Программа летней площадки

1
0
Материал опубликован 14 July 2017 в группе

Министерство образования Российской Федерации

Управление образования администрации муниципального образования

«Гусевский муниципальный район»

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр»

238050 г. Гусев Калининградской области, ул. З. Космодемьянской, 27

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ПЛОЩАДКИ

«Робототехника и научно-техническое творчество» РиНТТ

(технической направленности)

для детей 10-14 лет

срок реализации программы: 21 день

Программу составила

педагог дополнительного образования

Марченко Алла Николаевна

г.Гусев

2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Лето - это большая перемена у школьников, которое предназначено для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира.

Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, на пришкольных летних оздоровительных площадках.

С целью организации летнего отдыха детей на базе МАУ «ДЮЦ» организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Основная задача нашей площадки - помочь тем, кто желает повысить свою квалификацию в области компьютерной техники, робототехники и компью­терного дизайна конструирования и программирования роботов с организацией активного отдыха, досуговых мероприятий и возможности реализовать полу­ченные знания и умения в нестандартной обстановке с использованием ноутбуков, лего конструкторов и цифровой техники.  Инновационность программы заключается в творчестве детей создания роботов на базе ЛЕГО конструкторов Mindstorm и умения программировать их в различных средах. Программа рассчитана на дневное пребывание детей на площадке, что позволит реализовать образователь­ную, воспитательную и оздоровительную деятельность.

Новизна программы заключается в комплексном изучении предметов и дисциплин, не входящих ни в одно стандартное обучении общеобразовательных школ. При изготовлении различных технических моделей ребята сталкиваются с решением вопросов механики и программирования, расширяют и закрепляют знания по математике, физике и черчению, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских и творческих способностей детей через практическое мастерство. Ребята научатся объединять реальный мир с виртуальным в процессе конструирования и программирования. Кроме этого обучающиеся получат дополнительное образование в области математики, физики, механики, электроники и информатики.

Преимущества

Центр расположен рядом с парковой зоной и Физкультурно-оздоровительным комплексом, что позволит качественно и разнообразно организовать досуг участников программы.

Знания и навыки работы с конструкторами обучающихся объединений технической направленности Центра позволяют вовлечь в данное направление навичков конструирования, передавать свой опыт в процессе отдыха и общения на летней площадке.

Практическая значимость входе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами, полиглотами, исследователями, программистами и творцами, создавая проект, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи, что в дальнейшем может способствовать в выборе профессии.

Требования времени и общества к информационной компетентности людей постоянно возрастают. Человек должен быть мобильным, современным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь.

Специализация: робототехника, мультипликация, техническое моделирование, 3D-моделирование.

Программу реализовать помогают вожатые – в возрасте 14-18 лет из объединений технической направленности по 3 человека за смену.Это могут быть вожатые – детинаходящиеся в социально-опасном положении, а также состоящих на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних. Эта обязанность позволит им социализоваться через значимость себя самого, организовать плодотворно свой досуг. Работать они будут строго под контролем взрослых после краткосрочного прохождения обучения в объединении ДОО «Вожатый».

Основными направлениями деятельности вожатого яв­ляются помощь педагогу:

организацияигровой деятельности;

создание благоприятных условий, позволяющие детям реализовать свои интересы и потребности, интерес­но и с пользой для их развития проводить свободное время;

организация работы лабораторий, защиты проектов, игры,экс­курсии и т. п.;

неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установлен­ным режимом;

участие детей в культур­но-массовых, спортивно-оздоровительных и трудо­вых мероприятиях;

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий интеллектуального, творческого развития и профориентационной подготовки учащихся к инженерной профессии с применением образовательной робототехники и информационных технологий в дополнительном образовании в условиях летней площадки.

ЗАДАЧИ:

-развитие у детей и подростков инженерно-конструкторские, изобретательские, исследовательские компетенции средствами технического творчества;

- максимальное внимание развитию личности ребёнка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и потребностей;

-создание эффективной среды для  вовлечения детей в научно-техническое творчество, выявления творческого потенциала каждого ребёнка в условиях летней профильной площадки;

- организация разнообразной досуговой деятельности детей;

- укрепление здоровья;

- выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;

- развитие у детей навыков работы в группе, участия в самоуправлении.

МЕСТО И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: на базе центра по адресу г.Гусев, ул. З/Космодемьянской д.27, предполагается провести 2 смены. Продолжительность смены 21 день.

Смена включает в себя три периода:

1.  Организационный: знакомство детей с территорией и местом нахождения профильной площадки, его педагогами, друг с другом.

2.  Основной: участие детей в предложенных оздоровительных, образовательных, воспитательных программах.

3.  Заключительный: подведение итогов работы, защита проектов, анализ деятельности.

Группа занимается каждый день с 10 часов, кроме субботы и воскресенья.

