Программа кружка «Выразительное чтение» (6 класс)
Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на «Лучшую авторскую программу элективного курса (спецкурса, факультатива, кружка)»
Программа кружка участвует в конкурсе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №21
городского округа город Шарья Костромской области
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________/ С.С. Круглова / «____» _______________2015 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №21 _____________/Ю.В.Лиганова./ Приказ № __________________от «_____» ___________2015 г. |
Программа
кружка «Художественное чтение»
для 6-х классов
Учитель: Каберник С.В.
2015-2016 учебный год
Содержание:
Пояснительная записка
Приемы и методы обучения, состав кружка, результативность работы
Учебно-тематический план
Основное содержание тематического плана
Информационно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных способностей. Огромно и познавательное значение литературы в школе.
Кружковая работа способствует развитию интереса к предмету, творческих способностей, повышению качества подготовки учащихся. Но умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно.
Выразительное чтение в условиях школы – это художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее. Выразительное чтение предполагает соавторство писателя, поэта и чтеца. Работа в кружке позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.
Программа рассчитана на 64 часов, (2 часа в неделю) развития речи учащихся средних классов. Занятия включают теоретическую часть, предусматривающую усвоение детьми необходимых знаний, и практическую часть, предполагающую работу над отдельными произведениями.
Цели:
Обучение учащихся культурной, выразительной речи, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;
Формирование познавательных интересов школьников как основы учебной деятельности;
Активное участие в школьных и городских смотрах, конкурсах и других мероприятиях;
Задачи:
-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами
-читать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-развивать эмоциональную сферу учащихся, воспитывать их эстетический вкус, интерес к отечественной литературе.
Ясная и правильная передача мыслей и чувств автора - главная задача выразительного чтения
Приёмы и методы обучения.
Для достижения поставленных целей и задач используются различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Знакомство школьников с выразительной речью начинается с рассмотрения речевого аппарата и работы с ним. Этот этап включает в себя артикуляционную и дыхательную гимнастику, работу над техникой речи (дикцией, орфоэпией, голосом).
Следующим этапом работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно делаются упражнения по отработке правильной интонации.
Учащиеся знакомятся со сценической грамотой, с основами искусства актёра (темы «Исполнительские задачи», «Словесное действие и подтекст»). Важным приёмом является личный пример учителя, речь которого должна быть ясной, чёткой и выразительной.
Состав кружка
Кружок состоит из учащихся 6-х классов. В кружке выразительного чтения сочетаются индивидуальные и коллективные формы работы.
Результативность работы кружка
Необходимое условие продуктивной, заинтересованной работы по выразительному чтению — выступления перед слушателями.
Учащиеся должны принимать участие во всех школьных (конкурсы чтецов, концерты для учителей и родителей) и муниципальных мероприятиях творческого характера.
Учебно-тематический план.
