Программа кружковой работы в средней группе «Пластилинография»
Календарно - тематическое планирование кружка
«Пластилинография»
с использованием нетрадиционной художественной
техники лепки – пластилинография
для детей средней группы группы (4-5лет)
Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие»
Пояснительная записка
Направленность программы кружка «Волшебный пластилин» по содержанию является художественно-эстетической, по форме организации - кружковой; по времени реализации – годичной, построена на основе системно - деятельностного подхода.
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в основу программы положены методические разработки автора Давыдовой Г. Н. «Детский дизайн. Пластилинография»
Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Конспекты составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей младших дошкольников. Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием их воспитания и развития, поэтому нами отдано предпочтение игровому построению занятий. Эмоциональные переживания за вымышленных персонажей побуждают детей к целенаправленной продуктивной деятельности, развивают у них такие качества, как доброта, сопереживание, желание помочь или порадовать кого-то.
На каждом занятии педагог решает не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка, его творческие способности, умение общаться с другими людьми. Дети получают знания, умения, навыки; происходит закрепление информации, полученной на других занятиях; расширяются возможности изобразительной деятельности детей по принципу «от простого к сложному».
Актуальность программы состоит в том, что развитие детского творчества, в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является одной из задач содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
В условиях реализации ФГОС ДО, ребенок, становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. В соответствии с таким пониманием стать субъектом изобразительной деятельности – значит освоить эту деятельность, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.
Пластилинография -художественно-изобразительная деятельность с детьми дошкольного возраста в нетрадиционной технике работы с пластилином, принцип которой заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных предметов на горизонтальной поверхности.
Посредством пластилинографии, у дошкольников формируются творческие способности, зрительно-двигательная координация, пространственная ориентация, мелкая моторика рук, умственные способности, развиваются психические процессы
Цель - формирование у детей младшего дошкольного возраста (4-5лет) художественного творчества, посредством пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- учить детей передавать образ предметов, явлений окружающего мира, формировать эстетическое отношение к ним;
- познакомить со способами деятельности и приёмами пластилинографии: раскрашивание по трафарету, пластилиновый витраж, пластилиновая живопись, работа с народными орнаментами;
- познакомить с использованием материалов пластилинографии;
-формировать умения самостоятельно определять замысел, сохранять его на протяжении всей работы.
Воспитывающие:
-воспитывать самостоятельность, трудолюбие, инициативность, взаимодействие в детском коллективе, сотворчеству;
- воспитывать способность адекватно оценивать результаты своей деятельности.
-воспитание культуры речевого общения
Развивающие:
- развивать у детей умения применять различные приемы работы с пластилином для создания картины;
- развивать в детях чувство композиции, чувство цвета.
- развивать мелкую моторику рук, зрительно – двигательную координацию, творческие способности, психические процессы.
Участники образовательного процесса: дети второй младшей группы 4-5лет, воспитатель, родители.
Срок реализации Программы: 1 год.
Режим работы кружка: 1 раз в неделю
Ожидаемые образовательные результаты:
Детей:
Ребенок проявляет инициативность, самостоятельность, любознательность, желание участвовать в разных видах художественной деятельности;
Позитивное отношение к самому себе, ответственность за начатое дело;
Хорошее владение изобразительными навыками пластилинографии;
Умение анализировать, выделять главное, составлять целое из частей;
Умение общаться и взаимодействовать с педагогом и детьми в совместной деятельности;
Умение подчиняться правилам и социальным нормам;
Способность адекватно оценивать результаты своей деятельности
Педагога:
повышение качества образовательного процесса;
разработка и внедрение в образовательный процесс инновационной технологии;
транслирование опыта работы среди коллег и в Интернет-сообществе педагогов;
повышение профессиональной компетенции в вопросах развития у детей художественно- творческих способностей посредством пластилинографии.
Родителей:
повышение родительской компетентности в вопросах развития художественно- творческих способностей посредством нетрадиционной техники «Пластилинографии»;
развитие интереса к художественной деятельности;
развитие интереса к совместному с детьми творчеству.
