Индивидуальная коррекционная рабочая программа с ребенком ОВЗ (4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гиагинского района
«Средняя общеобразовательная школа №7»
РАБОЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Уровень общего образования:
Основного общее образование: 4 класс
Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Составитель программы:
педагог - психолог
Грешкова Светлана Николаевна
п. Новый 2018г.
Пояснительная записка
Данная индивидуальная коррекционно-развивающая программа направлена на создание условий в освоении АООП НОО для учащихся с задержкой психического развития и разработана на основе:
1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 .12.2012г. N 273-ФЗ.
2. Адаптированная основная образовательная программа среднего общего образования для обучающихся с умственной отсталостью.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 года № 1015.
4. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
5. Локальные акты образовательного учреждения.
6. Учебного плана МБОУ СОШ №7 Гиагинского района на 2018-2019 учебный год;
Данная индивидуальная рабочая программа является коррекционно – развивающей, составлена для обучающегося 4 класса с задержкой психического развития Узунали оглы Алика Аслановича, рабочая программа разработана с учетом особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей, тем самым обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа составлена на 1 год по 1 часу в неделю (всего 34ч.).
Цель программы: оказание содействия по устранению нарушений письменной и устной речи, создание социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения в условиях образовательного процесса.
Задачи программы:
- научить начинать и заканчивать действие в нужный момент;
- способствовать формированию произвольной регуляции;
- научить планированию и контролю своих действий;
- сформировать познавательный интерес, познавательную активность;
- формирование универсальных учебных действий;
- повышение уровня познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
- оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ЗПР консультативной и методической помощи по вопросам, связанным с их развитием, обучением и воспитанием.
Характеристика.
Узунали оглы Алик Асланович ученик 4 класса, заключение ПМПК № 65/6 от 29.03.2017 года. Подтвержден статус ОВЗ. Задержанное психологическое развитие. Нарушение письма и чтения. Родился 4 ноября 2007 г. Проживает по адресу ул.Набережная д.87
Обучается в МБОУ СОШ№7 с 1 класса. По заявлению родителей был оставлен на повторный курс 1 класса. С начала обучения мальчик испытывал трудности. Неустойчивое внимание, имеются трудности концентрации, отвлекаем. Средняя работоспособность в урочной деятельности.
Мелкая моторика рук, а также зрительно-моторная координация плохо развита, что существенно влияет на формирование письма, Алик пишет правой рукой, наблюдается ярко выраженная дисграфия, часто не придерживается письма в клеточках, не соблюдает строку. В четвертом классе наблюдается дезориентация в понятиях – начало строки.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы.
Учебная деятельность ребёнка сформирована слабо, маленький объём памяти, словарный запас ниже нормы. Мышление тяготеет к конкретному, память низкая (с помощью приема эйдетики устно запоминает стихи и пересказы текста четвертого класса). Не может написать текст из трёх-четырёх предложений.
У Алика слабая способностью к звуковому анализу речи. Низкий уровень ориентировки в звуковой деятельности речи, одной из причин является преобладание в общении, в речи родного языка. При обучении чтению в первом классе и сейчас, на этапе четвертого класса, заменяет звуки и-е, а-о, ы –а, буквы ь на е , что привело к замене этих букв на письме, не может правильно установить последовательность звуков в слове. Чтение слоговое, скорость чтения 48 слов в минуту при норме для четвероклассников 65 слов в минуту в первом полугодии.
На 12 ноября четвертого класса все базовые числовые вычисления проводит только пошагово по шаблону. Не понимает разрядный состав шестизначного числа. Не может решить в задачу без вспомогательных схем. Ребёнок нуждается в постоянной направляющей и организующей помощи со стороны взрослого, которую успешно принимает. Домашние задания выполняются в меньшем объеме, совместно с классным руководителем.
