Учебная программа на тему «Православная культура Дона»

2
0
Материал опубликован 9 July 2020

"Православная культура Дона" приложение

PPT / 31 Мб

/data/files/l1594285958.ppt ("Православная культура Дона" приложение)Авторская программа

курса внеурочной деятельности


«Православная культура Дона»

(с мультимедийным приложением)


Аннотация к курсу внеурочной деятельности «Православная культура Дона»

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные занятия дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Я разработала модель организации внеурочной деятельности «Православная культура Дона»

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы очень важно. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Идейные ресурсы современного образования заложены в ФГОС, проекте «Наша новая школа» и новой редакции Закона об образовании. В этих документах акцент сделан на расширение правовой базы образования. В этих документах говорится о компетентностном подходе в обучении.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации.

Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество.

Внедрение Федерального государственного стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Большое значение уделяется интеграции содержания образования. Интегрированные занятия дают учащимся более широкое и яркое представление о мире и человеке, о взаимосвязи предметов и явлений.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.

Я разработала модель организации внеурочной деятельности «Православная культура Дона»




Идея модели: создание условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности. В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории Донского казачества , литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для самоопределения и самореализации личности  ребенка  на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Основные задачи:

выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

оказание помощи в поисках «себя»;

создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

оказание помощи в освоении позиции ученика за счёт включения в различные учебные сообщества, как в системе школьного дополнительного образования, так и в условиях творческих коллективов учреждения дополнительного образования детей;

расширение рамок общения с социумом.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности  объясняется не только включением ее в учебный план 5-6 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Все уроки проводятся с использованием презентаций, с применением разнообразных форм работы: парной, групповой. Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения.  Вместе с этим, использую различные игровые методики.

Стараюсь проявлять творчество  при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет, где нахожу необходимый иллюстративный материал, репродукции,  мультфильмы. Постоянно использую компьютер, так как почти на каждом уроке работают с диском к учебнику, составляют презентации с новыми терминами, иллюстрации к текстам учебника.

Результаты опроса 

4.

Понятны ли тебе тексты?

Да, все понятно

22

Не все понятно

1

Ничего не понятно


5.

Было ли тебе интересно на уроках по новому курсу?

Да, очень интересно

20

Не очень интересно

1

Не интересно


6.

Обсуждаешь ли ты с родителями, бабушками, дедушками изученные на уроках темы по новому предмету?

Да, всегда

7

Иногда

13

Не обсуждаю

3


Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На занятиях часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Ребята очень неплохо работают с книгой, которую мы совместно постоянно пополняем новыми материалами. Они с увлечением создают иллюстрации, тексты, презентации. Пытаются анализировать то, что узнали. Дети самостоятельно готовят сообщения, делятся своими знаниями. Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. Очень хорошо, что данный курс преподается средней школе. Все нравственные и культурные понятия в этом возрасте хорошо осознаются. Хотелось бы, чтобы курс имел свое продолжение. И мы с ребятами ведем работу по сбору материалов курса «Православный Дон- моя малая родина».Нравственная культура необходима каждому человеку. Ведь душа, как и тело, живёт тем, чем питается.

В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использовала, выступают следующие методы:

На каждом занятии стараюсь вносить хотя бы элементы самостоятельного поиска, так создается проблемность в обучении – важное основание для активной мыслительной деятельности учеников.

Кроме этого на своих занятиях применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Результатом проведённых занятий по данному курсу стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания.

Я  надеюсь, что данный курс после успешного проведения апробации останется в школьной программ.


Результаты работы по курсу «Православная культура Дона» представлены в приложении:

Свидетельство о публикации в электронном СМИ.

Фотоотчет « Совместная работа с детьми по сбору материалов к занятиям.»

Вариант творческой работы по одной из тем курса.

Благодарственные письма.

Дипломы победителей и призеров муниципальных туров олимпиады по Основам православной культуры

2012-2018 года

Сертификаты участников регионального тура Общероссийской олимпиады школьников по Основам православной культура.

Мультимедийное приложение к курсу «Православная культура Дона» ,созданное совместно с учащимися МБОУ лицея № 5 города Каменск-Шахтинского Ростовской области.


Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу «Православная культура Дона»

составлена на основе следующих документов:

Программа по курсу «Православная культура Дона» / составитель Попова О.В./;

Проекта стандарта регионального компонента основного общего образования по литературе;

Примерного учебного плана Ростовской области.

Место внеурочного занятия в учебном плане

Рабочая программа адресована учащимся 5-11 классов МБОУ лицея № 5,

Можно использовать материал для проведения тематических классных часов, посвященных Православной культуре Дона.

Цель изучения курса

«Православная культура Дона »-способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью, осознание этнической и культурной самобытности донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание любви и уважения к родному языку и культуре малой Родины.

Осваивая программу, ученик формирует цельное представление о православном казачестве, раскрывает исторический характер формирования казачьей культуры, знакомится с краткой информацией о престольных православных праздниках, о кафедральных соборах и монастырях Дона, что расширяет представление о казачестве.

Рабочая программа рассчитана на количество часов, выделяемых на изучение интегрированного курса «Православная культура Дона» (интегрированный курс создан на основе дисциплин из близких образовательных областей, при этом изучение литературного материала сохраняет свою специфику, а история и ОПК Дона выступают в качестве вспомогательной основы), и учитывает общую концепцию гуманитарного развития учащихся.

Цели

1.Общеучебные.

Сформировать представление о православной культуре донского казачества, традициях казачьего быта как условия формирования национального самосознания;

Осознать исторический характер формирования православной казачьей культуры ;

Приобщать учащихся к богатствам народно - поэтического наследия Дона;

Развивать у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений православной культуры, а также отражений в ней явлений жизни;

Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения:

Воспитать высокие нравственные качества личности, патриотические чувства, гражданскую позицию, любовь к малой Родине;

Использовать изучение курса «Православная культура Дона» для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

2. Предметно - ориентированные

1. Культура устной и письменной речи.

Читать правильно, бегло и выразительно вслух художественные учебные тексты, в том числе наизусть;

Вести устный пересказ ( подробный, выборочный, сжатый;

Составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм и т.д.;

Готовить сообщение, доклад, интервью об истории и культуре Дона;

Отвечать на вопросы в соответствии с их характеристикой и назначением;

Вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации информации, связно излагать материал из нескольких источников;

Использовать следующие виды письменных работ:

Развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением;

Сочинение на литературную или свободную тему.

2 Работа с книгой и другими источниками информации.

Владеть всеми видами учебного чтения;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Уметь обобщать и систематизировать материал в пределах учебной темы;

Слушать объяснение учителя, рассказ ученика;

Уметь работать с очерками по истории и культуре;

Уметь пользоваться различными словарями и энциклопедиями.


При отборе произведений регионального компонента, включенных в данную рабочую программу, определяющими явились такие критерии, как идейно-художественная значимость, сопоставимость с произведениями базового компонента курса литературы, соответствие возрастным особенностям и созвучие интересам школьников.

В содержательном плане отбор текстов осуществляется в соответствии с основными направлениями изучения православной культуры Донского края.

Методическое обеспечение :

1.Сборник текстов. Автор: Попова О.В.

2.Мультимедийное приложение к программе. ( Создано совместно с учащимися)

3. Маршрутные листы. ( Разработаны с работниками краеведческих музеев и экскурсионного бюро)

Это позволяет решить такие учебно - воспитальные задачи:

Освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуре, порожденного географическим положением, особенностями исторического и экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;

Организацию нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что позволит им ориентироваться в изменяющимся мире;

Обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины;

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Ожидаемые результаты:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, школе;

получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;

формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Данные результаты делятся на 3 уровня:

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения) (Школьник  знает и понимает общественную жизнь.)

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. ( Школьник ценит общественную жизнь.)

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. (Школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.


Формируется представление о специфике литературы как искусства слова, развиваются умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров, Предлагаемые тексты учитывают интерес учащихся этого возраста к сюжету и героям произведения. На этом этапе обучения начинается работа над умениями анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведений с исторической эпохой и культурным контекстом

Нормативно-правовое основание образовательного курса внеурочной деятельности «Православная культура Дона»

1. Международные документы.

2.1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.

2. 2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

от16 декабря 1966г.

2.3. Международный пакт о гражданских и политических правах от16 декабря 1966г.

