Авторская учебная программа «История Казахстана:экономика, политика, культура»

0
0
Материал опубликован 12 November 2017

Работа по карте. Варианты 1-5. Итоговая аттестация по истории Казахстана. Задание №3 к билету. (Работа по исторической карте)

История Древнего Казахстана.

Тема:

Задание№1

Задание№2

1

Неолит (5 вариант)

Стоянка Караунгир

Расскажи о находках

2

Неолит (4 вариант)

Стоянка Сексеул

Расскажи о находках

3

Саки-массагеты (2 вариант)

Территория расселения

Расскажи об археологических памятниках

4

Исседоны (5 вариант)

Территория расселения

Расскажи об археологических памятниках

5

Аргиппеи (1 вариант)

Территория расселения

Расскажи об археологических памятниках

6

«Царские курганы» (3 вариант)

Отметь на карте

Расскажи о находках обнаруженных при раскопках.

7

Сарматы (2 вариант)

Территория расселения

Расскажи об археологических памятниках

8

Уйсуны (3 вариант)

Территория расселения

Расскажи об археологических памятниках

9

Кангюи (1 вариант)

Территория расселения

Расскажи об археологических памятниках

 

История средневекового Казахстана.

Тема:

Задание№1

Задание№2

1

Тюркский каганат (3 вариант)

Территория государства

Назови племена, входившие в каганат

2

Тюргешский каганат (3 вариант)

Территория государства

Назови племена, входившие в каганат

3

Огузы (3 вариант)

Территория государства

Назови племена, входившие в государство

4

Каракитаи (5 вариант)

Территория государства

Назови предпосылки образования государства

5

Кыпчаки (2 вариант)

Территория государства

Назови племена западного объединения кыпчаков

6

Улус Чагатая (2 вариант)

Территория улуса

Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса

7

Улус Джучи (1 вариант)

Территория улуса

Назовите государства, образовавшиеся после распада улуса

8

Государство Хорезм (1 вариант)

Территория государства

Государства на территории Казахстана граничившие с Хорезмом

9

ВШП (5 вариант)

Отметь на ВШП: Тараз, Сауран, Фараб, Испиджаб, Шафгар.

Назови товары, которые поступали в Казахстан по ВШП

10

Монголо-татарское нашествие (4 вариант)

Государства, которые образовались после распада Монгольской империи

 

11

Ак-Орда ( 4 вариант)

Территория государства

Назовите племена, которые входили в это государство

12

Ногайская Орда (4 вариант)

Территория государства

 

В какие государства вошли ногайцы после распада государства

13

Казахское ханство (2 вариант)

Территория государства в конце 15 века, нач. 16 века.

 

Назовите ханов законодателей

14

Казахское ханство (5 вариант)

Территория государства в пер. четверти 16 века

 

Назовите племена, входившие в государство

15

Казахские жузы (3 вариант)

Территория жузов

Назови по три племени из каждого жуза

История Нового времени.

Тема:

Задание№1

Задание№2

1

Восстание 1836-1838гг

(2 вариант)

Территория национально-освободительного движения

Назови основные сражения повстанцев

2

Восстание К.Касымова. (5 вариант)

Территория национально-освободительного движения

Назови основные сражения повстанцев

3

Восстания 1868-1869гг (4 вариант)

Территория национально-освободительного движения

Назови основные сражения повстанцев

4

Социально-экономическое развитие Казахстана во второй половине 19 века (4вариант)

Крупные ярмарки второй половины 19 века

 
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе на тему "Развитие науки и образования в IX -XII Просмотр содержимого документа 
«разработка урока по истории Казахстана в 7 классе на тему "Развитие науки и образования в IX -XII веках"»

Полтавская средняя школа


 

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА В 7 КЛАССЕ


 

НА ТЕМУ: «Развитие науки и образования в IX-XII веках»


 

Подготовила: учитель истории и обществоведения Ражапова О.Х.

Цели: формирование знаний об ученых IX-XII веков, живших на территории Казахстана, знакомство с жизнедеятельностью и трудами данных ученых, развитие самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления учащихся, умений выделять главное, классифицировать; Способствовать воспитанию патриотизма, уважения друг к другу Задачи: учащиеся должны уметь оценивать работу с помощью критериев, работать в индивидуальном и групповом режиме. уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя свободными в процессе обучения Оборудование: видеоролик, презентация, листы А4, ватман, маркеры, листы ответов, лист самооценки

Ход урока:

1)Стадия вызова

I Организационный момент (приветствие, психологический настрой на урок)

Здравствуйте, ребята! Еще раз добрый день, уважаемые коллеги!Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет нам всем радость от общение друг с другом

Громко прозвенел звонок-  (слайд 1)
Начинается урок !
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2Деление на группы «Атомы и молекулы» ( 3 группы) (слайд 2)

А сейчас мы,ребята, поиграем в одну игру, которая называется «Атомы и молекулы». Каждый из участников объявляется одинокий атомом, блуждающий в пространстве. Каждый совершает «броуновское движение», встречаясь с другими атомами и даже совершая легкие столкновения. Но по моей команде атомы объединяются в молекулы. Причем молекула будет состоять из того количества атомов, которое я назову. Итак, начнем! (звучит музыка)

Молекула состоит из 2 атомов,….. из 4,… из 1,… из 3,…из 4!

Стоп, игра! Как вы видите, у нас образовались 3 группы, которые и покажут свою работу на уроке! Пожалуйста, команды, займите свои места!

 

3. Просмотр ролика «Для чего нужна команда?

Давайте, просмотрим следующий видеоролик (видеоролик)

Что вы можете сказать по поводу увиденного? Может вы сделали какие то выводы?

- ответы учащихся

4 Девиз урока:

Совершенно с вами согласна.

Команда – это значит вместе, (слайд 3)
Команда – все за одного.
Здесь всё по совести и чести,
Здесь не обидят никого!

И пусть девизом нашего урока будут такие слова:

«Вместе не трудно, (слайд 3)
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!»

5 Опрос домашнего задания

Давайте вспомним материал прошлого урока.

1. Какие доисламские верования вы знаете? (культ барана, культ огня)

2. Что такое тотем? (оберег)

3. Как называли в средние века бога неба? (Тенгри)

4. Какому животному поклонялись огузы? (барану)

5. Какие изменения происходят в Казахстане в связи с распространением ислама? (строительство мечетей, медресе, погребальные оряды)

6. Как назывались надгробные сооружения? (курган)

7. Как называется исламский храм? (мечеть)

8. Какие религии были распространены в средние века в Казахстане? (зороастризм, христианство несторианского толка, буддизм, ислам)

А сейчас, ребята, возьмите каждый по листочку и выполним небольшую тестовую работу. Выполняем ее каждый самостоятельно.


 

Тест (слайды 4 – 9)


 

Проверка работ (слайд 10)

Поменяемся листочками и выполним проверку.


 

Стадия осмысления

1 Введение в тему. «Заполни пропуски в предложениях»

А сейчас, давайте выполним такое задание как «Заполни пропуски в предложениях» (слайд 11)

Начиная с ____ века, в Южном Казахстане начинается развиваться ________ религия. Поэтому все произведения стали писаться на ________языке.

