12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фризен Ольга Ивановна395
Россия, Кемеровская обл., село Красное
4

Воспитательский час «Дети и война»



Муниципальное казённое

образовательное учреждение

«Краснинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

«Дети и война»

Воспитательский час

Фризен Ольга Ивановна,

воспитатель

МКОУ «Краснинская школа-интернат»

с. Красное

Цель: 

-   формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков детей (сверстников) в военное время.

- патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны

Расширить и углубить знания обучающихся о детских судьбах в годы Великой Отечественной войны. Вызвать чувство глубокого уважения и признательности к людям, пережившим страшную войну. Воспитывать патриотические чувства. 

Познакомить с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, с жизнью детей в это время;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

Прививать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны.

Задачи:

формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории, к Великой Отечественной войне;

формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка, толерантность;

воспитывать уважение к старшему поколению;

способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, к истории своей малой родины, бережное отношение к ветеранам;

формировать лидерские качества;

развить интерес к историческому через поэзию, музыку.

Ожидаемые результаты:

- расширение познавательного интереса учащихся к истории своей страны;

- привлечение внимания учащихся к празднованию Победы в ВОВ;

Актуальность темы заключается в праздновании Победы Великой Победы советских войск над фашистской Германией. Перед нами стоит важнейшая задача - сохранить эту память на долгие года. Ведь забывая великие подвиги своих предков, человек теряет тот самый уникальный патриотический дух, который чтим и уважаем во всем мире. Война далека от понимания детьми. Но моя задача такова, чтобы дети прочувствовали, поняли и сопоставили своё детство с детством тех детей войны.

Классный час является стимулом в духовном и патриотическом воспитании.   Формы: индивидуальные, групповые.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Основные компоненты :

Содержательный:  содержание воспитательского часа является личностно значимым. Оно включает материал по формированию патриотизма и чувства гордости за свою страну.

Организационно – деятельностный: активное участие и заинтересованность    каждого ребёнка.

Оценочно – аналитический: обогащение жизненного опыта ребёнка, индивидуально - личностное значение усваиваемой информации.

Ход занятия

Приветствие гостей

Воспитатель: Предлагаю Вашему вниманию музыкальный отрывок, который обозначит тему нашего воспитательского часа (На экране плакат «Родина – мать зовёт», Песня «Вставай, страна огромная!»)

Воспитатель: Ребята, о чем эта песня? К чему она призывает? Когда началась ВОВ? Сколько лет с окончания войны?

Воспитатель: Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам и рассказам фронтовиков. Для нас война — история.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить и вспоминать тех, кто в детском возрасте встретил войну. Тема нашего воспитательского часа «Дети и война».

Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревнях, дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере… Война.. В один миг она перекрасила жизнь в темные цвета, украла мечты, надежды, радость…

Дети читают

Вам, кому ещё нет шестнадцати,

Вам, кто не знает, что такое война

Посвящается….,

Чтобы поняли,

Чтобы помнили…

Воспитатель: Я хочу показать вам вещи, которые ваши сверстники военных лет считали – самым большим сокровищем. Когда мы узнаем о трудностях, которые испытывали дети во время войны, то сможем ответить, почему для 7-летнего мальчишки военной поры содержимое котомки было настоящим сокровищем. (Треугольник, колосок, кусочек хлеба)

Воспитатель: Давайте сейчас все перенесемся в далекий 1941 год. Лето. Был обычный выходной день - суббота. После трудовой недели миллионы советских людей  отдыхали, веселились. У выпускников  школ был выпускной бал. Они пели, танцевали и были счастливы. Они праздновали вступление во взрослую жизнь. И никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

Дети читают

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

Голос уверенный, строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

(голос Левитана)

 

Воспитатель: Наступили 4 страшных года! Детство поглотила война, юность – послевоенная разруха и голод. Все мужчины ушли на фронт, остались старики, женщины и дети!

Дети на ровне со взрослыми восстанавливали разрушенное хозяйство, в 12 лет становясь у станков на заводах и фабриках, работая на стройках. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной Войны шли в военкомы, прибавляя себе год или два, и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Во Второй мировой войне погибло 13 миллионов детей. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Забранное войной детство, страдания, голод, смерть, рано сделали ребят взрослыми, воспитав в них силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу. Дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Война оставила после себя множество имен мальчишек и девчонок, и сегодня давайте вспомним имена и узнаем историю таких «маленьких» героев. Разными путями попадали дети на войну. Они не знали, как сложится их жизнь через год, месяц, день, через час.

