Индивидуально-совместные занятия (в паре) Индивидуальные занятия |
Психолог: Иванова Оксана Васильевна |
Логопедическая помощь |
3 занятия в неделю |
108 занятий (учебных часов) в год |
Групповые занятия Подгрупповые занятия Индивидуально-совместные занятия (в паре) Индивидуальные занятия |
Логопед: Храброва Светлана Ивановна |
Музыкальные занятия |
2 занятия в неделю |
72 занятия (учебных часов) в год |
Групповые занятия |
Музыкальный руководитель: Петрова Марина Владимировна
|
Физкультурные занятия |
2 занятия в неделю |
72 занятия (учебных часов) в год |
Групповые занятия |
Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Каменская Ирина Алексеевна |
Задачи |
Мероприятия |
Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
Родительские собрания Индивидуальные беседы Корректировка ИОМ и ИОП |
Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
Индивидуальные консультации Тематические встречи |
В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
Организация совместных праздников и досугов Совместная проектная деятельность |
В течение года Педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
Тематические встречи Родительские собрания Индивидуальные консультации Вечер вопросов и ответов |
В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
Индивидуальные занятия со специалистами Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы Организация «Маминой и папиной школы» для совместных занятий с детьми и родителями Организация экскурсий в школу |
В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
Освоение образовательных областей |
Оценка родителями |
Оценка воспитателями |
Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» |
4 |
2.9 |
|
ОО «Познавательное развитие» |
5 |
|
3.1 |
ОО «Речевое развитие» |
5 |
|
3.3 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» |
5 |
3 |
|
ОО «Художественно-эстетическое развитие» |
|
3 |
|
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования |
|
|
|
"Согласовано"
Методист: ___________________ ФИО: ___________________
Воспитатели: __________________ Кузьмина Мария Анатольевна
Педагог-психолог:______________ Иванова Оксана Васильевна
Специалист коррекционного профиля (логопед):___________ Храброва Светлана Ивановна
Специалист коррекционного профиля (дефектолог):______ Анисимова Наталья Александров
С результатами работы за год ознакомлен.
Родитель:___________________ Васильева Светлана Ивановна