КОЛИЧЕСТВО И ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ за одну смену оздоровить порядка 15 учащихся, возраст детей от 10 до 14лет

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

План-график мероприятий

Список мероприятий

Сроки реализации

Исполнители

Участники

Задача 1. Создание условий и материально-технической базы в рамках проекта через внедрение новых технологий.

Мероприятие 1.1 Рассмотрение проекта (программы) на заседании педагогического совета

Апрель 2017г

ДЮЦ

Педагоги

Мероприятие 1.2 Формирование рабочей группы для разработки проекта, разработка основного направления проекта

Апрель 2017г.

ДЮЦ

Педагоги

Мероприятие 1.3

Закупка современного оборудования для занятий, сопутствующих материалов, программного обеспечения

Май 2017г.

ДЮЦ, поставщик

Администрация

Мероприятие 1.4 Разработка программы «Робототехника и научно-техническое творчество»

Май 2017г.

ДЮЦ

Педагоги

Задача 2. Вовлечение учащихся в активную творческую, научно-техническую продуктивную деятельность на основе освоения инновационных технологий;

Мероприятие 2.1

Информирование общественности, участников образовательной деятельности об основных положениях проекта

Май 2017г.

ДЮЦ

Ответственный за проект

Мероприятие 2.2

Мониторинг деятельности, корректировка (при необходимости) основных мероприятий реализации проекта

Май 2017г.

ДЮЦ

Ответственный за проект

Мероприятие 2.3

Организация и проведения мастер-класса для школьников ОУ «Развитие Робототехники»

Июнь 2017г.

ДЮЦ

Педагоги

Задача 3.Повысить уровень профессионального мастерства педагогических работников посредством активации их участия в мероприятиях различного уровня интегративного взаимодействия;

Мероприятие 3.1 Составление плана-графика обучения педагогических кадров по направлению «Техническое творчество»

В течение года

ДЮЦ

Администрация

Мероприятие 3.2 Приобретение методических пособий, методических руководств, материалов для педагогов

В течение года

ДЮЦ

Администрация

Мероприятие 3.3 Организация обучения педагогов на курсах повышения квалификации в КОИРО по техническому творчеству

В течение года

ДЮЦ

Администрация

Задача 4. Привлечение детей целевой группы в реализацию проекта.

Мероприятие 4.1

Реализация программы «Робототехника и научно-техническое творчество»

Июнь, июль 2017 г.

ДЮЦ

Администрация, педагоги ДО

Мероприятие 4.2

Организация и проведение экскурсий на территорию «Технополис –GS» «Музей под открытым небом»

Июнь, Июль

ДЮЦ

Педагоги, обучающиеся

Мероприятие 4.3

Проведение демофеста, пресс-конференции

Июнь, Июль

ДЮЦ

Педагоги, обучающиеся

Мероприятие 4.4

Посещение достопримечательностей Калининградской области

Июнь, Июль

ДЮЦ

Педагоги, обучающиеся

Задача 5. Сформировать ключевые компетентности учащихся для успешной социализации личности в дальнейшей жизнедеятельности;

Мероприятие 5.1

Семинар для педагогов «Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире» по опыту работы

Ноябрь 2017г.

ДЮЦ

Администрация, Педагоги

Мероприятие 5.2

Конференции по опыту работы над проектом «Результаты проектной, изобретательской деятельности».

Август 2017г.

ДЮЦ

Администрация, Педагоги

Принципы:

На летней площадке продолжится работа по воспитанию подрастающего поколения. Воспитанию социально-активной, образованной, нравственной здоровой личности ребёнка способствующим организационным формам, которые разрабатываются на основе следующих принципов:

1.Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2.Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛОЛ является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3. Принцип демократичности – участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4. Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Ключевые понятия

Конструирование - процесс создания модели, машины, сооружения, технологии с выполнением проектов и расчётов. (Педагогический словарь).

Бумагопластика напоминает скульптуру на плоскости, где форма создается за счет объема путем надрезания и сгибания бумаги.

Маке́т — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. (Википедия)

Архитекту́рный маке́т— объёмно-пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, архитектурного ансамбля, города. Архитектурный макет либо достаточно точно воспроизводит оригинал в деталях, в таком случае его называют также моделью, либо с некоторой степенью приближения. (Википедия)

Ландшафтный макет – макет местности. Отображает горы, озёра, рельеф местности, деревья. (Википедия)

Модели́рование  исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя. (Википедия)

Трёхмерная графика (3D Graphics) — раздел компьютерной графики, совокупности приёмов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. (Википедия)

3D-принтер — это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели. В зарубежнойлитературе данный тип устройств также именуют фабберами, а процесс трехмерной печати — быстрым прототипированием. (Википедия)

Робот – автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма. Действуя по заранее заложенной программе и получая информацию о внешнем мире от датчиков (аналогов органов чувств живых организмов), робот самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком (либо животными). При этом робот может как и иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать автономно.

Микропроцессор – процессор (устройство, отвечающее за выполнение арифметических, логических операций и операций управления, записанных в машинном коде), реализованный в виде одной микросхемыили комплекта из нескольких специализированных микросхем (в отличие от реализации процессора в виде электрической схемы на элементной базе общего назначения или в виде программной модели).