2.4. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на

основе религии и убеждений от 25 ноября 1981г.

2.5. Конвенция ООН о правах ребёнка от 20 ноября 1989г.\статьи 12-14\

2. Документы РФ.

1.1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.

1.2. Закон РФ «Об образовании» от 1992г. \с последующими изменениями и дополнениями.

1.3. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от1992г. \с последующими изменениями и дополнениями.

3. Документы Министерства образования и науки РФ:

3.1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Минобразования России 2003 г. № 1089 от 5 марта 2004).

3.2..Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

3.3. Письмо Министерства образования РФ от 14.06.1999 № 14-53-28 ИН\14-04 «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений»

3.4. Письмо МО РФ №549/28-16 от 12.07.2000. \представлена информация о деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений, которую необходимо учитывать при организации воспитательной работы, введении религиоведческого, религиозного образования.

3.5. Письмо Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 4н\16 «О примерном содержании образования по учебному предмету «Православная культура»

Письмо МО РФ №01-51-01-ЗИН от 13.02.2003 \комментарии к позиции министерства по вопросам введения курсов религиоведческого содержания.

Приказ Министерства образования РФ № 2833 от 01.07.2003 «О предоставлении государственными и муниципальными государственными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Концепция включения в новое поколение госстандартов общего среднего образования учебного предмета "Православная культура" в составе новой образовательной области учебного плана "Духовно-нравственная культура".2007г.

Целевая комплексная программа "Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России"2006-2010.

4. Документы органов государственного управления Ростовской области, в т.ч.

Документы Министерства общего и профессионального образования Ростовской области:

4.1.Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся в образовательных учреждених в Ростовской области от 15 июня 2010 г. № 4421-ЗС.

4.2. Письмо МО Ростовской области №426/13 от 4.02.2000 «О соблюдении законности во взаимодействии образовательных учреждений с религиозными организациями».

4.3. Письмо МО Ростовской области №4126/03 от 05.09. 2001 «О взаимодействии с религиозными организациями и объединениями».

4.4. Договор о сотрудничестве министерства образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от 25.09.2001.( С последующей пролонгацией)

4.5. Письмо МО Ростовской области №5670/03 от 24.10.2002 «Об организации изучения образовательного запроса на религиоведческое образование». Аналический отчет по результатам социологического исследования образовательного запроса на религиоведческое образование».

4.6. Письмо Министерства образования Ростовской области от 13.02.2003 № 01-51-01 ЗИН «О курсах религиоведческого содержания»

4.7. Приказ МО Ростовской области от 16.06.2004 № 1343 «Об организации пилотных учреждений, реализующих программы религиоведческого образования».

4.8 Письмо Министерства образования Ростовской области от 28.09.2006 № 6823\03 «Об изучении исторических и культурных основ мировых религий»

4.9. Договор о сотрудничестве Министерства общего и профессионального образования Ростовской области и Ростовской епархии Русской Православной Церкви от2007г.

4.10 Письмо Министерства образования Ростовской области от 15.09.2007 «Об организации конкурса им.Св.Димитрия Ростовского».

4.11. Письмо МО Ростовской области 11.09.2003 № 5426/03 «О религиоведческом, религиозном образовании в Ростовской области».

4.12. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1563 от 06.06.2008г. «Об организации пилотных учреждений…»

4.13 Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 2662 от 12.09.2008г. «О духовно-нравственном развитии и воспитании подрастающего поколения.


Программа призвана обеспечить:

Приобщение учащихся к художественным богатствам литературы Дона и о Доне в ее внутренних взаимосвязях и связях с историческими судьбами России;

Организацию нравственно-эстетического сопереживания школьников судьбам родного края, что поможет им ориентироваться в изменяющемся мире;

обогащение духовно-нравственного опыта учащихся образами лучших черт менталитета народа своей малой Родины, стремлению к совершенствованию;

формирования умения школьников соотносить нравственные идеалы и художественные особенности произведений региональной и русской литературы, выявлять их сходство и своеобразие художественных решений;

пробуждение интереса к народно-поэтическому наследию Дона , познание школьниками мира образов, выразительного меткого языка донской литературы;

осознание казачества как особой этнической группы.

