12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Данилова Инга Михайловна107
Учитель русского языка и литературы, стаж работы -26 лет
Россия, Курганская обл., г. Петухово

Программа конкурса чтецов

«Дети и война».

Цель: воспитание патриотизма, уважения, чувства гордости и благодарности к великим подвигам героев Великой Отечественной войны.

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями!

Р.Рождественский.

Земли советской преданные дети,

Бессмертными вы стали на планете.

Навстречу солнцу чистыми руками

Победы нашей возвели вы знамя!

М.Фархат.

На фоне фонограммы песни «Бухенвальдский набат»(муз. В.Мурадели, сл. А.Соболева) звучат слова:

«Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» (А.Твардовский).

Чтец:

С чего начинается память – с берез?

С речного песка? С дождя на дороге?

А если – с убийства?

А если – со слез?

А если – с воздушной тревоги?

А если с визжащей пилы в облаках?

Со взрослых, в пыли распростертых?

А если с недетского знания – как

Живое становится мертвым!

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять

Войной начинается память.

Здесь, в этой стране,

Где непомнящих – нет,

Попробуем это представить…

К.Симонов.

Чтец:

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит

Или вянут травы в садах?

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели – это война…

Чтец:

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров к Неве шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Не знали мы еще тогда с тобой,

Что с детством мы и юностью прощались.

Чтец:

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

А.Иоффе.

Ведущий:

Дети войны. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома, в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Они быстро взрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой. В свои 10-14 лет уже осознавали причастность своей судьбы к судьбе Отечества, осознавали себя частицей своего народа. Они старались ни в чем не уступать взрослым. Вместе с отцами, старшими братьями и сестрами по зову сердца с оружием в руках шли на бой тысячи юных патриотов.

Звучит песня Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!»

Чтец:

Горнили «К бою!» трубы полковые,

Военный ГОм катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые.

На левый фланг в солдатский строй.

Великоваты были им шинели.

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в боях они умели –

Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В 12 лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага,

Сыны полков своей страны.

В.Суслов.

Ведущий:

Сыны полков. Юные партизаны. Разведчики, танкисты, связисты. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Они стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Чтец:

Мы были серыми, как соль,

А соль на золото ценилась.

В людских глазах застыла боль.

Земля дрожала и дымилась.

Просили плача: «Мама, хлеба!»

А мама плакала в ответ.

И смерть обрушивалась с неба,

Раскалывая белый свет.

Да, мало было хлеба, света,

Игрушек, праздников, конфет.

Мы рано выучили это

Безжалостное слово – «Нет!»

Так жили мы, не зная сами,

Чем обделила нас война.

И материнскими глазами

В глаза смотрела нам страна.

Мы были бережно хранимой

Ее надеждой в горький час –

И свет, и соль земли родимой.

И золотой ее запас.

Л.Щасная.

Чтец:

Светлы и лучезарны детства дни,

Когда освещены лучами солнца мирного они.

Но если же грозой военной небосклон объят

И дети от разрывов бомб не спят,

То детство превращается в страданье,

Какое-то чудовищное испытанье,

В грехов несовершенных искупленье.

И разве же не преступленье –

Детей мгновений радостных лишать,

До времени взрослеть их заставлять?

Одно желание жило в их сердцах,

Не покидавшее несчастных даже в снах, –

Желанье голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслаждением ее жевать…

Кому пришлось такое испытать,

Тот продолжает и поныне

Он к хлебу относиться как к святыне.

Сценка: брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет с куклой, брат ремонтирует табурет.

Сестра:

Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет.

Ну хоть бы крошечку где отыскать!

Голодной страшно мне идти в кровать…

Брат:

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь,

И дом у нас с тобою есть,

А главное – фашисты далеко,

Да и кому в стране сейчас легко?

Сестра:

А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которые по праздникам пекла она?

Сейчас я съела б все одна!

