12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Косарева Татьяна Николаевна19
Работаю мастером п/о по профессии "Сварщик" в ГПОУ "Интинский политехнический техникум" с 2001 года. Мой девиз: "Не тлеть, а гореть!"
Россия, Коми респ., г. Инта
5

Программа наставничества работы с молодыми мастерами производственного обучения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИНТИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» (ГПОУ «ИПТ»)













ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ МАСТЕРАМИ П/О











Автор: Косарева Татьяна Николаевна – председатель МО профессиональной подготовки, мастер производственного обучения













г. Инта, 2019





ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ МАСТЕРАМИ П/О


Цель:

создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности,

закрепления молодых мастеров п/о в коллективе.

Задачи:

создание атмосферы поддержки в педагогическом коллективе молодым педагогам,

оказание помощи в приобретении навыков практической деятельности, в планировании и организации учебной деятельности.

Основные принципы:

Принцип уважения и доверия к человеку.

Принцип целостности.

Принцип сотрудничества.

Принцип индивидуализации

Основные направления работы:

Планирование и организация работы по предмету.

Планирование и организация воспитательной работы.

Работа с документацией.

Работа по самообразованию.

Контроль и руководство за деятельностью молодого мастера п/о.

Психолого- педагогическая поддержка.

Виды деятельности в работе с молодыми мастерами п/о:

- повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого мастера п/о;

- глубокое изучение и освоение молодым мастером п/о учебной программы, требований к современному уроку производственного обучения ; научной и методической литературы по предмету;

- овладение молодым мастером п/о комплексным подходом к воспитательной работе, ознакомление, овладение методикой воспитывающего обучения; освоение современных требований к внеурочной работе по предмету;

- изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.

В работе с молодыми мастерами п/о правомерны все виды внутритехникумовского контроля.

В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения всех уроков п/о и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель - общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого мастера п/о.

Затем в течение первого года работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого мастера п/о.

Повторный контроль позволяет проверить устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле.
На второй год работы молодой мастер п/о ставится на
персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого специалиста за определенный период времени.

На третий год работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения и навыки обучающихся, состояние и ведение учебной документации (планы, записи в журналах, работа в ГИСЭО, дневники п/о обучающихся и т.д.)

Если в одной группе работает два молодых мастера п/о , то рекомендуется проведение группового обобщающего контроля.

Наставник сопровождает и оценивает работу нового сотрудника. Молодой мастер п/о ежемесячно представляет наставнику отчеты о работе, проделанной в соответствии с индивидуальным планом. Наставник оценивает работу и докладывает результаты председателю методического объединения.

Итоги работы молодой мастер п/о фиксирует в отчете. Отчет ведется им совместно с наставником: молодой специалист отмечает выполненные им виды работ; наставник дает краткую характеристику итогов их выполнения и реализации профессионально-деловых знаний, умений и навыков работника.

На основе отчета наставник обсуждает с молодым мастером п/о особенности его профессиональной деятельности и дает рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию, способствуя тем самым адаптации специалиста к профессиональным и организационным аспектам работы.

По окончании срока наставничества молодой мастер п/о в течение 10 дней сдает руководителю методического объединения следующие документы:

* отчет молодого мастера п/о о проделанной работе;

* план профессионального становления с оценкой наставником проделанной работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Процесс адаптации молодого мастера п/о к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

- мастер п/о овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства
страха, неуверенности;

- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.

Для систематизации работы с молодыми мастерами п/о составляется план работы.

Планируемый результат:

Если активно внедрять в работу с молодым специалистом данную программу, то через 3 года начинающий педагог сможет:

- самостоятельно разрабатывать и проводить уроки п/о, внеклассные мероприятия, совершенствуя далее педагогическое мастерство;

- устанавливать психологический контакт с коллегами, учениками и их родителями;

- принимать участие в различных мероприятиях;

- участвовать и выступать на педагогических советах, заседаниях МО;

- развивать свои профессиональные навыки и умения.














Формы работы с молодыми мастерами п/о:


I семестр

Выявление целеполагания в деятельности мастера п/о (посещение уроков п/о администрацией, руководителями М/О, преподавателями спецдисциплин);

Экспертная оценка уровня профессионализма;

Формирование экспертных групп по аттестации мастеров п/о техникума;

Организационно – методическая деятельность по ранжированию состава педагогических кадров («Школа молодого мастера п/о», М/О, творческие группы и т.д.);

Консультации (индивидуальные, групповые).