В городах Казахстана начинают появляться исламские учебные заведения – медресе, широкое развитие получили наука и образование. Начинает развиваться языкознание, потому что тюркские племена говорили на множестве диалектов. Развивается также и письменная литература и все благодаря распространению арабского языка. Первым из ученых Востока, писавших труды на арабском языке был Абу Насыр Аль-Фараби

2 Объявление темы урока «РАЗВИТИЕ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСТАНЕ В ІХ-ХІІ ВЕКАХ» (слайд 12)

3 Работа в группах: Группы получают задание:

Сейчас каждая группа выполнит следующее задание: нужно будет -

- изучить материал

- нарисовать схему (кластер)

- защитить свои работы (слайд 13)

1 гр РАЗВИТИЕ НАУКИ АБУ НАСЫР АЛЬ-ФАРАБИ, АБУ РАЙХАН АЛЬ-БИРУНИ

2 гр РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ МАХМУД КАШГАРИ, ЮСУФ БАЛАСАГУНИ

3гр ЛИТЕРАТУРА АХМЕД ИУГНЕКИ, ХОДЖА АХМЕД ЯССАУИ

- работа детей

4 Взаимооценка работы групп ( прием «Две звезды, одно желание»)

Используя прием «Две звезды, одно желание» давайте каждая группа оценит своих оппонентов

- оценивание

5 Работа в тетради

Открываем тетради, записываем число и тему урока. Следующим этапом работы будет заполнение таблицы (слайд 14)

Заполнение таблицы

Ученый

Годы жизни

Труды

Аль Фараби

   

Аль Бируни

   

М. Кашгари

   

Ю.Баласагуни

   

А.Иугнеки

   

Х.А.Яссауи

   

С.Бакыргани

   

Али

   

6 Музыкальная физминутка (слайд 15)

А теперь немного отдыха! (физминутка)

7 Игра «Что общего?» (слайд 16)

1 гр Сравните А. ИУГНЕКИ и Х.А.ЯССАУИ (поэма Иугнеки и сборник стихов Яссауи, написаны на тюркском языке, оба призывали людей быть добрыми, честными, терпеливыми, стремиться к знаниям)

2 гр.Сравните АЛЬ-ФАРАБИ и АЛЬ-БИРУНИ (оба увлекались математикой, космологией (астрономией), оба внесли вклад в развитие различных отраслей науки)

3 гр. Сравните М. КАШГАРИ и Ю. БАЛАСАГУНИ ( оба писали на тюркском языке, о тюркском языке, о тюркоязычных племенах)

8 Игра «Лови вопрос» (слайд 17-23)

Группы выбирают для себя по 2 вопроса, скрытые под цифрами и дают на них ответы

ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ НАУЧНЫХ ТРУДОВ НА ТЮРКСКОМ ЯЗЫКЕ

КОГО НАЗЫВАЮТ «ВТОРЫМ УЧИТЕЛЕМ»?

ИЗ СКОЛЬКИ КНИГ СОСТОИТ «ДИУАНИ ЛУГАТ АТ-ТЮРК»?

УЧИТЕЛЬ ХОДЖА АХМЕДА ЯССАУИ

КАК ПРОЗВАЛИ В НАРОДЕ СУЛЕЙМЕНА БАКЫРГАНИ?

КАКОЙ ТИТУЛ БЫЛ ПРИСВОЕН ЮСУФУ БАЛАСАГУНИ?

9 Прием «Думай – в паре – делись» (слайд 24)

Я задаю вам какую-либо задачу или вопрос. Вы, каждый самостоятельно пишите ответ на листе.. Затем делитесь своими ответами друг с другом в паре, и, после со всем классом.

Внимание, вопрос! (слайд 24)



 

1 гр. ЧТО ВЫ ЗАПОМНИЛИ О М.КАШГАРИ И Ю.БАЛАСАГУНИ?

2 гр. ЧТО ВЫ ЗАПОМНИЛИ О М.КАШГАРИ И Ю.БАЛАСАГУНИ?

гр. ЧТО ВЫ ЗАПОМНИЛИ О АЛЬ- ФАРАБИ И АЛЬ-БИРУНИ?

- ответы детей

10 Подведение итогов урока (слайд 25)

Объявление оценок

Домашнее задание: изучить параграф 20, составить по 3 вопроса к теме



 

3) Стадия рефлексии

1 Заполнение листа самооценки. (слайд 26)

Перед вами листочек с 10 пунктами, если вы согласны с утверждением ставим знак « +», если нет – «-«

2 Озвучивание результатов (слайд 27)


 

- Всем спасибо за работу на уроке! До свидания!

Урок истории Казахстана на тему "Гунны (от Модэ до flagellum Dai)". 6-й класс

Эпиграф урока:

«Замерло время на древних страницах Где сотни лет царили гунны, -Стоит курганов древних цепь.»

Цель урока:

Повторение темы «Гунны» с использованием исторических источниковРазвивать интеллект, умение анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное, применять знания в нестандартной ситуацииВоспитывать уважение к историческому прошлому человечества.Основной содержательной идеей урока является расширение знаний о гуннах посредством работы с историческими источниками.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний (45 минут)

Оборудование: Карта «Падение Западной Римской империи», цветная хроноперспектива, раздаточный материал.

Интрига урока: Что находится в кувшине?

Тезис: («Царствующая идея» М.М.Сперанский): я изучаю источники, чтобы древние письмена расширили мой кругозор.

Ход урока

Этап. Актуализация прежних знаний .Микроцель:

создать психологический и эмоциональный настрой на урокепроверить качество знанийликвидировать пробелыподготовить к усвоению новой темы через повторениеПриветствие, психологический настроить класс на урок, целеполагание.Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?Дети: Потому что вы хотели быстрее с нами встретиться.– Потому что наступила настоящая весна.– Сегодня светит солнце.– Может быть, потому что скоро каникулы?       Учитель: Да, все, что вы сказали, верно: и на улице стало совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А еще у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке ….

этап Формирование понятий и новых способов действия. Цель: создать максимально педагогические и психологические условия для осмысления учащимися новой темы.

I этап урока организационно-мотивационный

Учитель:

О гуннах писали: Сыма Цянь ( «Китайский историк») пишет о периоде 403-221 гг. до н.э как о периоде «Воюющих царств».Композитор Верди написал оперу: «Атилла», в ХХ веке историк Кляшторный подробно осветил историю гуннов в историческом труде «Летопись трех тысячелетий», перу немецкого писателя принадлежит роман: «Аттила»

Аммиан Марцеллин, «последний римлянин», участник военных походов и историк, живший и трудившийся в IV в., замечательно отразил атмосферу тех тревожных дней. Так, он пишет в своей «Истории»: «Между тем Фортуна со своим крылатым колесом, вечно чередуя счастливые и несчастные события, вооружала Беллону вместе с фуриями и перенесла на Восток горестные события, о приближении которых возвещали совершенно ясные предсказания и знамения».

Китайцы уже в 4 веке, за 200 лет до образования государства гуннов, признавали их в качестве противников.

II этап Викторина (за каждый правильный ответ – балл виде смайлика ), Для каждого ученика – вопрос.

Коллективная работа по цветной хроноперспективе:

расставить в хронологической последовательности исторических деятелей (Модэ, Чжи- Чжи, Баламбер, Атилла) и даты основных событий истории гуннов.

Моде -2-1вв до н.э.

Чжи-Чжи –конец 1 в до н.э

Баламбер -375

Атилла- 445

Работа по документу

Прием «Мудрые совы»

Прочтите текст : Шаньюй имел двух сыновей от разных жен. Чтобы сделать наследником младшего , он решил пожертвовать старшим. Отправил его заложником в соседнее государство, надеясь, что он погибнет. Модэ не погиб, а украл коня и ускакал к своим. Отец дал ему отряд.Модэ начал обучать воинов и приказывал стрелять куда летит его «свистулька». (Боевые стрелы гуннов снабжались костяными шариками с отверстием-сотни свистящих стрел наводили ужас на врагови пугали их коней). Вскоре Модэ пустил стрелу в своего коня . Тем, из его отряда, кто не стрелял приказал отрубить голову. Вскоре он победил свою семью и стал шаньюем- главой государства гуннов

Азы работы. Найдите в тексте новые понятия.Не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для вас новойПоследние новости Запишите новую информациюГлавная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль одной фразой.Известное и неизвестное. Найдите известную информацию и ту, которая была неизвестной, а теперь вы узнали о нейУчитель:

В обществе гуннов жили люди с пораненными лицами причем это не зависело от того участвовал ли человек в военных походах или нет. И в этом же обществе никогда среди гуннов не жили люди, совершившие преступление. Почему? (Ответ: За мелкие преступления всегда наносили шрамы на лицо, за тяжкие – смертная казнь).

Дмитрий Кедрин в поэме «Варвар» об этом полководце сказал: «С петель сорвавший дверь Европы» (Аттила. Великое переселение народов)

Долгое время в исторических документах о гуннах говорилось в исключительно отрицательном тоне, подчеркивалось что они только умеют обращаться с лошадьми и воевать. Однако последние данные археологических раскопок , показывают, что в захоронениях находят котлы для приготовления пищи огромной величины. О каких занятиях гуннов свидетельствует этот факт ( горное дело, металлургия, плавка металла до температуры свыше 1000 градусов).

