Программа кружка по информатике для начальной школы «Путешествие в компьютерную долину»

4
0
Материал опубликован 3 September 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №15 КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей естественно-математического цикла

____________Н.В. Подопригора

Протокол № ______ от

__________________ 2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР __________

__________________ 2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 15

____________А.В. Кинасова

Приказ №______ от

____________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по информатике и ИКТ

«Путешествие в Компьютерную Долину»

для 3-4 КЛАССА


 

Учитель: Подопригора Н.В.

Образовательная программа, на основе которой была разработана рабочая программа: Паутова А.Г. Программа внеурочной деятельности по информатике и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» для 2-4 классов.

2016 – 2017 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по информати­ке и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» имеет научно-техническую направленность.

Внеурочные занятия по программе «Путешествие в Ком­пьютерную Долину» предполагают создание и реализацию мини-проектов с помощью информационных технологий.

Слепой десятипальцевый метод набора текста. Умение на­бирать текст слепым десятипальцевым методом снижает тру­доемкость работы на компьютере и повышает эффективность применения информационных технологий в образовательном процессе.

Создание мультимедийных презентаций. Публичные высту­пления. Мультимедийные презентации рассматриваются как средство сопровождения публичных выступлений. Внеурочные занятия в рамках программы «Путешествие в Компьютерную Долину» предоставляют ученикам не только возможность соз­дания презентации, но и ее представления в группе, классе. Ученики знакомятся с этапами работы над проектом и учатся самостоятельно их выполнять.

Учебный проект рассматривается как дидактическое сред­ство, позволяющее с использованием технологии проектирова­ния организовать целенаправленную деятельность по решению проблемы. Использование метода проектов позволяет развивать у младших школьников умения: выделять проблемы; ставить цель, планировать ход ее достижения; фиксировать результаты своей деятельности; оценивать соответствие результата цели.

Поиск информации в Интернете, фиксация и использова­ние найденной информации. Работа учеников начальной школы в сети Интернет может быть организована в двух направлени­ях: поиск учебной информации с помощью поисковых машин по простым запросам (рисунки и описание конкретных растений, животных, архитектурных сооружений и т.д.); поиск информации на сайтах, заданных учителем.

Целью программы внеурочной деятельности по информати­ке и ИКТ «Путешествие в Компьютерную Долину» является ин­формационная поддержка проектной деятельности учащихся по всем предметам школьного курса и развитие умений исполь­зования современных информационных технологий в образова­тельном процессе.

Основные задачи программы:

развитие проектных, исследовательских умений младших школьников; навыков набора текста;

формирование начального опыта поиска информации в Ин­тернете и фиксации найденной информации;

развитие умений разработки мультимедийных презентаций и публичных выступлений в ходе их сопровождения; способов обработки графических информационных объектов (цифровых фотографий, сканированных объектов).

Программа предназначена для реализации во 2-4 классах.

Продолжительность реализации программы: 1 занятие один раз в неделю в течение учеб­ного года (34 ч — 2 класс, 34 ч — 3 класс, 34 ч — 4 класс).

Форма организации внеурочной деятельности: проектная деятельность.

Основные формы работы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Результаты освоения курса.

В течение курса учащиеся научатся:

правильной постановке рук на клавиатуру компьютера;

последовательному выполнению тренировочных упражнений клавиатурного тренажёра;

самостоятельному принятию решений о переходе к следующему заданию;

созданию рисунков из сим­волов клавиатуры в текстовом редакторе;

кон­кретизации и сужению темы проекта;

составлению плана работы над проектом;

созданию тек­стового описания работы над проектом;

публичной презентации проекта;

проектированию структуры мультимедийной пре­зентации;

созданию мультимедийной презентации под руководством учителя и самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации»;

применению дизай­на и разметки слайдов;

созданию гиперссылок на другие слай­ды презентации;

поиску изображений в Интернете, обработке цифровых фотографий, сканированию изображений;

вставке изображений в презентацию;

клавиатурному вводу текста.

Учащиеся могут научиться:

набирать текст с использованием слепого десятипальцевого метода набора текста;

решать поставленные проектные задачи, оформляя их решение в виде презентации.

Формы подведения итогов реализации программы: презентации проектов.

Содержание изучаемого курса

3 класс

Слепой десятипальцевый метод набора текста. Трениров­ка автоматической правильной постановки рук на клавиатуру. Последовательное выполнение тренировочных упражнений кла­виатурного тренажера. Самостоятельное принятие решений о переходе к следующему заданию. Создание рисунков из сим­волов клавиатуры в текстовом редакторе.

Проект «Кто я?». Создание презентации из 4-5 слайдов под непосредственным руководством учителя. Применение дизай­на и разметки слайдов. Создание гиперссылок на другие слай­ды презентации. Обработка цифровой фотографии и вставка ее в презентацию.