Воспитатель: Мы хотим напомнить вам их имена:

Дети читают

Зина Портнова, 15 лет. Работая в немецкой столовой по указанию подполья , отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива. С августа 1943 года Зина - разведчик партизанского отряда. В декабре 1943 года по доносу предателя была арестована. Во время одного из допросов Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Зина Портнова. Погибла.

Валя Котик, 11 лет. С августа 1943 года действовал в партизанском отряде, был дважды ранен. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, он поднял тревогу, а партизаны успели дать отпор врагу. Участвовал в подрыве 6 железнодорожных эшелонов и склада. Погиб.

Марат Казей, 12 лет. Разведчик в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, он сражался до последнего патрона, а когда осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. Погиб.

Лёня Голиков, 15 лет. Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 мостов, два склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) . Погиб.

Коробко Вася, 14 лет. Был разведчиком и связным, а впоследствии - подрывником. Партизаны поручили Васе серьезное дело: стать разведчиком в тылу врага. В штабе фашистов он топит печи, колет дрова, а сам присматривается, запоминает, передает партизанам сведения. Пустил под откос 16 эшелонов с гитлеровскими солдатами и военной техникой, вывел из строя 10 паровозов, уничтожил лично около ЧЕТЫРЕХСОТ гитлеровцев. Более двух недель допрашивали и пытали семью Коробковых, потом их все расстреляли.

Зоя Космодемьянская, 17 лет. Два раза Зоя была в тылу врага. В ноябре 1941 года в деревне Петрищево Московской области ее схватили немцы.  Чтобы выведать секретную информацию, ее подвергали различным пыткам. Но Зоя молчала, не сказав ничего, даже имени и фамилии. После тяжелых пыток Зоя Космодемьянская была казнена на сельской площади деревни Петрищево 29 ноября 1941 года. 6 февраля 1942 года Зое Космодемьянской посмертно присудили звание Героя Советского Союза и наградили орденом Ленина. Ее героический подвиг служил примером во время войны для многих людей.

Воспитатель: Конечно, это не все герои, о которых можно рассказать, их очень и очень много. Но я надеюсь, что эти несколько историй о детях войны станут для вас настоящим примером мужества и отваги.

Физминутка: Какое самое любимое занятие у всех детей планеты? /шалить, играть, баловаться….

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом:

Левой - раз, левой - раз

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки-

Дружно, веселей!

Застучали наши ножки-

Громче и быстрей.

По коленочкам ударим –

Тише, тише, тише.

Ручки, ручки поднимаем –

Выше, выше, выше

Завертелись наши ручки.

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.

Воспитатель: Три главных цели были у Гитлера – Москва, Ленинград и Сталинград. В сентябре 1941 года фашистам удалось окружить город Ленинград (теперь - Санкт – Петербург). Вы знаете, что такое кольцо? У кольца нет выхода. Ленинград был заблокирован, был в кольце. А все, что осталось за этим кольцом, ленинградцы стали называть Большой землей. Не работали электричество и водопровод, не было отопления, не было продуктов.

Воспитатель: Особое слово хочется сказать о хлебе. Хлебушек - так ласково его называл во все времена русский народ. Для таких маленьких деток, как вы, выдавали 125 грамм хлеба в день. И больше ничего.

Хлеб военной поры наполовину состоял из ржаной муки, а половину из клейстера, отрубей, шелухи. Этот маленький кусочек 125 граммов спас жизни многих жителей блокадного Ленинграда. Люди умирали от голода и холода. 125 грамм хлеба и маленькая бумажка – вот цена жизни блокадного города.

Дети читают

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

Воспитатель: В современном городе Санкт-Петербурге пять мемориальных кладбищ. В могилах, вырытых динамитом, лежат 600 тысяч ленинградцев, погибших от голода. В музее на Пискарёвском кладбище хранится дневник школьницы Тани Савичевой. Это потрясающий документ, обвиняющий фашизм.

Воспитатель: Слабеющей от голода рукой девочка записывала:

Дети читают

«Женя умерла 28 дек. В 12. 30час. Утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 янв. В 3 час. дня 1942 г.

Лёня умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч. ночи 1942г.

Дядя Лёша – 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама -13 мая в 7 час.30 мин.утра 1942 г.

Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

 

Воспитатель: Сколько мужества нужно было иметь 10-летней девочке, чтобы сохранить память о самых близких людях. Надолго ли пережила она своих родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли свое. Она умерла 23 мая 1944 г.