Единственным автором , описавшим гуннских коней был Вегеций. Его труд был посвящен ветеринарии, в котором он сравнивает римского и гуннского коня. Предположите какой конь и почему больше нравится Вегецию. (Выносливые создания, привыкшие к холоду и морозам, кони варваров не нуждались ни в конюшнях, ни в медицинской помощи. Римский конь намного более деликатного строения: без хорошего укрытия и теплой конюшни он будет хватать одну болезнь за другой. Хотя Вегеций подчеркивает превосходство римского коня, его ум, послушание и благородный характер, он соглашается, что гуннский конь имеет свои преимущества. Подобно персидским, эпиротским и сцилианским коням, он живет долго. В классификации различных пород в соответствии с их пригодностью для войн Вегеций отводит первое место гуннскому коню из-за его выносливости, защищенности и его способности переносить холод и голод.)

Аттила говорил: «Гуннская кобыла умнее греческого философа» (Лошадь способна учиться, тогда как философ знает то всё и нейдет дальше книги , написанной им).

Всем известный город на воде – Венеция своим появление обязан гуннам.

Дело было так : гунны осадили город, который впоследствии пал , а его жители разбежались на острова. Почему гунны не смогли их настигнуть? (потому что они укрылись на островах, где основали поселения, недоступные многим завоевателям).

Казнь по приказу гуннов:

Когда все было готово, цыгане ушли с помоста и присоединились к стражникам, а на опустевшей площадке, вознесшись вверх на целых два аршина, прямой и обнаженный по пояс, остался лишь человек на коле. Издалека можно было только догадываться, что тело его пронзал кол, к которому у щиколоток привязаны ноги, а руки связаны за спиной. Он казался застывшим изваянием, парившим в воздухе высоко над рекой, на самом краю строительных лесов.

На обоих берегах по толпам народа пробежали ропот и волнение. Одни опустили глаза в землю, другие, не оборачиваясь, пошли по домам. Но большинство, онемев, смотрело на человеческую фигуру, реявшую в высоте, неестественно застывшую и прямую.

По колу стекала только маленькая струйка крови. Человек был жив и в сознании. Грудь его вздымалась и опускалась, на шее бились жилы, он медленно поводил глазами...» (Перевод Т. Вирта.)

Искусство палача проверялось по следующему признаку: казненный подобным образом должен был агонизировать, оставаясь живым, не менее двух суток. У Аттилы уже тогда была своя команда отменных мастеров «заплечного дела», которые беспрекословно ему повиновались и были готовы на любые зверства.

Сценка, 1

Ведущая: Много дней пришлось дожидаться римским послам возвращения Аттилы. Их разместили по лучшим домам, обращались вежливо, доставляли всё необходимое. Их было четверо. Разглядывая деревянную резиденцию Аттилы, поражались роскоши. Послушаем их разговор:

1 Нет ничего удивительного, если варвар возмечтал о себе при таком ошеломляющем успехе. Эту болезнь, мы греки, называем «гибрис»,- мания величия.

2 Да, ни один смертный, даже Александр Македонский и Великий Цезарь не достигали таких результатов в столь короткий промежуток времени.

Неутомимые, воинственные гунны, словно поток лавы, хлынули из степей, достигли пределов Византии, Бургундии.

Греки и римляне примирились с унизительным рабством. Тогда как германские племена не особенно хотят подчиняться воинственным гуннам.

Неужели?

2 Да послушай. Вчера я случайно услышал греков, находящихся под властью Аттилы. Они поздоровались со мной по – гречески «хаире» и откровенно рассказали : Я- ГРЕК Был купцом, потом оказался в плену у Аттилы. В боях я добыл золото, которым выкупился из гуннского плена. Мне живется у гуннов гораздо лучше, чем под властью императора Восточной римской империи. Быть солдатом и участвовать в сражениях – всегда опасно. Но гунны побеждают!!! Только один раз они проиграли битву. Тогда как византийцы постоянно терпят поражение

Я не военный, я гражданский человек и просто живу среди гуннов. Мне нравится мой новый повелитель тем, что он справедливо рассудит меня как и каждого из своих подданных, даже если у них ничего нет за душой, кроме лука , стрел, и коня. Он не тронет ни одного волоса у тех, кто ему верит. Лучше иметь одного властелина, чем десять мучителей в Римской империи.

...С наступлением вечера, когда зажжены были свечники, явились два певца и начали прославлять подвиги Аттилы. Все гости обратили на них внимание. Одним нравилось пенда, другие одушевлялись, припоминая воспеваемые битвы; старцы же, изнуренные бременем лет и смирившиеся уже духом, проливали слезы. После певцов выступил на поприще шут и разными выходками произвел всеобщий смех.

Песня – восхваление Аттилы

«Вождь наш, Аттила!- раскатом громовымГрянуло в сомкнутых гун...

Презентация на тему: " Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная." — Транскрипт:

1 Конструктор урока По книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 7» 


 

2 Основные разделы урока Начало урока Объяснение нового материала Закрепление, тренировка, отработка умений Повторение Контроль Домашнее задание Завершение урока 


 

3 Начало урока Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам). Формула: учитель начинает урок с «настройки». «Да – нетка» или Универсальная игра для всех. Формула: учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного или исторического героя и пр.). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. Учитель отвечает лишь «да», «нет», «и да и нет». 


 

4 Начало урока Удивляй! Отсроченная отгадка. Формула: учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. Фантастическая добавка. Формула: учитель добавляет реальную ситуацию фантастикой. 


 

5 Начало урока «Светофор». Формула: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зелёной стороной, сигнализируя о своей готовности к ответу. Щадящий опрос. Формула: учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответы учеников. 


 

6 Объяснение нового материала Привлекательная цель. Формула: перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Практичность теории. Формула: введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность которой очевидна ученикам. 

7 Объяснение нового материала Пресс – конференция. Формула: учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы. Вопрос к тексту. Формула: перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. 


 

8 Объяснение нового материала Лови ошибку! Формула: ребята ищут ошибку группой, спорят, совещаются… Придя к определённому мнению, группа выбирает спикера. Доклад. Театрализация (разыгрывается сценка на учебную тему). 


 

9 Закрепление, тренировка, отработка умений Учебный мозговой штурм. Формула: решение творческой задачи организуется в форме учебного мозгового штурма. Техника проведения: Первый этап. Создание банка идей. Второй этап. Анализ идей. Третий этап. Обработка результатов. 


 

10 Закрепление, тренировка, отработка умений Игра – тренинг. Схема 1. Игровая цель. Формула: если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения цели. Схема 2. Логическая цепочка. Формула: ученики соревнуются, выполняя по очереди действия. 


 

11 Закрепление, тренировка, отработка умений Игра в случайность. Формула: учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Игра «Научно – исследовательская лаборатория» (может быть разработка какого-либо проекта, эксперимента). Игра «Точка зрения». Группы обсуждают свои аргументы, вступают в диспут. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто допустил ошибки?... 


 

12 Закрепление, тренировка, отработка умений Лови ошибку! Пресс – конференция. «Да – нетка». Тренировочная контрольная работа. Взаимо – опрос. Устный программируемый опрос. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных. 


 

13 Повторение. Своя опора. Формула: ученик составляет собственный опорный конспект по материалу новому или всей раннее изученной темы. Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме). Повторяем с расширением. Свои примеры. Опрос – итог (в конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока). 


 

14 Повторение. Обсуждаем домашнее задание (учитель обсуждает с учениками каким должно быть домашнее задание, чтобы материал был качественно закреплён). Пересечение тем (ученики придумывают, подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с ранее изученной темой). Игра в случайность. «Да – нетка». 


 

15 Контроль. «Светофор». Опрос по цепочке (рассказ ученика прерывается в любом месте и продолжает другой). Тихий опрос (беседа с учеником происходит полушепотом, когда класс занят другим делом). Программируемый опрос. Идеальный опрос (ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю). 