Последовательное осуществления принципа вариативности дает учителю право выбора. Оно предполагает возможности сокращения или расширения списка предложенных произведений, если подготовленность класса или какие-то иные обстоятельства покажут учителю целесообразность такого решения.

В течение учебного года ученик V класса выучит не менее 5-10 произведений ( православных молитв,стихотворений, обрядовых песен, частушек, фрагментов прозы) по собственному выбору или по указанию учителя.

Требования к уровню подготовки.

В результате изучения регионального казачьего компонента ученик должен:

Знать/понимать:

исторический характер формирования казачьей культуры;

связь произведений с историей православного Дона и с историей развития литературы Дона и о Доне;

авторов и содержание изучаемых художественных произведений;

способы создания художественного образа.

Уметь:

находить в текстах этнографический материал;

находить связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

воспринимать художественный текст;

характеризовать особенности изобразительно-выразительных средств, лексики и другие особенности языка художественных произведений и устного народного творчества;

работать с доступным справочным материалом.

Количество часов на каждый раздел и тему определяет самостоятельно каждый учитель. Учителю необходимо продумать содержание и форму итогового занятия по курсу «Православная культура Дона». Это могут быть и престольные праздники ,станичные посиделки, и казачьи бивуаки и т.д. Можно использовать активные формы обучения: экскурсии, театрализованные представления, дидактические игры, др. Разработка учащимися проекта и его защита так же может считаться формой итоговой аттестации.


Содержание курса.

1 Введение.

Казачество как целостное явление национальной истории России.

Теория происхождения казачества.

Специфика текстов казачьих былин: краткость, эпическое отражение быта казачества, его обычаев, будней и праздников, своеобразие лексики. Патриотический пафос былин, запоминающиеся образы защитников земли русской.

П. Краснов «Казаки империи». (отрывок)

Обстоятельства формирования казачьего феномена.

Тема героической истории донского казачества. Масштабное описание подвигов сынов Дона в сражениях. Осмысление автором роли освободительной миссии донского казачества.

А.Скрипов « С вольного Дона выдачи нет».

И.С. Никитин « Донцам».( в сокращении)


2. Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

Донская субкультура как историческое явление.

Православная культура.

Самоорганизация казачьей общности.

Уклад донского казачества.

Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, этнический опыт казаков.

Предания казаков- некрасовцев.

Отрывки из историко-литературных текстов.

3.Православие на Дону

Православие определяло весь земной жизненный путь казака, его мировоззрение.

Православие и защита Отечества.

Донская Божья Матерь- покровительница казачества.

Святые земли Донской.

Кафедральный собор.

Престольный Храм вашего города.

Духовная обитель. Монастыри Ростовской области.


Посещение краеведческого музея, экскурсия в храм , виртуальное путешествие по монастырям Ростовской области, творческие проекты

« Святые покровители земли Донской».


4. Образ жизни и основные занятия донских казаков.

Картины многоукладной жизни населения Дона. Способы выражения авторской позиции. Психологизм писателя, средства создания характеров. Тема труда.

Казак-земледелец.

Н.К. Доризо « Дон».

Пословицы и поговорки.

Е.А. Долматовский «Сенокос».

М.Шолохов отрывок из романа «Поднятая целина».кн1,гл.XXXIII, с. 249.

Казак-огородник, виноградарь.

Пословицы и поговорки.

Казак-рыболов.

Отрывки из «Поэтической» повести об Азовском осадном сидении.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1, гл.2,с.7-9.

А.Шемшелевич «Рыбацкая примета».


5. Бытовая культура и нравы донских казаков.

Православные традиции общественного воспитания казаков.

Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, эстетический опыт казаков.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,гл.1,с.6.

Г.Д. Архипенко «Быт, обычаи донских казаков» гл. Детство. Юность. с.42-49.

Традиции православного семейного воспитания девушек-казачек.

Истинная женская красота в понимании повествователя. Донской колорит на страницах сказки.

П. Лебеденко Сказка «Доброе сердце дороже красоты».

Природа Дона как фактор воспитания свободной личности казака.

Поэтический образ природы. Прием одушевления и метафоры в изображении природы. Тема свободы.

В.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода».

Легенды и мифы о Тихом Доне и любви к нему казаков.

Величественный образ Тихого Дона- защитника и кормильца в эпических и лирических произведениях. Особенности повествовательной манеры.

