Современные профессии, предлагаемые выпускникам средних учебных заведений, становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляющие высокие требования к интеллекту и профессиональным знаниям и умениям работников, занимают лидирующее положение на рынках труда. Для подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе необходимо уже в начальный период обучения развивать профориентационную направленность данного курса. Важно отметить, что технология такого обучения должна быть массовой, общедоступной, а не зависеть исключительно от возможности и обеспеченности тех или иных образовательных учреждений и социального статуса родителей обучаемого. Таким образом, предлагаемый курс основан на глубокой профориентационной мотивации, и это определяет его актуальность.
Целью обучения по данному профилю является ознакомление учащихся с ЭВМ, привитие им простейших навыков работы на персональном компьютере в процессе игровых и обучающих программ, подготовка школьников к трудовой деятельности в современных условиях. Также одной из основных задач курса является привитие учащимся интереса к информатике и пояснение значения вычислительной техники и информационных технологий в развитии современного общества и формировании современной научной картины мира, привитие им навыков сознательного и рационального использования ЭВМ в своей учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Полученные учащимися знания, навыки и умения в области программирования, вычислительной техники и информационных технологий являются составным элементом общей культуры современного молодого специалиста, послужат основой для дальнейшего изучения вопросов, связанных с электронно-вычислительной и микропроцессорной техникой и ее применением в различных профессиональных областях.
Учащиеся приобретают знания и умения, необходимые для работы с современными электронно-вычислительными машинами, особое внимание при этом уделяется привитию навыков общения с ЭВМ в целом и ее периферийными устройствами, а также развитию логического мышления детей и повышению их вычислительной культуры.
Основные содержательные линии курса охватывают следующие направления:
- информация,
- компьютер,
- алгоритм.
Проведение занятий предусматривает применение вычислительной техники и более половины всего учебного времени отводится на практические работы. Занятия проводятся в объеме двух часов в неделю, и общее количество часов составляет 68 ч.
Тематическое планирование составлено из расчета общего количества часов. Порядок изучения различных тем и количество отводимых на теоретические и практические занятия часов должно определяться непосредственно преподавателем и учитывать специфику конкретной вычислительной техники, загруженность кабинета ВТ и наличием определенного набора программных продуктов.
Календарно-тематическое планирование.
Введение (3 ч).
Что такое ЭВМ? Для чего нужен компьютер?
История развития вычислительной техники.
Роль ЭВМ на современном этапе развития общества.
Информация (4 ч).
4/1. Понятие об информации. Информация вокруг нас.
5/2. Виды информации. Свойства информации.
6/3. Способы поиска, обработки, хранения информации.
7/4. Информатика как наука.
Знакомство с компьютером (6 ч).
8/1. Первое свидание с компьютером. Общий вид ЭВМ.
9/2. Составные части компьютера.
10/3. Техника безопасности при работе на ЭВМ.
11/4. Знакомство с клавиатурой ЭВМ. Освоение клавиш.
12/5. Вычислительные возможности ЭВМ. Работа в режиме МК.
13/6. Нахождение значений числовых выражений с помощью ЭВМ.
Представление информации в ЭВМ.
Операционная система (6 ч).
14/1. Арабская, римская системы счисления.
15/2. Шифровка, дешифровка, кодирование информации в ЭВМ.
16/3. Двоичное кодирование.
17/4. Первоначальные сведения об операционной системе, ее назначение.
18/5. Понятие файла. Операции записи, чтения, считывания на диск, ленту.
19/6. Работа с файлами.
Текстовый редактор (8 ч).
20/1. Обработка текстов. Работа с текстовым редактором.
21/2. Ввод и редактирование текста.
22/3. Вставка, замена символов, строк.
23/4. Форматирование строк, абзацев, страниц.
24/5. Копирование, перенос, замена слов, строк, абзацев.
25/6. Использование текстового редактора в различных сферах человеческой деятельности.
26-27/7-8. Творческая работа: конкурс
заметок в стенгазету;
сочинений;
стихов;
визитных карточек и т. п.
Компьютерная графика (7 ч).
28/1. Работа с графическим конструктором, редактором.
29/2. Операции рисования.
30/3. Рисунок на заданную тему.
31/4. Использование графического редактора в различных сферах человеческой деятельности.
32/5. Творческое задание «Конкурс рисунков».
33/6. Повторительно-обобщающее занятие.
34/7. Контрольно-проверочное занятие.
Числовые расчеты на ЭВМ.
Электронные таблицы (4 ч).
35/1. Элементы электронной таблицы: строка, столбец, ячейка.
36/2. Ввод чисел. Запись формул.
37/3. Заполнение и редактирование электронной таблицы.
38/4. Решение практических задач.
База данных (5 ч).
39/1. Понятие базы данных и системы управления базами данных.
40/2. Табличная форма представления базы данных. Понятие записи и полей.