Датчиксредство измерений, предназначенное для выработки сигнала измерительной информации в форме, удобной для передачи, дальнейшего преобразования, обработки и (или) хранения, но не поддающейся непосредственному восприятию наблюдателем. Датчики, выполненные на основе электронной техники, называются электронными датчиками. Отдельно взятый датчик может быть предназначен для измерения (контроля) и преобразования одной физической величины или одновременно нескольких физических величин.

Сервопривод – привод с управлением через отрицательную обратную связь, позволяющую точно управлять параметрами движения. Сервоприводом является любой тип механического привода (устройства, рабочего органа), имеющий в составе датчик (положения, скорости, усилия и т. п.) и блок управления приводом (электронную схему или механическую систему тяг), автоматически поддерживающий необходимые параметры на датчике (и, соответственно, на устройстве) согласно заданному внешнему значению (положению ручки управления или численному значению от других систем).

Программированиепроцесс создания компьютерных программ.

Моторустройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую.

Организационно-педагогические условия реализации программы

Образовательный процесс осуществляется на основе плана, программы и регламентируется расписанием площадки.

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной программы выступает Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устав Центра, правила внутреннего распорядка обучающихся Центра, локальные акты Центра.

Указанные нормативные основания позволяют образовательному учреждению разрабатывать программы с учетом интересов и возможностей обучающихся.

Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Социально-психологические условия реализации программы обеспечивают:

- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

- вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;

- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;

-дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья);

- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе «Робототехника и научно-техническое творчество» (РиНТТ). Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общего плана.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

При составлении плана работы учитываются возможности разного возраста обучающихся, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации.

День

Наименование

мероприятия

Краткое содержание

1.

Открытие площадки

Старт летней площадки

Проведение мастер-классов по лабораториям (конструкторское бюро).

Разделение на “экипажи”

Знакомство с планом работы

2-4

Образовательный блок

Работа конструкторских бюро

Работа в лабораториях

5

Экскурсионный день

1.Экспедиция к звёздам (просмотр фильма)

2.Космическая эстафета

6-10

Образовательный блок

Работа конструкторских бюро

Работа в лабораториях

11

Экскурсионный день

Экскурсия в инновационный кластер «ТехнополисGS»

12-15

Образовательный блок

Работа конструкторских бюро

Работа в лабораториях

16

Экскурсионный день

Экскурсия в НТП «Фабрика» БФУ им.И.Канта

17-19

Подготовка проектов, презентационных материалов к защите

Работа в лабораториях

20

Демофест, пресс-конференция

Защита проектов

21

Закрытие площадки

Проведение игр, заполнение анкет, фото на память.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1. Чёткое представление целей и постановка задач.

2. Конкретное планирование деятельности.

3. Кадровое обеспечение программы.

4. Методическое обеспечение программы.

5. Педагогические условия.

6. Материально-техническое обеспечение.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В реализации программы участвуют: педагоги дополнительного образования, обучающиеся Центра.Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией Центра. Передначалом работы площадкипроводится установочный семинар для всех участников (кроме детей). В экипаже работает один куратор проекта. Все остальныеучастники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несутответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Наличие программы площадки, планов работы, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение летней площадки.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни площадки.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах. Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Предполагается, что время, проведенное на площадке, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе площадки.

Формой подведения итогов реализации данной программы является защита проекта.


 

Приложения

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенныхмероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

- Творческое сотрудничество взрослых и детей.

- Мониторинговые исследования.

Методы диагностики:

- Анкета на «входе» (стартовая)

- Анкета на «выходе»

- Антропометрические исследования детей.

Методика «ВЫБОР»

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступления нового дня на площадке с радостью.

2. На площадке у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хороший педагог.

4. Ко всем взрослым в нашей площадке можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть любимый взрослый.

6. В экипаже я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашей площадке.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей.

АНКЕТА (на входе)

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь на нашей площадке более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:

1. Твои первые впечатления от площадки?

2. Что ты ждешь от площадки?

3. Что тебе нравиться делать?

4. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

5. Кто твои друзья на площадке?

6. Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел на площадку, потому, что ____________________________________

Я не хочу, чтобы ____________________________________________________

Я хочу, чтобы _______________________________________________________

Я боюсь, что _______________________________________________________

Пожалуйста, напиши также:

Имя _________________________ Фамилия _____________________________

ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

Фамилия, имя _______________________________________________________

Самое яркое впечатление за эти дни у меня ______________________________

Из дел, проведённых в команде, мне больше всего понравилось ____________

Из дел, проведённых в команде, мне больше всего не понравилось _________

Несколько слов о нашей команде ______________________________________

Мои впечатления о площадке _________________________________________

Хочу пожелать нашей площадке _______________________________________

Хотел бы ты ещё раз принять участие на нашей площадки? ________________

13

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.