Программа летней площадки «Маленький принц»
МОБУ «Гимназия №3»
Кудымкар, Пермский край
программа
Маленький принц
Для детей от 7 до13 лет, срок реализации – 18 дней
Программа составлена
Полушкиной Г. А.,
учитель биологии.
2017
Пояснительная записка
Экологическое воспитание представляет собой многостороннее взаимодействие детей как активных субъектов деятельности с окружающей средой, в процессе, которого они созревают как личности – представители особой экосистемы человек – природа – общество, приспосабливаются к условиям не только социальной жизни, но и к новым экологическим условиям природной и социальной среды. Параллельно процессу социализации человека идёт процесс экологизации личности – формирования его как носителя нового типа культуры взаимодействия с окружающим миром – культуры экологической. Таким образом, главной целью экологического воспитания является формирование экологической культуры.
Экологическая культура – это часть общей культуры личности.
Младший школьный возраст самый ценный этап в формировании экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок, в значительной степени определяющий процесс развития экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребёнка осознанного отношения к окружающему миру.
Проект «Маленький принц» представляет собой сюжетно-ролевую игру младших школьников продолжительностью в 18 дней. Сюжет проекта основан на произведении Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц». Так же, как герой этой сказки являлся заботливым хозяином своего астероида Б-612, участники проекта попытаются стать хозяевами своей « планеты». В качестве «планеты» выступает участок природной и социальной среды ближайшего окружения.
Проект носит комплексный характер: включает в себя и практическую экологически ориентированную, и творческую, и познавательную деятельность, нацелен на решение ряда педагогических задач.
Цель: формирование экологической культуры личности младшего школьника.
Детская цель проекта: «Открыть» свою «планету» и стать её заботливыми хозяевами, как маленький принц из сказки А. Экзюпери.
Задачи:
1.Развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из компонентов экологической культуры.
2.Формирование позитивного опыта взаимодействия ребёнка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.
3.Формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему (природной и социальной среде, людям, к себе)
4.Создание благоприятной атмосферы и дружелюбного микроклимата в детском коллективе.
5.Развитие инициативы, самостоятельности, творческого потенциала школьников.
6.Воспитание патриотизма.
Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 13 лет, сроком на 18 дней.
Период реализации делится на три этапа:
- подготовительный этап - организационные мероприятия, прослушивание и обсуждение сказки А. Экзюпери «Маленький принц»;
- основной – цикл практических, творческих и познавательных дел;
- итоговый – проведение тестов на изучение сформированности экологической воспитанности детей, завершающий праздник.
Дети на площадке будут жить, и созидать по законам « Маленького принца»:
- Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, оделся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок свою планету.
- Искать надо сердцем, самого главного глазами не увидишь.
. - Судить надо, по словам, а не по делам
- Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Основная форма занятий – игровая и проектная. Так же некоторые занятия проводятся в форме бесед, концертов, трудовых десантов, путешествий и экскурсий.
Все занятия имеют разную продолжительность.
К концу лагерной смены дети должны отдохнуть от учебных занятий, вооружиться новыми знаниями, реализовать ряд проектов на своей «планете»
В лагерном уголке в конце каждого дня будет раскрываться частичка нарисованной планеты, по завершении программы появится красиво оформленная планета – итог реализации программы «Маленький принц».
Примерный тематический план программы.
Разделы |
Мероприятия |
Знания во спасение. |
1.Экологическая игра « Природа и экология Прикамья» 2.Экологическое ассорти 3.ЗОО – Ас 4.Знатоки природы 5.Игра «Крестики – нолики» 6.Весёлый круговорот |
Взаимо- действие плюс. |
1.Игра «Путешествие по лесной тропинке» 2.Экологические трудовые десанты. 3.Зов джунглей. 4.Экологический светофор. 5.Экологический капустник. |
Планета людей. |
1.Межпланетные экспедиции – путешествие в музей. 2.Экологическая разведка по улицам . 3.Животные в истории моей планеты. 4.Экологические бедствия планеты – война.( к 22 июня) |
Красота спасёт мир. |
1.Праздник – бал цветов. 2.Дискотека «Праздник для души» 3.Оформление выставок: - Земля: до и после экологической катастрофы - Цвети, Земля! 4. Праздник «Открытие планет» |
Содержание программы
№ |
Мероприятие, форма. |
План мероприятия |
Методическое обеспечение |
1. |
Экологическая игра «Природа и экология Прикамья» |
1 тур – «Рыбы». Дети поднимают карточки с названиями рыб, описание которых даёт ведущий. 2 тур – «Птицы Прикамья». Дети поднимают карточки с названием описанной птицы. 3 тур – «Животные» Необходимо разгадать кроссворды по представителям животного мира Прикамья. 4 тур – « Зелёная аптека»Ведущий задаёт по 5 вопросов каждой команде. Если команда отвечает неправильно, то право ответа получает другая команда. |
Иллюстрации рыб, таблички с названиями птиц, таблицы с кроссвордами, магнитофон. |
2 |
Экологическое ассорти ( игра – конкурс). |
