Программа курса "Шерстяная акварель"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Шерстяная акварель» разработана для внеурочных занятий с учащимися 2 классов.
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества используя натуральную непряденую шерсть и разнообразные волокна.
Задачи курса:
_ развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;
_ формировать прикладные умения и навыки;
_ воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системнодеятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в работе с шерстью.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
_ патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
_ трудолюбия привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;
_ творческого отношения к учению, труду, жизни;
_ формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
_ бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);
_ ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с названными выше, курс «Шерстяная акварель» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
_ интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
_ формирование информационной грамотности современного школьника;
_ развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала, в первую очередь - шерсти, в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как изобразительное искусство (работа с перспективой, цветом, размерами предметов относительно друг друга), математика (построение геометрических фигур, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы, опираясь на свое видение картины, на свой вкус.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках, в интернете. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение картины.
Существенную помощь в достижении поставленных задач оказывает методически грамотно построенная работа с мастер-классами, представленными в сети интернет
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в Мастер-классах, но дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их по-другому.
Следует помнить, что задача каждого занятия освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение картинки, предложенной в Мастер –классе.. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы, другой цвет, другое изображение вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
В ход работы в технике «Шерстяная акварель» решаются следующие дидактические и развивающих задачи:
1) дети могут самостоятельно выбирать не только вариант работы, но и способ ее выполнения.;
2) в конце каждой темы ребенок может представить свою работу на суд зрителей, подарить картину близкому человеку, в результате чего дети учатся самостоятельно анализировать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, и т.д. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения;
3) все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно;
4) выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков вырезание, складывание, настригание, вытягивание, наклеивание и т.д. Это своеобразные «прописи по труду». Развивается мелкая моторика руки, улучшаются письмо, чтение и речь.
Также программа «Шерстяная акварель» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернетпространстве. Детям предлагаются разные виды работы от поиска информации до ведения собственной интернет_странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru),
посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 34 часа в учебном году (2 класс).
Календарное планирование по урокам
2 класс
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
_ широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
_ устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
_ адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
_ внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
_ выраженной познавательной мотивации;
_ устойчивого интереса к новым способам познания;
_ адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
_ учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
_ планировать свои действия;
_ осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
_ адекватно воспринимать оценку учителя;
_ различать способ и результат действия;
_ вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ проявлять познавательную инициативу;
_ учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
_ преобразовывать практическую задачу в познавательную;
_ самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
_ использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
_ высказываться в устной и письменной форме;
_ анализировать объекты, выделять главное;
_ осуществлять синтез (целое из частей);
_ проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
_ устанавливать причинно-следственные связи;
_ строить рассуждения об объекте;
_ обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
_ подводить под понятие;
_ устанавливать аналогии;
_ проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
_ осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
_ использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
_ понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
_ учитывать разные мнения;
_ формулировать собственное мнение и позицию;
_ договариваться, приходить к общему решению;
_ соблюдать корректность в высказываниях;
_ задавать вопросы по существу;
_ использовать речь для регуляции своего действия;
_ стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
_ контролировать действия партнера;
_ владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
_ учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
_ с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
_ осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся
получат возможность:
_ развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
_ расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
_ познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
_ познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
_ использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
_ познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
_ создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
_ совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
_ оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
_ достичь оптимального для каждого уровня развития;
_ сформировать систему универсальных учебных действий;
_ сформировать навыки работы с информацией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОМУ
И МАТЕРИАЛЬНОBТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные пособия:
Интернет-сайт Ярмарка мастеров http://www.livemaster.ru/
Интернет_сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
http://kugotova.ucoz.ru/blog/sherstjanaja_akvarel_quot_maki_quot/2013-01-11-64
http://www.odnoklassniki.ru/group/53657232670728
http://katya-25.livejournal.com/
http://www.youtube.com/watch?v=9-Gw22_o3Yg
http://e-vo.me/blog/sherstyanaya-akvarel
http://stranamasterov.ru/node/274036
http://netroninanny.in.gallerix.ru/expo/risuyu-kartiny-shestyu-sherstyannaya-akvarel/
Специфическое сопровождение (оборудование):
_ проекционная техника;
_ компьютеры.