 

16 Контроль. Фактологический диктант (диктант по базовым 5 -7 вопросам в очень быстром темпе). Блиц-контрольная работа (в быстром темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков). Релейная контрольная работа (по текстам ранее решённых задач). Выборочный контроль (работы могут выбираться на удачу или заранее запланировать, но дети об этом не знают). 


 

17 Домашнее задание. Задание массивом. Три уровня домашнего задания. Необычная обычность (учитель задаёт задание необычным способом, зашифровано). Особое задание. Идеальное задание (выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию). Творчество работает на будущее (ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов). 


 

18 Завершение урока. Опрос – итог. Отсроченная отгадка. Роль «психолог» (ученик получает роль психолога: оценивает атмосферу урока, степень её дружественности и наоборот, он в праве сделать в тактичной форме замечания любому участнику урока). Роль «подводящий итоги». Обсуждаем домашнее задание. 

Использование на уроках приемов педагогической техники 

 


 

Учитель английского языка

И. А. Дигитаева


 

Как известно, задача учителя современной школы - научить учащихся добывать знания и применять их в жизни. Академик А. Минц утверждал, что «напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».

В связи с этим в настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. (слайд 2)

А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Сегодня в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. (слайд 3)

Красивый современный урок- это мастерски сыгранный урок. Можно только догадываться, сколько труда вложено педагогом, сколько книг им проштудировано для того, чтобы найти то самое ценное, что хотелось донести до каждого ребенка. Таким образом, современный учитель- это творческая личность, которая не стоит на месте, она в постоянном поиске. (слайд 4 )

И в своем творческом поиске каждый открывает для себя книгу А.А. Гина «Приемы педагогической техники»( издательство «Вита».-М.-2004г.).(слайд 5)

Представьте себе нити, которые мы перевязываем узлами и получаем сеть. С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Мы видим огромную пользу от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе, а нечто целое. А теперь вообразите, что нить – это приём, а сеть - разнообразие приёмов педагогической техники, используемых учителем. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

А теперь познакомимся с основными принципами педагогической техники. Их всего пять. (слайд 6)

1. Принцип свободы выбора.

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор! Это можно сделать в рамках современной системы обучения. Например, на уроках английского языка учащимся можно задать ряд упражнений, а ребята выбирают, какие им делать и сколько. На следующем уроке с удовольствием обосновывают свой выбор.

2. Принцип открытости.

Не только давать знания, но и ещё показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.


 

3. А Б. Шоу утверждал, что «единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность ». Третий принцип – принцип деятельности.

Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.

4. Принцип обратной связи.

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи (настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания).

5. Принцип идеальности.

Максимально использовать возможности , знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Чем выше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с возможностями школьников, то они тогда сами будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников – и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят её подкрепить. А ещё принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они сами обучают друг друга.

(слайд 7) Небезынтересна так называемая «пирамида обучаемости учащихся», предложенная журналом «Директор школы» по результатам американских исследований:

Лекция-монолог

5%

Чтение (самостоятельное)

10%

Аудио-видеообучение

20%

Показ (демонстрация)

30%

Дискуссионная группа (обсуждение учебного материала в малой группе)

50%

Практика в процессе деятельности

75%

Обучение других (ребёнок обучает ребёнка)

90%

Организация урока предполагает различные этапы, поэтому приемы можно классифицировать по данным этапам. Одни и те же приемы допустимы на разных этапах урока. Для организации эффективного начала урока можно использовать следующие приёмы

1.Организационный момент. Для организации эффективного начала урока можно использовать следующие приёмы:

Слайд 8

«Да-нетка» Учащиеся задают учителю вопросы для определения темы урока, на которые он отвечает «да / нет»

Отсроченная отгадка В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом

Рифмованное начало урока. Эмоциональное вхождение в урок.

Начало урока с элементами театрализации.

Начало урока с пословицы, поговорки, относящейся к теме урока

Начало урока с высказывания выдающихся людей, относящегося к теме урока

Начало урока с эпиграфа к уроку.

Начало урока с постановки учебной задачи посредством проблемного вопроса. Создания проблемной ситуации.

(слайд 9) Во время подготовки к семинару я посетила уроки английского и русского языка учителей нашей школы и хотела бы представить некоторые приёмы, которые они успешно применяют на своих уроках. Например, урок английского языка можно начать со стихотворения, которое может помочь учащимся легко определить тему урока и его задачи.

(Слайд 1о) Или на уроке русского языка использовать приём «Интеллектуальная разминка»

(слайд 11) 2.Актуализация знаний УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости.

Следующая группа приёмов применяется на данном этапе:

Интеллектуальная разминка

Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами

Своя опора - шпаргалка

Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий

Отсроченная отгадка

Игра в случайность

Лови ошибку

Вопросы к тексту

Идеальный опрос

Корзина идей, понятий, имён

Учителя русского языка на данном этапе урока используют приём «Подводящий диалог», направленный на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения, (слайд 12) приём «Восстановление деформированного текста пропущенными словами», (слайд 13) вопросы к тексту(слайд 14) или отвечают по подготовленной дома «шпаргалке», при выполнении которой учащиеся учатся «сворачивать и разворачивать информацию». (слайд 15)

(слайд 16) 3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Усвоение нового материала осуществляется следующими приёмами:

Удивляй!

Пресс-конференция

Своя опора

Лови ошибку

Отсроченная отгадка

Ключевые термины

Хорошо - плохо

Мультимедийная презентация

Работа с интернет-ресурсами

(слайд 17) По теме «Глагол» учителя русского языка предлагают учащимся следующую опору, представленную на слайде.

(слайд 18) 6. Рефлексия деятельности.

На этом этапе успешно применяются следующие приёмы:

Продолжи фразу

Рисуем настроение

«Елочка»

«Дерево творчества»

«Огонек общения»

Интеллектуальная рефлексия

Лесенка

«Моё состояние»

(слайд 19) На этапе «Рефлексия деятельности» преподаватели русского языка задают «вопросы итоговой рефлексии», представленные на слайде.

(слайд 20) Домашнее задание

Задавая учащимся домашнее задание можно также использовать разнообразные приёмы, н-р. «Необычность обычного».

(слайд 21) На уроках английского языка можно предложить учащимся: написать открытку Санта Клаусу, сочинить стихотворение, составить презентацию.

(слайд 22, 23) На уроках русского языка использовать в качестве домашнего задания упражнения, направленные на активизацию мыслительной деятельности учащихся (умение анализировать и сопоставлять).

Творческая мастерская у каждого учителя своя. Каждый обладает большим разнообразием методических приемов и, возможно, уже сделал попытку их структурирования. (слайд 24) Знание приемов педагогической деятельности не будут иметь должного эффекта, если они не будут использоваться в системе, поэтому можно облегчить свою учительскую жизнь, создав конструктор для «сборки уроков».

Идея Конструктора принадлежит педагогу Анатолию Гину.

Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку учителя.

В первой вертикальной графе - основные этапы урока, справа – названия методических приемов, необходимых для реализации его этапов.

Общий вид конструктора может быть таким (Приложение 1).

Предлагаем алгоритм деятельности по применению техники “Конструктор”:

1.Обязательное обозначение основных разделов урока.

2.Изучение разных методических приемов и их комбинаций.

3.Структурирование всех приемов в “Конструкторе”.

4.Тематическое планирование с введением раздела “Конструктор”.

5.Создание собственного “Конструктора” уроков.

Применение современной педагогической техники “Конструктор” дает следующие преимущества:

1.Значительно возрастает многообразие уроков.

2.Происходит систематизация известных и используемых в работе методических приемов, которые без «Конструктора» учителю трудно удержать в памяти.

3.При использовании «Конструктора» значительно снижается время на подготовку уроков.

4.При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию начала и завершения урока, на этап «Домашнее задание».

5.Разнообразие методов и приемов на уроке повышают интерес учащихся к предмету, что, несомненно, сказывается на качестве обучения.


 


 

Литература:


 

1. И.И. Ипатова, О.Н. Топехина, Е.Н. Калюжная, И.Ю. Свистунова, С.С. Тимофеева, С.П. Демидова «Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС ООО. Методические рекомендации»

2. Гин А. А. Приёмы педагогической техники : Свобода выбора .Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. 3- издание, - М.:Вита пресс, 2001.-88с.

