Программа кружка «Выразительное чтение» (6 класс)

1
0
Материал опубликован 3 November 2016 в группе

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на «Лучшую авторскую программу элективного курса (спецкурса, факультатива, кружка)»

Программа кружка участвует в конкурсе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21

городского округа город Шарья Костромской области

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

______________/ С.С. Круглова /

«____» _______________2015 г.

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №21

_____________/Ю.В.Лиганова./

Приказ № __________________от «_____» ___________2015 г.

Программа

кружка «Художественное чтение»

для 6-х классов

Учитель: Каберник С.В.

2015-2016 учебный год


 

Содержание:

Пояснительная записка

Приемы и методы обучения, состав кружка,  результативность работы

Учебно-тематический план

Основное содержание тематического плана

Информационно-методическое обеспечение

                                       

                                                          Пояснительная записка

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.

Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся.  Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.  

 Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство  писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен,  разнообразен,  неисчерпаем мир слова.

Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.

Цели:

Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;

Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с   орфоэпическими нормами

-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.

Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора  - главная задача выразительного чтения 

Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и  дыхательную гимнастику,  работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).

Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.

Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь      которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.

Состав кружка 

Кружок состоит из учащихся 6-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.

Результативность работы кружка  

Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.

Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.    

 

Учебно-тематический план.

 №

Тема (блок)

   

1

Введение

2

Техника речи

3

Правила литературного произношения

4

Интонация

5

Рассказывание

6

Мимика и жестикуляция

7.

Формы построения стихотворений

8

Средства выразительности

 

Всего часов 64

 

 

 

Дата

Тема (блок)

Кол-во часов

Форма занятия

Учебный материал

Примечание

 

Введение

Цели и задачи кружка «Выразительное чтение»

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 
 

Техника речи.

2)Искусство  дыхания

1

1

Беседа (теория)

Стихи А.С.Пушкина

 
 

3)Голос

2

Практическое

Стихи Н.А. Некрасова

 
 

4)Дикция

2

Практическое

Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки

 
 

5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся

3

Практическое

Стихи о Родине

 
 

6)Конкурс чтецов (любимые стихи)

2

Конкурс

Стихи о Родине

 
 

Правила литературного произношения 

7)Теоретические сведения о логике чтения. 

1

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 
 

8)Орфоэпическое произношение

1

Практическое

Стихи о родной природе

 
 

9)Тренировочные упражнения

2

Практическое

Стихи А.Блока

 
 

Интонация.

10)Темп. Ритм. 

1

Беседа (теория)

Стихи В. Маяковского

 
 

11)Эмоционально-образная выразительность

2

Практическое

Стихи Сергея Есенина

 
 

12)Сопереживание. 

2

Практическое

Стихи патриотической тематики

 
 

13)Паузы

2

Практическое

Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова

 
 

14) Чтение по ролям

2

Практическое

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»

 
 

15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе».

2

Конкурс

Стихи С. Есенина,

Ф. Тютчева, А. Фета и др.

 
 

16)Выразительное чтение прозы

2

Практическое 

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

 
 

Рассказывание        

17)Виды рассказывания

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 
 

18)Рассказ близкий к тексту

2

Практическое

И.С. Тургенев «Бежин луг»

 
 

19)Рассказ в сокращении

2

Практическое

И.С.Тургенев «Бирюк»

 
 

20)Рассказ с изменением лица рассказчика

2

Практическое

А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

 
 

21)Импровизированный рассказ

2

Практическое 

А.П. Чехов «Хамелион»

 
 

22)Рассказывание в детской аудитории

2

Практическое

А. Гончарова «История енотика Ени»

 
 

Мимика и жестикуляция

23)Понятие о мимике и жесте 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

 
 

24)Особенности чтения басни. 

2

Практическое

Басни И. С. Крылова.

 
 

25)Чтение оды

2

Практическое

Оды  Державина, Ломоносова

 
 

26)Баллады

2

Практическое 

Баллады В. А. Жуковского

 
 

27)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Произведения разных литературных жанров.

 
 

Формы построения стихотворений

28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. 

1

Беседа (теория)

Лекция учителя

А.Кольцов « Кольцо»

 
 

29) Эхо рифма

2

Практическое

В.С. Курочкин «Я не поэт…»

 
 

30) Фигурные стихи

2

Практическое

Стихи В. Брюсова

 
 

31)Конкурс чтецов

2

Конкурс

Пейзажная лирика

 
 

Средства выразительности

32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория

2

Беседа (теория)

Лекция учителя

 
 

33)Конкурс чтецов ко Дню Победы

2

Практическое

Патриотическая лирика

 
 

34)Конкурс стихов о Шарье

2

Конкурс 

Пейзажная лирика

 
 

35)Подведение итогов работы.

1

     
   

64

     


 

Информационно-методическое обеспечение

  1. Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год

    Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.       

    А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год

    Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие.  Москва 2003 год

    В. М. Симонов.  Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.

    О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.

    Литература. 6 кл. Учебн.- хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 2013.

    Литер.: 5-6кл. Учеб.хрест. Авт. Сост. – Ю.В.Лебедев М.: Просвещ.,2002 г


 



 

Комментарии
Комментариев пока нет.