Программа кружковой работы «Волшебные ленты»

1
0
Материал опубликован 18 March 2019



 

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Целевой раздел

2 -7

1.1.

Пояснительная записка

2 -6

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4

1.1.3.

Значимые для разработки реализации Программы характеристики

6

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры)

7

2.

Содержательный раздел

8-16

2.1.

Перспективное планирование

8

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

15

2.3.

Взаимодействие с родителями

16

3.

Организационный раздел

17-21

3.1.

Методическое и материально – техническое обеспечение

17

3.2.

Планирование деятельности

19

4.

Приложения

21

 


 

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

«Источники творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». - так говорил В. А. Сухомлинский.

Учитывая важность проблемы по развитию умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с детства, мною был организован кружок художественной и эстетической направленности «Волшебные ленточки». Основной идеей, которого является создание картин с помощь лент.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Каждый ребёнок любит рисовать карандашом, красками, мелом на асфальте и угольком на случайной дощечке. Оказывается, их можно научить рисовать лентами.

Изображение лентою – это техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных лент на картоне.

В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Досуговая деятельность способствует приобщению дошкольников к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторских умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.

Исследования доктора медицинских наук М.М.Кольцовой показали взаимосвязь между степенью развития тонкой моторики кисти рук и уровнем развития речи детей дошкольного возраста. Занятия в кружке позволяют развивать мелкую моторику – а значит, улучшают память, развивают координацию движений, повышают работоспособность. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение речью.

 

1.1.1.Цели и задачи реализации Программы.

Цель: развитие художественно-творческих способностей.

Задачи:

развивать творческие и художественные способности детей;

развитие мелкой моторики рук;

развивать речевые навыки (активно употреблять слова, обозначающие действия, свойства, называть материалы, используемые для работы);

развитие мотивационных устремлений ребенка на исправление своих речевых дефектов через досуговую деятельность;

учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с картоном, лентами и простейшими инструментами (ножницами, безопасная игла);

воспитывать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира;

воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.

 

1.1.2.Принципы и подходы к формированию Программы.

Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка),

принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом своего развития, а не пассивным потребителем социальных услуг,

принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе,

принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом,

принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с нарушением зрения предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике,

принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент ребенку, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка,

принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

 

1.1.3.Значимые для разработки реализации Программы характеристики.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-величине, цвету; выделять такие параметры, как высота, длина, ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую получает ребенок в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

 

1.2.Планируемые результаты освоения Программы (целевые ориентиры).

Освоение данной программы способствует формированию следующих компетентностей:

развитие творческих и художественных способностей детей;

развитие мелкой моторики рук;

развитие речевых навыков;

овладение детьми элементарными трудовыми умениями при работе с картоном и простейшими инструментами;

знают и выполняют правила безопасного пользования ножницами и иголкой;

умеют планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;

вдевают ленту в иголку;

развитие эстетического восприятия;

развитие художественного вкуса и интереса к ручному труду.



 

Содержательный раздел

2.1. Перспективное планирование.

Неделя

Мероприятие

Задачи

Материал

Сентябрь

2 неделя

Знакомство с материалами.

Заинтересовать детей новым видом художественного труда – вышиванием на картоне. Вызвать желание овладеть приёмами вышивания. Любоваться красотой готовых изделий.

Готовые работы.

4 неделя

«Волшебные предметы»

Знакомство с правилами обращения с деревянной иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, ножницах, карандаше, ленте. Рассказ воспитателя об иголке, ленте. Демонстрация отмеривания ленты заданной длины и отрезание её. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой.

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Октябрь

2 неделя

Основа для вышивки «Гусеница»

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Гусеница»

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение гусеницы. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Ноябрь

2 неделя

Основа для вышивки «Пирамидка»

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Пирамидка»

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Декабрь

2 неделя

Основа для вышивки «Ежик».

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Ежик».

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Январь

2 неделя

Основа для вышивки «Снежинка».

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Снежинка».

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Февраль

2 неделя

Основа для вышивки «Цветок».

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Цветок».

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Март

2 неделя

Основа для вышивки «Солнышко».

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Солнышко».

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Апрель

2 неделя

Основа для вышивки «Осьминог».

Учить вырезать шаблон, приклеивать на картон.

Картон, ножницы, клей, кисть.

4 неделя

«Осьминог».

