Программа курса дополнительного образования по изобразительному искусству «Акварель» в 1 классе
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
села Сорвижи Арбажского района Кировской области
Утверждаю
Директор МКОУ СОШ __________Чикишева О.П.
Приказ _______ от ______________2011г.
Программа
курса дополнительного образования
по изобразительному искусству«Акварель»
1 класс
(в соответствии с ФГОС)
на 2011 -2012 учебный год
Составила: Быкова
Галина Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ с.Сорвижи
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе:
-Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ;2010 г.
-Закона РФ от 10.07.1992 № 3266 -1 « Об образовании ( в редакции Федерального закона от 17.07 2009 № 148 – ФЗ)»
-Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ
-Учебного плана муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 20112учебный год;
-Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сорвижи на 2011 – 2012 учебный год;
Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.
Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.
Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школ. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Помочь детям в этих стремлениях призвана программа «Акварель», которая рассчитана на работу с детьми младшего школьного возраста.
Дополнительная образовательная программа «Акварель» относится к образовательной области «Искусство», является модифицированной и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности. При разработке данной программы использовалась типовая программы для образовательных учреждений под руководством Кузина В.С. «Изобразительное искусство», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации.
Особенность программы заключается во взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.
Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.
В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.
Цель: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Развивающая:
Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
Обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, выходов на натурные зарисовки к памятникам архитектуры, на природу.
Учебная:
Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности.
Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательная:
Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
1) По источнику передачи и восприятия знаний:
-словесные (рассказ, беседа),
-наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических приемов),
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы)
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Большой интерес на занятиях вызывает использование игровых приемов. Игры проводятся с целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры, загадки. Для концентрации внимания на различных этапах занятия привлекаются персонажи русских сказок — пальчиковые куклы. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся в неделю по 1 часу.
Каждый этап ставит свои задачи и имеет определенный объем тем с усложнением учебных заданий.
1 год обучения.
Это начинающий этап в процессе приобретения знаний, привитии умений и навыков. В эту группу входят учащиеся 1-х классов. На первом году обучения детям необходимо привить интерес к изобразительной деятельности, научить ценить искусство, дать элементарные знания, умения и навыки, которые будут развиваться в процессе деятельности. Здесь основными задачами являются:
познакомить учащихся с изобразительными материалами и приемами их использования;
изучение основных форм предметов и умение изобразить их на листе бумаги или вылепить;
сочетание цветов (холодные, теплые…)
2 год обучения.
На данном этапе учащиеся на основе приобретенных ранее знаний, умений и навыков, стараются осознанно рисовать, творчески мыслить, самостоятельно обдумывать и выбирать композицию, выделять главное и второстепенное. Вводиться изображение человека, частей тела.
умение составить композицию;
понятие о пространстве…
3 год обучения.
Учащиеся развивают свои умения, учатся работать в разных техниках («Аля-прима», «Гризайль»…), лепка народных игрушек, создание собственных проектов. Умение защитить свою работу, передать свои мысли и переживания в работе.
развивать и совершенствовать чувство цвета;
передача форм и структуры предметов, величину и соотношение частей;
творческие работы.
4год обучения.
Учащиеся четвертого года обучения, работают более самостоятельно. Здесь им больше дается времени на самостоятельные творческие работы, где они могут полностью раскрыться, показать свои мысли, чувства, переживания, выразить свои работы в какой-либо технике и, наконец, показать полученные за четыре года знания, умения и навыки. Больше времени отводиться на свободные темы, где ребята могут свободно поработать, пофантазировать. Изобразительный материал по выбору учащихся.
Содержание учебного материала.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Знакомство с искусством
Виды деятельности: рисование , лепка, декоративное рисование.
Основные понятия: приемы, холодные, теплые тона. Овалы, треугольник, прямоугольник, узоры, сюжетная композиция. Конструктивный способ лепки.
Практическая работа: рисование животных, лепка грибов, птиц, декоративное рисование, краски радуги, орнамент в полосе.
В мире много интересного
Виды деятельности: аппликация , лепка, рисование.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Животное в скафандре (игровой прием). Творческий подход, фантазия, композиция.
Практическая работа: лепка животных, коллективная работа (плакат). Рисование наскального рисунка, подводного царства..