Брат:

Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

А мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра:

А вот и мамины шаги слышны!

Брат:

Не вздумай хныкать перед ней!

Дай отдохнуть сначала ей!

Ведущий: Судьбы детей военной поры похожи. Даже если они находились в тылу, все равно были военные дети. Еще сложнее приходилось детям на оккупированных немцами территориях. Их сжигали, расстреливали, заживо хоронили, травили собаками, делали донорами для немецких солдат. Кровь брали до тех пор, пока ребенок не умирал.

Из воспоминания Ани Павловой, которой было 9 лет, когда началась война. «Немцы напускали на нас овчарок. Собаки рвали детей… А немцы хохотали. Сядем над разорванным дитятком и ждем, когда сердце у него остановится. Снегом присыпем… Вот ему и могилка до весны…».

Чтец: читает стихотворение М.Джалиля «Варварство».

Чтец:

Их расстреляли на рассвете,

когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

и эта девочка была…

Сперва велели им раздеться

и стать затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский,

наивный, чистый и живой:

- Чулочки тоже снять мне, дядя? –

не осуждая, не грозя,

Смотрели, прямо в душу глядя,

трехлетней девочки глаза.

- Чулочки тоже снять мне, дядя? –

в смятении на миг эсэсовец обмяк,

Рука сама собой с волненьем

вдруг опускает автомат.

Он словно скован взглядом синим,

и, кажется, он в землю врос:

- Глаза как у моей Неминьи, -

во мраке смутно пронеслось.

Охвачен он невольной дрожью,

проснулась в ужасе душа,

Нет! Ее убить, ее не сможет…

и дал он очередь спеша.

Упала девочка в чулочках,

снять не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

твоя вот так бы здесь легла?

Вот это маленькое сердце

пробито пулею твоей.

Ты человек, не только немец,

или ты зверь среди людей?

Шагал эсэсовец угрюмо,

не поднимая волчьих глаз.

Впервые, может, эта дума

в мозгу отравленном зажглась.

И всюду взгляд ее светился,

и всюду чудилось опять,

И не забудется отныне:

- Чулочки тоже, дядя, снять?..

Чтец:

Я видел седых детей…

Не белобрысых, не русых.

На стыке военных путей,

В болотах лесов белорусских…

Пресней дождевой воды

Спирт показался во фляге,

Когда привели седых

Детей в партизанский лагерь.

В глазах заморожен крик –

Пронзительнее штыка,

И рыжий, как солнце, комбриг

Не «допросил» языка.

Сказал по-русски: «Взгляни».

Тот понял и посмотрел…

Седые дети, они

Знали слово «расстрел».

Не спали среди тишины

Седые дети войны.

Чтецы читают стихотворения:

В.Кочетков. «Под громкие крики ворон и грачей…»

Дж.Алтаузен. «Девочка играла возле дома…»

К.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»

Звучит запись «Ленинградской симфонии» Д.Шостаковича.

Ведущий:

Блокада Ленинграда. В городе оставалос 2 млн.544 тысячи жителей, среди них 400 тысяч детей. Голод подкрадывался к городу незаметно. С 10 ноября 1941 года многие ленинградцы получали в день 125г. хлеба. Небольшой кусочек хлеба – и больше никаких продуктов. К страшному слову «блокада» прибавилось слово «голод». Что чувствовали и переживали дети?

Тане Савичевой, ленинградской школьнице, в те дни было 11 лет. Она вела дневник. Вот страницы из ее дневника (учащиеся демонстрируют строки)

«Женя умерла 28 декабря в 12ч.30 мин. 1941г.

Бабушка умерла 25 января в 3ч. Дня 1942г.

Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г.

Дядя Вася умер 10 мая в 4ч. дня 1942г.

Мама – 13 мая в 7ч. 30 мин.утра 1942г.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня».

Умирающую Таню удалось вывести из блокадного Ленинграда в Горьковскую область. Но спасти ее было нельзя.

