Программа кружка по информатике для начальной школы «Путешествие в компьютерную долину»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей естественно-математического цикла ____________Н.В. Подопригора Протокол № ______ от __________________ 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по ВР __________ __________________ 2016 г. |
«Утверждено» Директор МОУ СОШ № 15 ____________А.В. Кинасова Приказ №______ от ____________________ 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по информатике и ИКТ
«Путешествие в Компьютерную Долину»
для 3-4 КЛАССА
Учитель: Подопригора Н.В.
Образовательная программа, на основе которой была разработана рабочая программа: Паутова А.Г. Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» для 2-4 классов.
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» имеет научно-техническую направленность.
Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Компьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.
Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение набирать текст слепым десятипальцевым методом снижает трудоемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе.
Создание мультимедийных презентаций. Публичные выступления. Мультимедийные презентации рассматриваются как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность создания презентации, но и ее представления в группе, классе. Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их выполнять.
Учебный проект рассматривается как дидактическое средство, позволяющее с использованием технологии проектирования организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать соответствие результата цели.
Поиск информации в Интернете, фиксация и использование найденной информации. Работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлениях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем.
Целью программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является информационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений использования современных информационных технологий в образовательном процессе.
Основные задачи программы:
— развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;
— формирование начального опыта поиска информации в Интернете и фиксации найденной информации;
— развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).
Программа предназначена для реализации во 2-4 классах.
Продолжительность реализации программы: 1 занятие один раз в неделю в течение учебного года (34 ч — 2 класс, 34 ч — 3 класс, 34 ч — 4 класс).
Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.
Основные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.
Результаты освоения курса.
В течение курса учащиеся научатся:
правильной постановке рук на клавиатуру компьютера;
последовательному выполнению тренировочных упражнений клавиатурного тренажёра;
самостоятельному принятию решений о переходе к следующему заданию;
созданию рисунков из символов клавиатуры в текстовом редакторе;
конкретизации и сужению темы проекта;
составлению плана работы над проектом;
созданию текстового описания работы над проектом;
публичной презентации проекта;
проектированию структуры мультимедийной презентации;
созданию мультимедийной презентации под руководством учителя и самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации»;
применению дизайна и разметки слайдов;
созданию гиперссылок на другие слайды презентации;
поиску изображений в Интернете, обработке цифровых фотографий, сканированию изображений;
вставке изображений в презентацию;
клавиатурному вводу текста.
Учащиеся могут научиться:
набирать текст с использованием слепого десятипальцевого метода набора текста;
решать поставленные проектные задачи, оформляя их решение в виде презентации.
Формы подведения итогов реализации программы: презентации проектов.
Содержание изучаемого курса
3 класс
Слепой десятипальцевый метод набора текста. Тренировка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений клавиатурного тренажера. Самостоятельное принятие решений о переходе к следующему заданию. Создание рисунков из символов клавиатуры в текстовом редакторе.
Проект «Кто я?». Создание презентации из 4-5 слайдов под непосредственным руководством учителя. Применение дизайна и разметки слайдов. Создание гиперссылок на другие слайды презентации. Обработка цифровой фотографии и вставка ее в презентацию.
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края». Конкретизация и сужение темы проекта. Составление плана работы над проектом. Проектирование структуры мультимедийной презентации. Поиск изображений в Интернете, обработка цифровых фотографий, сканирование изображений. Клавиатурный ввод текста. Создание мультимедийной презентации самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации». Создание текстового описания работы над проектом. Публичная презентация проекта.
С целью формирования навыков работы за компьютером на занятиях также используются материалы «Курса элементарной компьютерной грамотности» (1-4 кл.), расположенного в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».
4 класс
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы:
Из каких помещений состоял дом карельского крестьянина? Ка назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина? Что видно из окон дома карельского крестьянина? Где крестьяне хранили молоко? Найди и отгадай загадки карельских крестьян.
Коллективный проект «Весёлая азбука». Самостоятельное создание презентации, каждый слайд которой посвящён одной или нескольким буквам русского алфавита. Каждый слайд содержит рисунки, созданные учеником в графическом редакторе, и стихотворение. Рекомендуется использовать книгу Александра Шибаева «Весёлая грамматика».
Коллективный проект «Кулинарная книга». Создание страницы кулинарной книги с любимым домашним рецептом. Обработка и вставка цифровых иллюстраций. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. Создание оглавления.
