Программа наставничества работы с молодыми мастерами производственного обучения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» (ГПОУ «ИПТ»)
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ МАСТЕРАМИ П/О
Автор: Косарева Татьяна Николаевна – председатель МО профессиональной подготовки, мастер производственного обучения
г. Инта, 2019
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ МАСТЕРАМИ П/О
Цель:
создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности,
закрепления молодых мастеров п/о в коллективе.
Задачи:
создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам,
оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.
Основные принципы:
Принцип уважения и доверия к человеку.
Принцип целостности.
Принцип сотрудничества.
Принцип индивидуализации
Основные направления работы:
Планирование и организация работы по предмету.
Планирование и организация воспитательной работы.
Работа с документацией.
Работа по самообразованию.
Контроль и руководство за деятельностью молодого мастера п/о.
Психолого- педагогическая поддержка.
Виды деятельности в работе с молодыми мастерами п/о:
- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого мастера п/о;
- глубокое изучение и освоение молодым мастером п/о учебной программы, требований к современному уроку производственного обучения ; научной и методической литературы по предмету;
- овладение молодым мастером п/о комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;
- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
В работе с молодыми мастерами п/о правомерны все виды внутритехникумовского контроля.
В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков п/о и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель - общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого мастера п/о.
Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого мастера п/о.
Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле.
На второй год работы молодой мастер п/о ставится на персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого специалиста за определенный период времени.
На третий год работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения и навыки обучающихся, состояние и ведение учебной документации (планы, записи в журналах, работа в ГИСЭО, дневники п/о обучающихся и т.д.)
Если в одной группе работает два молодых мастера п/о , то рекомендуется проведение группового обобщающего контроля.
Наставник сопровождает и оценивает работу нового сотрудника. Молодой мастер п/о ежемесячно представляет наставнику отчеты о работе, проделанной в соответствии с индивидуальным планом. Наставник оценивает работу и докладывает результаты председателю методического объединения.
Итоги работы молодой мастер п/о фиксирует в отчете. Отчет ведется им совместно с наставником: молодой специалист отмечает выполненные им виды работ; наставник дает краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессионально-деловых знаний, умений и навыков работника.
На основе отчета наставник обсуждает с молодым мастером п/о особенности его профессиональной деятельности и дает рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.
По окончании срока наставничества молодой мастер п/о в течение 10 дней сдает руководителю методического объединения следующие документы:
* отчет молодого мастера п/о о проделанной работе;
* план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Процесс адаптации молодого мастера п/о к педагогической деятельности можно считать законченным, если:
- мастер п/о овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;
- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства
страха, неуверенности;
- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.
Для систематизации работы с молодыми мастерами п/о составляется план работы.
Планируемый результат:
Если активно внедрять в работу с молодым специалистом данную программу, то через 3 года начинающий педагог сможет:
- самостоятельно разрабатывать и проводить уроки п/о, внеклассные мероприятия, совершенствуя далее педагогическое мастерство;
- устанавливать психологический контакт с коллегами, учениками и их родителями;
- принимать участие в различных мероприятиях;
- участвовать и выступать на педагогических советах, заседаниях МО;
- развивать свои профессиональные навыки и умения.
Формы работы с молодыми мастерами п/о:
I семестр
Выявление целеполагания в деятельности мастера п/о (посещение уроков п/о администрацией, руководителями М/О, преподавателями спецдисциплин);
Экспертная оценка уровня профессионализма;
Формирование экспертных групп по аттестации мастеров п/о техникума;
Организационно – методическая деятельность по ранжированию состава педагогических кадров («Школа молодого мастера п/о», М/О, творческие группы и т.д.);
Консультации (индивидуальные, групповые).
Участие в учрежденческих (городских, региональных) фестивалях, конкурсах, месячниках );
Взаимопосещение уроков п/о;
Работа творческих, проблемных групп, творческих мастерских, «мастер – класс» и т.д.;
Индивидуальные и групповые консультации;
Разработка дидактических материалов;
Изучение передового педагогического опыта педагогов техникума.
II семестр
Промежуточная диагностика результатов обучения учащихся с целью анализа деятельности мастера п/о;
Участие в конкурсах творческих программ, дидактических материалов, наглядных пособий;
Участие в конкурсах (учрежденческих, муниципальных, региональных) «Мастер года»;
Творческие отчёты мастеров п/о;
Анализ деятельности педагогов через результаты обученности и воспитанности учащихся (переводные и выпускные экзамены), составление программ методической и самообразовательной деятельности (учёбы) педагогов на диагностической основе в новом учебном году;
Проектирование, программирование, планирование информационно – методической деятельности по совершенствованию профессионального мастерства мастера п/о в новом учебном году.
Обязанности администрации, руководителей МО в работе с молодыми мастерами п/о.
Молодого мастера п/о, пришедшего впервые в техникум, директор:
-знакомит с Уставом учреждения, его структурой, историей, традициями, педагогическим коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы;
- дает характеристику студенческого коллектива;
-разъясняет ему права и обязанности мастера производственного обучения , записанные в Законе об образовании;
-определяет его должностные обязанности;
-знакомит с оплатой труда мастера п/о (согласно штатному расписанию) и учебной нагрузкой;
-назначает из числа лучших мастеров п/о соответствующей специальности наставника.
Заместители директора в ходе беседы с молодым мастером п/о:
- знакомят его с условиями труда, кабинетами техникума, определяют рабочее место;
- в расписание уроков предусматривают необходимость взаимного посещения уроков п/о стажером и его наставником;
- проводят предварительную работу в группах, где будет работать молодой мастер п/о и представляют его обучающимся;
- утверждают индивидуальный план адаптации молодого мастера п/о с учетом методической темы, над которой работает техникум.