Воспитатель: Мысли о родном доме, о детях и женах придавали бойцам силы. Писем от своих близких они ждали больше всего! А если удавалось, писали сами, на чем придется, простым карандашом. А затем складывали письмо вот таким треугольником.… Во многих семьях до сих пор хранятся эти солдатские письма. Но во многие семьи приходили треугольники – похоронки. Люди теряли родителей, братьев и сестер, мужей, матерей .

Письма с фронта... Они хранятся во многих семьях, в архивах, в музеях. Их берешь в руки так бережно, словно дорогой и хрупкий предмет. Пожелтевшие от времени листки, заполненные порой карандашом, неровным почерком.

Давайте возьмем солдатские треугольник, прочтем его

Дети читают

ПОСЛЕДНЕЕ ПИСЬМО МАТЕРИ от Зои Космодемьянской

«Дорогая мама! Как ты сейчас живешь, как себя чувствуешь, не больна ли? Мама, если есть возможность, напиши хоть несколько строчек. Вернусь с задания, так приеду навестить домой. Твоя Зоя.»

Евгения Багречева, партизанка

«Прощайте, мои дорогие - мамочка, Элеонорка. В ожидании повешения решила написать вам и послать последнее прости.Не плачь, мама, и не ругай меня, иначе поступить я не могла. Береги себя для Эли, которой ты как можно больше времени должна быть и бабушкой и матерью. Воспитай ее хорошим, содержательным человеком, любящим свою страну и свой народ. Целую вас крепко, передайте привет всем родным, знакомым — всем тем, которые сумеют пережить это черное время. Женя»

Воспитатель: Фронтовые письма! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых... Наверное, каждый фронтовик получал письма, и он знал, что дома его ждут и любят. В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких, писал о вере в победу, писал о любви... Наши родные и близкие ясно знали и писали, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

Дети читают

Треугольником сложен пожелтевший листок,
В нем и горькое лето, и сигналы тревог,
В нем печаль отступленья в тот отчаянный год,
Рвется ветер осенний и команда: вперед!

Даже смерть отступала, хоть на несколько дней,
Где солдатские письма шли дорогой своей.
И с поклоном последним письма, полные сил,
От погибших в сраженьях почтальон приносил.
Письма с фронта вобрали и судьбу, и любовь,
И бессонную правду фронтовых голосов.
В письмах вера солдата в наши мирные дни,
Хоть и были когда-то так далеко они.

Воспитатель: А еще в военное время был голод. В то время был издан указ, Сталином «О трех колосьях», за то, что ты собираешь колосья пшеницы которые упали на землю с скошенного урожая, могли посадить в тюрьму и дать большой срок. От голода умирало много людей, женщины, дети, старики шли тайком собирать эти злосчастные колосья, за которые давали большие сроки.

Воспитатель: Хлеб и война – два понятия не совместимых и неразлучных.

Дети читают

Я помню хлеб, военный, горький.
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой корке, в каждой крошке
Был горький вкус людской беды.
И горе было частым гостем,
Им были детства дни полны,
Особо помним мы, что счастью
Был равен горький хлеб войны.

Воспитатель: С мужеством и героизмом спасали хлеб для фронта. От усталости дети, колхозники и помогавшие им рабочие, служащие в прямом смысле валились с ног. А что не удавалось спасти – уничтожали, жгли, чтобы ни один колос не достался врагу. В годы оккупации гитлеровцы с полицаями ходили по дворам и отбирали весь хлеб, даже пригоршню зерна если оно оказывалось в какой – то крынке.

С хлебом трудно было и в тылу. Его меняли на соль, одежду, им делились с ближними. Всем было трудно. Сколько раз, крестьянские ребятишки, приносили за пазухами краюхи хлеба для своих детдомовских сверстников, приглашая их в свой общий круг на опушки леса. Нужно было чувствовать их благодарность. Ещё ребячьим сердцем понимали: хлебом нужно делиться. После каждой жатвы собирали на полях колосья. Босиком, по колючей земле – обувь берегли для школы. Колосья сдавали колхозному бригадиру по весу или даже поштучно. Понимали – к хлебу отношение особое. Шла война – каждое зерно, что пуля по врагу».

Воспитатель: Дети войны... Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине... Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои Великой Отечественной войны! Каждый день ВОВ на фронте и в тылу- это подвиг беспредельного мужества и стойкости, верности Родине. «Все для фронта, все для победы!». И он пришел, этот день- 9 мая  1945 г.- День Победы.

