Программа «Нейроигры в развитии и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Государственное бюджетное учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» Конаковского района
Тверская область, г. Конаково
Программа: «Нейроигры в развитии и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста»
Данную работу рекомендуем к ознакомлению для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских учреждений работающих с детьми ОВЗ, родителей имеющих детей с ОВЗ.
подготовила:
Шагалкина Надежда Александровна
педагог дополнительного образования
Г. Конаково
2023
Программа имеет социально реабилитационную направленность
«Нейроигры в развитии и воспитании детей с ОВЗ дошкольного возраста»,
для детей и детей с ограниченными возможностями посещающие занятия педагога дополнительного образования.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Иван Петрович Павлов
Вид проекта: социально-реабилитационный, индивидуальный, групповой.
Тип проекта: один календарный месяц.
Участники проекта: дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья.
Сроки реализации проекта: 01.11.-30.11. (21 занятие).
Цель: межполушарное заимоджействие - как особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Вовлечение родителей к применению нейроигр дома.
Аннотация проекта: как известно, игра – это ведущая деятельность детей. Она ненавязчиво учит социальным нормам, развивает умения и навыки ребёнка. В игре растёт интерес и мотивация к знаниям.
Актуальность:
Задачи: развитие пространственных представлений;
-развитие зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики;
-формирование правильного взаимодействия рук и ног;
-развитие слухового и зрительного внимания, воображения, памяти, речи, восприятия, мышления;
-обучение последовательного выполнения действий.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация речи в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребёнком и взрослым.
Рекомендации по проведению:
- По мере успешного выполнения легких упражнений можно постепенно усложнять.
- Проводить упражнения на развитие межполушарных связей необходимо в первой половине дня, длительность занятий не должна превышать 15 минут.
- Упражнения можно выполнять с педагогом и дома родителям с детьми или ребенком самостоятельно.
Предполагаемый результат:
- Овладение детьми правилами нейроигр, обучение четких правил выполнения задачи, улучшение двигательных навыков, применение ребенком игр самостоятельно.
Предполагаемые результаты проекта (родители):
- Расширят свои возможности влиять на процессы воспитания детей.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
- Применение нейроигр дома на постоянной основе.
Реализация программы:
Занятие 1. Перекрестное марширование. Игра «Мячик – сквиш».
Занятие 2. Рисование двумя руками.
Занятие 3. Зрительная гимнастика.
Занятие 4. Упражнение: Ухо – нос.
Занятие 5. Тренажеры для межполушарного развития.
Занятие 6. Перекрестные движения. Самомассаж.
Занятие 7. Игра ладонь, кулак, ребро.
Занятие 8. Рисование двумя руками.
Занятие 9. Перекрестное марширование. Игра кулак – ладошка.
Занятие 10. Пальчиковые упражнения.
Занятие 11. Упражнение: Ухо – нос.
Занятие 12. Самомассаж.
Занятие 13. Рисование двумя руками.
Занятие 14. Балансир.
Занятие 15. Тренажеры для межполушарного развития.
Занятие 16. Зрительная гимнастика.
Занятие 17. Пальчиковая игра «Нейродорожки».
Занятие 18. Самомассаж. Кинезеологические дорожки.
Занятие 19. Рисование двумя руками.
Занятие 20. Балансир.
Занятие 21. Зрительная гимнастика.
Список литературы:
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodejstviya_u_detej/
https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html
https://abakus-center.ru/blog/razvitie-oboih-polushariy-mozga
https://www.defectologiya.pro/zhurnal/razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodejstviya_u_detej/
https://www.detki-psy.ru/our-publications/articles/razvitie-mezhpolusharnogo-vzaimodejstviya.html
https://abakus-center.ru/blog/razvitie-oboih-polushariy-mozga
https://logopedprofiportal.ru/blog/698894
https://www.pdou.ru/categories/2/articles/4429
https://vk.com/@473073601-mezhpolusharnye-vzaimodeistvie-chto-eto-zachem-kak-razvivat
Примечание:
Перекрестное марширование: при ходьбе на месте, свидение правого локтя к коленке левой ноги и наоборот.
Игра «Мячик-сквиш»: Одной рукой катаем мячик, другой сжимаем сквиш и наоборот.
Игра кулак-ладошка: Поочередное чередование ладошки левой руки и кулака правой руки и наоборот.
Рисуем двумя руками.
Кинезеологические дорожки.
Рисуем двумя руками.
Пальчиковые дорожки
Елена Гаврииловна Гончарова