3. Переведенцева Е. А. «Использование приёмов педагогической техники на уроках русского языка и литературы»

4. Ларионова С. А. Открытый урок английского языка. «Мы собираемся путешествовать».

5. Хохлова Н. Ю. Открытый урок русского языка. «Глагол в словосочетании и предложении».

6. Емельяненко Н. В. Открытый урок русского языка. «Глагол».

7. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж» г. Бугуруслана «Методическая разработка для учителей начальных классов».


 


 


 


 

Приложение 1

Таблица 1

КОНСТРУКТОР УРОКА


 

Основные функци-ональные блоки


 

Разделы урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11


 

12

13

14

А.Начало урока

Интеллек-туальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам)

«Да-нетка»

Удивляй! Отсрочен-ная отгадка

Фантасти-ческая добавка

«Светофор»

Щадящий опрос

Идеальный опрос

Взаимо-опрос

УМШ (фронта-льно, со всем классом)

Игра в слу-чайность

Пресс-конферен-ция

Тестовый контроль

Индивиду-альный опрос

Графи-ческий диктант

Б. Объяснение нового материала

Привлека-тельная цель

Удивляй!

Фантасти-ческая добавка

Практич-ность теории.

Пресс-конферен-ция

Вопрос к тексту

Лови ошибку!

Доклад

Деловая игра «точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Проблем-ный диалог

     

В. Закрепление, тренировка, отработка материала

Лови ошибку!

Пресс-конферен-ция

УМШ

Игра-тренинг

Игра в случай-ность

«Да-нетка»

Деловая игра «Компетентность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Тренировочная контро-льная работа

Тренировочная контро-льная работа

Устный програм-мируемый опрос

Щадящий опрос

 

Г. Повторение

Своя опора

Повторяем с контро-лем!

Повторяем с рас-ширением

Свои примеры

Опрос-итог

Обсуждаем д\з

Деловая игра «Компенетность»

Деловая игра «Точка зрения»

Деловая игра «Нил»

Игра в слу-чайность

Показательный ответ

     

Д.Контроль

«Светофор»

Опрос по цепочке

Тихий опрос

Програм-мируемый опрос

Идеальный опрос

Фактологи-ческий диктант

Блиц-контро-льная

Выбороч-ный контроль

Обычная контро-льная работа

Обычная контро-льная работа

       

Е. Домашнее задание

Задание массивом

Три уровня домашнего задания

Необычная обычность

Особое задание

Идеальное задание

Творчество работает на будущее

               

Ж. Конец урока

Опрос-итог

Отсрочен-ная отгадка

Роль «психолог»

Роль «подводя-щий итоги»

Обсуждаем д\з

                 
1.

«Конструктор урока 
(по А. Гину)»
 

2. КОНСТРУКТОР УРОКА

Подготовка темы
РАЗДЕЛЫ УРОКА
1. Начало урока
2. Объяснение нового материала
3. Закрепление
4. Повторение
5. Контроль
6. Домашнее задание
7. Конец урока
ВЫХОД
 

3.

НАЧАЛО УРОКА
Идеаль­ны «Да­нетка» «Светофор» Щадящий 
й опрос
опрос
Взаимо­оп
рос
УМШ
Игра в слу Театрали­
чай­ность зация
Обсужде­н Отсро­чен Фантасти­
ие д/з
ная отгад ческая до
ка
бавка
Удивляй!
ВОЗВРАТ
 

4.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
Практич­ност Пресс­конфе
ь теории
ренция
Вопрос к текс
ту
Лови ошибку!
Деловая игра 
«Точка зрения
»
Доклад
Деловая игра Фантастическ Театрали­зац
 «НИЛ»
ая добавка
ия
ВОЗВРАТ
 

5.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Игра­трен Деловая и Деловая игр Деловая и
инг
гра «Комп а «Точка зр гра «НИЛ»
етентност ения»
ь»
Трениро­воч Устный про Взаимо­оп Щадящий 
ная контрол грам­мируе рос
опрос
ь­ная работ мый опрос
а
Лови ошиб Пресс­ко «Да­нетка
ку!
нференци »
я
УМШ
ВОЗВРАТ
 

6.

ПОВТОРЕНИЕ
Своя опор Повто­ряе Повторяем  Свои при
а
м с контр с расшире­ меры
нием
олем
Опрос ­ ит Пересече­ Показа­те Обсужде­н
ог
ние тем
льный отв ие д/з
ет
Деловая игр
а «Компетен
т­ность»
Деловая игр «Да­нетка» Деловая и
а «Точка зр
гра «НИЛ»
ения»
ВОЗВРАТ
 

7.

КОНТРОЛЬ
Светофор
Опрос по цеп
очке
Тихий опрос
Программи­ру Идеальный оп Фактологи­че
емый опрос
рос
ский диктант
Блиц­ контро Релейная кон Выборочный 
льная
трольная раб контроль
ота
ВОЗВРАТ
 

8.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Задание мас
сивом
3 уровня дом Необычная о
ашнего задан бычность
ия
Особое задан Идеальное за Творчество р
ие
дание
аботает на б
удущее
ВОЗВРАТ
 

9.

КОНЕЦ УРОКА
Опрос – итог Отсроченная  Роль «психоло
отгадка
г»
Роль «подвод
ящий итог»
Роль «адвокат Обсуждаем д
»
омашнее зад
ание
ВОЗВРАТ
 

10.

Подготовка темы
Учитель планирует не отдельные
уроки, а тему целиком.
Определите резерв времени. Если программа предусматривает 12 часов
на тему, планируем пройти её за 10.
За время изучения темы мы трижды «прошиваем» учебный материал.
Сначала обзор. Чтобы заинтересовать. Затем – основной «проход»
материала. И наконец, сжатое повторение, в котором тема опять даётся
цельно, но уже на ином уровне.
ТЕХНОЛОГИЯ
Шаг 1. БАЗОВЫЙ ЛИСТ
Готовим «Базовый лист контроля». В нём перечислены основные правила,
понятия, формулировки и формулы, которые ОБЯЗАН знать каждый ученик.
Шаг 2. РЕКВИЗИТ
Планируем реквизит: наглядность, книги, эксперименты и т.п.
ДАЛЕЕ
 

11.

Шаг 3. УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ
Как будет организовано активное участие учеников? Например, какие
доклады будут ими подготовлены?
Шаг 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВТОРЕНИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ТЕМ
На каких уроках и в какой форме организованно повторение?
Шаг 5. КОНТРОЛЬ
На каких уроках и в какой форме организован контроль.
???????? ????, ??????? ???? ????????????????? ????. ????????, ?????????? ?????­?? ????? ??? ???? ?????. ??? ??????? 
?????? ????????????????? ?????.
ДАЛЕЕ
 

12.

«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет,
литературного или исторического героя и др.). Ученики
пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти
вопросы учитель отвечает только словами:
«да»,
«нет». «и да и нет».
ДАЛЕЕ
 

13.

Идеальный опрос
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и
сообщают об этом учителю.
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики
поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…
ДАЛЕЕ
 

14.

Светофор
При опросе ученики поднимают длинную полоску картона,
красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о
свое готовности к ответу.
ДАЛЕЕ
 

15.

Щадящий опрос
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не
выслушивая ответов учеников.
Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель
задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый
ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы.
Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик.
Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом
товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На
следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а
ребята первой их прослушивают и оценивают.
ДАЛЕЕ
 

16.

Театрализация
Разыгрывается сценка на учебную тему.
ДАЛЕЕ
 

17.

Игра в случайность
Учитель вводит в урок элементы случайного выбора.
Это могут быть: рулетка, игральные кости, монетка (орёл или
решка), жеребьёвка и даже бумажный самолётик – в кого попадёт.
Разыгрываются вопросы, домашние задания, упражнения, темы для
повторения и многое другое.
ДАЛЕЕ
 

18.