Чтец:

Она училась в нашей школе,

Была такая же, как все.

Но имя девочки, как ветер,

Как вздох, промчалось по Земле.

Как быстро летят в мае белые ночи…

Но лучше бы та была подлинней.

В ту ночь только Таня с измученной мамой

Остались в остывшей квартире своей.

А утром дрожащею детской рукою

В своем дневнике записала она,

Что мама…

А дальше число. Рядом с мамой

Она «умерла» написать не смогла.

А после, как крик, вся душа нараспашку,

Что умерли все, что осталась одна,

А там за стеной надрывалась сирена.

Шел 42-й, бесновалась война.

Чтец:

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли.

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не проронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Ю.Воронов. В школе.

Чтецы читают стихотворения:

П.Антокольский. «Баллада о мальчике, оставшемся неизвестным»

А.Шлыгин. «Тринадцать мальчишеских лет»

М.Вайцман. «Жил мальчик на хуторе Мшинском…»

А.Сурков. «Зоя»

А.Твардовский. « Рассказ танкиста».

В.Рудкевич. «Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла…»

М.Андронов. «Пионеры-герои»

Ведущий:

Герои не забудутся, поверьте!

Пускай давно окончилась война,

Но до сих пор дружины на поверке

Погибших выкликают имена: (чтецы по очереди встают, показывают портреты и говорят)

Зина Портнова – подпольщица. Распространяла листовки, зная немецкий язык, в тылу врага добывала важные сведения о противнике. Была выдана провокатором немцам. На допросе сумела застрелить двух офицеров. Но бежать не удалось. Была расстреляна.

Валя Котик – юный партизан, он владел навыками конспирации, собирал оружие для партизан прямо под носом у немцев.

Марат Казей – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнется, и взорвал себя вместе с врагами.

Боря Цариков – выполнял задание партизан, взорвал фашистский эшелон, уничтожил 70 танков.

Володя Казначеев – в партизанском отряде прославился как самый ловкий и удачливый минер. Погиб выполняя задание.

Вася Коробков – вступил в партизанский отряд, стал разведчиком-подрывником.

Костя Кравчук – отступающие солдаты дали ему на хранение полковое знамя. Более 2-х лет, рискуя своей жизнью и жизнью родных, мальчик в тылу врага берег знамя.

Ваня Андриянов. После освобождения села стал воспитанником 33-го отдельного инженерного батальона, т.е. «сыном полка».

Валя Лямин – служил на военном катере.

Валерий Волков. Ему было 13 лет. В 1941г. расстреляли отца за связь с партизанами. Мать умерла еще в 1938г. Мальчика подобрали разведчики морской пехоты. Он стал сыном полка.

Звучит «Песня о пионерах-героях» или «Шаг в бессмерие»

(муз.М.Пляцковского, сл.Ю.Чичкова).

Чтец:

Юные, безусые герои

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев тому сейчас причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтешь, а впрочем, все равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, в легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ведущий:

Юным героям страны взрослые дали общее имя – орлята. Орлята – это значит отважные, смелые.

Звучит песня «Орленок» (слова Я.Шведова, муз. В.Белого)

На фоне песни «Журавли» (муз. Я.Френкеля, сл. Р.Гамзатова) читает:

Чтец:

Все помнится, ничто не позабыто,

Все помнится, никто не позабыт.

И днем и ночью в чаше из гранита

Святое пламя трепетно горит.

Неугасима память поколенья

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте , люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

 

Минута молчания на фоне музыки «Ростовские звоны»

Чтец:

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня!

Салют ее большим и малым

Творцам, чтит шли путем прямым,

Ее бойцам и генералам,

Героям павшим и живым,

Салют!

Звучит песня «День Победы»

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (1)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 23.04.16 в 20:40 0 Ответить Пожаловаться
Инга Михайловна! Спасибо за разработку. Хотелось бы узнать, сколько времени шло мероприятие?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.