Красота в умелых руках
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Сюжетная композиция, строение головы. Строение человека. Открытка. Роспись, декоративное рисование. Маленькое и большое. Дальше, ближе.
Практическая работа: поздравительная открытка. Рисование зимнего пейзажа, деревьев, человечков, людей. Лепка, человека, сказочного сюжета. Декоративное рисование вазочек, платка, матрешки.
Весна – Красна
Виды деятельности: лепка, рисование.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов, прямоугольников. Творческая работа.
Практическая работа: рисование весеннего пейзажа,, попугая.Творческая работа на свободную тему.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Золотой листопад
Виды деятельности: рисование , лепка.
Основные понятия: конус, квадрат. Штрих. Лепка модульная, скульптурная.
Практическая работа: рисование форм конуса, квадрата, штриховка, свет, тень, полутень. Усложненная лепка.
Любимые сказки и персонажи
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки. Овалы. Приемы рисования. Теплые, холодные тона.
Практическая работа: рисование осени приемами (белка, щетина). Рисунки птиц овалами (построение овалов).
Мир в котором мы живем
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративная лепка.
Основные понятия: конструктивный, скульптурный способ лепки. Композиция из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников. Плакат, открытка, шрифты. Животные в движении. Контраст, лаконичность, фантазия. Строение человека в движении. Перспектива.
Практическая работа: рисование, лепка животных в движении. Рисование человека, окружающего мира, древний мир. Рисование транспорта.
Весеннее пробуждение
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Дымковская роспись. Скульптурный способ лепки. Коллективная работа, творческая работа. Постановка (рисование с натуры), построение, фантазия.
Практическая работа: рисование цветов, весеннего дня, натюрморта, циркового представления в движении. Аппликация панно из рыбок. Лепка маски животного, животные в зоопарке
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
И снова наступила осень
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: композиция из овалов, кругов. Объем, фактура, монотипия. Теплое, холодное. Гербарий.
Практическая работа: рисование цветов, натюрморта. Монотипия бабочки, гербария. Лепка овощей, фруктов.
Сказка вокруг нас
Виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, декоративное рисование.
Основные понятия: книга, обложка, титульный лист, заглавная буква. Овал, круг, композиция из них. Декор.
Практическая работа: оформление, рисование книги, птиц, животных, древних людей с элементами творчества. Роспись матрешки, квадрата, круга.
Аппликация «динозавры».
В мире волшебных красок
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Многофигурная композиция, портрет. Пропорции лица, фигуры. Перспектива. Скульптурная, комбинированная лепка. Плакат. Росписи дымковская, Филимоновская, хохломская, гжель. Декоративное рисование.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение человека, лица. Многофигурная композиция , портрет. Лепка человека в движении, головы человека. Лепка парохода, дымковской и филимоновской игрушки, их роспись.
Весна уж к нам стучится
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: астрологические иероглифы. композиция из овалов, кругов, треугольников, прямоугольников, конусов. Объем. Скульптурная, комбинированная лепка. Построение, фантазия, творческий подход.
Практическая работа: рисование знаков зодиака, цветов, весеннего и летнего пейзажа, ледохода, натюрморта, поселка. Лепка котенка, щенка, ракеты. Творческая работа.
4 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
В мире изобразительного искусства
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: изображение фигур в пространстве. Постановка, объем, структура. Круг, сфера, овал, треугольник, конус. Холодные, теплые тона. Модульная, скульптурная, конструктивная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Натюрморты. Лепка листьев сложной формы с плодами, цветов, деревьев, сказочных героев.
Мир фауны
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: овал, конус, прямоугольник, усложненная композиция. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка. Плакат, шрифты.
Практическая работа: рисование изображение в объеме. Рисование любимых животных, птиц в полете. Лепка сюжетной композиции «кошка с котятами». Составление лепного узора. Лепка «слон», «верблюд». Лепка, рисование «древние люди».
Любовь к искусству
Виды деятельности: рисование, лепка.
Основные понятия: основы построения, техника по сырому. Пропорции. Творческий подход. Коллективная работа. Многофигурная композиция, человек и животное. Пропорции лица, фигуры и мелких частей рук, ног. Перспектива. Модульная, скульптурная, комбинированная лепка.