Планируемые предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы: обучающийся научится действовать по инструкции; строить свое поведение в соответствии с требованиями ситуации; выбирать и использовать средства (вербальные инструкции, правила или образцы); научится планировать и контролировать свои действия; научится проявлять познавательный интерес, познавательную активность. Оценка результатов освоения программы коррекционной работы Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения учащегося программы коррекционной работы будет являться наличие положительной динамики произвольного поведения.
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом
1 четверть |
9 часов |
2 четверть |
7 часов |
3 четверть |
10 часов |
4 четверть |
8 часов |
Всего |
34 часа (1 час в неделю, 34 учебной недели) |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Коррекционно-развивающая программа включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
Цель данного блока - диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Диагностика развития внимания:
- Методика «Корректурная проба»
- Методика «Оперативная память».
- Методика «Запомни пару».
Для определения уровня умственного развития младших школьников используется тест, предложенный Э.Ф. Замбацявичене. Тест состоит из четырёх субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учётом программного материала начальных классов.
На основании анализа результатов диагностического исследования познавательных процессов составляется «Психологическая карта развития ребёнка».
КОРРЕКЦИОННЫЙ БЛОК
Цель данного блока - гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, такими, как: воспроизводящие способы мышления, которые являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.
Структура коррекционно-развивающего занятия:
Психологический настрой, который проводится с использованием арт-терапии, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах.
Правила поведения на занятии - разрабатываются вместе с ребенком в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Сообщение цели занятия - этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.
Разминка «Суджокотерапия» по развитию мелкой моторики рук.
Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, - этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений.
Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психогимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоционое напряжение у ребенка, нормализовать мышечный тонус, настроить ребенка на активную работу.
Релакс-пауза - этот этап проводится в зоне отдыха, включает в себя слушание релакс-музыки («Антистресс», «Утренние луга» и др.), инсценированных сказок.
Приложение №1
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата фак. |
Дата план. |
Тема занятия |
Кол-во часов |
1 |
|
|
«Развитие внимания, мышления, воображения» |
|
2 |
|
|
«Развитие памяти, внимания» |
|
3 |
|
|
«Развитие мышления и слухового восприятия» |
|
4 |
|
|
«Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания»
|
|
5 |
|
|
«Развитие внимания, мышления» |
|
6 |
|
|
«Развитие памяти, мышления» |
|
7 |
|
|
«Развитие пространственных представлений» |
|
8 |
|
|
«Развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения» |
|
9 |
|
|
«Развитие внимания, мышления» |
|
10 |
|
|
«Развитие мышления, внимания» |
|
11 |
|
|
«Развитие внимания, мышления» |
|
12 |
|
|
«Развитие памяти, мышления» |
|
13 |
|
|
«Развитие мышления, внимания» |
|
14 |
|
|
«Развитие мышления (процессы синтеза)» |
|
15 |
|
|
«Развитие зрительного воображения» |
|
16 |
|
|
«Развитие слухового восприятия, внимания, мышления» |
|
17 |
|
|
«Развитие мышления (установление закономерностей).
|
|
18 |
|
|
«Развитие мышления, внимания» |
|
19 |
|
|
«Развитие внимания» |
|
20 |
|
|
«Развитие памяти, мышления, внимания» |
|
21 |
|
|
«Развитие памяти» |
|
22 |
|
|
«Развитие восприятия» |
|
23 |
|
|
«Развитие воображения» |
|
24 |
|
|
«Развитие логического мышления» |
|
25 |
|
|
«Развитие воображения» |
|
26 |
|
|
«Развитие вербального мышления» (обобщение) |
|
27 |
|
|
«Развитие наглядно – образного мышления» |
|
28 |
|
|
«Развитие вербального мышления» |
|
29 |
|
|
«Развитие памяти» |
|
30 |
|
|
«Развитие интеллектуальных способностей»
|
|
31 |
|
|
«Развитие внимания» |
|
32 |
|
|
«Развитие вербального мышления» |
|
33 |
|
|
«Развития умения работать по алгоритму» |
|
34 |
|
|
«Развитие логического мышления» |
|