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется в форме
учебного мозгового штурма.
ТЕХНОЛОГИЯ
Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся.
1.Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма,
секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется
время на первый этап (до 20 мин.).
I этап: Создание банка идей.
II этап: Анализ идей.
III этап: Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера,
который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск
как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Каждая из групп может штурмовать свою задачу.
III этап можно провести на другом уроке.
Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.
ДАЛЕЕ
 

19.

Взаимоопрос
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель.
ДАЛЕЕ
 

20.

Удивляй!
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже
обыденное становится удивительным.
ДАЛЕЕ
 

21.

Обсуждение домашнего задания
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким
должно быть домашнее задание, чтобы новый материал
был качественно закреплён.
ДАЛЕЕ
 

22.

Отсроченная отгадка
А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный
факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при
работе над новым материалом.
Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока,
чтобы начать с неё следующие занятия.
ДАЛЕЕ
 

23.

Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
ДАЛЕЕ
 

24.

Лови ошибку!
А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает
ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки
условным знаком.
Б) Ученик получает текст со специально допущенными
ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты
могут быть заранее приготовлены другими учениками, в
том числе старшими.
ДАЛЕЕ
 

25.

Пресс - конференция
Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив
школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными,
расширяющими знания или развивающими его.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже
известного.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не
претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе
исследовательское начало.
Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный,
самый важный, самый оригинальный вопрос.
Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным
ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.
ДАЛЕЕ
 

26.

Практичность теории
Введение в теорию учитель осуществляет через
практическую задачу, полезность решения которой
очевидна ученикам.
ДАЛЕЕ
 

27.

Вопрос к тексту
Перед изучением учебного текста ребятам ставится
задача: составить к нему список вопросов.
Иногда целесообразно оговорить их минимальное число.
Например: не менее 3-х репродуктивных вопросов и не менее 5
расширяющих и развивающих.
ДАЛЕЕ
 

28.

Доклад
Подготовку учеников к чтению докладов провести в
несколько этапов.
ТЕХНОЛОГИЯ
1 этап. КАРТА СООБЩЕНИЯ
Учащиеся делают короткие сообщения (4 мин.). Темой могут быть: аннотация на книгу или
статью, рассказ об интересном факте и т.п. Главная цел первого этапа – научить
пользоваться «картой сообщения», которая включает в себя первую и последнюю фразы
сообщения плюс план текста.
2 этап. ОТРАБОТКА РЕГЛАМЕНТА
Цель этапа – научить чувствовать время. Удобно работать с таймером.
3 этап. ДОКЛАД
Оптимальное время доклада: 5 – 7 минут.
4 этап. ДОКЛАД С ЗАТРУДНЕНИЯМИ
Докладчика во время речи сбивают вопросом. Он должен спокойно и аргументировано
отреагировать и связно продолжить свою речь. За 5 минут до доклада ученик получает
карточку со словами, которые должен вставить в доклад.
ДАЛЕЕ
 

29.

Фантастическая добавка
Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой.
ДАЛЕЕ
 

30.

Театрализация
Разыгрывается сценка на учебную тему.
ДАЛЕЕ
 

31.

Деловая игра «НИЛ»
НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.
Участники:
задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников;
приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками.
До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры:
1.Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм.
2.Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают
спикера, который будет представлять результат классу.
3.Спикер группы докладывает результат работы
анализирует результаты, принимает (или нет) решение.
классу.
Приёмная
комиссия
Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же
задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим
заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.
ДАЛЕЕ
 

32.

Деловая игра «Точка зрения»
Участники:
оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных
точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных
социальных слоёв, учёных разных эпох.
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми
знаниями, фактами.
Во время игры:
1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен
эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?
ДАЛЕЕ
 

33.

Деловая игра «НИЛ»
НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.
Участники:
задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников;
приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками.
До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры:
1.Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм.
2.Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают
спикера, который будет представлять результат классу.
3.Спикер группы докладывает результат работы
анализирует результаты, принимает (или нет) решение.
классу.
Приёмная
комиссия
Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же
задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим
заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.
ДАЛЕЕ
 

34.

«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет,
литературного или исторического героя и др.). Ученики
пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти
вопросы учитель отвечает только словами:
«да»,
«нет». «и да и нет».
ДАЛЕЕ
 

35.

Пресс - конференция
Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив
школьникам задать дораскрывающие её вопросы.
Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными,
расширяющими знания или развивающими его.
Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже
известного.
Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое, но не
претендуют на значительное усложнение знания.
Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе
исследовательское начало.
Проведите конкурс на самый интересный, самый сложный (проблемный,
самый важный, самый оригинальный вопрос.
Можно организовать попарный взаимоопрос учеников по наработанным
ими вопросам. Использовать вопросы, как темы будущих докладов.
ДАЛЕЕ
 

36.

Лови ошибку!
А) Объясняя материал, учитель намеренно допускает
ошибки. Школьники мгновенно реагируют на ошибки
условным знаком.
Б) Ученик получает текст со специально допущенными
ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты
могут быть заранее приготовлены другими учениками, в
том числе старшими.
ДАЛЕЕ
 

37.

Щадящий опрос
Учитель проводит тренировочный опрос, сам не
выслушивая ответов учеников.
Класс разбивается на 2 группы по рядам-вариантам. Учитель
задаёт вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый
ученик отвечает своему соседу по парте – ученику второй группы.
Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик.
Ученики второй группы, прослушав ответ, сравнивают его с ответом
товарища и выставляют ему оценку или просто плюс или минус. На
следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а
ребята первой их прослушивают и оценивают.
ДАЛЕЕ
 

38.

Учебный мозговой штурм
Решение творческой задачи организуется в форме
учебного мозгового штурма.
ТЕХНОЛОГИЯ
Штурм проводится в группах, численностью 7-9 учащихся.
1.Группу перед штурмом инструктируют. Главное – НИКАКОЙ КРИТИКИ!
Выбирается ведущий и секретарь. Ведущий следит за выполнением правил штурма,
секретарь фиксирует идеи. 2. Проводится уточнение условия задач. 3. Определяется
время на первый этап (до 20 мин.).
I этап: Создание банка идей.
II этап: Анализ идей.
III этап: Обработка результатов.
Группа отбирает от 2 до 5 самых интересных решений и назначает спикера,
который рассказывает о них классу. В некоторых случаях целью группы является поиск
как можно большего числа решений, и тогда спикер может огласить все идеи.
Каждая из групп может штурмовать свою задачу.
III этап можно провести на другом уроке.
Иногда целесообразно ограничится только первым этапом.
ДАЛЕЕ
 

39.

Взаимоопрос
Ученики опрашивают друг друга по базовым листам.
Темы – по собственному усмотрению, либо их указывает учитель.
ДАЛЕЕ
 

40.

Деловая игра «Точка зрения»
Участники:
оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных
точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных
социальных слоёв, учёных разных эпох.
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми
знаниями, фактами.
Во время игры:
1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен
эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?
ДАЛЕЕ
 

41.

Устный программируемый опрос
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких
предложенных.
В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель
может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.
ДАЛЕЕ
 

42.

Тренировочная контрольная работа
Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки
в журнал идут только по желанию учеников.
Возможны и другие послабления: например, пользование
учебником или списком словарных слов. Тренировочная
контрольные особенно важны, когда вы приступаете к работе в
новом классе, ведь до вас работал другой учитель, ребята привыкли
к его требованиям. Если вы строже, ситуация накаляется.
Тренировочные контрольные позволяют смягчить конфликт,
подготовить учеников к новому уровню требований.
ДАЛЕЕ
 

43.

Деловая игра «Компетентность»
Участники: 2 команды учащихся – конкуренты.
Группа учеников, определяющих победителя – наниматели.
Спорные вопросы решает арбитр.
До игры:
1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются
команды, определяется состав фирмы – нанимателя.
Во время игры:
•Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5
заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу
задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется,
задающая вопрос команда сама должна на него ответить.
Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной
системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ.
4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на
работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий
«разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.
ДАЛЕЕ
 

44.

Игра - тренинг
ИГРОВАЯ ЦЕЛЬ
Если необходимо проделать большое число однообразных
упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в
которой эти действия выполняются для достижения
игровой цели.
ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА
Ученики соревнуются, выполняя по очереди действия в
соответствии с определённым правилом, когда всякое
последующее действие зависит от предыдущего.
ДАЛЕЕ
 

45.