Практическая работа: рисование натюрморт по сырому. Изображение рук, ног, человека, лица. Многофигурная композиция человека и животных. Лепка человека в движении, сидящего, головы человека и частей тела. Лепка цветов, панно цветов, дымковской игрушки, «детская площадка».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1 год обучения.
Учащиеся должны
Знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.
О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.
Сочетание холодных, теплых тонов.
Об узорах, орнаменте в полосе.
О сюжетной композиции.
О конструктивном, скульптурном способах лепки.
Уметь:
Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.
Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.
Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.
2 год обучения.
Учащиеся должны
Знать:
Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.
Перспектива.
Штрих
Плакат, открытка, шрифты.
Уметь:
Выделять главное и второстепенное
Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию
Создавать композиции из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников.
Изображать животных и человека в движении.
3 год обучения.
Учащиеся должны
Знать:
О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.
О росписи, ее видах и основных различиях
Творческий подход к работе
О фактуре предметов
Уметь:
Изображать объем
Чувствовать цвет
Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей
Работать в разных техниках «а-ля прима», «гризайль», «монотипия»
Лепить народные игрушки
Передавать мысли и переживания в работе.
4год обучения.
Учащиеся должны
Знать:
О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях
О формах предметов и их различиях,
О сочетании холодных, теплых тонов.
О понятии перспектива, сюжетной композиции, композиции.
О всех способах лепки: скульптурный, конструктивный, модульный, комбинированный.
Плакат, открытка, шрифты.
О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.
О росписи, ее видах и основных различиях
Пропорции человека
Уметь:.
Самостоятельно рисовать плакаты, открытки, писать шрифты
Изображать строение человека, пропорции
В рисунке показывать свои мысли, чувства, переживания,
Работать в разных техниках
Лепить разными способами лепки
Образно мыслить
Выполнять самостоятельные творческие работы.
Таблица диагностики, средства контроля.
№ пор | Специальные умения и навыки | Высокий | Средний | Низкий |
1 | Удержание карандаша, кисти. | Самое оптимальное положение руки в центре черенка, кисть, карандаш свободно лежит сверху, опираясь на ложбинку между большим и указательным пальцами. Большой и указательный пальцы придерживают черенок с боков, средний придерживает кисть снизу, безымянный и мизинец расслаблены. Такое расположение пальцев очень напоминает клюв птицы. | Попытка правильного держания, но по привычке во время работы ребенок забывает. | Зажим карандаша, кисти в кулаке или подгибание пальцев. Кисть держат за металлический ворсодержатель или наоборот, за самый кончик черенка – это не правильно. |
2 | Работа с красками и карандашом | Цветовая гамма, правильный нажим карандаша, нет пробелов в штрихе. Правильное пользование салфеткой или тряпочкой, умение ощущать достаточную влажность кисти. | Соответствие цветов, но недостаточно нажима карандаша, небольшие пробелы. | Не соответствие цветов: ребенок использует в основном темные цвета, черный, если даже по рисунку он не присутствует, неправильная штриховка (большие пробелы между штрихами). |
3 | Компоновка листа. | Правильная композиция. Грамотное расположение элементов. Переданы их характерные особенности, например: соотношение маленькое – большое, дальше – ближе, тоньше – толще и т.д. | Изображения мало. правильно закомпоновано, но недостаточно элементов. | Отсутствие грамотного расположения элементов композиции на листе, т.е. его заполнение. Изображение слишком мало и «плавает» в листе, или гигантомания, изображение не помещается на листе. |
4 | Пластические умения. | Улавливание формы фигур. Выдержаны соотношения пропорций. Использование разных способов лепки (конструктивный, скульптурный и т.д.). правильная работа со стеками. | Улавливание формы фигур. Недостаточно выдержаны соотношения пропорций. Помощь педагога. | Нет формы фигур. Не выдержаны соотношения пропорций. Выполнение работы с педагогом. |
5 | Умение вырезания. | Правильное удержание ножниц. Вырезание по контуру. Вырезание сложных фигур. | Правильное удержание ножниц. Вырезание отходя от контура простых фигур. | Не правильное удержание ножниц. Не удержание формы. Срезание контуров. |
6 | Степень самостоятельности | Самостоятельное выполнение работы после ознакомления с материалом. | Работа с подсказками педагога. | Не работает без помощи педагога. |
7 | Творческий подход. | Использование своей фантазии на заданную тему. | Работает по наглядным пособиям, с добавлением своих элементов. | Работает по наглядным пособиям. |
Учебно-тематический план Первый год обучения.