В течение учебного года:
-контролируют деятельность наставника (если сам не является его наставником);
- планируют посещение отдельных уроков п/о и воспитательных мероприятий, проводимых молодым мастером п/о.
Алгоритм работы заместителей директора с начинающими мастерами п/о:
а) Изучение технологии современного урока п/о, методики проведения внеклассного мероприятия и т.д. Методическая работа с этой группой индивидуальна, основана на запросах педагогов, проводится по направлениям:
дидактическая подготовка. Изучение работ Занкова Л.В., Гальперина П.Я., Лернера И.А., Бабанского Ю.К. и др;
психологическая подготовка. Изучение работ И.С. Кона, Л.С. Выготского, Л.Т. Беленькой, В.В. Давыдова;
изучение частных методик, методических журналов;
техническая подготовка. Изучение возможностей использования компьютера в учебном процессе;
общекультурная подготовка.
б) Проведение творческих отчётов мастеров п/о, деловых игр, «Круглых столов»
в) Стимулирование самообразования мастеров п/о. Для этого:
разумная учебная нагрузка;
наличие методического дня;
бережное отношение к времени мастера п/о (строгая регламентация всех мероприятий);
возможность выездов за пределы города
Руководитель методического объединения проводит индивидуальное собеседование с молодым мастером п/о, вносит необходимую информацию о молодом специалисте в банк данных, а также знакомит его:
- с преподавателями спецдисциплин;
- методической темой;
- вариативными планами и учебными программами, по которым работают мастера п/о методического объединения;
- с планом работы методического объединения.
Осуществляя руководство молодым мастером п/о, наставник выполняет следующие функции:
- определяет методику обучения молодого мастера п/о, вместе с ним составляет план его профессионального становления;
- помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;
- проверяет усилия подшефного, дает нужные советы и рекомендует необходимую литературу;
- вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих мастеров п/о и преподавателей спецдисциплин и затем анализирует их;
- привлекает молодого мастера п/о к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;
- учит составлению календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;
- знакомит с нормативными документами по организации УВП,
- гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов;
- посещает уроки п/о, внеклассные мероприятия у своего подшефного и проводит их разбор;
- выносит на обсуждение на заседании М/О педагогическую деятельность молодого мастера п/о и план мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию.
Наставник оказывает молодому мастеру п/о повседневную помощь в приобретении профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым мастером п/о . ( см. Приложение №1)
Обязанности молодого мастера п/о
Молодой мастер п/о должен:
- изучить принципы перспективного и текущего планирования учебно – воспитательного процесса в техникуме и принять посильное участие в планировании работы техникума;
- в течение учебного года планировать учебно – воспитательную работу по своему предмету;
- разрабатывать поурочные планы и представлять их на утверждение своему руководителю;
- планировать внеклассную работу в соответствии с планом воспитательной работы техникума;
- в учебной работе на уроке п/о использовать различные методы, методические приёмы, формы и средства, активизирующие познавательную деятельность обучающихся (рассказ, беседа, лекция, лабораторное занятие, руководство самостоятельной работой обучающихся, эксперимент, демонстрация, использование учебных видеофильмов, телепередач, магнитофонных записей и т.д.);
- оказывать индивидуальную помощь по своему предмету в форме фронтальной работы (экскурсии, просмотр учебно – популярных фильмов, конференции, лекции и т.д.); групповой: ( кружок, олимпиада, тур. поход, диспут и др) и индивидуальной работы с обучающимися;
- принимать участие в организации и проведении факультативных занятий (желательно руководство и проведение одного факультатива или несколько его занятий);
- участвовать в оформлении кабинетов и мастерских техникума, и в организации работы в них обучающихся;
- активно участвовать в организации и проведении общетехникумовских мероприятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
План работы
наставника по адаптации к педагогической деятельности
молодого мастера п/о в ГПОУ «ИПТ»
№п/п | Содержание мероприятия | Срок |
1 | Изучение должностной инструкции мастера п/о | 1-10 сентября |
2 | Подготовка информационных материалов (списки администрации: должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета и мастерской; правила внутреннего распорядка; режим работы техникума и т.п.) | 2-5 сентября |
3 | Составление плана работы по адаптации молодого мастера п/о к педагогической деятельности | сентябрь |
4 | Вводное ориентационное собеседование | сентябрь |
5 | Ознакомление с техникумом и его сотрудниками | сентябрь |
6 | Ознакомление с учебным кабинетом и мастерскими | сентябрь |
7 | Собеседование с руководителем методического объединения и администрацией техникума | сентябрь-октябрь |
8 | Совместная разработка системы уроков п/о по темам, внеклассного мероприятия | в теч. года |
9 | Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков п/о | в теч. года |
10 | Посещение уроков п/о, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ | в теч. года |
11 | Беседы с молодым мастером п/о по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания | в теч. года |
12 | Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам | в теч. года |
13 | Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия | в теч. года |
14 | Проведение открытых уроков п/о, внеклассных мероприятий для молодого мастера п/о | в теч. года |
15 | Совместное проведение родительских собраний, экскурсий, походов с обучающимися | в теч. года |
16 | Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения | в теч. года |
17 | Подготовка характеристики с оценкой работы молодого мастера п/о за весь период адаптации | в теч. года |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность программы наставничества связана с рядом условий, определяющих изменение характера деятельности техникума в условиях перехода к новым образовательным стандартам и притоком молодых педагогов.
Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие
На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри техникума, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами образовательного учреждения.
Не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель образовательного учреждения должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время.