Участие в учрежденческих (городских, региональных) фестивалях, конкурсах, месячниках );

Взаимопосещение уроков п/о;

Работа творческих, проблемных групп, творческих мастерских, «мастер – класс» и т.д.;

Индивидуальные и групповые консультации;

Разработка дидактических материалов;

Изучение передового педагогического опыта педагогов техникума.


II семестр


Промежуточная диагностика результатов обучения учащихся с целью анализа деятельности мастера п/о;

Участие в конкурсах творческих программ, дидактических материалов, наглядных пособий;

Участие в конкурсах (учрежденческих, муниципальных, региональных) «Мастер года»;

Творческие отчёты мастеров п/о;

Анализ деятельности педагогов через результаты обученности и воспитанности учащихся (переводные и выпускные экзамены), составление программ методической и самообразовательной деятельности (учёбы) педагогов на диагностической основе в новом учебном году;

Проектирование, программирование, планирование информационно – методической деятельности по совершенствованию профессионального мастерства мастера п/о в новом учебном году.

Обязанности администрации, руководителей МО в работе с молодыми мастерами п/о.

Молодого мастера п/о, пришедшего впервые в техникум, директор:

-знакомит с Уставом учреждения, его структурой, историей, традициями, педагогическим коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка и режимом работы;

- дает характеристику студенческого коллектива;

-разъясняет ему права и обязанности мастера производственного обучения , записанные в Законе об образовании;

-определяет его должностные обязанности;

-знакомит с оплатой труда мастера п/о (согласно штатному расписанию) и учебной нагрузкой;

-назначает из числа лучших мастеров п/о соответствующей специальности наставника.

Заместители директора в ходе беседы с молодым мастером п/о:

- знакомят его с условиями труда, кабинетами техникума, определяют рабочее место;

- в расписание уроков предусматривают необходимость взаимного посещения уроков п/о стажером и его наставником;

- проводят предварительную работу в группах, где будет работать молодой мастер п/о и представляют его обучающимся;

- утверждают индивидуальный план адаптации молодого мастера п/о с учетом методической темы, над которой работает техникум.

В течение учебного года:

-контролируют деятельность наставника (если сам не является его наставником);

- планируют посещение отдельных уроков п/о и воспитательных мероприятий, проводимых молодым мастером п/о.

Алгоритм работы заместителей директора с начинающими мастерами п/о:

а) Изучение технологии современного урока п/о, методики проведения внеклассного мероприятия и т.д. Методическая работа с этой группой индивидуальна, основана на запросах педагогов, проводится по направлениям:

дидактическая подготовка. Изучение работ Занкова Л.В., Гальперина П.Я., Лернера И.А., Бабанского Ю.К. и др;

психологическая подготовка. Изучение работ И.С. Кона, Л.С. Выготского, Л.Т. Беленькой, В.В. Давыдова;

изучение частных методик, методических журналов;

техническая подготовка. Изучение возможностей использования компьютера в учебном процессе;

общекультурная подготовка.

б) Проведение творческих отчётов мастеров п/о, деловых игр, «Круглых столов»

в) Стимулирование самообразования мастеров п/о. Для этого:

разумная учебная нагрузка;

наличие методического дня;

бережное отношение к времени мастера п/о (строгая регламентация всех мероприятий);

возможность выездов за пределы города

Руководитель методического объединения проводит индивидуальное собеседование с молодым мастером п/о, вносит необходимую информацию о молодом специалисте в банк данных, а также знакомит его:

- с преподавателями спецдисциплин;

- методической темой;

- вариативными планами и учебными программами, по которым работают мастера п/о методического объединения;

- с планом работы методического объединения.

Осуществляя руководство молодым мастером п/о, наставник выполняет следующие функции:

- определяет методику обучения молодого мастера п/о, вместе с ним составляет план его профессионального становления;

- помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;

- проверяет усилия подшефного, дает нужные советы и рекомендует необходимую литературу;

- вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих мастеров п/о и преподавателей спецдисциплин и затем анализирует их;

- привлекает молодого мастера п/о к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;

- учит составлению календарно-тематических планов и других учебно-методических документов по предмету;

- знакомит с нормативными документами по организации УВП,

- гигиеническими требованиями к условиям обучения студентов;

- посещает уроки п/о, внеклассные мероприятия у своего подшефного и проводит их разбор;