|
Дата |
Тема (блок) |
Кол-во часов |
Форма занятия |
Учебный материал |
Примечание |
Введение Цели и задачи кружка «Выразительное чтение» |
1 |
Беседа (теория) |
Лекция учителя |
||
Техника речи. 2)Искусство дыхания |
1 1 |
Беседа (теория) |
Стихи А.С.Пушкина |
||
3)Голос |
2 |
Практическое |
Стихи Н.А. Некрасова |
||
4)Дикция |
2 |
Практическое |
Пословицы и поговорки. Скороговорки. Считалки |
||
5)Индивидуальная работа над дикцией учащихся |
3 |
Практическое |
Стихи о Родине |
||
6)Конкурс чтецов (любимые стихи) |
2 |
Конкурс |
Стихи о Родине |
||
Правила литературного произношения 7)Теоретические сведения о логике чтения. |
1 1 |
Беседа (теория) |
Лекция учителя |
||
8)Орфоэпическое произношение |
1 |
Практическое |
Стихи о родной природе |
||
9)Тренировочные упражнения |
2 |
Практическое |
Стихи А.Блока |
||
Интонация. 10)Темп. Ритм. |
1 |
Беседа (теория) |
Стихи В. Маяковского |
||
11)Эмоционально-образная выразительность |
2 |
Практическое |
Стихи Сергея Есенина |
||
12)Сопереживание. |
2 |
Практическое |
Стихи патриотической тематики |
||
13)Паузы |
2 |
Практическое |
Любовная лирика С.Есенина, Н. А. Некрасова |
||
14) Чтение по ролям |
2 |
Практическое |
А.П. Чехов «Толстый и тонкий» |
||
15)Конкурс стихов «Русские поэты о русской природе». |
2 |
Конкурс |
Стихи С. Есенина, Ф. Тютчева, А. Фета и др. |
||
16)Выразительное чтение прозы |
2 |
Практическое |
Стихотворения в прозе И.С. Тургенева |
||
Рассказывание 17)Виды рассказывания |
1 |
Беседа (теория) |
Лекция учителя |
||
18)Рассказ близкий к тексту |
2 |
Практическое |
И.С. Тургенев «Бежин луг» |
||
19)Рассказ в сокращении |
2 |
Практическое |
И.С.Тургенев «Бирюк» |
||
20)Рассказ с изменением лица рассказчика |
2 |
Практическое |
А.П. Платонов «Неизвестный цветок» |
||
21)Импровизированный рассказ |
2 |
Практическое |
А.П. Чехов «Хамелион» |
||
22)Рассказывание в детской аудитории |
2 |
Практическое |
А. Гончарова «История енотика Ени» |
||
Мимика и жестикуляция 23)Понятие о мимике и жесте |
1 |
Беседа (теория) |
Лекция учителя |
||
24)Особенности чтения басни. |
2 |
Практическое |
Басни И. С. Крылова. |
||
25)Чтение оды |
2 |
Практическое |
Оды Державина, Ломоносова |
||
26)Баллады |
2 |
Практическое |
Баллады В. А. Жуковского |
||
27)Конкурс чтецов |
2 |
Конкурс |
Произведения разных литературных жанров. |
||
Формы построения стихотворений 28)Что такое рифма. Белые стихи. Открытая и закрытая рифмы. |
1 |
Беседа (теория) |
Лекция учителя А.Кольцов « Кольцо» |
||
29) Эхо рифма |
2 |
Практическое |
В.С. Курочкин «Я не поэт…» |
||
30) Фигурные стихи |
2 |
Практическое |
Стихи В. Брюсова |
||
31)Конкурс чтецов |
2 |
Конкурс |
Пейзажная лирика |
||
Средства выразительности 32)Что такое метафора, олицетворение, аллегория |
2 |
Беседа (теория) |
Лекция учителя |
||
33)Конкурс чтецов ко Дню Победы |
2 |
Практическое |
Патриотическая лирика |
||
34)Конкурс стихов о Шарье |
2 |
Конкурс |
Пейзажная лирика |
||
35)Подведение итогов работы. |
1 |
||||
64 |
Информационно-методическое обеспечение
-
Н.С. Сухоцкая «В школьном театре», изд. «Дрофа», М.: 2007 год
Б.Т. Панов «Внеклассная работа по литературе», изд-во «Лицей», 2013 год.
А. П. Квятковский. «Школьный поэтический словарь» . Изд-во «Дрофа» М.: 2000 год
Е. И. Фадеева «Лабиринты общения» .Учебно-методическое пособие. Москва 2003 год
В. М. Симонов. Педагогика: Краткий курс лекций - Волгоград 1997 год.
О.В. Кубасова «Выразительное чтение». – М., 2007г.
Литература. 6 кл. Учебн.- хрестоматия для общеобразоват.учреждений. в 2 ч. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 2013.
Литер.: 5-6кл. Учеб.хрест. Авт. Сост. – Ю.В.Лебедев М.: Просвещ.,2002 г