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края». Кон­кретизация и сужение темы проекта. Составление плана работы над проектом. Проектирование структуры мультимедийной пре­зентации. Поиск изображений в Интернете, обработка цифровых фотографий, сканирование изображений. Клавиатурный ввод текста. Создание мультимедийной презентации самостоятельно с опорой на конспект «Создание презентации». Создание тек­стового описания работы над проектом. Публичная презентация проекта.

С целью формирования навыков работы за компьютером на занятиях также используются материалы «Курса элементарной компьютерной грамотности» (1-4 кл.), расположенного в «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов».

4 класс

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы:

Из каких помещений состоял дом карельского крестьянина? Ка назывались и для чего были предназначены изделия из бересты в быту карельского крестьянина? Что видно из окон дома карельского крестьянина? Где крестьяне хранили молоко? Найди и отгадай загадки карельских крестьян.

Коллективный проект «Весёлая азбука». Самостоятельное создание презентации, каждый слайд которой посвящён одной или нескольким буквам русского алфавита. Каждый слайд содержит рисунки, созданные учеником в графическом редакторе, и стихотворение. Рекомендуется использовать книгу Александра Шибаева «Весёлая грамматика».

Коллективный проект «Кулинарная книга». Создание страницы кулинарной книги с любимым домашним рецептом. Обработка и вставка цифровых иллюстраций. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. Создание оглавления.

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста с мультиками. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы:

Как строился Московский Кремль? Назови этапы строительства. Какие реки омывают Московский Кремль? Чем занимались крестьяне, поселившиеся у стен Кремля? Сколько сторожевых башен в Кремлёвской стене и как называются самые крупные? Какова длина стен Московского Кремля? Для вычисления используй калькулятор. Сколько было проездных и сколько глухих башен Кремля?

Поиск в Интернете. «Башни Кремля». Поиск в Интернете изображений и описание заданной учителем башни Кремля. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля. Объединение страниц, созданных учениками класса в единый файл. Создание оглавления.

Проект «Чему я научился на уроках информатики». Ученик самостоятельно составляет план работы над проектом, отбирает содержание для презентации, создаёт презентацию, выступает с сообщением перед одноклассниками.

С целью повышения компьютерной грамотности на занятиях также используются материалы учебника-лаборатории «Изучаем компьютер», где к книге прилагается диск с вопросами, практикумами и контрольными тестами.

 

Учебно – тематический план

3 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

1

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

13

Анимация: «Компьютер, его роль в жизни человека»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Руки солиста»

2

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Компьютерные программы». Часть 1/ коллективный просмотр

Тренажёр «Руки солиста»

3

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Компьютерные программы». Часть 2/ коллективный просмотр

Тренажёр «Руки солиста»

4

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Основные устройства и их назначение»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Руки солиста»

5

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Технология и безопасность работы. Рабочее пространство. Осанка»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Руки солиста»

6

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Мышь и её назначение»/ коллективный просмотр

Игра «Спасение мяча», тренажёр «Руки солиста»

7

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Назначение кнопок мыши»/ коллективный просмотр

Игра «Спасение мяча», тренажёр «Руки солиста»

8

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Вспомогательная кнопка мыши»/ коллективный просмотр

Игра «Уборка комнаты», тренажёр «Руки солиста»

9

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Операция перетаскивания»/ коллективный просмотр

Игра «Пазл», тренажёр «Руки солиста»

10

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Рисование»/ коллективный просмотр

Упражнение «Нарисуй так же», тренажёр «Руки солиста»

11

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Мышь помогает играть»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Ловим пузырьки», тренажёр «Руки солиста»

12

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Двойной клик»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Руки солиста»

13

 

Слепой десятипальцевый метод набора текста

Анимация: «Элементы интерфейса»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Внешний вид», тренажёр «Руки солиста»

14

 

Проект «Кто я?»

5

Анимация: «Огромные картинки»/ коллективный просмотр. Объявление темы проекта

Тренажёр «Охота за жемчугом». Составление плана работы над проектом.

15

 

Проект «Кто я?»

Анимация: «Колесо мыши»/ коллективный просмотр

Игра «Подъёмный кран». Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете

16

 

Проект «Кто я?»

Анимация: «Группы клавиш и их назначение»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

17

 

Проект «Кто я?»

Анимация: «Алфавитно-цифровые клавиши»/ коллективный просмотр

Тренажёр «Набор символов обеими руками». Создание продукта проекта-презентации

18

 

Проект «Кто я?»

Описание работы над проектом

Презентация проекта

19

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

16

Анимация: «Положение рук. Привязка клавиш к пальцам»/ коллективный просмотр. Объявление темы проекта

Тренажёр «Тренировка набора символов». Составление плана работы над проектом.