дата | № | Тема | Знания , умения | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Знакомство с искусством - 9 час Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Представлять то, чем будем заниматься на факультативе по изобразительному искусству «Акварель». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. Кабинет искусства — художественная мастерская. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | |
2 | Краски радуги, акварель. Приемы. | Сочетание холодных, теплых тонов. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Различать цвета красок Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | |
3 | Холодные и теплые краски. | Знать ;сочетание холодных, теплых тонов. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Различать цвета красок Сочетание холодных, теплых тонов. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | |
4 | Осень. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Создавать композицию на тему | |
5 | Домашние животные. Рисуем птиц. Цыпленок. | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
6 | Мои любимые животные (лепка). | Знать: о предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. О конструктивном, скульптурном способах лепки Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). . | |
7 | Колобок. | Знать: о формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений | |
8-9 | Орнамент в полосе. | Знать: об узорах, орнаменте в полосе. Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. | |
10 | В мире много интересного -6 час Лепка животных. Домашние животные. | Практическая работа: лепка животных (коллективная работа (плакат).. Уметь: Изображать маленькое и большое, дальше и ближе | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания (работа с пластилином). | |
11-12 | Рисование открытки к Новому году . | Овалы, круги, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Создавать несложные новогодние открытки | |
13 | Мои любимые животные. | Животное в скафандре (игровой прием) Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Изображать (декоративно) птиц, бабочек, рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
14 | Подводное царство. | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) рыб и т. д., передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
15 | Мои фантазии. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Творческий подход, фантазия, композиция | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |
16 | Снеговичок. | Уметь: Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников. Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. | |
17 | Красота в умелых руках – 11 час Портрет папы (поздравительная открытка). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |
18 | Портрет мамы (цветные карандаши). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |
19 | Деревья зимой (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Любоваться красотой природы. | |
20 | Веселые человечки. | Знать: О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник. Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. | |
21 | Мои мечты. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | |
22 | Увлекательный космос. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. | |
23-24 | Жар – птица. | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Знать: О сюжетной композиции | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
25 | Роспись посуды. Вазочка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте в полосе. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. | |
26 | Расписной платок, акварель, фломастер. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Об узорах, орнаменте | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. | |
27 | Матрешка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Придумывать свой орнамент: образно, свободно написать красками и кистью декоративный эскиз на листе бумаги. | |
28-29 | Весна – красна – 6 час Как красиво весной (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. | |
30 | Весенний букет (цв. карандаши). | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: Сочетание холодных, теплых тонов. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. | |
31 | Моя любимая игрушка. | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями | |
32 | Попугай (акварель). | Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. Уметь: Различать цвета красок | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Изображать (декоративно) птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. | |
33 | Свободная тема (творческая работа). Выставка работ | Уметь: Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином Знать: О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях. | Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки |
Список методической литературы
- Гусакова М. А. «Аппликация». Москва «Просвещение» 1987.
- Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала». Москва «Просвещение» 1991.
- Халезова Н. Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду». Москва «Просвещение» 1984.
- Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.
- Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И. «Аппликационные работы в начальных классах». Москва «Просвещение» 1983.
- Барта Ч. «200 моделей для умелых рук». Санкт-Петербург «Кристалл» 1997.
- Ланг И. «Поделки из пуговиц». Москва «Айрис-пресс» 2006.
- Хайн Д. «Игрушки-мобиле». Москва «Айрис-пресс» 2007.
- Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать». Санкт-Петербург «Аврора» 1991.
- Хосе М. Паррамон «Как писать маслом». Санкт-Петербург «Аврора» 1992.
- Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования». Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.
- Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.
- Хайнс К., Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр». Москва «Росмэн» 2002.
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №6.2008. «Тестопластика»
- Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №8.2008. «Тестопластика»
- Кирьянова О. Н. «Бумажные фантазии». Москва «Профиздат» 2006.
- Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика». Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.
- Мартин Б. «Рисуем с удовольствием». Минск «Попурри» 2003.
- Блейк В. Начинаем рисовать». Минск «Попурри» 2003.