Продолжить обучение детей технике вышивка лентой, дополняя изображение. Закрепить знания последовательности работы в соответствии с правилами (обратить особое внимание на умение самостоятельно выбрать цвет ленты).

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

Май

2 неделя

Коллективная работа «Лето».

Закрепить умение детей работать с ножницами, иглой, лентами самостоятельно, развивать мелкую моторику.

Картон, ножницы, игла, цветные ленты разной длинны и ширины.

4 неделя

«Организация выставки».

Рассматривание готовых работ.

Работы детей за год.


 

  1. . Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы.

Формы

Методы

Способы

Средства

Игры(дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые и т.д.).

Занятия (индивидуальные, подгрупповые).

Выставка детских работ.

Праздники и развлечения (сезонные, «Лучше всех!»).

Творческая мастерская.

Проекты.

Конкурсы детского творчества.

Исследовательский ( развитие самостоятельности, фантазии, творчества).

Наглядный: обследование (рассматривание предмета);

наблюдение;

образец;

прием показа способов изображения).

Картон.

Ленты разного цвета и ширины.

Безопасная игла (на каждого ребёнка).

Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка).

Клей –карандаш или ПВА.

Кисть для клея.

Подборка готовых вышивок.

Образцы рисунков для вышивания.

Трафареты.

Иллюстрации вышивок.

Информационно-рецептивный ( рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя).

Словесный:

Беседа, вопрос, пояснение, совет, напоминание, поощрение.

Эврестический (предлагается частичное выполнение работы самостоятельно).

Игровой: обыгрывание изображения, сюжетно-игровые ситуации.

Репродуктивный (закрепление знаний и навыков, доведение до автоматизации).

2.3. Взаимодействие с родителями.

Месяц

Консультации, анкетирование, выставки, открытые просмотры

Сентябрь

Консультация «Развитие мелкой моторики и речи детей»

Октябрь

Консультация «Вышивка для детей»

Ноябрь

Анкетирование

Декабрь

Выставка работ

Январь

Консультация «Работа с лентами»

Февраль

Открытый просмотр занятия для родителей

Март

Консультация «Речь на кончиках пальцев»

Апрель

Анкетирование

Май

Выставка работ

 


 

Организационный раздел

  1. Методическое и материально-техническое обеспечение.

Список литературы

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.-М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. — М.: Мозаика-Синтез,

Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.

Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: Карапуз-дидактика, 2007.

Карпухина Н.А. Конспекты занятий в первой младшей группе. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., - 2008

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет.сада.- М.: Просве-щение, 1985.

Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.


 

Техническое оснащение:

1. Картон

2. Ленты разного цвета и ширины

3. Безопасная игла - деревянная (на каждого ребёнка)

4. Ножницы с тупыми концами (на каждого ребёнка)

5. Клей –карандаш или ПВА

6.Кисть для клея.

Дидактические материалы:

1. Подборка готовых вышивок

2. Образцы рисунков для вышивания

3. Трафареты

4. Иллюстрации вышивок


 

  1. Планирование деятельности.


 

Программа рассчитана для детей средней группы.

Срок реализации программы - один учебный год (2017-2018г.г.).

Занятия проводятся раз в две недели по средам в 15:35-15:55. Кружок посещают дети с нарушением речи. Перед началом работы все дети обследуются у логопеда.

Гибкая форма организации детского труда в кружковой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

В работе кружка широко используются практические методы обучения: упражнение (при освоении приемов вышивания), игровой метод.

Из словесных методов применяется рассказ воспитателя и рассказы детей, беседы. Из словесных приёмов обучения необходимо использование воспитателем объяснения, пояснения, педагогической оценки.

Применяются и наглядные методы и приёмы:

наблюдение;

рассматривание готовых вышитых изделий на выставках, на занятиях кружка;

показ образца;

показ способа вышивания (или другого действия) и другие.

Все методы и приёмы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя воспитателю донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.

Тема занятия разделена на 2 этапа:

1-й этап –работа с шаблоном (создание основы для вышивки),

2-й этап – вышивка лентами.

Итог работы кружка «Волшебные ленточки»- выставка детских работ в детском саду, обследование детей учителем - логопедом ДОУ на конец года.

В группе имеется центр «Волшебные ленты», в котором находятся коробка с работами детей, коробка с материалами для занятий, также имеется подборка игр с лентами.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.