Программа кружковой работы по ручному труду «Самоделкины»
Программа кружковой работы
по ручному труду
«Самоделкины»
Составитель:
Никифорова Вероника Сергеевна,
воспитатель МБДОУ №2 «Рябинка»
поселка Мостовского
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………………. 3
2. Основная часть……………………………………………….........................6
2.1. Содержание программы…………………………………………………6
2.2. Условия организации деятельности ……………………………………6
2.3. Структура занятия ………………………………………………………7
2.4. Ожидаемые результаты.. …………………………………………………7
2.5. Материал для работы……………………………………………………8
3. Учебный план ………………………………………………………………...9
4. Список используемой литература ………………………………………… 10
Пояснительная записка
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса, и всё меньше родителями дома уделяется внимание занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями . И задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Художественно - творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Дети в процессе выполнения творческой композиции, изготовления поделки общаются, обмениваются впечатлениями, дают советы и оказывают помощь друг другу, учатся оценивать свои работы и других детей.
Таким образом работа по художественному труду является важной и значимой в развитии и воспитании дошкольников.
Считается, что дошкольный возраст благоприятен для развития творческих способностей, формирования навыков и умений. Велико участие продуктивной деятельности в творческом и интеллектуальном становлении ребёнка - в развитии инициативы, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Художественный труд имеет большое значение для умственного, эстетического воспитания, для овладения трудовыми навыками. В процессе деятельности развиваются художественно – творческие способности детей:
- развивается стремление к творчеству;
-формируются навыки и умения в художественном труде с использованием разных материалов (бумаги, картона, бросового и природного и пр.);
- дети учатся мастерить несложные поделки в технике оригами;
- развивается художественный вкус при оформлении изделий в процессе гармоничного сочетания элементов по форме, величине, цвету, фактуре и пр.;
- формируется стремление к совместной деятельности;
- формируются навыки коммуникативного, делового общения;
- формируются умения пользоваться инструментами и материалами для труда;
-формируется умение самостоятельно подготавливать к работе необходимые материалы и инструменты;
-формируется привычка соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
Цель программы – развитие художественно-творческой активности детей, творческих способностей на основе ознакомления с современными видами рукоделия и традиционной русской культурой.
Задачи:
- развивать умение создавать композицию, поделку по образцу, словесной инструкции, замыслу;
- развивать мелкую моторику рук и координацию движений рук и глаз, зрительное восприятие, мышление, воображение;
- развивать умение оценивать свои работы и работы сверстников;
- воспитывать усидчивость, самостоятельность;
- учить высказывать эстетические оценки и суждения;
- развивать творческие способности с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
Для успешного развития у детей творческих способностей необходимо создать условия:
- формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех объектах, предметах и явлениях, которые им предстоит изображать;
- учёт индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов;
- использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а так же для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать, что их рисунки, поделки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, в котором они живут;
- разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов;
- создание творческой, доброжелательной обстановки в группе на занятиях и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
2.Основная часть
2.1. Содержание программы.
Художественный труд - это творческая работа ребёнка с разными материалами, в процессе которого он создаёт полезные и эстетически значимые предметы. Основу содержания программы составляет ознакомление детей с различными материалами (бумага, картон, пластилин и др. ), природными и бросовыми материалами, и с доступными видами их художественной обработки, знакомство с техниками выполнения заданий, в процессе которых дети приобретают определённые знания, умения и навыки. Дети воспроизводят образцы, создают собственные поделки, обыгрывают их, переживают радость созидания.
Программа содержит следующие разделы:
- работа с природным материалом;
- поделки из бросовых материалов;
- лепка из соленого теста;
- создание кукол из ткани;
- вязание;
- подготовка к праздникам:
Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
23 февраля (открытка для папы, дедушки);
8 марта (изготовление подарка для мамы, бабушки);
Сезонные композиции.
- выставки, конкурсы.
2.2. Условия успешной организации творческой деятельности:
-создание предметно-развивающей среды (разнообразные материалы для детского художественного творчества);
-свободный доступ к материалам;
-создание эмоционально-положительной атмосферы;
-использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления группы , выставок;
-непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми;
-привлекать внимание родителей на оценивание результатов художественного творчества детей.
Программа рассчитана на учебный год (октябрь-май), 1 занятие в неделю, общее количество занятий 31. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятия кружка проводятся во второй половине дня. Длительность занятия 25 минут с учетом динамической паузы.
2.3. Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1. Вводная часть. Его цель- заинтриговать детей изложением того, в чём состоит задача и как её осуществить. Разминка для рук (пальчиковая гимнастика).
2. Основная часть. Реализация идеи. Каждый ребёнок пробует понять своё отношение к заданной теме и изобразить задуманное.
3. Заключительная часть. Анализ работ. Дети учатся оценивать свои работы и работы других детей.
2.4. Ожидаемые результаты.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень развития художественно - творческих способностей:
- проявляет художественно-творческую активность;
- способен самостоятельно создать композицию из предлагаемых материалов;
- умеет высказывать эстетические оценки и суждения;
- обладает рефлексией относительно собственного результата;
- развивается зрительное восприятие, воображение, мышление, а также мелкая моторика рук и координация движений рук и глаз.
2.5. Материал для работы.
1.Природный материал: сухие листья, семена, скорлупа, крупа, ветки, коряги, шишки и т.д.
2.Бросовый материал: пластиковые бутылки, пробки, крышки, коробочки, упаковочная бумага, трубочки, пластмассовая посуда, паралон, синтепон и т.д.
3.Текстильный материал: ткань, ленточки, тесьма, верёвочки, нитки, нитки-мулине и т.д.
4. Фурнитура: пуговицы, крючки, глаза, бусинки, бантики, цветочки и т.д.
5. Оборудование: спицы, крючок, ножницы, иглы, клей, клеенки, стеки и т.д.
6.Традиционный материал: бумага, картон, краски, кисточки, карандаши, палитра и т.д.
3. Тематический план
№ П/П |
Тема раздела |
Кол-во занятий |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
2. |
«Лесное царство» (поделки из природных материалов). |
3 |
3. |
«Чудесные превращения» (поделки из бросового материала). |
4 |
4. |
«Мукосолье» (лепка из соленого теста). |
4 |
5. |
«Калейдоскоп цветов» (лепка из глины). |
3 |
6. |
«Предновогодние хлопоты». |
2 |
7. |
Дымковская глиняная игрушка. |
3 |
8. |
Поделка для папы. |
1 |
9. |
«Кукла из ткани». |
3 |
10. |
Вязание: виды петель, узоры. |
3 |
11. |
«Обережная кукла» (продолжение). |
3 |
12. |
Выставки работ в течение года. Награждение детей дипломами. |
1 |
Итого: |
31 |
4. Список используемой литературы
1. Грушина Л.В. Тряпичные куколки. Народное творчество. Издательский дом «Карапуз», 2012г.
2. Грушина Л.В. Лоскутные куколки. Народное творчество. Издательский дом «Карапуз», 2012.
3. Дубровская Н.В. Волшебная бумага для девочек /Н.В.Дубровская.-М: стрель: Полиграфиздат; Спб: Сова, 2011.
4. Ллимос Анна. Картон Чудесные поделки. Книжный клуб (новые идеи для детского творчества). Харьков, 2006.
5. Ллимос Анна. Бумага. Чудесные поделки (новые идеи для детского творчества). Харьков, 2006.
6. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: «Академия развития», 1997- 192с, ил.- (серия «Вместе учимся мастерить»).
7. Сержантова, Т.Б. Оригами для всей семьи/ Т.Б.Сержантова.-8 изд.-М.: Айс-пресс, 2008.