Диагностика
Незавершенные фигуры
Инструкция:
Дорисуйте предложенные фигуры до целой картинки и придумайте и напишите к ним названия. Если хочется, можно рисовать несколько картинок по каждой фигуре. После работы с отдельными фигурами при желании можно создать общую картину, включающую в качестве отдельных ее частей все незавершенные фигуры и, конечно, что-то еще.
Рис.1. Незавершенные фигуры.
Примерные уровни выполнения задания
Определяется оригинальность ответов. В случае наличия у испытуемого дополнительных картинок он получает дополнительные 2 балла за каждую такую картинку.
Высокий - С 9 лет - более 2 оригинальных фигур, подписей, наличие объединения фигур в целостную картинку (последнее не обязательно). 6-8 лет - более 1 оригинальной фигуры.
Средний - С 9 лет - 1-2 отдельных оригинальных фигуры. 6-8 лет - 1 оригинальная фигура.
Низкий - С 9 лет - 0 оригинальных фигур. 6-8 лет - 0 оригинальных фигур.
ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Вариант № 1.
Изучение гибкости построения графического образа (Е.П. Торренс; 5-9 лет)
Каждому ребенку даю
стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду).
Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок ...»
Дается время 15-20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Уровень развития Способностей 6 лет 8 лет 10 лет
Высокий 5 и более 8 и более 9 и более тем
Средний 3-4 6-7 6-8
Низкий 1-2 1-5 1-5
Вариант № 2
На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два рядя по 3 штуки в каждом.
Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок.
Время выполнения задания
индивидуально для- каждого ребенка.У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.
Вариант № 3
Содержимым данного пакета являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.
Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:
1. Сказать, что изображено на картинке,
2. Задать любые вопросы.
За одну встречу используем 3-5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.
Творчески мыслящий ребенок:
предлагает несколько версий изображений на картинке;
— ставит вопросы непосредственно по рисунку;
— задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;
— выстраивает предположения по рисунку;
— сочиняет оригинальную, необычную историю;
— быстро выполняет задания.
По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.
Контрольный лист «Юный художник».
Рисование с натуры по памяти или по представлению осеннего букета.
Рассмотрите букеты из астр, георгинов и других живых цветов (в школе, дома, на картинах художников). Обратите внимание, как в них хорошо сочетаются крупные и мелкие формы цветов, их яркие и мягкие краски.
Нарисуйте красками букет осенних цветов.
Как надо располагать его на листе?
С чего целесообразно начинать этот рисунок?
Применяйте правило рисования: рисуя отдельные цветы, не забывайте о целом букете. Сравнивайте размеры, форму и расположение цветов.
В рисунке, как и в жизни, букет должен быть пышный и красивый. Кроме цветов, в нем много зелени, она хорошо сочетается с цветами. Сравните букеты на рис.1 и на рис.2.
Подумайте: чем отличается изображение цветов в том и в другом букете?
Уровни выполнения задания
Высокий – композиция (выполнена компоновка изображения на листе). Передана красками объемная форма, изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени. Соблюдены соотношения теплого, холодного цвета.
Средний – слабая композиция. Выдержана цветовая гамма. Недостаточно передано изменение локального цвета предметов на свету, в полутени и тени.
Низкий – композиции нет. Не передана форма предметов. Цветовая гамма отсутствует.
Диагностика
Экзамен художника Тюбика
Ребята, вы попали на экзамен к художнику Тюбику.
Ответьте на вопросы*. Правильный ответ — 1 балл.
1. Как называется наука, которая рассказывает о цвете?
2. Как называется картина, на которой изображается
природа?
3. Какой жанр называется «мертвая натура»?
4. Изображение лица человека называется жанром...
5. Изображение животных называется жанром...
Сосчитайте баллы и поставьте себе оценку
Экзамен художника Тюбика
Ребята, мы находимся в гостях у художника. Все предметы, которыми он пользуется, вам хорошо знакомы. Отгадайте их и вы узнаете, как называется комната, где работает художник.
10. Последняя буква в алфавите.
Экзамен художника Тюбика
Отгадайте ребус и вы узнаете, чем рисует художник.
ПОМОГИТЕ ЦВЕТАНЕ
Злая волшебница Чернильда похитила принцессу Цветану. Она заточила ее в заколдованном замке. Помогите Цветане освободиться. Назовите цвет, с которого начинается цветовой спектр. Это будет дорога в замок.
Экзамен художника Тю