Программа "Лечебная физическая культура" (ЛФК)

4
0
Материал опубликован 5 July

Пояснительная записка

За последние годы в связи с глобальным ухудшением экологической обстановки, снижением двигательной активности человека значительно увеличилось число детей с нарушением осанки, дегенератвно-дистрофическими изменениями позвоночника, в т.ч. сколиозом, остеохондрозом;  с заболеванием сердечно-сосудистой системы

Воздействие загрязненного воздуха может способствовать развитию бронхиальной астмы. 

Дети с патологией ОДА, ССС и дыхательной системы относятся к подготовительной или специальной медицинской группе и не могут заниматься физической культурой в полном объеме. Ученикам с патологией ССС, ООДА и дыхательной системы  показана лечебная физическая культура.

Лечебная физическая культура – это самостоятельная дисциплина, использующая средства физической культуры для лечения заболеваний и повреждений, профилактики их обострений и осложнений, восстановления трудоспособности. Основным таким средством являются физические упражнения – существенный стимулятор жизненных функций организма.

Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физическую культуру можно назвать методом патогенетической терапии.

Лечебная физическая культура предусматривает сознательное и активное выполнение учеников подготовительной и специальной медицинской  группы соответствующих физических упражнений. В процессе занятий больной приобретает навыки в использовании естественных факторов природы с целью закаливания, физических упражнений с лечебными и профилактическими целями. Это позволяет считать занятия лечебной физической культурой лечебно-педагогическим процессом.

Лечебная физическая культура использует те же принципы применения физических упражнений, что и физическая культура, а именно принципы всестороннего воздействия, прикладности и оздоровительной направленности. По своему содержанию лечебная физическая культура является составной частью системы физического воспитания.

Учебный материал программы по лечебной физической культуре разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.

Учащиеся разбиваются на две группы:

  1-я группа - учащиеся с нарушением в деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

  2-я группа – учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата;

  При планировании и проведении занятий по лечебной физкультуре должны быть учтены особенности организма учащихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.

  Учитывая состояние здоровья занимающихся на занятиях лечебной физкультурой, не следует форсировать совершенствование двигательной подготовленности школьников, применять физические упражнения, требующие длительного периода обучения. Систематические разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дадут устойчивое повышение двигательной активности школьников с нарушением зрения.

  Занятия по лечебной физкультуре планируются и проводятся с учётом их значимости для решения лечебно-коррекционных задач.

  Основным требованием организации занятий по лечебной физкультуре  является соблюдение индивидуального подхода к учащимся. Это относится и к дозировке упражнений, и к методам обучения, и к способам активизации занимающихся.

  Начинать занятия лечебной физкультурой нужно с простых упражнений, приминая положения, облегчающие их выполнение; по мере усвоения переходить к более координационно сложным. Не рекомендуется перегружать занятия большим количеством упражнений. Целесообразно повышать нагрузку увеличением по - повторности выполнения упражнений.

 В программу включены подвижные игры малой активности.

Подвижные игры – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Игра – универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя в том или ином виде игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач

Подвижные народные игры с древних времён были отражением культурно-бытового уклада жизни народа. У каждого народа есть свои национальные игры, которые в процессе развития общества претерпели изменения, обогатились новым содержанием, потеряли свою изначальную специфичность. Поэтому во многих современных подвижных присутствуют элементы народной игры( «карлики и великаны», «третий лишний», «ручеек», «жмурки»).

Цель:

1.Всестороннее физическое развитие ребенка для создания обще-физиологических условий, способствующих ликвидации и коррекции существующих дефектов ОДА;

2.Повышение неспецифической сопротивляемости сил организма;

3.Повышение функциональных возможностей до уровня, обеспечивающего полноценное существование в конкретных социальных условиях.

Задачи:

1.Создание благоприятных физиологических условий для увеличения подвижности позвоночника, для правильного взаиморасположения всех частей тела и направленной коррекции имеющегося дефекта в осанке;

2.Воспитание и закрепление навыков правильной осанки;

3.Создание прочного мышечного корсета для стабилизации позвоночника, исправления его деформаций и улучшения функций грудной клетки;

4.Укрепление всех органов и систем организма, силовой выносливости мышц;

5.Улучшение внешнего дыхания;

6.Развитие и повышение качеств двигательных навыков соответственно физиологическому уровню психомоторного развития;

7.Повышение уровня физической работоспособности, неспецифических сил организма;

8.Исправление деформаций и уменьшение имеющегося уплощения сводов стопы;

9.Улучшение и стабилизация течения нервных процессов, нормализация эмоционального тонуса ребенка и стабилизация общего состояния;

10.Активизация общих и местных обменных процессов.

Характеристика учащихся.

С целью изучения уровня физического развития учащихся на начало учебного года проводится мониторинг, а также контроль за уровнем физической подготовленности с помощью экспресс - тестов с учетом результатов медицинских осмотров.

В соответствии с состоянием здоровья, физическим развитием, уровнем общей физической подготовленности и тренированности учащиеся делятся на три физкультурные группы: основную, подготовительную и специальную, а так же на группы здоровья.