На столе ведущего 6 конвертов разных цветов: красного, зелёного, синего, жёлтого, белого, чёрного. В них карточки с вопросами: зелёные – растения, красный – животные, синий – птицы, жёлтый – насекомые, белый – вопросы – фотозагадки, чёрный – экологические ситуации. Команды по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы. |
6 конвертов с вопросами, рисунки птиц, цветов, насекомых, животных. |
3 |
«ЗОО-АС» Развлекательно-познавательная конкурсная программа. |
В гости к ребятам приходят лесовичок и колобок. Вместе с ними дети отправляются в путешествие по лесу, где их ждут разные задания: конкурс художников, викторина, изобразить животное( домашнее задание),на меткость и т. д. |
Музыкальное сопровождение, конверты с вопросами, шишки, карточки с цифрами. |
4 |
«Знатоки природы» Познавательная игровая программа. |
1 тур –«От капли до океана»Расставить названия водоёмов в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей и т.д. 2 тур – «Вдруг упала шишка»Ребятам нужно определить с какого дерева шишки. 3 тур – «Не пора ли переодеться?» Разделить животных на две группы – кто меняет шубку на зиму, а кто не меняет. 4 тур – «Кто в теремочке живёт» (домашнее задание). Инсценировка сказки. 5 тур – «Ягоды» Предложенные ягоды разделить на дикорастущие и окультуренные. 6 тур – «Грибочки» Спеть предложенные частушки про грибы. |
Карточки с названиями, частушки. |
5 |
Игра «Крестики – нолики» |
Конкурсы для команд: «корзина загадок», «что лишнее», «живая буква», «стоп – кадр», «найди ошибку», «поймай птицу», «я рисую натюрморт», « кроссворд». |
Фотографии животных, кроссворды,разрезанные картинки, рисунок игрового поля. |
6 |
«Весёлый круговорот» |
Команды получают домашнее задание – подготовить инсценировку природного сообщества : луг, лес, ручей, пруд, пустыня. Кроме этого, проводится ряд конкурсов: круговорот, найди пословицу, кто больше вспомнит названий лесных ягод, кто больше знает названий птиц, подбери пару. |
|
7 |
Игра «Путешествие по лесной тропинке» |
Игра проходит по станциям. Можно провести игру на природе. На станциях ребят встречают – белочка, синичка, медведь, сосна. Они дают ребятам различные задания. |
|
8 |
Экологические разведки. |
За данный период можно провести 3-4 разведки по окрестностям в целях выявления необходимости оказания помощи окружающей природе. После разведки ребята делают отчёт и разрабатывают план оказания помощи. |
|
9 |
Животные в истории моей планеты. Беседа. |
Мероприятие проходит в форме перелистывания страниц альбома с одноимённым названием. Страницы альбома: «Собаки», «Кошки», «Домашние птицы», «Лошадь». На каждой странице выступление команд с домашним заданием. |
|
10 |
Зов джунглей. Спортивное мероприятие. |
Мероприятие проводится на стадионе, по типу телевизионной игры. Организаторы предлагают ребятам ряд спортивных конкурсов – пройти по болоту, «сороконожка», собрать картошку, заполнить водоём и т.д. |
Дощечки, картофелины, корзины, ведёрки для воды. |
11 |
Экологический светофор. Игра – викторина –беседа. |
Ведущий загадывает экологические загадки и ситуации. Дети должны определить – что природе помогает, что ей вредит, что предупреждает об опасности. В каждом случае команды реагируют светофорчиком. Во время этой игры проводится конкурс экологических знаков. |
Светофорчики, карандаши, фломастеры, ножницы для творческой работы.
|
Литература:
Балабанова В.В., Максимцева Т.А.Предметные недели в школе.- Волгоград:Учитель,2003.-154 с.
Цветкова И.В. Экология для начальной школы:игры и проекты.-
Ярославль: «академия развития», 1997.- 192 с.
Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.№6,1999 .
Педсовет. Журнал для педагогов начальной школы.№6,2001.
Последний звонок. Газета.№9,2003.
Приложение
Для тех, кто мечтает быть маленьким принцем нашей планеты
(карточка участника программы «Маленький принц»)
Здравствуй, малыш!
Ты, наверное, мечтал стать однажды сказочным принцем или принцессой, чтобы творить чудеса в своём царстве и видеть, как все люди, животные, даже растения радуются встрече с тобой…
«Детские фантазии»,- скажут тебе в ответ очень серьёзные взрослые. Но давай не будем торопиться стать такими взрослыми, которые уже не верят в добрые сказки,
Прочти книгу Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Она поможет тебе осуществить свою мечту. В ней Маленький принц делится своими секретами. У него, как и у тебя есть своя планета,- правда она намного меньше чем Земля. Но надо что-то придумать, ведь нашей планете тоже очень хочется иметь своего маленького принца. Она так устала от дымящихся труб, гудящих турбин, стекающих в реки химикатов, от войн, от взрывов, скважин и котлованов – от того, как беззаботно, неразумно, безжалостно обходится с ней человек. Земля уже не может уберечь от гибели целые виды зверей, птиц, рыб…Да и самого человека она не в силах оградить от последствий его же неразумных поступков.
Слышишь, малыш, Земля просит о помощи! Земля ждёт своего Маленького принца. Может быть, именно ТЫ сумеешь им стать?
Я знаю, что ты уже о многом догадался. Да, чтобы тебя назвали Маленьким принцем, надо стать хорошим хозяином своей планеты, действовать на радость людям, животным, растениям.
«Хозяином всей Земли?»- удивляешься ты. Нет, малыш. На такой огромной планете, как наша, должно быть много маленьких принцев и принцесс, которые смогли бы оберегать её. Что же делать тебе? Попробуй воспользоваться подсказками - принимай активное участие во всех делах предложенных воспитателями и ты сам увидишь, как преобразится мир вокруг тебя.
Итак, малыш, доброго пути.