- выносит на обсуждение на заседании М/О педагогическую деятельность молодого мастера п/о и план мероприятий по ее дальнейшему совершенствованию.
Наставник оказывает молодому мастеру п/о повседневную помощь в приобретении профессионально - педагогических знаний, умений и навыков, проводит необходимую воспитательную работу, контролирует выполнение индивидуального плана, составляет развернутую характеристику молодого специалиста. Для этого разрабатывается план работы наставника с молодым мастером п/о . ( см. Приложение №1)

Обязанности молодого мастера п/о

Молодой мастер п/о должен:

- изучить принципы перспективного и текущего планирования учебно – воспитательного процесса в техникуме и принять посильное участие в планировании работы техникума;

- в течение учебного года планировать учебно – воспитательную работу по своему предмету;

- разрабатывать поурочные планы и представлять их на утверждение своему руководителю;

- планировать внеклассную работу в соответствии с планом воспитательной работы техникума;

- в учебной работе на уроке п/о использовать различные методы, методические приёмы, формы и средства, активизирующие познавательную деятельность обучающихся (рассказ, беседа, лекция, лабораторное занятие, руководство самостоятельной работой обучающихся, эксперимент, демонстрация, использование учебных видеофильмов, телепередач, магнитофонных записей и т.д.);

- оказывать индивидуальную помощь по своему предмету в форме фронтальной работы (экскурсии, просмотр учебно – популярных фильмов, конференции, лекции и т.д.); групповой: ( кружок, олимпиада, тур. поход, диспут и др) и индивидуальной работы с обучающимися;

- принимать участие в организации и проведении факультативных занятий (желательно руководство и проведение одного факультатива или несколько его занятий);

- участвовать в оформлении кабинетов и мастерских техникума, и в организации работы в них обучающихся;

- активно участвовать в организации и проведении общетехникумовских мероприятий.





















ПРИЛОЖЕНИЕ № 1


План работы

наставника по адаптации к педагогической деятельности

молодого мастера п/о в ГПОУ «ИПТ»



п/п

Содержание мероприятия

Срок

1

Изучение должностной инструкции мастера п/о

1-10 сентября

2

Подготовка информационных материалов (списки администрации: должность, Ф.И.О., телефоны, № кабинета и мастерской; правила внутреннего распорядка; режим работы техникума и т.п.)



2-5 сентября

3

Составление плана работы по адаптации молодого мастера п/о к педагогической деятельности

сентябрь

4

Вводное ориентационное собеседование

сентябрь

5

Ознакомление с техникумом и его сотрудниками

сентябрь

6

Ознакомление с учебным кабинетом и мастерскими

сентябрь

7

Собеседование с руководителем методического объединения и администрацией техникума

сентябрь-октябрь

8

Совместная разработка системы уроков п/о по темам, внеклассного мероприятия

в теч. года

9

Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков п/о

в теч. года

10

Посещение уроков п/о, внеклассных занятий и их последующий подробный анализ

в теч. года

11

Беседы с молодым мастером п/о по определенным разделам педагогики, научному содержанию предмета, частной методике преподавания

в теч. года

12

Обмен мнениями о новых изданиях по общепедагогическим вопросам и предметам

в теч. года

13

Консультация по частным вопросам методики проведения внеклассного мероприятия

в теч. года

14

Проведение открытых уроков п/о, внеклассных мероприятий для молодого мастера п/о

в теч. года

15

Совместное проведение родительских собраний, экскурсий, походов с обучающимися

в теч. года

16

Отчет о проделанной работе на заседании методического объединения

в теч. года

17

Подготовка характеристики с оценкой работы молодого мастера п/о за весь период адаптации

в теч. года











ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Актуальность программы наставничества связана с рядом условий, определяющих изменение характера деятельности техникума в условиях перехода к новым образовательным стандартам и притоком молодых педагогов.

Профессиональная деятельность – неотъемлемая часть жизни современного человека. От того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие

На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, молодой специалист активно включается в систему профессиональных и социально-психологических отношений внутри техникума, усваивает новые нормы и ценности, согласовывает свою индивидуальную позицию с целями и задачами образовательного учреждения.

Не меньшее влияние на успешность профессиональной адаптации специалиста оказывают организационные факторы. В связи с этим руководитель образовательного учреждения должен стремиться организовать условия профессионального развития таким образом, чтобы молодой специалист успешно адаптировался в организации и закрепился в ней на долгое время.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.