Основная медицинская группа.

В нее включают детей без отклонений в состоянии здоровья (или с незначительными отклонениями), имеющих достаточную физическую подготовленность. В качестве основного учебного материала в данной группе следует использовать обязательные виды занятий (в соответствии с учебной программой) в полном объеме, а также сдачу контрольных нормативов с дифференцированной оценкой; рекомендуются дополнительные виды занятий в избранном виде спорта.

Подготовительная медицинская группа.

В нее включают детей имеющих незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, а также недостаточную физическую подготовленность. В данной группе можно использовать те же обязательные виды занятий, но при условии постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

Группы здоровья

Выделяют следующие группы здоровья:

Группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют.

Группа II -здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии.

Группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.

Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью.

Для первой группы здоровья учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких-либо ограничений в соответствии с программами.

Дети второй группы здоровья нуждаются в повышенном внимании со стороны врачей как группа риска. С ними необходимо проводить закаливание, занятия физкультурой, диетотерапию, соблюдать рациональный режим дня.

Дети третьей, четвертой и пятой групп здоровья должны находиться под постоянным наблюдением врачей. Их двигательный режим ограничен, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна.

Физическое развитие школьников является объективным критерием социально – биологического статуса школы, так как появление дисгармоничности физического развития зависит от влияния конкретных факторов окружающей среды, прежде всего таких, как образ и условия жизни.

Планируемый результат освоения обучающимися:

Уметь:

-элементарные правила самоконтроля;

-технику выполнения изученных упражнений;

-правильно сочетать дыхание с движением;

-выработать правильное мысленное представление о нормальной осанке;

 -самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гимнастики используя изученные физические упражнения;

-выполнять специальные, коррекционные упражнения в индивидуальном режиме;

-выполнять комплекс упражнений в соответствии со своим диагнозом;

-контролировать свою осанку, походку, ощущать положение определенных частей тела;

-развивать основные двигательные навыки;

-укреплять сердечно - сосудистую, дыхательную системы, мышечный корсет;

-исправление имеющейся деформации опорно - двигательного аппарата;

-формирование привычки здорового образа жизни.

Распределение учебного времени прохождения программного
материала в 6-7х классах

№ п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков)

Класс

6,7

1

Основы знаний о лечебной физической культуре

В процессе урока

1.1.

Техника безопасности на занятиях

В процессе урока

2

Лечебная физическая культура

35


Всего:

35

Годовой график распределения учебного времени

класс

1 четв

2 четв

3 четв

4 четв

1

8

8

10

9

Материально- техническое обеспечение программы:

  • 4 гимнастических мата;
  • 15 теннисных мячей;
  • 15 гимнастических обручей;
  • 15 скакалок;
  • 5 массажных ковриков
  • 5 набивных мячей
  • 15 утяжелителей
  • 2 шведских лестницы

Литература:

  • Белая Н.А. Лечебная физкультура и массаж. М.: советский спорт, 2001г.
  • Головенкин А.А. Здоровая и гибкая спина.- М.: Яуза, ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1999г.
  • Епифанов В.А. ЛФК – справочник. М. Медицина, 1987г.
  • Очерет А.А. Внимание, сколиоз! – М.: советский спорт, 2000г.
  • Попов С.Н. лечебная физическая культура.М.: «физкультура и спорт», 1978г.
  • Рубцов А.Т. Группы здоровья. – М.: Физкультура и спорт, 1984г.
  • Шорин Г.А., Шевцов А.В. лечение сколиоза физическими методами: учебное пособие. – Челябинск, 2002г.

1 четверть

Тема урока

Дата проведения

Содержание урока

Инвентарь

УУД


1

Основы знаний. Правила поведения в зале ЛФК



Ознакомить с правилами ТБ на уроках ЛФК


Свисток, маты.

Представлять конкретное содержание и излагать его в устной форме, добывая недостающую информацию с помощью вопросов. Организовывать и осуществлять совместную деятельность.


2

Активизация сердечно-сосудистой системы.



Дыхательные упражнения на месте и в движении. ходьба быстрым шагом 5 минут. Офп с гимнастическими палками.

Свисток, маты, гимнастические палки

Формировать умение сохранять заданную цель; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с гимнастическими палками.

3

Активизация дыхательной системы.



Дыхательные упражнения на месте и в движении.

Свисток, маты, гимнастические палки

Формировать умение сохранять заданную цель; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с гимнастическими палками.

4

Формирование навыков правильной осанки.

Игра «ручеек»



Силовая тренировка на все группы мышц.

Свисток, маты, утяжелители, гимнастическая скамья

Формировать умение сохранять заданную цель; осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с гимнастическими палками, утяжелителями; выполнять упражнения на гимнастической скамье.

5

Самоконтроль, антистрессовая гимнастика, релаксация.



Дыхательные упражнения.

Свисток, маты,

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять дыхательную гимнастику

6

Гигиена физ.упражнений. Значение ЛФК для восст-ия и укрепления здоровья.