Календарно-тематический план кружка «Волшебный пластилин»
на 2021-2022учебный год
Месяц / Неделя | Тема | Программное содержание | Источники | |||||||||||||||||
Сентябрь 1 неделя - 2 неделя | «Воздушные шары» | Закрепить умение раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями. Научить преобразовывать шарообразную форму в овальные прямые движения ладоней. Научить прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы. Развивать эстетическое и образное восприятие. представления о празднике 1 сентября, развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Сентябрь 3 неделя 4 неделя | «Созрели яблочки в саду» | Закреплять знания о колорите. Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредством пластилинографии изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие. осени, полученные в процессе наблюдения за природой. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Октябрь 1 неделя - 2 неделя | «Звездное небо»
| Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. . Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. Формировать творческие способности. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Октябрь 1 неделя - 2 неделя | «Бусы для Люси» | Закрепить умение детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету. 2. Совершенствовать умение скатывать из пластилина колбаску прямыми движениями, делить ее на мелкие равные части при помощи стеки. 3. Уточнить знание детей о круглой форме предметов, закрепить умение лепить шарики малого размера, скатывая их кругообразным движением пальцев руки. 4. Закреплять знание о цвете, развивать чувство ритма. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Октябрь 3неделя - 4 неделя | «Солнышко проснулось, деткам улыбнулось» | Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им. Учить передавать образ солнца, совершенствуя умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. . Упражнять в раскатывании комочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. Поддерживать в детях желание доводить начатое дело до конца, следуя игровой мотивации занятия. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Ноябрь 1 неделя - 2 неделя | «Мы делили апельсин» | Продолжать учить детей передавать в работе форму, строение, характерные части известных им фруктов. . Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями прямыми и округлыми движениями, оттягивать пальцами нужные части предметов. . Учить использовать в работе дополнительные предметы для передачи характерных признаков объектов. . Воспитывать навыки аккуратного обращения с пластилином | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Ноябрь 3 неделя - 4неделя | «Черепаха» | Вызвать интерес к представителям животного мира, рассказать об особенностях внешнего вида, образе жизни черепахи. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка с помощью стеки. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Воспитывать бережное отношение к живым существам. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Декабрь 1неделя - 2 неделя | «Клубочки для котенка» | Продолжать развивать интерес к новым способам лепки. . Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. Учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали. Развивать мелкую моторику рук. Формировать и развивать творческие способности. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Декабрь 3неделя - 4 неделя | «Улитка, улитка, выпусти рога» | Продолжать формировать интерес детей к изображению предметов пластилином на плоскости. Упражнять детей в раскатывании кусочков пластилина между ладонями прямыми движениями обеих рук. . Учить лепить улитку путем сворачивания колбаски по спирали. 4. Дополнять объект необходимыми деталями для выразительности образа (рожки, хвостик), используя знакомые приемы лепки: оттягивание, сплющивание, делать стекой надрезы. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной поверхности. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Январь 1неделя - 2неделя | «Самолет летит» | Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две равные части, раскатывать его прямыми движениями ладоней. Учить детей составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей. . Дополнять изображение характерными деталями (окошками-иллюминаторами), используя знакомые приемы работы: раскатывание, сплющивание. . Продолжать формировать интерес детей к работе пластилином на горизонтальной плоскости — пластилинографии. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Январь 3 неделя- 4 неделя | «Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки» | Учить детей составлять изображение целого объекта из частей, одинаковых по форме, но разных по величине. . Закрепить приемы раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями. . Закрепить умение детей равномерно расплющивать готовые формы на основе для получения плоского изображения, изменяя положение частей тела (цыпленок гуляет, цыпленок клюет). Учить составлять композицию из нескольких предметов, свободно располагая их на листе. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Февраль 1 неделя- 2 неделя | «Мышка-норушка и золотое яичко» | Учить изображать с помощью пластилина сказочных героев. . Научить преобразовывать шарообразную форму в овальные прямые движения рук. Закреплять умение передавать характер формы, используя знакомые способы лепки: раскатывание, оттягивание деталей предмета, сплющивание. . Развивать сюжетно-игровой замысел. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Февраль 3 неделя- 4неделя | «Снеговик» | Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящими в жизни детей в определенное время года. . Осваивать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости. Закреплять навыки раскатывания, сплющивания. . Стимулировать интерес к экспериментированию в работе; включать в оформление работы «бросовый» материал для создания необычных поверхностей в изображаемом объекте. . Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография» | |||||||||||||||||
Март 1 неделя- 2 неделя | «Разные деревья» | Способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира. . Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством пластилинографии. . Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция. . Укреплять познавательный интерес к природе | Г. Н. Давыдова «Пластилинография» | |||||||||||||||||
Март 3 неделя- 4 неделя | «Весенний цветок» | Вызвать интерес к представителям растительного мира, рассказать об особенностях появления из-под снега первых цветов. Закрепить умения и навыки работы с пластилином: раскатывание частей предмета круговыми и прямыми движениями, соединение отдельных частей в единое целое, сплющивание, нанесение рельефного рисунка на листики с помощью стеки. Учить изображать предмет, передавая сходство с реальным предметом. Воспитывать бережное отношение к растениям. | «Методическая разработка» | |||||||||||||||||
Апрель 1 неделя- 2 неделя | «Радуга-дуга» | Упражнять детей в раскатывании колбасок разного цвета примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. . Учить детей изображать дугообразную форму радуги и порядок цветов в ней. . Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании радужных полос. . Развивать чувство прекрасного (красивая разноцветная радуга). | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Апрель 3 неделя- 4 неделя | «Уточка с утятами» | Учить анализировать строение предмета, форму и размер отдельных его частей. . Закрепить умение преобразовывать шарообразную форму в овальную. . Продолжать осваивать некоторые операции: выгибать готовую форму в дугу, оттягивать части и придавать им нужную форму (хвост утенка). . Развивать чувство формы и композиции. | Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей» | |||||||||||||||||
Май 1 неделя- 2 неделя | «Теремок» | Развивать у детей творческое воображение. 2. Развивать умение создавать сказочные здания, передавая особенности их строения и архитектуры, характерные детали. 3. Закрепить способы работы в технике «пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов. 4. Побуждать детей вносить объекты для изображения в соответствии с темой и замыслом | Г. Н. Давыдова «Пластилинография»
| |||||||||||||||||
Май 3 неделя- 4 неделя | «Скоро лето» | Упражнять детей в раскатывании колбасок примерно одной толщины, разной длины прямыми движениями обеих рук. . Учить детей изображать волнообразную форму для изображения волн на море. . Продолжать учить использовать стеку для отрезания лишних концов при укладывании. . Развивать чувство прекрасного (красивое море). | «Мелодическая разработка » | |||||||||||||||||
Организация работы с родителями: Перспективный план работы с родителями
| ||||||||||||||||||||
|
Список литературы
1. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006
2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего возраста. — М.: Просвещение, 1991
3. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1997
4. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5—6 лет. — Воронеж: Издательство «Учитель», 2002
5. Занимательное азбуковедение. Автор-составитель Волина В. В. — М.: Просвещение, 1994
6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. — М.: Просвещение, 1991
7. Михайлова М. А., Горбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. — Ярославль: Академия развития, 1996
8. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев. — М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
9. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гурович Л. М. – СПб.: Детство-Пресс, 2000
10. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. — СПб.: КРИСТАЛЛ, 1997
11. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж.Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! СПб.: Детство-Пресс, 2004
12. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Лепим из пластилина. — Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003
13. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Физкультурные минутки. — М.: Ас-трель-АСТ-Ермак, 2004
14. Шорыгина ТА. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи». – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004