В.Моложавенко. Внутреннее состояние лирического героя А.С. Пушкина, поэтическая идея стихотворения «Дон».

В.Моложавенко «Почему Дон Иванович зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича».

А.С. Пушкин «Дон».

Мировоззрение. Самоуправление.

Отражение в произведениях народного опыта и ума. Поучительный смысл пословиц и сказок, отражение в них нравственных принципов жителей Дона.

Пословицы и поговорки.

Отрывок из сказки казаков-некрасовцев «Парень и царская дочь».

Сказка «Жбан» (фрагмент).

Г.Д. Астапенко «Быт, обычаи донских казаков» гл. Мировоззрение. Самоуправление. с.55-58.

Верховые и низовые казаки.

Своеобразие языка донского казачества. Особенности говора нрава и быта верховых и низовых казаков в описании прошлого и исторических событий.

Г.Д. Астапенко «Быт, обычаи донских казаков» гл. Мировоззрение. Самоуправление. с.58-62.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1,с.14.

Сказка казаков-некрасовцев «На Игнате вины нет».


Казачья трапеза.

Казачья трапеза как одна из слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения.

М. Шолохов (фрагмент романа) «Поднятая целина» кн.1, с. 173, 275, 277 ;

«Тихий Дон» кн.2, ч.5, гл. XIV, С.247.

А.Софронов «Донской каравай»

Методика. Урок - обзор произведений донских авторов о культуре и нравах казаков. Творческое состязание.


6. Костюм и одежда донских казаков.

Одежда казаков и казачек донской знати, донских дворян.

Место костюма в воссоздании быта и характеристике нравов.

Сказки и предания казаков-некрасовцев.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон». КН.1, ч.1, гл.XI, гл.XXIII, кН.2, ч.5, гл.XIII.

Методика. При изучении можно провести урок - сопоставление.


7. Обычаи, православные обряды и язык донских казаков.


Увеселения и забавы донских казаков.

Отражение в песнях нравственных устоев, обычаев казаков. Характерные поэтические картины, обряды, символы. Связь детской игры с войной и военной службой.

Лирические казачьи песни: «Посею лебеду на берегу» и т. д.

Игры и развлечения казаков: «Горелки», «Чехарда» и т. д.

П.Поляков «Не только игра» (фрагмент очерка).

Донской народный театр.

Народный театр в истории донской культуры. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в куренях. Элементы игры в народных пьесах. Жанры народного театра.

Комедия «Казак Чигуша и окружной атаман» и др,

Фарс «Медведь»

Отрывки из драмы «Степан Разин».

Донская казачья песня.

Этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура казачьей песни. Поэтическая неповторимость донских исторических песен.

«Черный ворон», «Ай, на вольных степях саратовских..» и др.

Проводы и встреча казака со службы.

Отражение в строевых казачьих песнях нравственных ценностей казачества. Прямая речь как средство характеристики героя. Образ защитника земли русской.

Гимны «Всколыхнулся, взволновался…» и др. (наизусть).

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон». кн.1, ч.1, гл.X, гл.XXI.

Таинство свадебного обряда.

Свадебный обряд как отражение культурных традиций казачества.

П.В.Лебенко отрывок из сказки «О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

Обрядовые казачьи песни «Отдают меня в семью чужую» и др.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон». кн.1, ч.1, гл.XV с.59-61, гл.XIX с.77, гл.XXI с.84-86,гл.XXII с.86-87.

Православные праздники и их воспитательное значение.

Престольные праздники, хоровое пение- духовное достояние любого народа.

П.Крюков «Из воспоминаний»(фрагмент).

Священное писание.

Методика.

При изучении фольклора важно учитывать, что эти произведения долгое время существовали в устной форме, поэтому их изучение предполагает активное использование звучащей речи, а там, где это представляется возможным, обращение к импровизации.

При изучении священного писания необходимо использовать фрагменты видеозаписей православных служб в различных кафедральных православных храмах.

Методика.

Сочинение:

«Православные традиции в моей семье»

«Кого же сегодня можно считать казаком?»;

«Мои предки - донские казаки»;

Творческая работа:

«Православные обряды донских казаков в моей семье» и др.


Тематическое планирование по курсу «Православная культура Дона».


