12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полушкина Галина Андреевна33

МОБУ «Гимназия №3»

Кудымкар, Пермский край

 

программа

Маленький принц

Для детей от 7 до13 лет, срок реализации – 18 дней

 

Программа составлена

Полушкиной Г. А.,

учитель биологии.

 

 

2017

Пояснительная записка

Экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей средой, в процессе, которого они созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идёт процесс экологизации личности – формирования его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. Таким образом, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.

Экологическая культура – это часть общей культуры личности.

Младший школьный возраст самый ценный этап в формировании экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру.

Проект «Маленький принц» представляет собой сюжетно-ролевую игру младших школьников продолжительностью в 18 дней. Сюжет проекта основан на произведении Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Так же, как герой этой сказки являлся заботливым хозяином своего астероида Б-612, участники проекта попытаются стать хозяевами своей « планеты». В качестве «планеты» выступает участок природной и социальной среды ближайшего окружения.

Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую, и познавательную деятельность, нацелен на решение ряда педагогических задач.

Цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника.

Детская цель проекта: «Открыть» свою «планету» и стать её заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки А. Экзюпери.

Задачи:

1.Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.

2.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребёнка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

3.Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, к себе)

4.Создание благоприятной атмосферы и дружелюбного микроклимата в детском коллективе.

5.Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала школьников.

6.Воспитание патриотизма.

Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 13 лет, сроком на 18 дней.

Период реализации делится на три этапа:

- подготовительный этап - организационные мероприятия, прослушивание и обсуждение сказки А. Экзюпери «Маленький принц»;

- основной – цикл практических, творческих и познавательных дел;

- итоговый – проведение тестов на изучение сформированности экологической воспитанности детей, завершающий праздник.

Дети на площадке будут жить, и созидать по законам « Маленького принца»:

- Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.

- Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь.

. - Судить надо, по словам, а не по делам

 

- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

Основная форма занятий – игровая и проектная. Так же некоторые занятия проводятся в форме бесед, концертов, трудовых десантов, путешествий и экскурсий.

Все занятия  имеют разную продолжительность.

К концу лагерной смены дети должны отдохнуть от учебных занятий, вооружиться новыми знаниями, реализовать ряд проектов на своей «планете»

В лагерном уголке в конце каждого дня будет раскрываться частичка нарисованной планеты, по завершении программы появится красиво оформленная планета – итог реализации программы «Маленький принц».

Примерный тематический план программы.

 

Разделы

Мероприятия

Знания во

спасение.

1.Экологическая игра « Природа и экология Прикамья»

2.Экологическое ассорти

3.ЗОО – Ас

4.Знатоки природы

5.Игра «Крестики – нолики»

6.Весёлый круговорот

Взаимо-

действие

плюс.

1.Игра «Путешествие по лесной тропинке»

2.Экологические трудовые десанты.

3.Зов джунглей.

4.Экологический светофор.

5.Экологический капустник.

Планета

людей.

1.Межпланетные экспедиции – путешествие в музей.

2.Экологическая разведка по улицам .

3.Животные в истории моей планеты.

4.Экологические бедствия планеты – война.( к 22 июня)

Красота

спасёт

мир.

1.Праздник – бал цветов.

2.Дискотека «Праздник для души»

3.Оформление выставок:

- Земля: до и после экологической катастрофы

- Цвети, Земля!

4. Праздник «Открытие планет»

 

Содержание программы

Мероприятие, форма.

План мероприятия

Методическое обеспечение

1.

Экологическая игра «Природа и экология Прикамья»

1 тур – «Рыбы». Дети поднимают карточки с названиями рыб, описание которых даёт ведущий.

2 тур – «Птицы Прикамья». Дети поднимают карточки с названием описанной птицы.

3 тур – «Животные» Необходимо разгадать кроссворды по представителям животного мира Прикамья.

4 тур – « Зелёная аптека»Ведущий задаёт по 5 вопросов каждой команде. Если команда отвечает неправильно, то право ответа получает другая команда.

Иллюстрации рыб, таблички с названиями птиц, таблицы с кроссвордами, магнитофон.

2

Экологическое ассорти ( игра – конкурс).

На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зелёного, синего, жёлтого, белого, чёрного. В них карточки с вопросами: зелёные – растения, красный – животные, синий – птицы, жёлтый – насекомые, белый – вопросы – фотозагадки, чёрный – экологические ситуации. Команды по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы.

6 конвертов с вопросами, рисунки птиц, цветов, насекомых, животных.

3

«ЗОО-АС» Развлекательно-познавательная конкурсная программа.

В гости к ребятам приходят лесовичок и колобок. Вместе с ними дети отправляются в путешествие по лесу, где их ждут разные задания: конкурс художников, викторина, изобразить животное( домашнее задание),на меткость и т. д.