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста с мультиками. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы:
Как строился Московский Кремль? Назови этапы строительства. Какие реки омывают Московский Кремль? Чем занимались крестьяне, поселившиеся у стен Кремля? Сколько сторожевых башен в Кремлёвской стене и как называются самые крупные? Какова длина стен Московского Кремля? Для вычисления используй калькулятор. Сколько было проездных и сколько глухих башен Кремля?
Поиск в Интернете. «Башни Кремля». Поиск в Интернете изображений и описание заданной учителем башни Кремля. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. Создание оглавления.
Проект «Чему я научился на уроках информатики». Ученик самостоятельно составляет план работы над проектом, отбирает содержание для презентации, создаёт презентацию, выступает с сообщением перед одноклассниками.
С целью повышения компьютерной грамотности на занятиях также используются материалы учебника-лаборатории «Изучаем компьютер», где к книге прилагается диск с вопросами, практикумами и контрольными тестами.
Учебно – тематический план
3 класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
||
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности |
Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
|||||
1 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
13 |
Анимация: «Компьютер, его роль в жизни человека»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Руки солиста» |
||
2 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Компьютерные программы». Часть 1/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Руки солиста» |
|||
3 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Компьютерные программы». Часть 2/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Руки солиста» |
|||
4 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Основные устройства и их назначение»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Руки солиста» |
|||
5 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Руки солиста» |
|||
6 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Мышь и её назначение»/ коллективный просмотр |
Игра «Спасение мяча», тренажёр «Руки солиста» |
|||
7 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Назначение кнопок мыши»/ коллективный просмотр |
Игра «Спасение мяча», тренажёр «Руки солиста» |
|||
8 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Вспомогательная кнопка мыши»/ коллективный просмотр |
Игра «Уборка комнаты», тренажёр «Руки солиста» |
|||
9 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Операция перетаскивания»/ коллективный просмотр |
Игра «Пазл», тренажёр «Руки солиста» |
|||
10 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Рисование»/ коллективный просмотр |
Упражнение «Нарисуй так же», тренажёр «Руки солиста» |
|||
11 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Мышь помогает играть»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Ловим пузырьки», тренажёр «Руки солиста» |
|||
12 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Двойной клик»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Руки солиста» |
|||
13 |
Слепой десятипальцевый метод набора текста |
Анимация: «Элементы интерфейса»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Внешний вид», тренажёр «Руки солиста» |
|||
14 |
Проект «Кто я?» |
5 |
Анимация: «Огромные картинки»/ коллективный просмотр. Объявление темы проекта |
Тренажёр «Охота за жемчугом». Составление плана работы над проектом. |
||
15 |
Проект «Кто я?» |
Анимация: «Колесо мыши»/ коллективный просмотр |
Игра «Подъёмный кран». Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
|||
16 |
Проект «Кто я?» |
Анимация: «Группы клавиш и их назначение»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
17 |
Проект «Кто я?» |
Анимация: «Алфавитно-цифровые клавиши»/ коллективный просмотр |
Тренажёр «Набор символов обеими руками». Создание продукта проекта-презентации |
|||
18 |
Проект «Кто я?» |
Описание работы над проектом |
Презентация проекта |
|||
19 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
16 |
Анимация: «Положение рук. Привязка клавиш к пальцам»/ коллективный просмотр. Объявление темы проекта |
Тренажёр «Тренировка набора символов». Составление плана работы над проектом. |
||
20 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Блок клавиш управления курсором»/ коллективный просмотр |
Упражнение «Вставь пропущенные слова». Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
|||
21 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Вспомогательные клавиши Windows»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
22 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Клавиша контекстного меню»/ коллективный просмотр |
Упражнение «Классификация животных». Создание продукта проекта-презентации |
|||
23 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Дополнительная цифровая клавиатура»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
24 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Приёмы выделения со вспомогательными клавишами «Ctrl» и «Shift»/ коллективный просмотр |
Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». Создание продукта проекта-презентации |
|||
25 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Комбинации клавиш для копирования и перемещения»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
26 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»/ коллективный просмотр |
Игра «Раздели поровну». Создание продукта проекта-презентации |
|||
27 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Приёмы работы с текстом»/ коллективный просмотр |
Упражнение «Диктант». Создание продукта проекта-презентации |
|||
28 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Изображения на компьютере»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
29 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Редактирование растровых изображений»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