Темы.

Часы.

Дата.

Основное содержание.

Характеристика основных видов деятельности ученика на уровне учебных действий


Предметные



личностные

метапредметные


Отбор учебного материала.

Способы

отслеживания

уровня

обученности.

1

Казачество как целостное явление национальной истории России.

1


1.Этническая и культурная самобытность жителей Дона.

2.Знакомство с теорией происхождения казачества.

3.Специфика текстов казачьих былин. Патриотический пафос былин.

 Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

 Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

 Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

П. Краснов

«Казаки империи» .

( отрывок)


Стартовый контроль.

2

Обстоятельства формирования казачьего феномена.

1


1.Тема героической истории донского казачества.

2.Масштабное описание подвигов сынов Дона в сражениях.

3.Осмысление автором роли освободительной миссии донского казачества.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

А.Скрипов

« С вольного Дона выдачи нет».

И.С. Никитин

« Донцам».

( в сокращении).


Письменный

опрос.

3-4

Формирование самобытной народной культуры донских казаков.

2


1.Донская субкультура как историческое явление.

2.Самоорганизация казачьей общности.

3.Уклад донского казачества.

4.Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, этнический опыт казаков.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Предания казаков- некрасовцев.

Отрывки из историко-литературных текстов.


Творческая

работа

( урок №3).

Тест.

( урок №4).











5-10

Православие на Дону.

6


1.Православие и защита Отечества.

2.Донская Божья Матерь-покровительница казачества.

3.Святые земли Донской.

4.Кафедральный собор.

5.Престольный храм нашего города.

6.Духовная обитель. Монастыри Ростовской области.



Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Составлять разные виды планов; следовать плану, сверяя с ним свои действия и ориентируясь во времени. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Посещение краеведческого музея, экскурсия в храм , виртуальное путешествие по монастырям Ростовской области.

Творческие проекты

« Святые покровители земли Донской».


11-13

Образ жизни и основные занятия донских казаков.

Казак-земледелец.

Казак-огородник, виноградарь.

Казак-рыболов.



3


1.Картины многоукладной жизни населения Дона.

2.Способы выражения авторской позиции.

3.Психологизм писателя, средства создания характеров.

4.Тема труда.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину.

Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

Н.К. Доризо « Дон».

Пословицы и поговорки.

Е.А. Долматовский «Сенокос».

М.Шолохов отрывок из романа

«Поднятая целина».

кн1,гл.XXXIII, с. 249.



Пословицы и поговорки.

Отрывки из «Поэтической» повести об Азовском осадном сидении.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1, гл.2,с.7-9.

А.Шемшелевич «Рыбацкая примета».

Устный опрос.

( урок №13).

14

Бытовая культура и нравы донских казаков.

Православные традиции общественного воспитания казаков.


1


Нравственные идеалы, исторический, социальный, бытовой, культурный, эстетический опыт казаков.


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,гл.1,с.6.

Г.Д. Архипенко «Быт, обычаи донских казаков» гл. Детство. Юность. с.42-49.



15

Православные традиции семейного воспитания девушек-казачек.



1


1.Истинная женская красота в понимании повествователя.

2. Донской колорит на страницах сказки.


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

П. Лебеденко Сказка «Доброе сердце дороже красоты».



16

Природа Дона как фактор воспитания свободной личности казака.


1


1.Поэтический образ природы. Прием одушевления и метафоры в изображении природы.

2.Тема свободы.


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

В.Моложавенко «Ветер с Родины», «Живая вода».



17-18

Легенды и мифы о Тихом Доне и любви к нему казаков.


2


1.Величественный образ Тихого Дона- защитника и кормильца в эпических и лирических произведениях.

2.Особенности повествовательной манеры.В.Моложавенко.

3.Внутреннее состояние лирического героя А.С. Пушкина, поэтическая идея стихотворения «Дон».


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

В.Моложавенко «Почему Дон Иванович зовут», «Про сестер и братьев Дона Ивановича».

А.С. Пушкин «Дон».


Устное изложение.

( урок №18).

19

Мировоззрение. Самоуправление.


1


1.Отражение в произведениях народного опыта и ума.

2.Поучительный смысл пословиц и сказок, отражение в них нравственных принципов жителей Дона.


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Пословицы и поговорки.