20

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Блок клавиш управления курсором»/ коллективный просмотр

Упражнение «Вставь пропущенные слова». Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете

21

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Вспомогательные клавиши Windows»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

22

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Клавиша контекстного меню»/ коллективный просмотр

Упражнение «Классификация животных». Создание продукта проекта-презентации

23

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Дополнительная цифровая клавиатура»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

24

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Приёмы выделения со вспомогательными клавишами «Ctrl» и «Shift»/ коллективный просмотр

Упражнение «Выделение предметов по общим признакам». Создание продукта проекта-презентации

25

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Комбинации клавиш для копирования и перемещения»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

26

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Копирование и перемещение второй кнопкой мыши»/ коллективный просмотр

Игра «Раздели поровну». Создание продукта проекта-презентации

27

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Приёмы работы с текстом»/ коллективный просмотр

Упражнение «Диктант». Создание продукта проекта-презентации

28

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Изображения на компьютере»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

29

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Редактирование растровых изображений»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

30

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Представление звука в компьютере»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

31

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Программа «Проводник»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

32

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Файлы и папки»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

33

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Анимация: «Поиск фразы в тексте»/ коллективный просмотр

Создание продукта проекта-презентации

34

 

Проект «Альбом дикорастущих растений родного края»

Описание работы над проектом

Презентация проекта

4 класс

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности

Практическая часть занятия/форма организации деятельности

1

 

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи

6

Работа с книгой «Техника безопасности». Постановка задач поиска

Практикум. «Виртуальное путешествие» в «Усадьбу карельского крестьянина»

2

 

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи

Работа с книгой «Основные части компьютера». Постановка вопросов для поиска ответов

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

3

 

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи

Работа с книгой «Дополнительные устройства».

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

4

 

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи

Работа с книгой «Помощники человека».

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

5

 

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи

Работа с книгой «Как работает компьютер».

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

6

 

Поиск в Интернете. Сайт музея-заповедника Кижи

Работа с книгой «Программирование». Описание хода работы

Практикум. Представление текстовых документов с ответами на вопросы

7

 

Коллективный проект «Весёлая азбука»

5

Работа с книгой «Профессии компьютера». Объявление темы проекта

Практикум. Составление плана работы над проектом

8

 

Коллективный проект «Весёлая азбука»

Работа с книгой «Что у нас на рабочем столе». Знакомство с книгой А. Шибаева «Весёлая грамматика»

Практикум. Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете

9

 

Коллективный проект «Весёлая азбука»

Работа с книгой «Панель задач».

Практикум. Создание продукта проекта- презентации

10

 

Коллективный проект «Весёлая азбука»

Работа с книгой «Работа с компьютерной мышью».

Практикум. Создание продукта проекта- презентации

11

 

Коллективный проект «Весёлая азбука»

Описание работы над проектом

Презентация проекта

12

 

Коллективный проект «Кулинарная книга»

5

Работа с книгой «Указатели и курсоры». Объявление темы проекта

Практикум. Составление плана работы над проектом

13

 

Коллективный проект «Кулинарная книга»

Работа с книгой «Курсоры мыши».

Практикум. Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете

14

 

Коллективный проект «Кулинарная книга»

Работа с книгой «Текстовый курсор».

Практикум. Создание продукта проекта- презентации

15

 

Коллективный проект «Кулинарная книга»

Работа с книгой «Что такое пиктограмма».

Практикум. Создание продукта проекта- презентации

16

 

Коллективный проект «Кулинарная книга»

Описание работы над проектом

Презентация проекта

17

 

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста

6

Работа с книгой «Разнообразие пиктограмм». Постановка задач поиска

Практикум. Поиск на сайте (по указаниям учителя)

18

 

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста

Работа с книгой «Пиктограммы на экране компьютера». Постановка вопросов для поиска ответов

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

19

 

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста

Работа с книгой «Структура окна».

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

20

 

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста

Работа с книгой «Заголовок окна».

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

21

 

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста

Работа с книгой «Заголовок окна».

Практикум. Поиск на сайте и запись в текстовый документ ответов на вопросы

22

 

Поиск в Интернете. Сайт Президента России для детей школьного возраста

Описание хода работы

Представление текстовых документов с ответами на вопросы

23

 

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

6

Работа с книгой «Меню и панели». Постановка задач поиска

Практикум. Поиск в Интернете (по указаниям учителя)

24

 

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

Работа с книгой «Рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния».

Практикум. Поиск в Интернете (по указаниям учителя)

25

 

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

Работа с книгой «Что такое меню».

Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля

26

 

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

Работа с книгой «Компьютерные меню».

Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля

27

 

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

Работа с книгой «Компьютерные меню».

Практикум. Создание и форматирование текстового документа с описанием башни Кремля

28

 

Поиск в Интернете. «Башни Кремля»

Описание хода работы

Представление текстовых документов

29

 

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

6

Объявление темы проекта

Самостоятельное составление плана работы над проектом

30

 

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

---

Поиск аналогов решения проектной проблемы в Интернете

31

 

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

---

Создание продукта проекта - презентации

32

 

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

---

Создание продукта проекта - презентации

33

 

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

Описание работы над проектом

Выступление с сообщением и презентацией перед одноклассниками

34

 

Проект «Чему я научился на уроках информатики»

---

Выступление с сообщением и презентацией перед одноклассниками

Комментарии
Комментариев пока нет.