41/3. Работа с готовой базой данных. Поиск информации по разным признакам.
42/4. Создание и редактирование базы данных.
43/5. Решение практических задач.
Музыкальный редактор (4 ч).
44/1. Основы музыкальной грамоты. Нотная запись.
45/2. Работа с музыкальным редактором. Запись и воспроизведение мелодий.
46/3. Использование музыкального редактора в различных сферах человеческой деятельности.
47/4. Творческое задание «Исполняем мелодию».
Алгоритмы и исполнители (9 ч).
48/1. Школьный алгоритмический язык. Исполнитель «Робот».
49/2. Общий вид алгоритма. Комментарии в алгоритмическом языке.
50/3. Вызов команды исполнителя. Ошибки в алгоритмах.
51/4. Особенности записи чисел в информатике.
52/5. Исполнитель «Чертежник».
53/6. Последовательное выполнение алгоритмов.
54/7. Необходимость работы с величинами в процессе выполнения алгоритма. Имя, значение и тип величины. Описание величин.
55/8. Модель памяти ЭВМ.
56/9. Команда присваивания. Виды величин в алгоритмическом языке.
Вспомогательные алгоритмы (4 ч).
57/1. Понятие основных и вспомогательных алгоритмов.
58/2. Вызов вспомогательного алгоритма. Метод последовательного уточнения.
59/3. Разделение труда между ЭВМ и исполнителями. Алгоритмы с аргументами.
60/4. Выполнение вспомогательного алгоритма с аргументами.
Циклы (3 ч).
61/1. Простые и составные команды. Цикл «n раз». Команды «обратной связи».
62/2. Цикл «пока». Диалог «ЭВМ – Робот» при выполнении цикла «пока».
63/3. Основные свойства цикла «пока».
Команды ветвления и контроля (6 ч).
64/1. Общий вид команды «если». Графическая схема выполнения команды «если».
65/2. Условия в алгоритмическом языке. Команда «выбор». Графическая схема выполнения команды «выбор».
66/3. Команды контроля.
67/4. Повторительно-обобщающее занятие.
68/5. Контрольно-проверочное занятие.
Тематический план.
№ |
Тема | Количество часов | ||
всего |
теория |
практика |
||
1 |
Введение. |
3 |
2 |
1 |
2 |
Информация. |
4 |
3 |
1 |
3 |
Знакомство с компьютером. |
6 |
2 |
4 |
4 |
Представление информации. Операционная система. |
6 |
3 |
3 |
5 |
Текстовый редактор. |
8 |
4 |
4 |
6 |
Компьютерная графика. |
7 |
3 |
4 |
7 |
Числовые расчеты на ПК. Электронные таблицы. |
4 |
2 |
2 |
8 |
База данных. |
5 |
2 |
3 |
9 |
Музыкальный редактор. |
4 |
2 |
2 |
10 |
Алгоритмы и исполнители. |
9 |
4 |
5 |
11 |
Вспомогательные алгоритмы. |
4 |
2 |
2 |
12 |
Циклы. |
3 |
1 |
2 |
13 |
Команды ветвления и контроля. |
6 |
2 |
4 |
Итого |
68 |
32 |
36 |
Программа.
Введение (3 ч).
Что такое ЭВМ? Для чего нужен компьютер? История развития вычислительной техники. Роль ЭВМ на современном этапе развития общества.
Практическое обучение. Основные сведения об организации рабочего места, безопасности труда, электро- и пожарной безопасности.
Информация (4 ч).
Понятие об информации. Информация вокруг нас. Виды информации. Свойства информации. Способы поиска, обработки, хранения информации. Информатика как наука.
Практическое обучение. Работа на внешних устройствах ЭВМ и устройствах подготовки данных для ЭВМ. Выполнение отдельных операций на вычислительных машинах различного назначения.
Знакомство с компьютером (6 ч).
Первое свидание с компьютером. Общий вид ЭВМ. Составные части компьютера. Техника безопасности при работе на ЭВМ. Знакомство с клавиатурой ЭВМ. Освоение клавиш. Вычислительные возможности ЭВМ. Работа в режиме МК. Нахождение значений числовых выражений с помощью ЭВМ.
Практическое обучение. Ознакомление с ЭВМ и ПК и отдельными их устройствами, устройствами ввода-вывода информации.
Представление информации в ЭВМ.
Операционная система (6 ч).
Арабская, римская системы счисления. Шифровка, дешифровка, кодирование информации в ЭВМ. Двоичное кодирование. Первоначальные сведения об операционной системе, ее назначение. Понятие файла. Операции записи, чтения, считывания на диск, ленту. Работа с файлами.
Практическое обучение. Работа с оболочками операционной системы. Диагностика ошибок и сбоев при работе с вычислительной техникой. Действия пользователя во внештатных ситуациях. Особенности работы в Windows. Рабочий стол.
Текстовый редактор (8 ч).