Отрывок из сказки казаков-некрасовцев «Парень и царская дочь».

Сказка «Жбан» (фрагмент).

Г.Д. Астапенко

«Быт, обычаи донских казаков» гл. Мировоззрение. Самоуправление.

с.55-58.



20-21

Верховые и низовые казаки.


2


1.Своеобразие языка донского казачества.

2.Особенности говора нрава и быта верховых и низовых казаков в описании прошлого и исторических событий.


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Г.Д. Астапенко

«Быт, обычаи донских казаков»

гл. Мировоззрение. Самоуправление.

с.58-62.

М.Шолохов отрывок из романа «Тихий Дон» кн.1,ч.1,с.14.

Сказка казаков-некрасовцев

«На Игнате вины нет».




22-23

Казачья трапеза.


2


1.Казачья трапеза как одна из слагаемых воссоздания исторической действительности на страницах художественного произведения.

2.Особенности донской пищи и утвари.


Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

М. Шолохов (фрагмент романа) «Поднятая целина» кн.1, с. 173, 275, 277;

«Тихий Дон» кн.2, ч.5, гл. XIV, С.247.

А.Софронов

«Донской каравай».

Творческая

работа

( урок №23).

24-25

Костюм и одежда донских казаков.

Одежда казаков и казачек донской знати, донских дворян.


2


Место костюма в воссоздании быта и характеристике нравов.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Сказки и предания казаков-некрасовцев.

М.Шолохов

отрывок из романа «Тихий Дон». кн.1, ч.1, гл.XI, гл.XXIII, кн.2, ч.5, гл.XIII.


Сочинение-

описание.

( урок №25).

26-27

Обычаи, православные обряды и язык донских казаков.


Увеселения и забавы донских казаков.


2


1.Отражение в песнях нравственных устоев, обычаев казаков.

2.Характерные поэтические картины, обряды, символы.

Связь детской игры с войной и военной службой.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Лирические казачьи песни:

«Посею лебеду на берегу» и т. д.

Игры и развлечения казаков:

«Горелки», «Чехарда» и т. д.

П.Поляков

«Не только игра» (фрагмент очерка).



28-29

Донской народный театр.


2


1.Народный театр в истории донской культуры.

2Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в куренях.

Элементы игры в народных пьесах.

Жанры народного театра.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

Комедия

«Казак Чигуша и окружной атаман»

и др,

Фарс «Медведь»

Отрывки из драмы «Степан Разин».


Инсценирование. ( урок №29)

30

Донская казачья песня.




1


1.Этническое начало, уникальная разветвленная многоголосая фактура казачьей песни.

2. Поэтическая неповторимость донских исторических песен.


Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.

Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях

Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

«Черный ворон»,

«Ай, на вольных степях саратовских..»

и др.

.


31-32

Проводы и встреча казака со службы.


2


1.Отражение в строевых казачьих песнях нравственных ценностей казачества.

2.Прямая речь как средство характеристики героя.

Образ защитника земли русской.


Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

Гимны

«Всколыхнулся, взволновался…»

и др. (наизусть).

М.Шолохов отрывок из романа

«Тихий Дон».

кн.1, ч.1, гл.X, гл.XXI.


Конкурс

чтецов.

( урок №32).

33

Свадебный обряд.


1


Свадебный обряд как отражение культурных традиций казачества.


Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; задавать вопросы; излагать своё мнение, используя аргументы.

П.В.Лебенко отрывок из сказки

«О песне легкокрылой и казаке Макаре Бесслезном».

Обрядовые казачьи песни

«Отдают меня в семью чужую» и др.

М.Шолохов отрывок из романа

«Тихий Дон».

кн.1, ч.1, гл.XV с.59-61, гл.XIX с.77, гл.XXI с.84-86,гл.XXII с.86-87.



34

35

Православные праздники и их воспитательное значение.

2


Престольные праздники - духовное достояние любого народа.

Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;

Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами

Осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству; чувство привязанности и любви к малой родине, гордости и за своё Отечество, российский народ и историю России (элементы гражданской идентичности. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения.

 

Высказывать предположения о последствиях неправильного
(безнравственного) поведения человека. Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и этики; намечать способы саморазвития.

 

Православный календарь

Творческий проект

«Главные христианские праздники»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.