Деловая игра «НИЛ»
НИЛ – научно – исследовательская лаборатория.
Участники:
задачедатель – эту роль выполняет учитель или специально подготовленный ученик;
изобретатели, или исследователи – группа или несколько групп учеников;
приёмная комиссия – учитель с 2 - 3 учениками.
До игры: учитель готовит творческие задания. Во время игры:
1.Группы решают задачи. Можно использовать мозговой штурм.
2.Группы обрабатывают результат: обсуждают план доклада, готовят плакат, выбирают
спикера, который будет представлять результат классу.
3.Спикер группы докладывает результат работы
анализирует результаты, принимает (или нет) решение.
классу.
Приёмная
комиссия
Можно предложить разновидность игры «ТЕНДЕР». Группы решают одну и ту же
задачу. Приёмная комиссия определяет, чьи решения лучше. Отличным творческим
заданием для игры «НИЛ» может быть разработка какого-либо проекта.
ДАЛЕЕ
 

46.

«Да-нетка»
Учитель загадывает нечто (число, предмет,
литературного или исторического героя и др.). Ученики
пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти
вопросы учитель отвечает только словами:
«да»,
«нет». «и да и нет».
ДАЛЕЕ
 

47.

Деловая игра «Точка зрения»
Участники:
оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения;
Наблюдатели – учитель с несколькими помощниками.
Содержание игры: две группы учеников доказывают правильность противоположных
точек зрения. Так могут моделироваться столкновения мнений людей из разных
социальных слоёв, учёных разных эпох.
До игры: учитель заранее объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми
знаниями, фактами.
Во время игры:
1. группы обсуждают свои аргументы и возможные контраргументы противников.
2. Группы вступают в диспут.
3. Группа наблюдателей оценивает: кто был логичнее? Кто более убедителен
эмоционально? Кто допустил ошибки, некорректности в споре (переход на личности…)?
ДАЛЕЕ
 

48.

Деловая игра «Компетентность»
Участники: 2 команды учащихся – конкуренты.
Группа учеников, определяющих победителя – наниматели.
Спорные вопросы решает арбитр.
До игры:
1.Учитель знакомит класс со схемой игры. 2. Формируются
команды, определяется состав фирмы – нанимателя.
Во время игры:
•Учитель задаёт тему. 2. Команды придумывают друг для друга 5
заданий по данной теме. 3. Команды поочерёдно дают друг другу
задания, соперник его выполняет. Если соперник не справляется,
задающая вопрос команда сама должна на него ответить.
Одновременно с этим фирма – наниматель оценивает по 5-балльной
системе каждое задание и по 10-балльной системе - каждый ответ.
4. Наниматели совещаются и принимают решения – кто принят на
работу. А пока наниматели совещаются, учитель делает краткий
«разбор полёта», обращает внимание на ошибки, делает выводы.
Оптимальный состав команды – 4 – 6 человек.
ДАЛЕЕ
 

49.

Обсуждение домашнего задания
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким
должно быть домашнее задание, чтобы новый материал
был качественно закреплён.
ДАЛЕЕ
 

50.

Своя опора
а). Группа составляет опорный конспект урока или темы
на листе большого формата.
б). Несколько сильных учеников заранее получают
творческое д/з: составить опорные конспекты по
различным когда-то пройденным темам. На одном из
уроков они становятся тренерами. Класс разбивается на
группы, с каждой из них работает такой тренер по
своему опорному конспекту.
После работы в отведённое время над определённой темой
тренеры меняют группы, и процесс повторяется. Важно: группы
должны получать от тренеров какое-то задание. Например,
составить список вопросов по повторяемому конспекту, или найти
ошибку, которая специально внесена в конспект.
ДАЛЕЕ
 

51.

Повторяем с контролем
Ученики разрабатывают списки контрольных вопросов ко
всей ранее изученной теме.
Возможен конкурс списков. Можно провести контрольный опрос по
одному из списков.
ДАЛЕЕ
 

52.

Повторяем с расширением
Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на
которые позволят дополнить знания по всей ранее
изученной теме.
На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. Но совсем
необязательно на все
ДАЛЕЕ
 

53.

Пересечение тем
Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры,
задачи, гипотезу, идеи, вопросы, связывающие последний
изученный материал с любой ранее изученной темой,
указанной учителем.
ДАЛЕЕ
 

54.

Опрос - итог
В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к
рефлексии урока.
Например:
-Что на уроке было главным?
-Что было интересным? (следует различать главное и интересное)
-Что нового сегодня узнали?
-Чему научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.
ДАЛЕЕ
 

55.

Свои примеры
Ученики подготавливают свои примеры к новому
материалу.
Возможно также сочинение своих задач, выдвижение идей по
применению изученного материала и др.
ДАЛЕЕ
 

56.

Показательный ответ
Один ученик отвечает у доски, остальные слушают.
Такой опрос используется не часто. Например, когда ученик
демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных
образ ответа, к которому можно стремиться. Или как наглядную
репетицию экзамена.
ДАЛЕЕ
 

57.

Светофор
При опросе ученики поднимают длинную полоску картона,
красной или зелёной стороной к учителю, сигнализируя о
свое готовности к ответу.
ДАЛЕЕ
 

58.

Опрос по цепочке
Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и
предаётся другому жестом учителя. И так несколько раз
до завершения ответа.
ДАЛЕЕ
 

59.

Устный программируемый опрос
Ученик выбирает один верный ответ из нескольких
предложенных.
В результате можно получить столкновение мнений. Сам учитель
может позащищать один из неверных ответов – пусть поспорят.
ДАЛЕЕ
 

60.

Идеальный опрос
Ученики сами оценивают степень своей подготовки и
сообщают об этом учителю.
Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (ученики
поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…
ДАЛЕЕ
 

61.

Тихий опрос
Беседа с одним или несколькими учениками происходит
полушёпотом, в то время, как класс занят другим делом,
например тренировочной контрольной или групповой
работой.
ДАЛЕЕ
 

62.

Фактологический диктант
Диктант проводится по базовым вопросам (5-7 вопросов
на вариант). На партах только чистый лист и ручка,
допускается базовый лист. Среди вопросов – 1-2 на
повторение, из предыдущих базовых листов. Работа
ведётся в высоком темпе.
Когда диктант завершён, следует чёткая команда об окончании
работы, затем 2 - 3 минуты спокойного разговора: нужно отойти от
стрессового состояния.
ДАЛЕЕ
 

63.

Блиц - контрольная
Контроль проводится в высоком темпе для выявления
степени усвоения простых учебных навыков, которыми
обязаны овладеть ученики.
Включает в себя 7 – 10 стандартных заданий. Время – примерно
по минуте на задание.
ТЕХНОЛОГИЯ:
-До: условия по вариантам открываются на доске или на плакате.
-Во время: на парте – чистый лист и ручка. По команде ученики
приступают к работе, прекращают также по команде.
-После: а) учитель диктует правильные ответы. Ученики отмечают
знаком «+» и «-» свои результаты; б) небольшое обсуждение по
вопросам учеников; в) задаётся норма оценки; г) отметки
выставляются в журнал по усмотрению учителя.
ДАЛЕЕ
 

64.

Релейная контрольная работа
Контрольная проводится по текстам, ранее решённых
дома задач.
ДАЛЕЕ
 

65.

Выборочный контроль
Проверять работы учеников выборочно. Чьи работы
будут проверенны – никто из пишущих не знает. Можно
проверить 5 – 6, а можно и 20 или все.
ДАЛЕЕ
 

66.

Задание массивом
А) Любой из уровней д/з учитель может задавать
массивом.
Например, учитель даёт 10 задач (или стихов), из которых ученик
должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее
оговоренного минимального объёма задания.
Б) Задаётся большой массив задач сразу – в рамках
большой изучаемой или повторяемой темы.
Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15,
остальные – по желанию. А стимулировать это желание релейными
контрольными работами, составленными из задач этого массива.
ДАЛЕЕ
 

67.