Обработка текстов. Работа с текстовым редактором. Ввод и редактирование текста. Вставка, замена символов, строк. Форматирование строк, абзацев, страниц. Копирование, перенос, замена слов, строк, абзацев. Использование текстового редактора в различных сферах человеческой деятельности. Творческая работа: конкурс заметок в стенгазету; сочинений; стихов; визитных карточек и т. п.
Практическое обучение. Работа в среде MS Word. Создание, редактирование и распечатка текста. Копирование, удаление и переименование файла.
Компьютерная графика (7 ч).
Работа с графическим конструктором, редактором. Операции рисования. Рисунок на заданную тему. Использование графического редактора в различных сферах человеческой деятельности. Творческое задание «Конкурс рисунков». Повторительно-обобщающее занятие. Контрольно-проверочное занятие.
Практическое обучение. Работа в среде Paint. Создание, редактирование и распечатка изображения. Работа в среде Power Point. Создание презентаций.
Числовые расчеты на ЭВМ.
Электронные таблицы (4 ч).
Элементы электронной таблицы: строка, столбец, ячейка. Ввод чисел. Запись формул. Заполнение и редактирование электронной таблицы. Решение практических задач.
Практическое обучение. Работа в Excel. Заполнение таблицы, редактирование данных, изменение структуры. Построение диаграмм.
База данных (5 ч).
Понятие базы данных и системы управления базами данных. Табличная форма представления базы данных. Понятие записи и полей. Работа с готовой базой данных. Поиск информации по разным признакам. Создание и редактирование базы данных. Решение практических задач.
Практическое обучение. Работа в Access. Заполнение БД, редактирование данных, изменение структуры, сортировка и поиск записей.
Музыкальный редактор (4 ч).
Основы музыкальной грамоты. Нотная запись. Работа с музыкальным редактором. Запись и воспроизведение мелодий. Использование музыкального редактора в различных сферах человеческой деятельности. Творческое задание «Исполняем мелодию».
Практическое обучение. Составление и прослушивание мелодий.
Алгоритмы и исполнители (9 ч).
Школьный алгоритмический язык. Исполнитель «Робот». Общий вид алгоритма. Комментарии в алгоритмическом языке. Вызов команды исполнителя. Ошибки в алгоритмах. Особенности записи чисел в информатике. Исполнитель «Чертежник». Последовательное выполнение алгоритмов. Необходимость работы с величинами в процессе выполнения алгоритма. Имя, значение и тип величины. Описание величин. Модель памяти ЭВМ. Команда присваивания. Виды величин в алгоритмическом языке.
Практическое обучение. Составление алгоритмов и программ, отладка на ЭВМ. Вычисление значений выражений. Работа с литерными величинами.
Вспомогательные алгоритмы (4 ч).
Понятие основных и вспомогательных алгоритмов. Вызов вспомогательного алгоритма. Метод последовательного уточнения. Разделение труда между ЭВМ и исполнителями. Алгоритмы с аргументами. Выполнение вспомогательного алгоритма с аргументами.
Практическое обучение. Составление и отладка программ, работающих с использованием подпрограмм.
Циклы (3 ч).
Простые и составные команды. Цикл «n раз». Команды «обратной связи». Цикл «пока». Диалог «ЭВМ – Робот» при выполнении цикла «пока». Основные свойства цикла «пока».
Практическое обучение. Составление и отладка циклических программ.
Команды ветвления и контроля (6 ч).
Общий вид команды «если». Графическая схема выполнения команды «если». Условия в алгоритмическом языке. Команда «выбор». Графическая схема выполнения команды «выбор». Команды контроля. Повторительно-обобщающее занятие. Контрольно-проверочное занятие.
Практическое обучение. Составление и отладка разветвляющихся алгоритмов и программ. Контрольно-тестирующие программы.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать правила техники безопасности при работе с вычислительной техникой;
знать возможности, характеристики и основные области применения информационно-вычислительной техники, принципы устройства и работы ЭВМ;
овладеть основами знаний о процессах получения, преобразования, хранения и использования информации;
знать основные алгоритмические конструкции и основы структурного программирования;
приобрести основные навыки обработки текстовой и графической информации.
В процессе занятий и в конце обучения предусмотрено проведение контрольных тестов и оценивание результатов с помощью компьютера.
Литература.
Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы / Сост. В. М. Монахов и др. – М.: Просвещение, 1987.
Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Гейн А. Г. и др. Информатика, 10-11 кл. – М.: Просвещение.
Кушниренко А. Г. и др. Информатика. – М.: Дрофа, 2000.
Каймин А. М. Основы информатики и вычислительной техники, 10-11 кл., – М.: Просвещение, 1998.
Гейн А. Г. и др., Информатика, 7-9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
СанПиН 2.2.2.542-96. Санитарные правила и нормы. Гигиенические требования по организации работы за компьютером. – М., 1996.