Круговая офп.

Свисток, маты, мед.болы, скамья.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу. Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

7

Улучшение координационных движений.

Игра «третий лишний»



Упражнения на развитие координации.

Свисток, маты, теннисные мячи, гимнастические палки, гимнастическая скамья.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату


8

Совершенствование двигательных навыков.



Отжимания от пола, стены или скамьи. Подтягивания, тяги.

Скамья гимнастическая, свисток, утяжелители, турник.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

2 четверть

9

Тренировка вестибулярного аппарата.



Упражнения на развитие координации.

Свисток, маты, теннисные мячи, гимнастические палки, гимнастическая скамья.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на развитие координации

10

Выработка мышечного корсета.



Круговая офп

Мед.мячи, маты, утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

11

Специальные упражнения для профилактики утомляемости глаз.

Игра «жмурки»



Приседания, выпады, тяга. «зарядка» для глаз.

Утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

12

Исправление деформаций ОДА.



Круговая офп, ходьба по массажным коврикам.

Маты, скамейка, мячи, омассажные коврики.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату


13

Коррекция осанки.



Круговая офп

Мячи, утяжелители, скамья.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с мячом

14

Стабилизация скалиотического процесса



Укрепление мышц спины и мышц пресса.

Маты, утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на укрепление мышц спины и пресса.

15

Исправление деформации и имеющегося уплощения сводов стопы

Игра «карлики и великаны»


Упражнения на массажных ковриках.

Массажные коврики, теннисные мячи.


Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на массажных ковриках

16

Профилактика плоскостопия




Упражнения на массажных ковриках.

Массажные коврики, теннисные мячи.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на массажных ковриках

3 четверть

17

Специально корригирующие гимнастические упражнения



Статические упражнения, наклоны, махи.

Маты.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять статические упражнения.

18

Комбинированные упражнения для мышц спины плечевого пояса, ягодиц



Жим гантелей, тяга, наклоны с утяжелителем, подтягивания.

Гантели, утяжелители, турник.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с гантелями.

19

Укрепление мышц брюшного пресса, малого таза и мыши внутреннего бедра.



Приседания, выпады, махи, пресс.

Маты, утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на укрепление мышц пресса и мышц ног.

20

Приемы самомассажа.



Самомассаж.

маты

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь выполнять самомассаж.

21

Упражнения в расслаблении.



Дыхательная гимнастика.

Маты, гимнастические палки.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять дыхательную гимнастику.

22

Дыхательные упражнения с ОРУ



Дыхательная гимнастика, ОРУ.

Маты.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять дыхательную гимнастику

23

Комплекс упражнений с мячом на голове для формирования правильной походки.



Ходьба, ОРУ в ходьбе, ходьба с мячом на голове.

Мяч маленький.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения для формирования правильной осанки.

24

Укрепление дыхательной мускулатуры.



Дыхательная гимнастика.

Мячи для пинг-понга.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять дыхательные упражнения.

25

Основы знаний закаливающих процедур, двигательного режима на летний период.

Игра « карлики и великаны»



Плавание в открытых, закрытых водоемах. Подвижная игра малой активности.

мячи

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с мячом

26

Исправление деформаций ОДА.



Сгибание разгибание туловища, перекаты, тяги.

Маты , утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с утяжелителем.

4 четверть

27

Укрепление мышц брюшного пресса и мышц ног.


Приседания, выпады на месте, тяга. Поднимание туловища из положения лежа на спине.

Маты, утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с утяжелителями.

28

Специальные упражнения для профилактики утомляемости глаз.

Игра « жмурки»



Зарядка для глаз. Круговая ОФП.

Маты, утяжелители, скамья, мячи.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с мячом и утяжелителями.

29

Выработка мышечного корсета


Тяги, наклоны с утяжелителями. Работа в парах.

Маты, скамья, утяжелители.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с утяжелителями.

30

Приемы самомассажа


Массаж и самомассаж.

Маты.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь выполнять самомассаж.

31

Профилактика плоскостопия



Ходьба по массажным коврикам, перекатывание мячей стопой.

Массажные коврики, мячи для тенниса, скамья.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на массажных ковриках и с теннисными мячами.

32

Улучшение координационных движений.

Игра « третий лишний»


Перекаты, работа на равновесие.

Скамья, маты, тонкий канат.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на равновесие.

33

Здоровая спина


Подтягивания, тяги, наклоны, перекаты на мяче.

Турник, перекладина, гимнастические палки.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения на турнике, с гимнастическими палками.

34

Упражнения в расслаблении.



Дыхательные упражнения.

Маты, гимнастические палки.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату

Уметь самостоятельно выполнять упражнения с гимнастическими палками.

35

Упражнения на координацию

движений.


Круговая тренировка. Упражнения на развитее координации.

Мячи для тенниса, скамья, тонкий канат, гимнастические палки.

Формировать навык учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; уметь сохранять доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого; контролировать свою деятельность по результату




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.