3 уровня домашнего задания
Учитель одновременно задаёт д/з 2-х или 3-х уровней.
1 уровень – обязательный минимум. Понятное и посильное
любому ученику, за обучение которого вы берётесь.
2 уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые
желают хорошо знать предмет.
3 уровень – творческое задание. Выполняется на добровольных
началах и стимулируется высокой оценкой. Например: ученики
разрабатывают:
-сказки, фантастические рассказы по учебным темам;
-чайнворды, кроссворды;
- тематически сборники интересных фактов, примеров и задач;
-плакаты – опорные сигналы;
-учебные комиксы;
-Мнемонические формулировки, стихи и др.
ДАЛЕЕ
 

68.

Необычная обычность
Учитель задаёт домашнее задание необычным способом.
Примеры:
-устроить почту с письмами-заданиями, которые раздаёт
дежурный в роли почтальона;
-беспроигрышная лотерея, дети достают из коробки номера
заданий;
-с помощью кубика определяется номер задания на доске;
-номера задач, упражнений даются в двоичной системе
счисления. Это как бы интегрируется с информатикой и
разнообразит подачу.
ДАЛЕЕ
 

69.

Особое задание
Продвинутые ученики получают право на выполнение
особо сложного задания.
Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя
тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.
Оценки ниже «4» - не выставляются.
ДАЛЕЕ
 

70.

Творчество работает на будущее
Ученики выполняют творческое домашнее задание по
разработке дидактических материалов.
Если учитель регулярно пользуется этим приёмом, то за
несколько лет работы у него накапливаются бесценные пособия.
ДАЛЕЕ
 

71.

Идеальное задание
Учитель предлагает школьникам выполнить дома
работу по их собственному выбору и пониманию.
Это может быть любое из известных нам видов заданий. Пусть
кто-то решит несколько задач, а кто-то подберёт пример или
нарисует иллюстрацию к изучаемой теме и т.п.
ДАЛЕЕ
 

72.

Опрос - итог
В конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к
рефлексии урока.
Например:
-Что на уроке было главным?
-Что было интересным? (следует различать главное и интересное)
-Что нового сегодня узнали?
-Чему научились?
На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.
ДАЛЕЕ
 

73.

Отсроченная отгадка
А) В начале урока учитель даёт загадку (удивительный
факт), отгадка к которой будет открыта на уроке при
работе над новым материалом.
Б) Загадку (удивительный факт) дать в конце урока,
чтобы начать с неё следующие занятия.
ДАЛЕЕ
 

74.

Обсуждение домашнего задания
Учитель, вместе с учащимися обсуждает вопрос: каким
должно быть домашнее задание, чтобы новый материал
был качественно закреплён.
ДАЛЕЕ
 

75.

Роль «психолог»
Ученик, которому досталась роль психолога оценивает атмосферу
урока, степень её дружественности или наоборот. Он вправе сделать
в тактичной форме замечания любому участнику урока, в том числе
учителю.
ДАЛЕЕ
 

76.

Роль «адвокат»
Ученик, которому досталась роль адвоката защищает учеников от
чрезмерно сложного домашнего задания, улаживает спорные
вопросы об оценка по письменным работам и пытается разрешить
другие спорные вопросы, возникающие на уроке. Эта роль может
быть постоянной.
ДАЛЕЕ
 

77.

Роль «подводящий итог»
Ученик, которому досталась роль подводящего итог, скажет, какая
мысль (вывод, результат…) на уроке была, по его мнению, главной.
ДАЛЕЕ

Игровые приемы на уроках истории

Шарандина В.В.,

учитель истории и обществознания

Прием «Шесть шляп»

Класс разбивается на шесть групп для работы с текстом параграфа. Каждая группа имеет шляпу своего цвета и соответственно по своему направлению должна провести анализ текста.

1 шляпа – красная – эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.

2 шляпа – белая – изложение фактов, описаний, статистики.

3 шляпа – черная – негативная, критическая (определяет деятельность человека).

4 шляпа – желтая – обращается внимание на положительную деятельность человека.

5 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая (найти информацию, показывающую значение человеческого разума).

6 шляпа – красная – изобретательская, творческая.

Прием «Шляпы» можно использовать при работе с историческими источникам, где шляпы будут символизировать страны или исторических деятелей.

Прием «Чистая доска»

Проводится при повторении пройденного материала. Перед началом урока учитель в разных концах школьной доски прикрепляет листочки виде белых клякс, на которых записаны вопросы. В начале урока он обращается с просьбой к ученикам «очистить» доску от проделок «злого мелка», изображение которого прикреплено также к доске. Ученики по очереди выходят к доске, снимают кляксу и отвечают на вопросы, написанные на них. Оценку получает тот, кто больше собрал клякс.

Прием «Историческая рыбалка»

Используется как элемент урока для проведения контроля знаний исторических терминов и понятий, дат.

Можно использовать старый глобус, который будет моделью мирового океана. В нем пропиливается широкое отверстие, над которым вдевается обыкновенная ручка от ведра. Из плотного разноцветного картона вырезаются контуры рыбок, на которых с одной стороны написаны термины или даты, исторические понятия. Рыбки складываются в глобус, перемешиваются и учащиеся по очереди «ловят» рыбок, отвечая на вопросы.

Прием «Древо знаний»

Учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке, когда изучается новый материал, ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на пяти листочках (кружочках) 5 разных вопросов и заданий к нему. После изученного материала листочки сдаются. Наиболее интересные могут быть оценены и прикреплены к «Древу знаний» (которое нарисовано на ватманском листе в виде обычного дерева, где есть небольшие прорези со вставленными скрепками).

На следующем уроке при проверке знаний, вызываемые учащиеся снимают любой листок (плод), читают вопрос и отвечают на него.

Прием «В историческом лесу»

Используется при закреплении знания исторических дат. На магнитной доске прикреплены сделанные из картона грибы, на обратной стороне которых написаны даты. У каждого ученика на парте символическая корзинка (рисунок с прорезями, в которые вставлены скрепки).

Оценку получает тот, кто больше «собрал» грибов.

Игра «Ладошки»

Может быть использован на стадии рефлексии, для закрепления основных умений учащихся.

На учебном столе перед учащимися лежат контуры ладоней. На каждом пальце модели написаны те умения, которые необходимо было закрепить на данном уроке. Дети сжимают свою правую ладонь, а в левую руку берут модель ладошки. Читают на модели умения и разгибают столько пальчиков, сколько умений они закрепили на уроке, и поднимают вверх свою правую ладошку.

Пример на уроке обобщения в 5 классе по теме «Западная Азия в век железа»:

Показывал (а) на карте местоположение древнейших государств.

Описывал (а) условия существования и занятия людей в древности.

Объяснял (а) значение понятий и терминов.

Объяснял (а) назначение памятников древней культуры, архитектурных сооружений.

Называл (а) характерные черты железного века.

Игра « Мнемотехника»

Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.

Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: « Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).

Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».

Например, по теме «Отечественная война 1812 г.» могут быть использованы следующие слова:

1 тур

2 тур

3 тур

Бородино

Барклай де Толли

редут

Наполеон

Кутузов

Даву

батарея

Коновницын

Ней

канонада

Ермолов

Тарутино

баталия

Горчаков

Березина

штурм

Тучков

Фили

сражение

Раевский

Тормасов

Смоленск

Платов

флеши

пожар

Давыдов

Шевардино

партизаны

Багратион

Богарне

«Иллюстрированный тест»

Этот тест может быть использован при закреплении изученного материала по культуре любой страны, любого исторического периода. На лист приклеиваются иллюстрации памятников архитектуры, скульптурных работ, картин, фотографии деятелей культуры и к ним ставятся вопросы и даются варианты ответов.

Прием составления кластера

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме.

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово кластер обозначает в переводе «пучок, созвездие». Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученики записывают в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы в классе, так и дома.

Пиктограмма

Рисуночное письмо, используемое как методическое средство опосредованного запоминания. Общий вид пиктограммы – совокупность графических образов, используемых с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения событий, дат, понятий.

Можно использовать при объяснении нового материала и при проверке домашнего задания.

Прием «написания синквейна»

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема?

Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому – либо поводу.

Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которых ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить свое к ней личное отношение.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.