Музыкальное сопровождение, конверты с вопросами, шишки, карточки с цифрами.

4

«Знатоки природы» Познавательная игровая программа.

1 тур –«От капли до океана»Расставить названия водоёмов в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей и т.д.

2 тур – «Вдруг упала шишка»Ребятам нужно определить с какого дерева шишки.

3 тур – «Не пора ли переодеться?» Разделить животных на две группы – кто меняет шубку на зиму, а кто не меняет.

4 тур – «Кто в теремочке живёт» (домашнее задание). Инсценировка сказки.

5 тур – «Ягоды» Предложенные ягоды разделить на дикорастущие и окультуренные.

6 тур – «Грибочки» Спеть предложенные частушки про грибы.

Карточки с названиями, частушки.

5

Игра «Крестики – нолики»

Конкурсы для команд: «корзина загадок», «что лишнее», «живая буква», «стоп – кадр», «найди ошибку», «поймай птицу», «я рисую натюрморт», « кроссворд».

Фотографии животных, кроссворды,разрезанные картинки, рисунок игрового поля.

6

«Весёлый круговорот»

Команды получают домашнее задание – подготовить инсценировку природного сообщества : луг, лес, ручей, пруд, пустыня.

Кроме этого, проводится ряд конкурсов: круговорот, найди пословицу, кто больше вспомнит названий лесных ягод, кто больше знает названий птиц, подбери пару.

 

7

Игра «Путешествие по лесной тропинке»

Игра проходит по станциям. Можно провести игру на природе. На станциях ребят встречают – белочка, синичка, медведь, сосна. Они дают ребятам различные задания.

 

8

Экологические разведки.

За данный период можно провести 3-4 разведки по окрестностям в целях выявления необходимости оказания помощи окружающей природе. После разведки ребята делают отчёт и разрабатывают план оказания помощи.

 

9

Животные в истории моей планеты. Беседа.

Мероприятие проходит в форме перелистывания страниц альбома с одноимённым названием. Страницы альбома: «Собаки», «Кошки», «Домашние птицы», «Лошадь». На каждой странице выступление команд с домашним заданием.

 

10

Зов джунглей.

Спортивное мероприятие.

Мероприятие проводится на стадионе, по типу телевизионной игры. Организаторы предлагают ребятам ряд спортивных конкурсов – пройти по болоту, «сороконожка», собрать картошку, заполнить водоём и т.д.

Дощечки, картофелины, корзины, ведёрки для воды.

11

Экологический светофор. Игра – викторина –беседа.

Ведущий загадывает экологические загадки и ситуации. Дети должны определить – что природе помогает, что ей вредит, что предупреждает об опасности. В каждом случае команды реагируют светофорчиком.

Во время этой игры проводится конкурс экологических знаков.

Светофорчики, карандаши, фломастеры, ножницы для творческой работы.

 

 

 

Литература:

Балабанова В.В., Максимцева Т.А.Предметные недели в школе.- Волгоград:Учитель,2003.-154 с.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы:игры и проекты.-

Ярославль: «академия развития», 1997.- 192 с.

Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.№6,1999 .

Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.№6,2001.

Последний звонок. Газета.№9,2003.

Приложение

Для тех, кто мечтает быть маленьким принцем нашей планеты

(карточка участника программы «Маленький принц»)

Здравствуй, малыш!

Ты, наверное, мечтал стать однажды сказочным принцем или принцессой, чтобы творить чудеса в своём царстве и видеть, как все люди, животные, даже растения радуются встрече с тобой…

«Детские фантазии»,- скажут тебе в ответ очень серьёзные взрослые. Но давай не будем торопиться стать такими взрослыми, которые уже не верят в добрые сказки,

Прочти книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Она поможет тебе осуществить свою мечту. В ней Маленький принц делится своими секретами. У него, как и у тебя есть своя планета,- правда она намного меньше чем Земля. Но надо что-то придумать, ведь нашей планете тоже очень хочется иметь своего маленького принца. Она так устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов, скважин и котлованов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб…Да и самого человека она не в силах оградить от последствий его же неразумных поступков.

Слышишь, малыш, Земля просит о помощи! Земля ждёт своего Маленького принца. Может быть, именно ТЫ сумеешь им стать?

Я знаю, что ты уже о многом догадался. Да, чтобы тебя назвали Маленьким принцем, надо стать хорошим хозяином своей планеты, действовать на радость людям, животным, растениям.

«Хозяином всей Земли?»- удивляешься ты. Нет, малыш. На такой огромной планете, как наша, должно быть много маленьких принцев и принцесс, которые смогли бы оберегать её. Что же делать тебе? Попробуй воспользоваться подсказками - принимай активное участие во всех делах предложенных воспитателями и ты сам увидишь, как преобразится мир вокруг тебя.

Итак, малыш, доброго пути.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.