30 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Представление звука в компьютере»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
31 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Программа «Проводник»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
32 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Файлы и папки»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
33 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Анимация: «Поиск фразы в тексте»/ коллективный просмотр |
Создание продукта проекта-презентации |
|||
34 |
Проект «Альбом дикорастущих растений родного края» |
Описание работы над проектом |
Презентация проекта |
4 класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
||
Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности |
Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
|||||
1 |
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи |
6 |
Работа с книгой «Техника безопасности». Постановка задач поиска |
Практикум. «Виртуальное путешествие» в «Усадьбу карельского крестьянина» |
||
2 |
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи |
Работа с книгой «Основные части компьютера». Постановка вопросов для поиска ответов |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
3 |
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи |
Работа с книгой «Дополнительные устройства». |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
4 |
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи |
Работа с книгой «Помощники человека». |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
5 |
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи |
Работа с книгой «Как работает компьютер». |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
6 |
Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи |
Работа с книгой «Программирование». Описание хода работы |
Практикум. Представление текстовых документов с ответами на вопросы |
|||
7 |
Коллективный проект «Весёлая азбука» |
5 |
Работа с книгой «Профессии компьютера». Объявление темы проекта |
Практикум. Составление плана работы над проектом |
||
8 |
Коллективный проект «Весёлая азбука» |
Работа с книгой «Что у нас на рабочем столе». Знакомство с книгой А. Шибаева «Весёлая грамматика» |
Практикум. Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
|||
9 |
Коллективный проект «Весёлая азбука» |
Работа с книгой «Панель задач». |
Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
|||
10 |
Коллективный проект «Весёлая азбука» |
Работа с книгой «Работа с компьютерной мышью». |
Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
|||
11 |
Коллективный проект «Весёлая азбука» |
Описание работы над проектом |
Презентация проекта |
|||
12 |
Коллективный проект «Кулинарная книга» |
5 |
Работа с книгой «Указатели и курсоры». Объявление темы проекта |
Практикум. Составление плана работы над проектом |
||
13 |
Коллективный проект «Кулинарная книга» |
Работа с книгой «Курсоры мыши». |
Практикум. Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
|||
14 |
Коллективный проект «Кулинарная книга» |
Работа с книгой «Текстовый курсор». |
Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
|||
15 |
Коллективный проект «Кулинарная книга» |
Работа с книгой «Что такое пиктограмма». |
Практикум. Создание продукта проекта- презентации |
|||
16 |
Коллективный проект «Кулинарная книга» |
Описание работы над проектом |
Презентация проекта |
|||
17 |
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста |
6 |
Работа с книгой «Разнообразие пиктограмм». Постановка задач поиска |
Практикум. Поиск на сайте (по указаниям учителя) |
||
18 |
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста |
Работа с книгой «Пиктограммы на экране компьютера». Постановка вопросов для поиска ответов |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
19 |
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста |
Работа с книгой «Структура окна». |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
20 |
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста |
Работа с книгой «Заголовок окна». |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
21 |
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста |
Работа с книгой «Заголовок окна». |
Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы |
|||
22 |
Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста |
Описание хода работы |
Представление текстовых документов с ответами на вопросы |
|||
23 |
Поиск в Интернете. «Башни Кремля» |
6 |
Работа с книгой «Меню и панели». Постановка задач поиска |
Практикум. Поиск в Интернете (по указаниям учителя) |
||
24 |
Поиск в Интернете. «Башни Кремля» |
Работа с книгой «Рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния». |
Практикум. Поиск в Интернете (по указаниям учителя) |
|||
25 |
Поиск в Интернете. «Башни Кремля» |
Работа с книгой «Что такое меню». |
Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля |
|||
26 |
Поиск в Интернете. «Башни Кремля» |
Работа с книгой «Компьютерные меню». |
Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля |
|||
27 |
Поиск в Интернете. «Башни Кремля» |
Работа с книгой «Компьютерные меню». |
Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля |
|||
28 |
Поиск в Интернете. «Башни Кремля» |
Описание хода работы |
Представление текстовых документов |
|||
29 |
Проект «Чему я научился на уроках информатики» |
6 |
Объявление темы проекта |
Самостоятельное составление плана работы над проектом |
||
30 |
Проект «Чему я научился на уроках информатики» |
--- |
Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете |
|||
31 |
Проект «Чему я научился на уроках информатики» |
--- |
Создание продукта проекта - презентации |
|||
32 |
Проект «Чему я научился на уроках информатики» |
--- |
Создание продукта проекта - презентации |
|||
33 |
Проект «Чему я научился на уроках информатики» |
Описание работы над проектом |
Выступление с сообщением и презентацией перед одноклассниками |
|||
34 |
Проект «Чему я научился на уроках информатики» |
--- |
Выступление с сообщением и презентацией перед одноклассниками |