Голос Левитана. Звучит песня « День Победы» . На фоне музыки ученик читает:

Победа! Победа! Во имя Отчизны – Победа!

Во имя живущих -Победа! Во имя грядущих - Победа!

Воспитатель: У каждого из вас на груди сегодня георгиевская ленточка. Вы знаете, что уже несколько лет в России проходит акция «Георгиевская ленточка», приуроченная к годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Эта лента имеет 2 цвета – черный и оранжевый.

- Что означают эти цвета?

Ответы детей. Чёрный цвет – символ дыма, Оранжевый - символ огня.

Воспитатель: Почему она называется так?

Ответы детей. Называется она георгиевской в честь Георгия Победоносца - христианского воина. Слава о его подвигах, как и слава о людях, которые воевали в годы ВОВ, была большая. Каждый раз, соприкасаясь с Георгиевской лентой, вспомните о тех, кто погиб, кто воевал, вспомните о тех, кому война принесла горе.

Дети читают

На ветвях березы ленточка повязана,
Ленточка Георгия этим всё и сказано.
В дни глубокой осени приближался фронт,
Вспоминает деревце сорок первый год.
Погибали вместе деды и отцы,
И с войной взрослели школьные юнцы.
От боев жестоких вздыбилась земля,
Окропило кровью снежные поля.
В битвах под Москвою полегли они,
И хранит береза их покой и сны.
Слава всем защитникам, слава всем бойцам,
На березу ленточку повяжу я сам.
На ветвях березы ленточка повязана,
Ленточка Георгия этим всё и сказано.

Воспитатель: 9 мая 2015 года исполнилось 70 лет Великой Победе во Второй мировой войне. Называется она «Великая Победа» потому, что это победа здравомыслящих людей в самой ужасной мировой войне в истории человечества, которую ему навязал фашизм.

20 миллионов жизней унесла эта война. Каждый день Великой Отечественной войны, прожитый на фронте и в тылу врага, - это подвиг беспредельного мужества и стойкости советских людей, верных Родине.

Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за мир и счастье на Земле, за нашу с вами жизнь. Просим всех встать!

(МЕТРОНОМ)

Воспитатель: На дворе стоит Май – светлый, теплый и радостный. Он всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с весной и победой, весной и миром. 
 

Дети читают

- Мы гордимся нашими дедами, прадедами. Не забудем их подвиг. Спасибо, за мирное небо!

- Задумайтесь о тех, кто не дожил до победного мая, и о тех, кто будет встречать май после нас. 
- Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, для них мы должны сохранить нашу землю. 
- Мир – это утро, полное света и надежд.

- Мир – это цветущие сады и колосящиеся нивы. 
- Мир – это школа, в окнах которой – солнце, это веселый школьный звонок, созывающий детей в классы. 
- Мир – это жизнь! 

ИТОГИ

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, какую ценность имели для ребенка военной поры (Треугольник, колосок, кусочек хлеба).

- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1945 года)
- Каких детей Героев Советского Союза вы знаете? (Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик)
- Какие подвиги они совершили (подрывали поезда, разведывали планы врагов, уничтожали врагов).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам пройти путь от начала, до конца войны по особенной тропе. Работать будите парами. Перед вами карта. Я буду задавать вопрос, вы прокладываете путь, выбрав правильный ответ. Начальная точка маршрута – год нала ВОВ.

1. Разведчик партизанского отряда, 15 лет. Работала в немецкой столовой. Специально отравила пищу .

2. В сентябре 1941 года фашисты окружили этот город. Началась блокада.

3. Сколько грамм хлеба в день выдавали таким детям, как вы.

4. Какие два цвета у георгиевской ленточки?

5. Сколько лет с окончания ВОВ мы отметили 9 мая 2015 года?

6. Конечная точка – год окончания ВОВ.

Воспитатель: Вот мы и прошли военной тропой. Давайте, посмотрим, все ли прошли правильно свой путь. Проверка

Воспитатель: Мне очень понравилась ваша работа на занятии, спасибо чтецам, спасибо ребятам, которые рассказали нам о героях, спасибо всем за ваше активное участие.

Воспитатель: Я предлагаю вам на лежащих перед вами голубях написать слова благодарности погибшим героям. Голуби – это птицы мира. Мы их отправляем в полёт. Представьте, что ветераны получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать? Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство.
 

Дети выходят на школьную площадку и отпускают в воздух воздушные шары с бумажными голубями на них, под музыку «Пусть всегда будет солнце».
  /data/files/n1526364355.ppt ("Дети и война", воспитательский час)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.